Некоторые аспекты подготовки к концертным и конкурсным выступлениям юных исполнителей
Статья о подготовке юных исполнителей к концертным и конкурсным меропориятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_aspekty.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Данилевская Ольга Михайловна
преподаватель кафедры
специального фортепиано
МБОУ МЭЛ им. А.Г. Шнитке
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ К КОНЦЕРТНЫМ И КОНКУРСНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ ЮНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
…Не так называемое дарование само по себе, а лишь способность работать «с толком» ведет на вершины искусства. Эта способность… есть, пожалуй, неотъемлемый признак истинного дарования. К.А. Мартинсен |
Любой артист и, наверное, любой человек, в какой-то момент чувствует себя спортсменом на дистанции под названием «жизнь». Глен Гульд называл публичные концерты «жестоким гладиаторским спортом перед публикой», не имеющим никакого отношения к музыке.
Безусловно, каждый выход на сцену – это риск, а конкурс – особая экстремальная ситуация, когда музыкант, несмотря на сложные психологические обстоятельства, должен уметь высказать все лучшее, что есть у него за душой. Конкурсы проклинают, называют неизбежным злом. Но, с другой стороны, пока еще не изобрели других важных показателей выживаемости таланта.
Надо отметить, что и у членов жюри к конкурсам неоднозначное отношение. Часто музыканты высказываются о сложности судейского процесса. Даже великий Г. Нейгауз тяготился своим членством в жюри. Д. Башкирова на последнем Международном конкурсе «Щелкунчик» привел слова С. Рихтера, когда того спросили: «…Кто лучший музыкант?» Ответ был таков: «…Тот, кто сегодня играл лучше всех!»
Конкурс – это лотерея и если тебя посетит вдохновение, значит ты лучший. А что такое вдохновение? Это и погода, и настроение, и что-то необъяснимо-космическое, это и необыкновенное желание поделиться своим искусством. Для одних конкурсантов – это путь к победе, для других – горечь поражения. Хорошо, когда ты победил. Но, теперь, надо попытаться удержать достигнутую планку, а это не всем дано. Поражение же надо уметь достойно принять и трудиться дальше. У каждого свой звездный час.
Конкурсы, не смотря на все разночтения, необходимы и, прежде всего, для становления, формирования музыканта. Это неотъемлемая часть в воспитании творческой личности. Конкурсы, и, это совершенно очевидно, способствуют совершенствованию индивидуального профессионального уровня музыканта, укреплению веры в себя, открытию новых качеств в себе, умению обуздать разбушевавшиеся нервы и многое другое.
С каждым годом количество конкурсов возрастает. Они проводятся в любых городах и даже поселках, поэтому не всегда знаешь, чего стоят эти конкурсы. А количество их таково, что создается впечатление: премий хватит на всех.
Очень важна подготовка к концертным и конкурсным выступлениям. Это прежде всего правильное распределение сил, важно не выпустить «заряд» раньше времени. Не менее важно прохождение не только конкурсной программы, но и текущей. Консультации профессоров, предшествующие концертным выступлениям публичные выступления, также необходимы. В связи с этим концерты «Играют твои ровесники» в МЭЛ и за его пределами приобретают особое значение. Почему? Ответ прост: выступающему важна поддержка и уважение сверстников.
Какой же должен быть предконцертный режим исполнителя?
В поиске оптимального:
… Игровой режим.
День всякого музыканта-исполнителя складывается из двух неодинаковых частей: во-первых, игра и то, что к ней относится, во-вторых, все остальное. Играть в последние дни перед выступлением, конечно, нужно, но меньше, чем раньше, и не с таким внутренним напряжением: необходимо беречь силы для предстоящего. Когда пьеса или программа выучены, то решающее условие на концерте – чтобы руки и в особенности голова были свежими, не утомленными: тогда остальное, или, во всяком случае, многое, приложится. То, что доделывается наспех, в последний момент, либо вообще не поспевает к сроку, либо – в лучшем случае – скрепляется на живую нитку. Г.Г. Нейгауз рассказывал, что однажды в юности, оказавшись случайно соседом Падеревского по гостинице, слышал, как тот целый день учил одно место из сонаты Бетховена ор. 53; вечером в концерте вышло все, кроме этого места.
Как же поступать в тех случаях, когда перед самым концертом вдруг обнаруживается какая-то недоделка? По совету Г.М. Когана «Исполнителю не остается ничего другого, как закрыть временно глаза на указанную недоделку и играть пьесу так, как есть: ибо на эстраде лучше уж, чтоб исполнитель был «в форме», а пьеса не совсем, нежели наоборот».
Выступая, надо верить в себя, в свое исполнение, иначе играть нельзя. Надо забыть о том, что ты играешь на концерте или конкурсе. Важно быть самим собой и не стремиться понравиться публике или судьям. Ведь за любым выступлением неизбежно последует либо момент счастья, либо разочарования. И нужно суметь прожить какую-то часть жизни, простой человеческой, чтобы повзрослеть духом своим.
Во время работы надо быть суровым и беспощадным к себе, искать и добиваться лучшего. Но когда подготовка закончена и до выхода на сцену остались считанные дни, играющий должен проникнуться убеждением, что его исполнение совершенно. Если это и не так (а это, конечно, не так по разным причинам), то нужно применяя известную формулу Станиславского играть, как если бы было бы так. А потом, после выступления, отбросив иллюзии, трезвым глазом измерить дистанцию между «если бы» и «на самом деле» и взяться вновь за придирчивейшую работу над всем, что показалось неудовлетворительным.
Что же касается количественной стороны предконцертного режима, Г.М. Коган рекомендует несколько ослабить интенсивность занятий, при условии, разумеется, что пьеса или концертная программа хорошо выучены. Предконцертная репетиция предназначена «раздразнить, а отнюдь не утолить желание выхода на сцену. Поэтому не стоит играть быстро с увлечением, в полную силу. В противном случае вы выпустите весь «заряд» раньше времени и будете играть без должного подъема. «В день концерта я <…> включенных в программу вечера произведений не повторяю. Меня не покидает боязнь потерять свежесть чувства, непосредственность и «радость первого открытия». Вот почему иногда перед концертом, удивляя своих детей, я играю то, что давным-давно не играл», писал Артур Рубинштейн.
Исполнительская работа над произведением происходит не только во время игры. Она продолжается частью сознательно, частью бессознательно – и тогда, когда пианист отходит от рояля. Именно так пьеса дозревает, «отлеживается», закрепляется в мозгу.
К сожалению, многие исполнители в это время больше всего думают об одном: как бы не забыть на эстраде. Страх забыть – психологический двойник страха ошибиться. Оба порождают инстинктивное стремление «застраховаться» любым способом и ценой, идущими во вред делу. Поэтому перед выступлением важно не поддаваться тревожной тяге к «анализу», не задумываться над тем, какая нота или какой палец в таком-то месте. Лучше довериться моторной памяти, рукам и слуху: они в данном случае лучше головы.
Внеигровой режим.
Внеигровой режим также важен для исполнителя. Это, прежде всего сон – лучший восстановитель физических и духовных сил, гарант «свежей головы». Главное, «не переспать», особенно в день выступления. Одинаково вредно разыгрывать тяжелобольного, которому противопоказано малейшее напряжение. Чрезмерный отдых расслабляет тело и волю, снижает энергию.
Режим питания в день концерта.
Столь прозаическая тема вызовет, вероятно, улыбку. Однако, многие выдающиеся артисты придают ему (питанию) большое значение. «Если есть вообще нечто на свете, интересующее Менухина больше, нежели игра на скрипке и возвышенные идеи, то это вопросы питания», - пишет биограф знаменитого скрипача Уинтроп Сарджент. Основное правило здесь одно: не играть в концерте сытым. Сытость вообще вредна для организма. Сытый человек настроен сонливо, благодушно, малоспособен к тому напряжению (духовному и физическому), к той злости, какой непременно требует эстрада.
Эпилог. Настоящее рождается на сцене. Нельзя допускать безвкусицы и «отсебятины», даже если это очень талантливо.
Часто можно услышать фразу: «…В классе играл удачно, а на сцене неудачно». В связи с этим уместно высказывание М. Воскресенского о роли случая. Так ли она велика? «Можно сыграть случайно неудачно, а вот случайно удачно сыграть нельзя».
Подобные установки позволяют справиться с волнением, почувствовать уверенность в своих силах на сцене, получить удовольствие от игры и подарить эстетическое наслаждение слушателям.