Открытый урок "Диалог теории и практики - средства музыкальной выразительности и их практическое применение в оркестровом классе"

Рейдман Яна Григорьевна

Открытый урок в рамках городского семинара " Межпредметные связи - один из залогов повышения мотивации обучающихся и эффективности учебного процесса в детской школе искусств в современных условиях". Урок проведен в оркестровом классе с образцовым детским коллективом " Оркестр русских народных инструментов "Аты - баты" 02.03.2018 года, МБУ ДО "Детская школа искусств Пионерского городского округа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_reydman_ya.g.doc633.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Преподавателя Рейдман Я.Г.

« Диалог теории и практики – средства музыкальной выразительности и их практическое применение в оркестровом классе»

Цель урока: создание художественно – выразительных образов музыкальных произведений в период их подготовке к концертному исполнению на основе взаимопроникновения музыкальных дисциплин, их  применения и развития  на практических занятиях.

Задачи урока: 

 -Работа над художественным образом музыкальных произведений на основе совершенствования языка музыки, применения на практике средств музыкальной выразительности,

- совершенствование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для создания художественного образа произведения,

 - работа над достижением ансамблевого единства,

 - работа над метро – ритмом, единством артикуляции, синхронностью звучания, динамическим балансом,

- работа над артистичностью и сценической культурой поведения.

План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

2. Основная часть урока:
а) методическое сообщение
б) работа над музыкальными произведениями:

- Е.Дербенко « Аты – баты»

- Янн Тьерсен «La valse d’Amelie»  

- М. Йохансон « Счастье среди песков».
3. Заключительная часть:

    Неразрывная связь предмета «Оркестровый класс» со всеми учебными предметами дополнительной общеразвивающей и  предпрофессиональной общеобразовательной программой  в области искусства «Народные инструменты».


Методическое сообщение.

«Чтобы наслаждаться произведениями искусства, нужно быть художественно образованным человеком» (Эрик Фромм).  

    Теория и практика  - философские категории, находящиеся в неразрывном единстве. Теория становится беспредметной, если не связывается с практикой, аналогично и практическая деятельность становится слепой, если не освещает себе дорогу теорией. Но теория превращается в величайшую силу, если складывается в неразрывной связи с практикой, могущей дать движению уверенность, силу ориентировки, понимание внутренней связи окружающих событий.

    Речь пойдет о неразрывной связи теории и практики в рамках цикла  предметов на отделе народных инструментов детской школы искусств на примере работы в классе «Оркестр народных инструментов».

    Оркестр – учебный предмет, который входит в разделы учебных планов с 4 класса П/П и с 3 класса ДОП , т. е. когда учащиеся уже овладели музыкальной грамотой,  многими теоретическими понятиями, которые они изучали на предметах сольфеджио, основах музыкальной грамоты, музыкальной литературы, беседах о музыке, а также   практическими навыками игры на инструментах на предметах специальность и основы музыкального  исполнительства.  Мои задачи, как руководителя  оркестрового класса – развить полученные навыки, воплотить их на практике, используя комплексные методики преподавания, современные технологии, создавая на уроках различные обучающие ситуации. Конечная цель нашей совместной работы с участниками оркестра - это концертное выступление.

       Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

      Разные элементы музыкального языка помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Видя перед собой нотный сборник, партитуру, клавир, отдельную партию, мы видим музыкальное произведение, записанное нотными знаками и знаками, обозначающими желательные композитором средства музыкальной выразительности при исполнении данного произведения. Дальше дело за исполнителем. Мы – посредники между композитором и слушателями, мы должны «вдохнуть жизнь» в эти нотные странички. Понимая эту ответственность, мы как можно серьезнее должны понимать и значение теоретических знаний, и умением их воплощения на практике.

    Итак: вы умеете прочитать нотный текст. Высота, долгота звука, его расположение на клавиатуре. Но это еще не музыка.

   Что далее?Что нужно, чтобы получилась та «бесконечная, мудрая, вечная, от которой так хочется жить»?

- Средства музыкальной выразительности.

  Тембр - особенное средство музыкальной выразительностиОн представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменту. Перед нами оркестр - это группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. В составе нашего оркестра – группа домр, группа балалаек, баяны, аккордеоны, ударные инструменты, которые мы используем в  качестве дополнительно выразительного средства. Кроме этого мы часто сотрудничаем с педагогами и учащимися других музыкальных отделов, воплощая совместные музыкальные проекты.

 (Демонстрация учащимися тембров различных инструментов оркестра)

    Мелодияэто музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “пение, песня”.

Мелодия – это основа музыки, “душа музыки”, важнейшее средство музыкальной выразительности. Каждый из вас, начиная  играть на инструменте, сольфеждируя начинал с простейших мелодий детских песенок, порой состоящих всего из нескольких звуков. Но это уже были мелодии.

   - Кто помнит, какая песенка была первой в его репертуаре?

 Сейчас вы грамотные музыканты, выступаете на концертах, конкурсах, …сдаете технические зачеты…

     Представьте, что я совсем далекий от музыкальной грамотности человек.  Прошу вас исполнить мелодию гаммы.

 - Предложение исполнить оркестром без заданных параметров гамму. Звучит хаотично, что побуждает учащихся задать «правильные» вопросы и самим же на них ответить.

 

- Да..Ситуация проблемная.  Почему так хаотично прозвучала самая простая гамма?  Чего не хватило в просьбе?

(не определен лад, не указан метро – ритм, не задан темп,  не назначен штрих исполнения, не намечена динамика ).

   -Предложение исполнить гамму до мажор от звука «до»  первой октавы вверх до звука «до» второй октавы, четвертными нотами в размере 4 четверти, в темпе Анданте, штрихом нон легато, сделав крещендо от пиано до меццо форте.

   -Из арсенала средств музыкальной выразительности остается добавить только гармонию. ( Концертмейстер гармонизует мелодию).

 Названы все средства музыкальной выразительности.

    Делаем заключение: мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности -  метро–ритма, без которого она не может существовать. В ансамблевом исполнительстве при неточности исполнения каких либо компонентов музыкального языка снижается художественный результат, то при нарушении метроритма рушится ансамбль.

 Лад - не менее важен  как средство выразительности. Существует два его  основных вида: мажор и минор.  

Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение или его часть.

  Динамика – одно из самых ярких средств музыкальной выразительности. Возможно даже важнейший носитель музыкальности. Это главный резерв, придающий звучанию гибкость и утонченность.

 Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

   К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру– склад, вид изложения музыкального произведения, штрихи или способы извлечения звуков.

   В работе над музыкальными произведениями мы встретимся со всеми средствами музыкальной выразительности, потому что наша задача – это создание художественного музыкального образа.

    Все предметы учебной программы тесно связаны между собой, взаимопроникают, дополняют, обогащают друг друга. В курсе музыкальной литературы вы изучаете биографии композиторов, их произведения, понимаете, что за каждым музыкальным произведением стоит личность человека - композитора со свойственным только ему музыкальным  языком.

Занятия в оркестре расширяют круг изучаемых композиторов и  музыкальных произведений.

Евгений Петрович Дербенко ( 17.03.1949)

   Композитор, педагог, баянист, гармонист, лауреат международных и всероссийских конкурсов, заслуженный деятель искусств России, профессор Белгородского государственного института культуры и искусства.

   Произведения, созданные Евгением Дербенко, исполнялись лучшими российскими баянистами А. Скляровым, Ф. Липсом, Ю. Сидоровым, Ю. Востреловым, С. Слепокуровым.

    К моменту создания настоящей страницы Евгением Дербенко создано более трёх тысяч пятисот музыкальных произведений разных жанров и форм, написанных для различных музыкальных инструментов.

     Сто из них записаны солистами, ансамблями и оркестрами в фонд Всесоюзного радио. Восемь произведений отмечены Почетными дипломами и премированы на Всероссийских конкурсах патриотической музыки.  Его произведения издаются не только в России, но и за рубежом: на Украине, в Беларуси, Германии, США, Швейцарии и других странах.

Е. Дербенко «Аты – Баты».

 Создана на основе двух песен Отечественной войны 1812г.

«Солдатушки, бравы ребятушки» — русская военная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых популярных в XIX веке[1]. Отличается большим количеством вариантов.

   Построена по принципу «призыв-отклик»; в качестве призывов используются родственные связи, в качестве откликов — различные военные термины или идеологические, реже бытовые символы

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава — Русская держава,
Вот где наша слава.

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши 
деды?
Наши деды — славные победы,
Вот где наши деды.

Использовалась: В советском художественном фильме «Хождение по мукам»

   В советском художественном фильме «О бедном гусаре замолвите слово» герой Георгия Буркова напевает её (почти в начале 2-ой серии, сидя за вожжами)

  В советском мультфильме «Смех и горе у Бела моря» песня звучит из репродуктора, а также поётся мужем Перепилихи с товарищем.

«Соловей пташечка»

Слушай, братцы, мой приказ:

"Поведу я в баню вас.

Как скомандую: ать, два!

Запевайте соловья".

Припев:

Эй, соловей, соловей, пташечка,

Канареечка жалобно поет.

Эй, раз! Эй, два! Горе - не беда,

Канареечка жалобно поет.

Так же существует много вариантов песни.

Обработка песен Е.Дербенко и создание инструментальной версии во многом носит изобразительный характер. Композитор использует шумовые ритмические эффекты, использует выкрики из песен, эффектные приемы игры на баяне, умело использует тембральные краски русских народных инструментов. Звучит музыкальная картинка идущего маршем солдатского отряда. Музыка яркая, с юмором и оптимизмом. Главное здесь маршевость.

   Исполняется пьеса Е.Дербенко «Аты – баты». Слушателям предлогается принять участие в марше, изображая легким притопыванием маршевый шаг, который начинается и заканчивается по дирижерскому жесту.

Янн Тьерсен  (фр. Yann Tiersen; родился 23 июня 1970 года) — Бретонский мультиинструменталисткомпозитор-минималист. Играет на различных инструментах. Среди них скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, виолончелькарильонклавесинмелодическая гармоникавибрафонмандолинабанджо и др.

     В 2001 году, Режиссёр Жан-Пьер Жёне, в поисках музыки для своего грядущего фильма, случайно услышал в машине своего ассистента музыку Янна Тьерсена, и впечатавшись скупил себе его диски. Жан-Пьер, предложил поработать Янну над саундтреком для его фильма. Тьерсен согласился.

     Саундтрек  «La valse d’Amelie»  написан специально для фильма.

В том же году, после выхода фильма и альбома «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain» (« Сказочная судьба Амели Пулен»)  Янн получил славу во всём мире.

    Одри Тоту, сыгравшая роль Амели в мгновение ока стала знаменитой, как и Ян Тьерсен. «Амели» ( оригинальное название « Сказочная судьба Амели Пулен») собрал 4 премии «Сезар», 2 премии Британской киноакадеамии и имел 5 номинаций на «Оскар».

   Это трогательная, в меру сентиментальная и хулиганская история о необычной девушке, которую полюбил весь мир. Чарующий Монмартр, музыка Яна Тьерсена сделали фильм шедевром и самой успешной работой Жана-Пьера Жене.

Янн Тьерсен «La valse d’Amelie» 

   Минимальными средствами, казалось бы простой мелодии, повторяющейся гармонии, но все уплотняющейся к кульминации оркестровой фактуре достигается очень яркая динамическая кульминация.

   Демонстрация каждой постепенно добавляющейся отдельной партии. Все в трехдольном вальсовом ритме на фоне простой гармонии( d-moll, a-moll; F-dur, C-dur). У каждого инструмента своя мелодия.

- Романтичная мелодия аккордеонов

- Прозрачные колокольчики

- Ритм оживляют балалайки

- Кружащаяся мелодия баянов

- Половодье фортепиано

- Домра альтовая

Кульминация – звучащий воздух, полное заполнение музыкой пространства

- Ударные.

     Вспоминаются стихи В.Маяковского « А вы ноктюрн сыграть  могли бы на флейте водосточных труб?». Я.Тьерсен может.

Исполняется «La valse d’Amelie» 

Партитура следующего произведения подарена нам легендарным ансамблем «Терем – квартет» этим летом во время летней творческой школы «Балтийская палитра», где побывали трое участников оркестра – Омшев Максим, Евсюков Илья и Пучинин Матвей.

«Терем-квартет» — музыкальный коллектив русских народных инструментов из Санкт-Петербурга, исполняющий музыку в стиле классический кроссовер. «Терем-квартет» выпустил в России и за рубежом 17 дисков, репертуар ансамбля включает более 500 композиций классической и современной музыки.

  Музыкальный коллектив дал более 2 500 концертов и выступил более чем в 60 странах. «Терем-квартет» неоднократно представлял Санкт-Петербург на многих мероприятиях международного значения, поэтому его часто называют символом города

   В состав квартета в настоящее время входят: Андрей Константинов — малая домра, Андрей Смирнов — баян, Владимир Кудрявцев — контрабас, Алексей Барщёв — домра-альт.

  У нас всегда была высокая идея — играть современную музыку на основе национальной, так чтобы она была понятна и при этом народна в прямом смысле этого слова. Чтобы музыка будоражила слушателя и нас самих…

                                                                                   — Андрей Константинов

    Classical crossover — музыкальный стиль, представляющий собой своеобразный синтез, гармоничное сочетание элементов классической музыки и поп, рок, электронной музыки. Название официально утвердилось не так давно, войдя в список номинаций музыкальной премии Grammy, ежегодно присуждаемой Национальной академией звукозаписи США. Этот стиль настолько популярен, что Billboard создал для него отдельный чарт среди своих хит-парадов. Иногда применительно к вокальной музыке этого жанра используют название operatic pop или popera.

  ( Возможно к дополнениям ваших музыкальных познаний)

Магнус Йохансон «Счастье среди песков» (исландская песня)

Magnús Blöndal Jóhannsson 08.09.1925-01.01.2005

Композитор,музыкальный критик пианист, помощник режиссера в Национальномтеатре,член Национального музыкального отдела Службы радиовещания  Исландии. 

Наследие:сотни песен, кинематографической музыки, театральной музыки, оркестровой и камерной музыки. Вначале он сочинял преимущественно песни, но к 1950 году начал экспериментировать с электронной музыкой. Среди его самых известных работ в области кинематографии - его музыка к фильму Ósvaldar Knudsen Surtur- Sveitin milli sanda

  В этом произведении к оркестру прибавляется еще одна ярчайшая тембровая краска – Соло на саксофоне звучит в исполнении Г.А.Трутнева. В этом произведении, конечно, королева – мелодия. Ее поддерживает довольно сложный ритм босановы. Инструменты оркестра поддерживают гармонию, вторят мелодии, а баяны окутывают импровизационными кружевами.

  Ритмическое простукивание аккомпанирующей группой ритма на фоне баса. Эффект покачивания, зыбкости и теку

чести.

Исполняется песня «Счастье среди песков»

Заключение

Длительный период работы с оркестром убеждает меня в том, что для того, чтобы играть в оркестре, нужно изучать весь цикл предметов учебной программы. Они слишком тесно связаны, чтобы упустить какой либо из них. Существование оркестра в Детской школе искусств возможно только как одного из предметов всего цикла предметов учебной программы.  

…Теория превращается в величайшую силу, если складывается в неразрывной связи с практикой, могущей дать движению уверенность, силу ориентировки, понимание внутренней связи окружающих событий.

В свою очередь  ансамблевое   музицирование   обладает   огромным   развивающим потенциалом   всего   комплекса   способностей   учащихся:   музыкального слуха   памяти   ритмического  чувства   двигательно-моторных  навыков; расширяется музыкальный кругозор  интеллект музыканта; воспитывается и    формируется    художественный    вкус     понимание    стиля     формы  содержания исполняемого произведения.

 

Методическая литература

1.М.И.Имханицкий У истоков русской народной оркестровой культуры. М.:1984

2.В.В.Крюкова Музыкальная педагогика. Ростов на Дону:Феникс, 2002

3.Б.Тихонов Самодеятельное народно – инструментальное исполнительство в школе, Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1977

4.В.Рязанов Русские народные инструментальные ансамбли. М.: Музыка, 1977

5.М.Имханицкий А.Мищенко Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики. М.:РАМ им. Гнесиных, 2004

6.Н.Ризоль Очерки о работе в ансамбле. М.: 1986

7. В.Ушенин Школа ансамблевого музицирования .Ростов на Дону :Феникс

Интертет  ресурсы

http://www.slovarnik.ru/html_tsot/t/teori8-i-praktika.html

http://bav005.ru/avtograf_derbenko.htm

http://www.karaoke.ru/artists/narodnaja/text/soldatushki-bravy-rebyatushki/

https://ru.wikisource.org/wiki/

http://www.terem-quartet.ru/

https://www.mbl.is › mbl.is › Greinasafn