Исследовательская работа "Частушка в творчестве М.Н. Мордасовой"
"Частушка в творчестве М.Н. Мордасовой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chastushka_v_tvorchestve_m.n._mordasovoy.docx | 39.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Частушка в творчестве М.Н. Мордасовой
(исследовательская работа)
Григорьева Ангелина 8 «Г» класс
МБОУ Заброденская СОШ
Журавлёва Наталья Михайловна
Учитель музыки , МБОУ Заброденская СОШ
с. Заборды 2017г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Основная часть……………………………………………….6
1.1 Понятие, особенности музыкальной частушки……………...6
1.2 Мордасова М.Н. – королева русских песен и частушек…….7
ГЛАВА II. «Методы работы над проектом»……………………………..10
2.1 Поисковая работа ………………………………………...……...10
2.2 Практическая работа……………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...13
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде.
На тесную и непосредственную взаимосвязь национальной истории и музыкального творчества указывал Н.В.Гоголь: «Ничто не может быть сильнее народной музыки…[3 c.51]»
Очень важно, когда молодое поколение приобщается к истокам русской культуры, возрождаются народные традиции, обычаи, праздники, народные песни и частушки. Знакомство с частушками, потешками, прибаутками даёт возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говориться, что без прошлого нет будущего. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые насмерть сражавшиеся за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.
Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.
Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде. Она так же остаётся любимым жанром песенного творчества многих исполнителей. Творчество частушечников можно услышать с подмостков сцен, в концертном зале. Звучат они и в мультфильмах созданными советскими мультипликаторами, а так же частушки разной тематики поют и школьники.
Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие [1 c.19].
Когда мы начали работу над проектом возникла проблема – мы должны были узнать, откуда же взялась частушка, где её корни? Кто из известных исполнителей нашего края пел их, и какое место в жизни русских людей занимает частушка. И нельзя было бы не вспомнить о известной нашей землячке, которая являлась не только великолепной исполнительницей частушек, а так же и собирательницей.
Многие частушки М. Н. Мордасовой стали «классикой», достоянием нашего времени, народа. Среди огромного количества присылаемых ей слушателями частушечных текстов Мария Николаевна с гордостью обнаруживала иногда сочиненные ею в свое время припевки, которые люди теперь называют своими, «местными». Созданные по законам жанра, в его традициях, родственные ему по духу, частушки Мордасовой народны по своему строю. Они ловко, крепко «смонтированы», всегда окрашены незлобивым юмором, согреты светом доброго, мудрого сердца. По-своему, «по-мордасовски» отражает певица в своих произведениях сущность огромных преобразований, происходящих во всех сферах нашего бытия. Меняется тематика припевок, но постоянным остается следование лучшим традициям русского и советского фольклора. Это в конечном счете и определяет большую художественную значимость творчества певицы, ее произведений [1 c.12].
Актуальность: нашей работы заключается в том, что она посвящена русскому народному творчеству, творчеству «Королевы частушек» М. Мордасовой, а это традиции, обычаи, истоки русской культуры, родного края, которые необходимо возрождать и приумножать.
Цель исследования: выявить, какое место занимала частушка в творчестве М. Мордасовой
Предмет исследования: частушка как самобытный жанр музыкального фольклора.
Объект исследования: песни и частушки в исполнении М. Мордасовой
Задачи:
- познакомиться с особенностями частушки
- узнать исторические сведения о жизни и творческом пути певицы;
Методы работы над проектом: метод изучения материалов; методы систематизации и обобщения изученного материала.
Структура исследовательской работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав (основная часть и методы исследования) заключения, списка информационных ресурсов и приложения.
Глава I. Основная часть
1.1 Понятие, особенности музыкальной частушки
ЧАСТУШКА – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра. Частушка проникает в сокровенные мысли и чувства, рассказывает о тех сторонах жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка все видит и слышит, все хочет знать и знает. К частушке особое отношение. Тут все и лирика и юмор и задор. А какие неожиданные смысловые обороты….
Недаром поэт Р.Рождественский писал: «Бренчит частушка, как медаль, и голову дурманит. Чего б ты от неё не ждал, она тебя обманет».
В старину частушку называли по-разному: матаня, припевка, прибаутка, прибаска, тараторка, переберушка, коротушка, скоморошина, ихохошка.
Частушка всегда создаётся и исполняется на современные темы, факты и события, поэтому они очень разнообразны. Кроме весёлых, плясовых припевок часто встречаются интересные лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладухи, припевки. Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто. Вот такая она русская частушка – весёлая и грустная, внезапная, искромётная, надрывная, трепетная улыбчивая. Её называют щедрой радостью, звонким чудом, венчают «госпожой частушкой»[1 c.4].
Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Первое упоминание о частушках относится ко второй половине XIX века.
Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Вместе с тем частушка близка и к литературе, частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Хотя в самом начале зарождения были и шестистрочные частушки. И исполнялись молодыми людьми на посиделках.
1.2 Мордасова М.Н. – королева русских песен и частушек
Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории.
В. М. Васнецов
Молодежь вряд ли представляет, какую популярность имела Мария Мордасова в советское время. В войну она давала концерты на фронте и в госпиталях, поднимала дух бойцов. После войны ее голос звучал изо всех динамиков. Ей подражали. Людмила Зыкина дорожила дружбой с воронежской певицей, считала, что дар ее не был полностью раскрыт - Мария Николаевна прекрасно исполняла и протяжные, грустные песни, и романсы. Но осталась в истории как "королева частушки".
Родилась Мария Яркина в деревне Нижняя Мазовка (ныне село Черняное Тамбовской области) в многодетной крестьянской семье. Талант унаследовала от матери, лучшей в округе песенницы. «Мама мне целый сундук песен в наследство оставила», - с блогодарностью говорила певица. Выступала в школьном хоре, в сельском клубе. О сценической карьере и мыслей не было - "тамбовская канарейка" трудилась на износ. Доярка, свинарка, швея... [2 c.7].
Зимой 1942-1943 годов в селе Анна стали собирать Воронежский русский народный хор. И одной из первых пригласили Мордасову. Тридцать лет она отдала этому коллективу, став его "визитной карточкой". Собирала частушки, сама сочинила больше трехсот песен - например, ушедшие в народ "Топится, топится в огороде баня", "Летят утки, два гуся" или "Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе". Порой Мария Николаевна изобретала (на основе привычных) и мелодии - как говорила ее мама, "были бы слова, а мотив найдется". Позже Мордасова была артисткой Воронежской областной филармонии, передавала опыт молодежи (ее преемницей по праву считается народная артистка РФ Екатерина Молодцова). Много гастролировала по России и за рубежом, получала мешки писем от поклонников - в том числе с новыми частушками.
Она использовала все возможные мелодические основы - "Матаню" (плясовая с частушками, название - прозвище для любимого человека. "Барыню", "Семеновну" ("Ивановну"), курскую "Тимоню", тамбовскую "Канарейку", медленные "Страдания", - отметила инженер лаборатории народной культуры ВГУ Алла Чернобаева. - Причем один и тот же текст мог исполняться на разные мотивы. Находка Мордасовой - тематические циклы.
Так, после войны артистка часто пела про солдата Тимоню (он у нее походил на Василия Теркина) на бис - "Частушки о победителях":
Ты не думай, враг коварный,
Солнца свет не погасить.
И могучей силы русской
Никогда не победить [2 c.14]!
Освоение целины, реформы в деревне ("Не хотелось из-за Васи / Покидать родной колхоз / Тут колхозы укрупнились - / Разрешился наш вопрос"), успехи социалистического производства ("В стране Советской мы хорошо живем / Дорогой светлою вперед идем"), "Межпланетные частушки" про покорение космоса...
Пригласил бы Фиоктистов
На ракете полететь,
Мы б ответили ему,
Что с таким - хоть на луну!
«Колхозники, рыбаки, металлурги, шахтёры – во всех уголках живут герои моих частушек, талантливые люди, умеющие по-гагановски работать, по-гагарински летать» - вспоминала Мария Николаевна [2 c.12].
Были в арсенале Мордасовой частушки-"длиннушки" и "коротушки", "веселушки" и "нескладушки". Ласковых обращений, диалектных и придуманных на ходу, в них не счесть: нынешние "светлые человечки" и "лапуси" в подметки не годятся. Липецкое "золотайка-золотой", воронежское "духаня" или "дусяня", тамбовское "шураня". А еще забавочка, притяточка, ягодиночка, дролечка, воталинка, залеточка, миленок, дорогунчик, золотаюшка, хорошечка, страдашечка, ахточка, симпатенок...
Что ж, Дусенок, редко ходишь -
В пятилетку восемь раз.
Если кажется далеко,
Приходи, живи у нас.
Всенародное признание искусства М. Мордасовой — не просто дань популярности эстрадной звезде, на протяжении тридцати лет ведущей солистке Государственного Воронежского русского народного хора. Устойчивый, не проходящий с годами слушательский интерес обусловлен, очевидно, тесной, глубинной связью творчества артистки с фольклором, с теми его традициями, которые и поныне исполнены жизненной силы.
Не претендуя на исчерпывающее с точки зрения музыковедения и фольклористики освещение деятельности самобытной артистки, которого она безусловно заслуживает, мы надеемся, что широкой публике будет интересен краткий рассказ о жизни певицы, ее работе над песнями, частушками, страданиями, а также репертуарный сборник, в котором представлены и отдельные образцы творчества М. Н. Мордасовой.
Нотные записи, книги «Русские народные песни, записанные от М.Н. Мордасовой», сделанные профессиональными музыкантами — коллегами певицы по Воронежскому хору, разбиты на несколько разделов: «Протяжные песни», «Обрядовые песни», «Плясовые, хороводные, игровые, шуточные песни», «Частушки, страдания»; последний раздел отражает творчество самой Мордасовой. К тому же песенный дар Марии Мордасовой, близкий по своей природе к искусству, например, сказителя, проявляется наиболее полно именно во время живого, «принародного» исполнения. Процесс представления, «игры» песни наполнен у Марии Мордасовой, как и у каждого яркого, самобытного исполнителя [2 c.6].
Глава II: Методика работы над проектом: «Частушка в творчестве М. Н. Мордасовой»
2.1. Поисковая работа
В процессе поисковой работы был проведён анализ источников из Центральной детской библиотеки, школьной библиотеки. Большую помощь в нашей работе оказала руководитель фольклорного ансамбля «Купава»: Житкова Светлана Владимировна.
- . Практическая работа
Подробно познакомились с историей частушки, с её видами и с жизнью частушки во все времена в России. Ознакомились с творчеством нашей землячки М.Н. Мордасовой. Выяснили какое место в творчестве Марии Николаевны занимала частушка. Подобрали программное обеспечение для создания сборника частушек. Продумали внешний вид сборника.
Заключение
В наши дни частушка не утратила своих значений, в отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
С уверенностью можно сказать, что главная сила частушки - в слове. Вот уж где поистине мыслям и чувствам просторно, а словам тесно! В четырех строчках этих маленьких стихов, предназначенных для живого исполнения, много любви народной, человеческого, исторического опыта. Частушка - это наше богатство, это внешне небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры».
Обращаясь к народной песне, создавая в народном духе новые тексты, Мария Николаевна каждый раз вкладывает в произведение частичку своего сердца, выражает свое видение мира, свое светлое, по-детски чистое и мудрое мироощущение.
Её творчество влияет на окружающих и в наши дни. По всей России существует огромное количество исполнителей, которые помнят и продолжают творчество Марии Мордасовой.
К столетию Марии Мордасовой издали воронежские частушки. Под одной обложкой собрали задорные и забористые строки из репертуара "королевы частушки" - легендарной солистки Воронежского русского народного хора Марии Мордасовой. Четверостишия из рукописной тетради Марии Николаевны опубликованы впервые.
Создана книга "Воронежская частушка" подготовленная учеными из ВГУ к юбилею певицы, - под руководством директора областного литературного музея Светланой Деркачевой. На очереди - выпуск альбома с фотографиями и воспоминаниями о Марии Николаевне.
Память о народной любимице решено было увековечить. В её честь назвали улицу в Воронеже. А также открыли квартиру-музей. Здесь размещены личные вещи, фотографии и концертные костюмы Мордасовой, которые она шила своими руками.
Список литературы
- Детская энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и летописей до классиков 19 века» 2008г.
- Мордасова М.Н «Русские народные песни, записанные от М.Н. Мордасовой» / М.Н. Мордасова; под ред. В.П. Букин – М.: Советский композитор, 1983г.
- Суязова Г.А. «Мир вокального искусства»/ Г.А. Суязова – Волгоград, 2009г.