Итальянские музыканты эпохи барокко
В данной работе я попыталась рассказать о всем известных и малознакомых итальянских музыкантах эпохи барокко!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
italyanskie_muzykanty.docx | 87.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Итальянские музыканты эпохи барокко
выполнила:
Палеева Ольга Леонидовна,
преподаватель фортепиано
МБОУ ДО ДШИ №7
г. Курск, 2018 г.
Наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьянённостью звучат страницы,
пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды,
в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная весёлость царят легко и свободно, как в дни карнавалов.
(Б. Асафьев)
Италия - страна с высочайшими музыкальными традициями, и неудивительно, что именно там, в XVI-XVII веках зародился новый «свободный» стиль, требующий большей эмоциональности, виртуозности музыкантов, более сложной и свободной вокально-инструментальной полифонии, выразительности, импровизации и использования изысканных музыкальных украшений, стиль, несущий в себе сам дух итальянского искусства - барокко. Главный инструмент эпохи - скрипка, а одной из основных барочных музыкальных форм стала опера. В творчестве композиторов неаполитанской оперной школы преобладала опера-сериа (от ит. seria - серьёзная), обычно на мифологический сюжет. Ещё существовала опера-буффа (от ит. buffa - комическая) - с весёлым бытовым сюжетом. Большую популярность приобрели сонаты. В эпоху барокко сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera), состоявшую из прелюдий и танцев, и сонату церковную (sonata da chiesa). Также к характерным барочным жанрам можно отнести оратории, кантаты, партиты, хоральные прелюдии, мессы. Весьма распространен в эпоху барокко становится жанр кончерто гроссо (от ит. сoncerto grosso - большой концерт) - оркестровое произведение, написанное в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов concertino (малая концертная группа) «соревнуется» со всей массой оркестра (tutti).
Вся проблема в том, что итальянским композиторам даже для простого перечисления здесь нет места — совершенно невозможно всех поименно назвать. Поэтому придется выбирать, а дело это неблагодарное. Скажем только, что в раздробленной тогда на отдельные государства Италии существовало несколько школ: «римская», «флорентийская», «венецианская». Таким образом, придется многих и многое опустить, но выхода нет. Просто «заглянем в гости» к некоторым из мастеров барокко.
Грегорио Аллегри (1582 — 17 февраля 1652) — итальянский композитор и (так же, как и впоследствии Вивальди) — священник. В Италии было несколько художников с фамилий Аллегри и несколько композиторов. Такая вот «художественная» и «музыкальная» фамилия — во втором случае особенно, с учетом того, что есть и сугубо музыкальный термин «аллегро» (обозначение темпа и частей произведений, само же слово «аллегро» обозначает «веселый, быстрый»). Нас интересует самый знаменитый Аллегри — Грегорио — тот, что в Риме. Творчество Грегорио Аллегри находится на стыке эпох — Возрождения и барокко, есть черты того и другого стиля. Само слово барокко — от португальского слова perola barroca — «жемчужина неправильной формы», или жемчужина с пороком. Барокко — нечто вычурное, причудливое, даже порочное — сейчас такой перевод воспринимается забавно.
Грегорио Аллегри учился, находясь под влиянием музыки Джованни Палестрины. Большую часть жизни он проработал в Сикстинской капелле в Ватикане. Самое известное произведение Аллегри — Мизерере. Miserere — начальное слово текста римско-католической службы (Miserere mei, Deus — «Помилуй меня, Боже») — музыка на 50 (51) псалом. Эта музыка считается шедевром духовной музыки своего времени. Ко всему прочему, у этой музыки есть своя история, своя жизнь, своя тайна и легенда. Дело в том, что Ватикан запретил копирование Мизерере под страхом отлучения от церкви, таким образом, «засекретив» музыку. История гласит, что через много лет Ватикан посетил 14-летний Моцарт — во время поездки с отцом в Италию. Он услышал Мизерере Аллегри, со слуха его полностью запомнил и в этот же день записал ноты по памяти. Скоро ноты были изданы. Наказания Моцарту не последовало. Вот такая удивительная и таинственная история. Miserere Аллегри исполняется сейчас в Европе очень часто, и это исполнение уже может быть не связано с конкретной церковной службой. Это — очень частое явление в истории.
Клаудио Монтеверди (15 мая 1567 — 29 ноября 1643 годы) — крупнейший итальянский композитор, чье творчество также находится на границе эпохи Возрождения и барокко. Монтеверди родился на севере Италии — в Кремоне. Последние десятилетия жизни он работал капельмейтером в самом главном, кафедральном соборе Венеции — Соборе святого Марка (Сан-Марко — сейчас наследие ЮНЕСКО). Монтеверди работал и воспитывал сыновей (жена умерла в молодости). Один из сыновей погиб во время эпидемии чумы, второй за чтение запрещенных книг попал в руки инквизиции (отцу удалось добиться его освобождения). В Венеции же Монтеверди был рукоположен в священники. А после того как стал священником, написал свои «самые светские» оперы. Напомню, что опера стала едва ли не первым светским монументальным (то есть не небольшая песня, а крупное произведение) жанром, не связанным с церковью. Но это не значит, что опера взяла и «потеряла дорогу к храму», просто она начала искать новые темы и новые «смыслы». И так же, как и значительная часть живописи того времени, опера обратилась снова к Древней Греции и Древнему Риму — к идеям и сюжетам. Античность была европейским «нашим всё» эпохи барокко. Опера (итальянское: труд, работа) родилась в Италии. Идея пришла из Флоренции, кому-то будет интересно узнать, что одним из инициаторов идеи «синтеза искусств» был композитор Винченцо Галилей — отец Галилео Галилея. Опера «разделилась» — на оперу-сериа (итальянский: seria — серьезная), и оперу-буффа (buffa — комическая, многим знакомо слово «буффонада»). В последней преобладали бытовые сюжеты. Автором первой оперы вообще считается флорентиец Якопо Пери (20 августа 1561- 12 августа 1633 года). Опера «Орфей» Монтеверди — на известный всем сюжет.Еще одна опера Монтеверди, которая до сих пор на сцене — «Коронация Поппеи». Здесь довольно необычен сюжет — он исторический (на основе работ Тацита, Светония и других авторов) и страшный. Две оперы Монтеверди в 20 веке неожиданно вернулись на сцену, через три столетия. Странным образом эта музыка оказалась вновь востребована, как и вся музыка барокко. Возвращаясь к Монтеверди, нельзя не сказать, что в 2007 году был снят художественный фильм под названием «Весь Монтеверди» (английский фильм «The Full Monteverdi»), целиком основанный на музыке итальянского композитора.
Антонио Чифра (1584 – 02 октября1629) - итальянский композитор римской школы. Сочинял музыку как в стиле Возрождения, так и в стиле раннего Барокко.
Антонио Чифра родился в городе Террачина, близ Рима. В 1590-х учился у Джованни Бернардино Нанино. С 1605 по 1607 он был музыкальным руководителем Римской семинарии, с 1608 по 1609 занимал аналогичную должность в "Германо-венгерской коллегии" в Риме. В 1609 он занял место капельмейстера базилики Санта Каса в Лорето и оставался на этом посту до конца жизни.
В соборе Санта Каса находится одна из величайших святынь католического христианства - "Дом богородицы" и Лорето является одним из самых популярных паломнических центров католической Европы. Культурные связи между Лорето и Римом всегда были прочные и Чифра постоянно поддерживал контакты с римскими композиторами. Ближе к концу своей жизни он принимал участие в нескольких крупных музыкальных событиях в Риме, в том числе в Великих Вечерях в соборе Св.Петра, в которых он руководил одним из хоров.
Чифра был плодовитым композитором, издал 45 отдельных изданий своей музыки. В основном он сочинял духовную музыку: псалмы, литании, мотеты, мессы и другие церковные песнопения, а также несколько светских мадригалов. Стилистически музыка Антонио Чифра колеблется от гомофонных месс в стиле Палестрины (по требованию Третенского собора, полифония должна была сведена до уровня, обеспечивающего четкое звучание текста) до прогрессивных работ в Венецианском стиле. Для некоторых сольных мадригалов использовал технику монодии. Некоторые его мадригалы, в стиле кончертато, похожи на маленькие кантаты и могут рассматриваться как их предшественники. Их разработку он начал к концу жизни и не успел развить во что-то большее.
Чифра также один из немногих композиторов, на которого оказали влияние чрезвычайно хроматические произведения Карло Джезуальдо. Чифра не применял эту технику постоянно, но выпустил в 1621 одну книгу мадригалов, которые выглядят, как преднамеренные копии стиля Джезуальдо и используют тексты самого Джезуальдо.
Барбара Строцци (крещена 6 августа 1619 - 11 ноября 1677) - итальянская певица и композитор эпохи Барокко. Одна из самых известных женщин-композиторов своего времени.
Барбара Строцци родилась в Венеции и была крещена 6 августа 1619 года. Её мать Изабелла Гарцони была служанкой в доме известного поэта, либретиста, общественного деятеля и покровителя музыки Джулио Строцци, члена могущественой и богатой семьи. В восемь лет Барбару удочерил Джулио Строции, вероятнее всего, она была его родной незаконной дочерью, так как он включил Барбару в своё завещание и заботился об её образовании. Барбара Строцци выросла в окружении музыкальной и интеллектуальной среды Венеции, её отец создал музыкальное общество "Академия дель Унисони" (Accademia degli Unisoni), в котором Барбара могла продемонстрировать свой вокальный талант широкой аудитории. Также он приглашал лучших педагогов для её обучения, одним из них был известный органист собора Св.Марка, композитор Франческо Кавалли, которому она впоследствии посвятила сборник своих произведений.
Уже в возрасте шестнадцати лет Барбара сделала себе имя в качестве музыканта: она пела на концертах в доме Джулио Строцци, аккомпанируя на различных инструментах, которыми владела в совершенстве. Тексты песен сочинял её отец. Композитор Николо Фонтеи в 1635 году опубликовал сборник песен, в предисловии к которому он указал, что песни написаны с желанием "угодить очаровательной и очень талантливый молодой женщине синьоре Барбаре" и называл её "виртуознейшая певица". . Это предположение косвенно подтверждается картиной Бернардо Строцци "Женщина с виолой-да-гамба", которая считается портретом Барбары Строцци. Тем не менее, этот источник может просто клеветать на неё или быть неправильно интерпретирован, так как это сатирическая брошюра, написаная анонимным автором из конкурирующего общества.
Барбара Строции была известна не только как певица, но и как успешный композитор. Она напечатала восемь своих коллекций, куда вошли более 125 произведений, это больше, чем у любой женщины-композитора в 17-м веке. В основном это светские вокальные работы различных форм и продолжительности. В отличии от другой известной женщины-композитора периода Барокко Франчески Каччини, Барбара Строцци никогда не сочиняла оперу, но большинство её композиций для сольного лирического сопрано с эффектным изображением драматического действия. Некоторые аспекты её стиля, впечатляюще трудно звучащие мелодии, созданы для демонстрации её вокальной техники с максимальной выгодой.
Первый сборник песен Барбара Строцци опубликовала в 1644 году, в основном это были мадригалы для двух-пяти голосов на тексты Джулио Строцци. Потом был долгий перерыв, связанный с рождением всех её детей и второй сборник вышел в 1651 году, состоящий из арий, кантат и дуэтов. Особенно увеличились темпы выпуска коллекций после 1652 года, когда умер её отец и чуть раньше муж, это связывают и с финансовой необходимостью, так как она одна воспитывала детей. Все эти сборники посвящены разным влиятельным персонам, в том числе королевским особам, возможно, она искала их покровительства. Для своей музыки она использовала тексты отца, его друзей, а также свои собственные. Так как музыкальная терминология ещё не устоялась в то время, она называла свои произведения для сопрано и континуо по разному - кантаты, арии, ариетты, ариозо и др., но это похожие по форме работы, и она является одним из самых плодовитых композиторов в этом направлении.
Последний опубликованный том работ Барбары Строцци увидел свет в 1664 году, также известно, что в 1665 году она сочинила и исполняла несколько песен для герцога Мантуи Карло II, и после этого практически ничего о ней не было слышно до самой смерти, только известно, что в мае 1677 года Барбары Строцци ещё была в Венеции, а умерла 11 ноября 1677 года в Падуе от болезни.
Джироламо Фрескобальди
(13.09.1583 - 01.03.1643) - итальянский композитор, музыкант, педагог. Один из самых важных композиторов органной музыки позднего Ренессанса и раннего Барокко. Его работы являются кульминацией в развитии органной музыки 17-го века, они повлияли на многих крупных композиторов, в их числе Иоганн Якоб Фробергер, Иоганн Себастьян Бах, Генри Пёрселл и другие, вплоть до конца 19-го века.
Джироламо Фрескобальди родился в Ферраре, в состоятельной семье, его отец Филипп был органистом, как в последствии стали Джироламо и его сводный брат Чезаре. Фрескобальди учился у Луццаско Луццаски, знаменитого мадригалиста и органиста при дворе герцога Альфонсо II д'Эсте. Хотя клавирная музыка Луццаски сегодня относительно неизвестна (большая часть была утеряна), источники того периода свидетельствуют, что он был талантливый композитор и исполнитель, один из немногих, кто мог сочинять для архичембало, сконструированного Николой Вичентино, и играть на нем. Фрескобальди был вундеркиндом и очень быстро приобрёл известность. Уже в 14 лет он был органистом в одним из религиозных братств. В тот период Феррара был влиятельным городом, его часто посещали и работали в нём известные музыкальные деятели, на Фрескобальди оказали влияние такие мастера, как Клаудио Монтеверди, Джон Доуленд, Орландо ди Лассо, Клаудио Меруло и, самое главное, Карло Джезуальдо.
В какое-то время он поступил на службу к богатой и влиятельной аристократической семье Бентивоглио. Со своим покровителем Гвидо Бентивоглио в 1604 Фрескобальди отправляется в Рим, где становится органистом и певцом в церковном братстве, а с 1607 - органистом в базилике "Санта Мария ин Трастевере". В 1607-1608 он сопровождал Бентивоглио в его путешествии во Фландрию. Это дало ему возможность познакомиться со многими важными музыкантами Брюсселя и Антверпена. В Антверпене в 1608 он выпустил свой первый сборник мадригалов для 5 голосов, что символически ознаменовало окончание периода его становления и начало нового этапа в творчестве.
Во время заграничной поездки он был избран органистом собора Святого Петра в Риме и был отозван в Италию, по дороге Фрескобальди сделал длительную остановку в Милане и принял участие в выпуске музыкальной антологии, в которую так же вошли произведения Луццаски, Меруло и Джованни Габриели. В октябре 1608 он вернулся в Рим и приступил к исполнению своих обязанностей, эту должность, с небольшими перерывами, он занимал до самой смерти. В период 1610-13 Фрескобальди начал работать на кардинала Пьетро Альдобрандини и оставил эту службу только после смерти кардинала Альдобрандини в феврале 1621. В 1613 Фрескобальди женился на Орсоле дель Пино, у них было пятеро детей, двое из которых родились ещё до брака. В 1614 ему предложили должность при дворе герцога Мантуи, Фердинандо I Гонзага, однако, по приезде туда он встретил холодный приём и вернулся в Рим. Всё это время он продолжал публиковать свою музыку, в 1615 вышли 2 издания книги токкат и сборник ричеркаров и канцон.
В дополнение к своим обязанностям в базилике и работе на кардинала, Фрескобальди также занимался преподаванием, а иногда работал и в других церквях. Период 1615-1628 был наиболее продуктивным временем в творчестве Фрескобальди. Основными его работами этого периода были инструментальные пьесы - токкаты, ричеркары, каприччио, канцоны и другие, изданные в нескольких коллекциях. В 1628 базилика Святого Петра разрешила Фрескобальди покинуть Рим, Джироламо переехал во Флоренцию на службу органистом к Великому герцогу Тосканы, Фердинандо II Медичи, и был самым высокооплачиваемым музыкантом двора.
Композитор вернулся в Рим в апреле 1634, вызванный Папой Урбаном VIII Барберини. Он продолжил работать в Соборе Святого Петра, а также стал служить семье Барберини, что было очень почётно для любого музыканта, в это же время этой семье служил другой знаменитый композитор Иоганн Иероним Капсбергер. В 1635 Фрескобальди опубликовал одину из самых важных и лучших своих книг - сборник литургической органной музыки "Музыкальные цветы" (Fiori musicali). "Музыкальные цветы" оказывали влияние на композиторов по крайне мере ещё два столетия. Иоганн Себастьян Бах был одним из её поклонников, её части были включены в знаменитый трактат "Gradus ad Parnassum" (1725) Иоганна Йозефа Фукса, который использовался и в девятнадцатом веке. В 1637 вышло переиздание старых коллекций, больше Фрескобальди не опубликовывал свои произведения, хотя после его смерти, его сын Доменико Фрескобальди выпустил ещё две книги произведений отца. Джироламо Фрескобальди умер 1 марта 1643 в Риме после непродолжительной болезни и был похоронен в базилике Санти-Апостоли.
Микеланджело Галилей (18.12.1575 - 03.01.1631) - итальянский композитор и лютнист позднего Возрождения и раннего Барокко, работал в основном в Германии и Польше. Сын музыкального теоретика и лютниста Винченцо Галилея и младший брат знаменитого астронома Галилео Галилея.
Галилей родился 18 декабря 1575 во Флоренции. Его отец Винченцо Галилей был членом знаменитой "Флорентийской камераты", результатом действий которой стало рождение оперы. От отца Микеланджело получил музыкальное образование и научился игре на лютне. После смерти отца в 1591, 16-летний Галилей переезжает к своему старшему брату в Падую.
В 1593 Микеланджело Галилей отправился в Польшу, где иностранные музыканты пользовались большим спросом. В Польше в конце 16 и начале 17-го века было несколько значительных музыкальных центров, один из них в Кракове, где временно работал известный итальянский мадригалист Лука Маренцио, а также Диомед Като и Валентин Бакфарк.
В 1599 Галилей приезжает во Флоренцию и пробует получить работу при дворе великого герцога Тосканского Фердинандо де Медичи, но попытка оказалась неудачной и он вернулся в 1600 на свою предыдущую должность в Польше, где оставался до 1607.
В 1607 он устраивается лютнистом в придворную капеллу герцога Баварского Максимилиана I в Мюнхене. Мюнхен был одним из самых прогрессивных центров Европы в середине 16 столетия и многие талантливые итальянские музыканты приезжали туда, чтобы жить и работать. Он оставался в Мюнхене до конца своей жизни, был отцом восьмерых детей, трое из которых также стали музыкантами.
Микеланджело Галилей в основном сочинял развлекательную светскую музыку для десятиструнной лютни, многие из его произведений были опубликованы в его первой книге "Il primo libro d'intavolatura di liuto" (1620), изданной в Мюнхене, в качестве нотации он использует табулатуру. Некоторые его сочинения публиковались в других музыкальных коллекциях.
Музыка, представленная в его книге, состоит из танцев, таких как гальярды, вольты и куранты, свободно сгруппированных в сюиты (наборы), по музыкальной моде времени. Каждой сюите предшествует токката и заканчивается книга двумя парами пассамеццо и сальтарелло. Стилистически они созданы в самой современной технике времени, с диссонансом, орнаментом и прогрессивной тональностью - элементами, используемых в раннем Барокко. Его музыкальный стиль особенно пользовался популярностью в южной Германии, даже когда он был еще в Польше.
Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Возможно, его предки были пиратами. Он был первенцем в многодетной семье брадобрея и скрипача. То есть отец работал парикмахером, услаждая периодически скучающих посетителей игрой на скрипке. Играл он и в оркестре собора святого Марка (кафедральном венецианском). Старший сын уже замещал отца в этом оркестре в 10 лет. А первый свой опус Антонио сочинил в 13 лет. В Италии существовала замечательная традиция: чтобы спокойно заниматься музыкой, лучше всего было принять духовный сан. Обладатель этого сана мог заниматься музыкой, причем не только духовной, но и мирской, светской, ему никто не мешал. Так случилось с Монтеверди, так случилось и с Вивальди. В 23 года Антонио Вивальди становится священником и начинает работать. Главная его деятельность заключалась в преподавании в женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietа»). Это были особые заведения в Венеции: предназначенные для сирот (до 900 девочек), они давали прекрасное воспитание и образование, в том числе — музыкальное. В таких заведениях поработали многие крупные итальянские музыканты. А сами «консерватории» славились своими концертами. Вивальди пишет сонаты, оперы, концерты (всего известно только 465 инструментальных концертов!). Он работает очень много и становится известным во всей Европе. Конечно, случались у него и столкновения с церковными властями (как почти в то же время у Баха в Германии). Почему он оставил службу и ушел? Но это не я виноват, а Бог. Он послал мне в этот момент вдохновение, и я ему подчинился. Вообще-то, надо сказать, что Инквизиция не трогала музыкантов… Будучи в Мантуе, Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро (тоже дочкой парикмахера). Анна и ее сестра становятся постоянными спутницами композитора. На эту тему слишком много разговоров. Было ли грехопадение Вивальди — я не знаю. И спекулировать на эту тему не хочу. Но из-за определенных слухов ему был запрещен въезд в город Феррару, где во время карнавалов исполнялись его оперы. Он уехал в Рим, много работал там. Во французском посольстве тогда служил Жан-Жак Руссо, он очень ценил Вивальди и сам исполнял его музыку. Вивальди принял решение уехать в Вену, ко двору поклонника его музыки императора Карла VI. Но император внезапно умирает, за этим последует новая общеевропейская война. А Вивальди, уже никому во взбудораженной Вене не нужный, умирает там 28 июля 1741 года. Вивальди умирает на 200 лет. И вновь «оживает» в 20 веке. После страшной войны, после здравых сомнений в собственной разумности, человек вспомнил о Вивальди и заиграл эту музыку. Сейчас это самая исполняемая музыка на планете Земля. Случайность? Конечно, нет. И, конечно же, в честь Вивальди назван кратер на Меркурии.
«Времена года» Это самое известное произведение Антонио Вивальди. Называлось оно чуть по-другому: «Четыре времени года». И само название символично. Начинается цикл с «Весны» и заканчивается «Зимой» (первоначально: «Ад»). Смысл времен года может быть и символичен: от «рождения» весной до «умирания» зимой. Это очень «изобразительная» музыка: в ней можно услышать и раскаты грома, и кружение зимних вихрей, и пастушьи наигрыши летом, и охотничьи фанфары осенью. Но прежде всего — это красивая музыка. Очень редко употребляя слово «красивый», не могу удержаться по отношению к музыке Антонио Вивальди.
Итак, итальянская музыка барокко многообразна и многогранна! нам остается только слушать, восхищаться и открывать новые (забытые) имена!
.