Доклад из опыта работы "Театральная деятельность- как средство развития творческих способностей дошкольников" Сапронова И.В. музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

РМО музыкальных руководителей Ярцевского района Смоленской области

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Театр — это один из самых творческих и доступных детям видов искусства. Искусство театра представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства и сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств. Именно театральная деятельность, являясь уникальным средством развития творческих способностей, создает условия для воспитания целостной творческой личности, что соответствует главной цели современного образования.

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности в различных сферах жизни. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_mo_2018.docx21.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 г. Ярцева Смоленской области

Сообщение из опыта работы

«Театральная деятельность -

средство развития творческих способностей дошкольников»

Музыкальный руководитель:

Сапронова И. В.

2018

г. Ярцево

 «Театр – это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие

духовного мира детей…»

Б. М. Теплов

Сегодня, когда происходят фундаментальные изменения в сфере дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются требования, стоящие перед педагогами – дошкольниками, первоочередной задачей является развитие творческих способностей детей, так как элемент творчества присутствует в  любом виде человеческой деятельности.

Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности в различных сферах жизни. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, формируется высокий уровень интеллекта. Такой ребенок будет успешным и в других видах творческой деятельности: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений. Его везде будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Театр — это один из самых творческих и доступных детям видов искусства. Искусство театра представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства и сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств. Именно театральная деятельность, являясь уникальным средством развития творческих способностей, создает условия для воспитания целостной творческой личности, что соответствует главной цели современного образования.

Решением задач, направленных на развитие творческих способностей с использованием театральных методик и комбинаций их в целостном педагогическом процессе ДОУ занимается театральный кружок «Театр – Творчество – Дети», работающий по одноименной программе Н. Ф. Сорокиной.

Цель кружка: развитие творческих способностей и социальной уверенности старших дошкольников средствами театрального искусства.

Основные задачи театрального кружка для детей 1 года обучения:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Развивать творческие способности средствами театрального искусства.
  3. Подводить детей к созданию выразительного образа в драматизации, в песенных и танцевальных импровизациях.
  4. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
  5. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов и придумывать новые.
  6. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

 Основные задачи театрального кружка для детей 2 года обучения:

  1. Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этого игровые, песенные, танцевальные импровизации.
  4. Расширять знания детей о театральном искусстве.
  5. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах, развлечениях, используя импровизационные умения, приобретённые на занятиях, и в самостоятельной деятельности.

        Работа театрального кружка - это деятельность детей, которая организуется в свободное от занятий время во второй половине дня и рассчитана на два учебных года. Дети, посещающие театральный кружок имеют возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал. Ребята учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами, декорациями, музыкой. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, проявляя своё индивидуальное творчество.

        Работа кружка строится на интегрированном подходе, использовании отдельных видов детской творческой деятельности (игровой, песенной, танцевальной):

  • Речевая разминка -  разнообразные игры с поговорками помогают решать проблемы в звукопроизношении, улучшают дикцию ребёнка, повышают степень выразительности его речи.
  • Игры-упражнения -  способствуют  развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, развивают в деталях способности к импровизации, к разным проявлениям детского творчества и т. д.
  • Театрализованные игры (речевые игры, игры со стихами) - помогают формировать у детей навык свободного и естественного поведения на сцене, упражняют в умении взаимодействовать с партнёрами, помогают воплощаться в различные сценические образы.
  • «Театр одной песни» - музыкальный спектакль в миниатюре подготавливает детей к более развёрнутой форме музыкально-драматического спектакля.
  • Инсценировка литературного произведения – своеобразный итог работы с детьми, по овладению ими навыками выразительной речи, пластики сценического движения, умению взаимодействовать друг с другом на сцене, ярко воплощать разные образы и т. д.

Созданы необходимые педагогические условия для воспитания, обучения и развития театрализованной деятельности детей.

Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь и с определенными трудностями. Одна из них связана с формированием мимических и двигательных проявлений, необходимых для активизации театрализованной деятельности. Дети часто не владеют способами выражения эмоционального состояния с помощью мимики и жестов, их творческая фантазия не может выразить или придумать какой-либо образ. У тревожных, замкнутых детей мимика бедная, движения невыразительные. С такими детьми проводится дополнительная работа, они участвуют в небольших этюдах, сценках, играх, направленных на снятие мышечных зажимов; работают с пиктограммами. Еще одна проблема – это нехватка костюмов, кукол, декораций. Решать эту проблему помогают родители и администрация ДОУ. Многие из них участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.

        Главным достижением работы кружка считаю создание комфортной атмосферы творчества и, как результат,  развитие творческих способностей детей. Занятия в театральном кружке – это труд, но труд интересный и весёлый, а спектакль – это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от пережитых эмоций. Работа над спектаклем объединяет детей, развивает чувства партнёрства, взаимовыручки, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя. Дети, которые посещали театральный кружок стали более раскрепощёнными, научились импровизировать, избавились от стеснения и скованности, стали более открытыми, лёгкими в общении, обрели уверенность в себе, стали более музыкальными. Приобретённые качества обязательно помогут им в будущем найти своё место в обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.

Таким образом, театральная деятельность:

  • всесторонне развивает личность ребёнка, раскрепощает и вовлекает в самостоятельное творчество его неповторимую индивидуальность;
  • способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;
  • создаёт условия для социализации ребёнка, развивает общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области;
  • доставляет чувства радости, значимости, возникающие в результате выявления скрытых талантов и потенций.

 К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.