Этномузыкальное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста
Приобщение детей к музыкальному фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этномузыкальное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста
Детство – период рассвета в жизни человека. В этот период закладываются жизненные приоритеты и основы личности. Наша задача – задача взрослых, привить детям любовь к прекрасному, развить в малышах чувство товарищества, благородство, доброту. В помощь семье и педагогам народная педагогика выработала целую систему правил – наставлений. Передача нравственных истин осуществлялась через конкретный поступок и устное слово, начиная с того времени, как ребенок еще лежал в колыбели. Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому – то конкретному виду деятельности: мастера – ремесленники, певцы, сказочники. Народная педагогика учитывает физические и психологические особенности и возможности ребенка в разные периоды его жизни. В зависимости от них определялись и воспитательные приемы.
Приобщение к фольклору происходит постепенно, Самый эффективный способ привлечения детей к действию – игра. Л.С.Выгодский отмечает, что « игра для ребенка – важнейший способ взросления, способ перехода в иную, более престижную социальную группу. Это важно и для вступающих в брак. Тяга к развлекательности и « игривости » заимствована свадьбой от более ранних ритуальных форм повышения социального статуса – обрядов инициации, насыщенными разнообразными соревнованиями, играми: скачками, бегом на перегонки, стрельбой или бросанием предметов в цель, борьбой, угадыванием невесты и разгадыванием загадок, бросанием жребия ». Задача педагога – создать такое игровое пространство, в котором дети могли бы наблюдать жизнь взрослых, полную трудовыми делами и любовью друг к другу. Великий швейцарский педагог Генрих Песталоцци писал: «Воспитание – это пример и любовь, и больше ничего!». В игре дети проигрывают то, что они увидели и пережили и то, что им предстоит пережить в будущем. Это готовит ребенка к взрослой жизни, воспитывает умение преодолевать неудачу. Педагогическая задача – всячески повышать самооценку детей и стремиться, чтобы дети сами были инициаторами игры. Поиграв раз, другой, дети сами начинают игру в своей среде.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра – серьезное занятие. Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир.
Название игр и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например: « Конь », « Корова », « Козел », « Пчелы », « Плетень », « Волки и овцы».
В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. В играх « Репка», «Редька», «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Большое значение для формирования личности ребенка имеет воспитание его на материале народной музыки. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе. Приобщать детей к народной музыке нужно как можно раньше. Обычно это происходит в семье. Знакомство с музыкальным фольклором в дошкольных учреждениях осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Песня сопровождала русских людей всю жизнь. Русские народные песни, даже самые простые, отличаются высокими художественными качествами. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы, меткий образный язык – характерные черты русского песенного народного творчества. Мелодии, оставаясь очень простыми, часто варьируются, придавая песне особую притягательность. Именно народную песню дети легко воспринимают и запоминают. Ребенок, как существо с более чистым сознанием, припоминает ту информацию, которая заложена его генами. Лев Выгодский утверждает, что «Ребенок оказывается не пустым листом бумаги, а листом, сплошь исписанным биологически полезного опыта предков». Вся фольклорная информация, которую получают дети от взрослых в детстве: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, - важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Учеными установлено, что память ребенка, как и взрослого человека, состоит из двух взаимосвязанных памятей: оперативной и долговременной. Долговременная память включает в себя весь предшествующий звуковой опыт ребенка. Что будет записано на листах памяти ребенка, то и будет закодировано, осознано опытом, а затем будет постоянно прочитываться.
В сокровищнице музыкального фольклора большое место занимают песни детства. Все они разделяются на песни, сочиненные взрослыми для детей, песенки, которые придумывают сами дети и песни, заимствованные детьми у взрослых. Народные песни и попевки, сложенные взрослыми для детей соответствуют поре детства. Ребенок только пришел в этот мир. Он должен обрести уверенность и чувство спокойствия. Мелодии песен для малышей не содержат резких интервалов, построены они, в основном, в диапазоне терции, кварты или квинты. Примерами таких песен могут служить «Патока с имбирем», «Ходит зайка», « Петушок», «Скок, скок, поскок», «Уж и где же это видано», «Медведюшки йдут» и другие. «Ученые, протестировавшие память детей обнаружили, что они лучше всего запоминают ряд звуков, не превышающий пяти тонов»[31, 20]. Большинство песен детского фольклорного репертуара состоят из пяти тонов, поэтому они так легко запоминаются и исполняются детьми. Интервал квинта психологически комфортен для детей. Об этом говорят и исследования немецкого ученого Р. Штайнера. Им прочитан доклад, где музыкальное переживание интервалов приводится во взаимосвязь с изменяющимися в процессе развития ребенка способами переживания мира: «Ребенок вплоть до девятого года жизни еще не в состоянии по – настоящему понять мажоры и миноры…Ребенок живет еще очень сильно «в настроении квинты». Лады народной музыки, ее мелодические линии наиболее близки детям. Им комфортно вслушиваться в плавные, обволакивающие мелодии. Детям очень нравятся песни с древними напевами. Из опыта наших этномузыкальных занятий нам известны песни, которые особенно любимы маленькими дети, это: «Петушок», «А бай-бай, бай-бай, бай» (колыбельная Белгородской области), «Патока с имбирем», ингушская колыбельная «Киска – брыска». Они построены на простейших народных звукорядах, не превышающих интервала кварты, кроме колыбельной Белгородской области, построенной на интервале секста. Интересно, то, что в мелодии этих песен отсутствует малая секунда, особо резкий интервал. Такое строение лада характерно для пентатоники.
Мелодии, построенные на пентатонике характерны для старинной традиционной музыки стран Востока, в частности, Индии, Китая и Японии. Произведения этих народов построены на ладах, в которых отсутствуют резкие малые секунды. Такие произведения народной музыки несут в себе характер незыблемости, стабильности, покоя. Ребенку нужны эти состояния, чтобы укрепиться телом и духом на земле.
В наши дни мы видим, что возрастает интерес к своим корням, к народной музыке. Благодаря развитию фольклорного движения, уже в современных условиях мы имеем возможность наблюдать как фольклор демонстрирует единство музыкальной, вокальной, танцевально-двигательной, изобразительной и драматической составляющих.
Приобщаясь к фольклору, дети получают первые представления о культуре своего народа, учатся понимать и любить свою Родину.
Ядром русского музыкального фольклора является песня. Она воздействует на чувства человека, влияет на его сознание и поведение. Ее с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагогики.
Рассмотрим такое явление, как музыкальное интонирование детей от 1 года до 4 лет. Это уже вербальное интонирование. Многие слова, произносимые маленькими детьми очень певучи, они легко поддаются нотной расшифровке, часто встречается поющая речь. Г.М.Науменко приводит расшифровку импровизационных вокализирований. В этом возрасте дети стараются повторять голосом услышанные ими песни. Вся фольклорная информация, которую получают дети от взрослых в детстве: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, - важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Именно в самом раннем возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных способностей. Каждый услышанный ребенком звук, попевка запоминаются, кодируется в долговременной памяти, будет осознано опытом, а затем будет постоянно « прочитываться». Очень важно вовремя заложить поэтическую и музыкальную информацию. Не все, связанное с освоением интонаций, речи, музыки, получаемых в детстве извне, можно наверстать потом. Естествоиспытателями установлено, что существуют «критические периоды развития» у человека и животных. И это те этапы развития ребенка, в течение которых появляются ( а по истечению их, как правило, исчезают) возможности приобретения конкретных навыков. Поэтому очень важно, чтобы детям не только исполняли народные песни, но и обучали их самих фольклорному интонированию, используя самые простые детские песенки.
Примерно с четырехлетнего возраста дети начинают выходить из-под опеки родителей. Они общаются со сверстниками, участвуют в играх, перенимают друг от друга и особенно от более старших детей различные песни и припевки. Так появляется новый тип музыкального интонирования. Дети усваивают фольклорный материал, состоящий из считалок, дразнилок, закличек, приговорок, песенок и прибауток.
У детей младшего возраста, от 7 до 12 лет складывается довольно богатый репертуар из детского фольклора. Автор рассматривает типы интонирования, присущий детям этого периода. Он указывает, что «разговорная речь детей довольно вокализирована и мелодична, то есть дети часто скорее поют, чем говорят, как бы под слова обычной речи подкладывают мелодию» Автор проводит различительную грань между речевым и детским мелодическим фольклорным интонированием. Анализ записанных от городских и сельских детей считалок, дразнилок, закличек, приговорок, игровых припевов указывает на то, что исполнение этих произведений находится на грани между речевым и мелодическим интонированием. Считалки не поются, а скандируются; заклички энергично выкрикиваются; приговорки исполняются мелодизированным говорком. Автор делает такой вывод, что: «к музыкальным образцам можно относить лишь те записанные от детей произведения, мелодика которых имеет стройную композиционную форму, ритмовременную и звуковысотную упорядоченность, и только их исполнение можно называть не речевым, а мелодическим интонированием».
Знание возрастных звуковысотных диапазонов и регистров детских голосов имеет очень важное значение. Это знание позволяет выявлять примарные («натуральные») тоны в голосе ребенка, уберегать голос ребенка от чрезмерного физического напряжения. Известный специалист по эстетическому воспитанию детей, доктор психологических наук Н.Ветлугина сообщила результаты исследований, проведенных группой педагогов с 700 детьми, чьи голоса записывались на магнитную пленку и сопоставлялись по отдельным характерным признакам. Сопоставление позволило установить, что не существует четких границ между диапазонами, свойственными голосам детей различного возраста: типичные для отдельных возрастов диапазоны частично совпадают, как бы накладываются друг на друга. Обработка полученных данных дала следующие результаты: у детей трех – и четырехлетнего возраста диапазон достигает чаще всего 5 – 6 нот. У детей в возрасте от четырех до пяти лет самый большой диапазон меньше 9 нот, и от пяти до шести – меньше 10. Были установлены также основные регистры. Распределение регистров по возрастным группам выглядит следующим образом: дети трехлетнего возраста – ре 1 – ля 1; дети пятилетнего возраста – ре 1 – до 2; дети шестилетнего возраста - до 1 – ре 2. Прямые наблюдения и анализ записей показали, что ребенок стремится припевать не весь диапазон, а лишь «удобные» для него ноты.
Приобщая детей к музыкальному фольклору, мы возвращаем им духовно - нравственные основы, на которых формируется личность ребенка.
Аргументы научных исследований ученых, педагогов прошлого и современного свидетельствуют о больших потенциальных возможностях народной художественной культуры в становлении ребенка как творческой и духовно - нравственной личности. Из этих факторов выделяются следующие:
- близость народного искусства творчеству ребенка;
- связь народного творчества с природой. Гармонизация физического тела и духовной сферы ребенка, так как происходит приближение к правильным природным ритмам посредством приобщения к народным праздникам и обрядам, действующих в соответствии с народным календарем;
- коллективность и индивидуальность в едином комплексе дают творческий рост, как всему коллективу, так и каждому его участнику;
- Традиционность. Веками отбирались лучшие образцы, они отличаются красотой поэтики и мелодии, глубиной содержания;
- гуманность, человечность содержания. Народное творчество направлено на то, чтобы сделать жизнь человека содержательнее, добрее;
- обеспечивает здоровье и достаток, воспитывают трудолюбие и уважение к старшему поколению, все виды народного творчества экологичны и позитивны, несут в себе программу здорового развития, музыкальный фольклор построен на телесной свободе, пение в народной манере характеризуется открытостью звукоизвлечения, развивает правильное дыхание;
- играет огромную роль в патриотическом воспитании, произведения народной культуры несут в себе семантические образы Родины, матери, родной природы и т.д.;
- изучение и интерес к культурам других народов дает представление об общих человеческих ценностях, воспитывает толерантность;
- язык народного музыкального, речевого, изобразительного искусства не содержит эклектики (сочетание разнородных стилевых элементов, неоправданное художественной целостностью), развивает вкус;
-народному искусству присущи такие качества, как праздничность и мажорность, оно несет в себе эстетические и нравственные идеалы.