План-конспект открытого урока «Формы и методы работы над исполнением произведений a'cappella в классе сольного народного пения на материале русской народной песни «Лен зеленой»

Медовщикова Татьяна Александровна

Данный материал содержит краткое описание открытого урока по теме  «Формы и методы работы над исполнением произведений a'cappella в классе сольного народного пения на материале русской народной песни «Лен зеленой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx11.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Детская школа искусств № 7» г. Курска

План-конспект открытого урока  

на тему: «Формы и методы работы над исполнением произведений a'cappella в классе сольного народного пения на материале русской народной песни «Лен зеленой»

с обучающимся Писаревой Елизаветой, 2 класс,

фольклорное отделение

Преподавателя фольклорного отделения

Медовщиковой

Татьяны Александровны

Концертмейстер Поляков Виктор Иванович

Курск, 2017 г.

Тема урока: «Формы и методы работы над исполнением a'cappella в классе сольного народного пения на материале русской народной песни «Лен зеленой».

Цель урока: формирование и развитие навыка сольного пения a'cappella у учащихся младших классов в ходе исполнения фольклорного произведения.

Задачи урока:

- учебно-образовательные: формирование у учащегося основ знаний о пении a'cappella, освоение навыка исполнения произведения без сопровождения;

- развивающие: развитие творческой деятельности, музыкальных способностей учащегося на основе занятий в классе сольного народного пения;

- воспитательные: воспитание слуха  учащегося через создание комплекса музыкально-слуховых представлений, интереса к изучению народной музыки, чувства патриотизма, трудолюбия, дисциплинированности.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: индивидуальная

Методы и технологии обучения: словесные, практические, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.

Оснащение урока: нотный материал, баян, фортепиано.

Ход урока.

Ход урока

Примечания

1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие:

            Мы начинаем открытый урок преподавателя Медовщиковой Т.А. по предмету «Вокал» с  обучающимся 2 класса фольклорного отделения Писаревой Елизаветой, концертмейстер Поляков В.И.

Тема урока: «Формы и методы работы над исполнением произведения a'cappella на начальном этапе в классе сольного народного пения»

Выражение «петь a'cappella» появилось у музыкантов-любителей сравнительно недавно. Происходит оно от термина «петь a'cappella», то есть исполнять вокальные произведения без инструментального сопровождения. Этот вид пения существует уже много столетий, поскольку первый «инструмент», которым научился владеть человек – это именно голос.
             Несмотря на то, что пение без музыкального сопровождения появилось на заре истории человечества, сам термин a'cappella появился в XVII веке. В буквальном переводе он означает «как в капелле», то есть как во время католического богослужения. Изначально термин применялся преимущественно по отношению к хоровому пению, но сейчас им обозначают любое исполнение вокального произведения без аккомпанемента. Петь a'cappella может небольшой вокальный коллектив или солист.
              Пение a'cappella – обязательная часть европейской народной культуры. Образцы народных песен, которые исполнялись без аккомпанирующего и даже солирующего инструмента, есть практически у всех народов. Такие песни могли быть одноголосными или полифоническими, в зависимости от жанра и традиций. 

             Пение без сопровождения инструмента является специальным навыком, овладение которым входит в содержание обучения в классе сольного пения.

            Но прежде чем мы перейдем к непосредственной вокальной работе, нам необходимо подготовить наш голосовой аппарат при помощи ряда упражнений и распевок.

2. Распевание (5 мин.)

- прима (на звуки «я-я-я-е-е-е-ё-ё-ё») по полутонам вверх

- попевка «Андрей-воробей» в диапазоне большой секунды по полутонам вниз

- попевка «Зелене-е-е-т» в диапазоне мажорной терции по полутонам вверх

- попевка «е-е-е-ой-да, я-я-я-ай-да» со скачком на кварту вверх и последующим нисходящим заполнением

3. Работа над произведением «Лен зеленой» - русская народная песня (20 мин.)

- проверка домашнего задания: знание мелодии и текста  1 куплета в сопровождении инструмента и без (для анализа степени усвоения мелодии и выявления интонационных трудностей);

- работа над исполнением песни «Лен зеленой» a'cappella при помощи использования различных форм вокальной работы:

* исполнение мелодии 1 куплета на слог «лё»

* исполнение с инструментальной поддержкой (гармоническое басовое сопровождение T-S-D)

* исполнение с сопровождением в терцию (на инструменте)

* исполнение с сопровождением 2-го голоса (на инструменте)

* исполнение 1 куплета a'cappella, работа над чистотой интонации, высокой позицией звукоизвлечения

*знакомство с текстом 2-3 куплетов, анализ текста, исполнение a'cappella 1-3 куплетов (оценка звучания, чистоты интонирования, на что обратить внимание)

4. Повторение конкурсного репертуара «Верба, верба, вербочка», «Я капустицу полола» (15 мин.).

- Работа над эмоционально-образным содержанием произведений, вокально-интонационными особенностями, совмещением пения и элементов хореографии.

5. Домашнее задание (2 мин.)

Петь дома мелодию 1 куплета сольфеджио (с названием нот). Обозначить в нотах места скачков с указанием направления (вверх, вниз), поступенное движение.

6. Подведение итогов (1 мин.)

Оценка за урок