Исследовательская работа "Частушка в творчестве М.Н. Мордасовой"

"Частушка в творчестве М.Н. Мордасовой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastushka_v_tvorchestve_m.n._mordasovoy.docx39.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Частушка в творчестве М.Н. Мордасовой

(исследовательская работа)

                                   

Григорьева Ангелина 8 «Г» класс

МБОУ Заброденская СОШ

Журавлёва Наталья Михайловна

Учитель музыки , МБОУ Заброденская СОШ

с. Заборды 2017г

                                                                                       

           

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Основная часть……………………………………………….6

         1.1  Понятие, особенности музыкальной частушки……………...6

         1.2  Мордасова М.Н. – королева русских песен и частушек…….7

ГЛАВА II. «Методы работы над проектом»……………………………..10

         2.1  Поисковая работа ………………………………………...……...10

        2.2  Практическая работа……………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...13

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Создателем и бережным хранителем музыкальной культуры был народ. Он донес до наших дней древнейшие образцы песен, танцев и инструментальных наигрышей. Упомянутые жанры народного творчества принято называть фольклором. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, труде. 

На тесную и непосредственную взаимосвязь национальной истории и музыкального творчества указывал Н.В.Гоголь: «Ничто не может быть сильнее народной музыки…[3 c.51]»

Очень важно, когда молодое поколение приобщается к истокам русской культуры, возрождаются народные традиции, обычаи, праздники, народные песни и частушки. Знакомство с частушками, потешками, прибаутками даёт возможность узнать о жизни наших предков, о культуре России, о её прошлом. Ведь недаром говориться, что без прошлого нет будущего. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые насмерть сражавшиеся за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.

       Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде. Она так же остаётся любимым жанром песенного творчества многих исполнителей. Творчество частушечников можно услышать с подмостков сцен, в концертном зале. Звучат они и в мультфильмах созданными советскими мультипликаторами, а так же частушки разной тематики поют и школьники.

Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие [1 c.19].

Когда мы начали работу над проектом возникла проблема – мы должны были узнать, откуда же взялась частушка, где её корни? Кто из известных исполнителей нашего края пел их, и какое место в жизни русских людей занимает частушка. И нельзя было бы не вспомнить о известной нашей землячке, которая являлась не только великолепной исполнительницей частушек, а так же и собирательницей.

Многие частушки М. Н. Мордасовой стали «классикой», достоянием нашего времени, народа. Среди огромного количества присылаемых ей слушателями частушечных текстов Мария Николаевна с гордостью обнаруживала иногда сочиненные ею в свое время припевки, которые люди теперь называют своими, «местными». Созданные по законам жанра, в его традициях, родственные ему по духу, частушки Мордасовой народны по своему строю. Они ловко, крепко «смонтированы», всегда окрашены незлобивым юмором, согреты светом доброго, мудрого сердца. По-своему, «по-мордасовски» отражает певица в своих произведениях сущность огромных  преобразований, происходящих во всех сферах нашего бытия. Меняется тематика припевок, но постоянным остается следование лучшим традициям русского и советского фольклора. Это в конечном счете и определяет большую художественную значимость творчества певицы, ее произведений [1 c.12].

Актуальность: нашей работы заключается в том, что она посвящена русскому народному творчеству, творчеству «Королевы частушек» М. Мордасовой, а это традиции, обычаи, истоки русской культуры, родного края, которые необходимо возрождать и приумножать.

       Цель исследования: выявить, какое место занимала частушка в творчестве М. Мордасовой

Предмет исследования: частушка как самобытный жанр музыкального фольклора.

Объект исследования: песни и частушки в исполнении М. Мордасовой

Задачи:

 - познакомиться с особенностями частушки

- узнать исторические сведения о жизни и творческом пути певицы;

       Методы работы над проектомметод изучения материалов; методы систематизации и обобщения изученного материала.

Структура исследовательской работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав (основная часть и методы исследования) заключения, списка информационных ресурсов и приложения.

        Глава I. Основная часть

       1.1 Понятие, особенности музыкальной частушки

ЧАСТУШКА – это уникальный жанр народного творчества. Во всей мировой культуре не найти такого жанра. Частушка проникает в сокровенные мысли и чувства, рассказывает о тех сторонах жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка все видит и слышит, все хочет знать и знает. К частушке особое отношение. Тут все и лирика и юмор и задор. А какие неожиданные смысловые обороты….

 Недаром поэт Р.Рождественский писал: «Бренчит частушка, как медаль, и голову дурманит. Чего б ты от неё не ждал, она тебя обманет».

В старину частушку называли по-разному:   матаня, припевка, прибаутка, прибаска, тараторка, переберушка, коротушка, скоморошина, ихохошка.

Частушка всегда создаётся и исполняется на современные темы, факты и события, поэтому они очень разнообразны. Кроме весёлых, плясовых припевок часто встречаются интересные лиричные: казачьи, свадебные, православные, военные. Бывают такие разновидности частушек: куплеты, страдания, нескладухи, припевки. Название «частушка» произошло от слова «частый», так как текст произносится быстро или другими словами, часто. Вот такая она русская частушка – весёлая и грустная, внезапная, искромётная, надрывная, трепетная улыбчивая. Её называют щедрой радостью, звонким чудом, венчают «госпожой частушкой»[1 c.4].

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Первое упоминание о частушках относится ко второй половине XIX века.

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Вместе с тем частушка близка и к литературе, частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Хотя в самом начале зарождения были и шестистрочные частушки. И исполнялись молодыми людьми на посиделках.

1.2  Мордасова М.Н. – королева русских песен и частушек

                                                                      Плох тот народ, который не помнит,

                                                                      не ценит и не любит своей истории.

                                                                                                        В. М. Васнецов

Молодежь вряд ли представляет, какую популярность имела Мария Мордасова в советское время. В войну она давала концерты на фронте и в госпиталях, поднимала дух бойцов. После войны ее голос звучал изо всех динамиков. Ей подражали. Людмила Зыкина дорожила дружбой с воронежской певицей, считала, что дар ее не был полностью раскрыт - Мария Николаевна прекрасно исполняла и протяжные, грустные песни, и романсы. Но осталась в истории как "королева частушки".

Родилась Мария Яркина в деревне Нижняя Мазовка (ныне село Черняное Тамбовской области) в многодетной крестьянской семье. Талант унаследовала от матери, лучшей в округе песенницы. «Мама мне целый сундук песен в наследство оставила», - с блогодарностью говорила певица. Выступала в школьном хоре, в сельском клубе. О сценической карьере и мыслей не было - "тамбовская канарейка" трудилась на износ. Доярка, свинарка, швея... [2 c.7].

  Зимой 1942-1943 годов в селе Анна стали собирать Воронежский русский народный хор. И одной из первых пригласили Мордасову. Тридцать лет она отдала этому коллективу, став его "визитной карточкой". Собирала частушки, сама сочинила больше трехсот песен - например, ушедшие в народ "Топится, топится в огороде баня", "Летят утки, два гуся" или "Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе". Порой Мария Николаевна изобретала (на основе привычных) и мелодии - как говорила ее мама, "были бы слова, а мотив найдется". Позже Мордасова была артисткой Воронежской областной филармонии, передавала опыт молодежи (ее преемницей по праву считается народная артистка РФ Екатерина Молодцова). Много гастролировала по России и за рубежом, получала мешки писем от поклонников - в том числе с новыми частушками.

 Она использовала все возможные мелодические основы - "Матаню" (плясовая с частушками, название - прозвище для любимого человека. "Барыню", "Семеновну" ("Ивановну"), курскую "Тимоню", тамбовскую "Канарейку", медленные "Страдания", - отметила инженер лаборатории народной культуры ВГУ Алла Чернобаева. - Причем один и тот же текст мог исполняться на разные мотивы. Находка Мордасовой - тематические циклы.

Так, после войны артистка часто пела про солдата Тимоню (он у нее походил на Василия Теркина)  на бис - "Частушки о победителях":

                                                                   Ты не думай, враг коварный,

                                                      Солнца свет не погасить.

                                                      И могучей силы русской

                                                      Никогда не победить [2 c.14]!

Освоение целины, реформы в деревне ("Не хотелось из-за Васи / Покидать родной колхоз / Тут колхозы укрупнились - / Разрешился наш вопрос"), успехи социалистического производства ("В стране Советской мы хорошо живем / Дорогой светлою вперед идем"), "Межпланетные частушки" про покорение космоса...

Пригласил бы Фиоктистов

На ракете полететь,

Мы б ответили ему,

Что с таким  - хоть на луну!

«Колхозники, рыбаки, металлурги, шахтёры – во всех уголках живут герои моих частушек, талантливые люди, умеющие по-гагановски работать, по-гагарински летать» - вспоминала Мария Николаевна [2 c.12].

Были в арсенале Мордасовой частушки-"длиннушки" и "коротушки", "веселушки" и "нескладушки". Ласковых обращений, диалектных и придуманных на ходу, в них не счесть: нынешние "светлые человечки" и "лапуси" в подметки не годятся. Липецкое "золотайка-золотой", воронежское "духаня" или "дусяня", тамбовское "шураня". А еще забавочка, притяточка, ягодиночка, дролечка, воталинка, залеточка, миленок, дорогунчик, золотаюшка, хорошечка, страдашечка, ахточка, симпатенок...

Что ж, Дусенок, редко ходишь -

В пятилетку восемь раз.

Если кажется далеко,

Приходи, живи у нас.

Всенародное признание искусства М. Мордасовой — не просто дань популярности эстрадной звезде, на протяжении тридцати лет ведущей солистке Государственного Воронежского русского народного хора. Устойчивый, не проходящий с годами слушательский интерес обусловлен, очевидно, тесной, глубинной связью творчества артистки с фольклором, с теми его традициями, которые и поныне исполнены жизненной силы.

Не претендуя на исчерпывающее с точки зрения музыковедения и фольклористики освещение деятельности самобытной артистки, которого она безусловно заслуживает, мы надеемся, что широкой публике будет интересен краткий рассказ о жизни певицы, ее работе над песнями, частушками, страданиями, а также репертуарный сборник, в котором представлены и отдельные образцы творчества М. Н. Мордасовой.
       Нотные записи, книги «Русские народные песни, записанные от М.Н.     Мордасовой», сделанные профессиональными музыкантами — коллегами певицы по Воронежскому хору, разбиты на несколько разделов: «Протяжные песни», «Обрядовые песни», «Плясовые, хороводные, игровые, шуточные песни», «Частушки, страдания»; последний раздел отражает творчество самой Мордасовой. К тому же песенный дар Марии Мордасовой, близкий по своей природе к искусству, например, сказителя, проявляется наиболее полно именно во время живого, «принародного» исполнения. Процесс представления, «игры» песни наполнен у Марии Мордасовой, как и у каждого яркого, самобытного исполнителя [2 c.6].

Глава II: Методика работы над проектом: «Частушка в творчестве М. Н. Мордасовой»

2.1. Поисковая работа

         В процессе поисковой работы был проведён анализ источников из Центральной детской библиотеки, школьной библиотеки. Большую помощь в нашей работе оказала руководитель фольклорного ансамбля «Купава»:  Житкова Светлана Владимировна.

  1. . Практическая работа

         Подробно познакомились с историей частушки, с её видами и с жизнью частушки во все времена в России. Ознакомились с творчеством нашей землячки М.Н. Мордасовой.  Выяснили какое место в творчестве Марии Николаевны занимала частушка. Подобрали  программное обеспечение для создания сборника частушек. Продумали  внешний вид сборника.

Заключение

        В наши дни частушка не утратила своих значений, в отличие от песни частушка переделывается легко. Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

         С уверенностью можно сказать, что главная сила частушки - в слове. Вот уж где поистине мыслям и чувствам просторно, а словам тесно! В четырех  строчках этих маленьких стихов, предназначенных для живого исполнения, много любви народной, человеческого, исторического опыта. Частушка - это наше богатство, это внешне небольшая, но примечательная часть нашей национальной культуры».

       Обращаясь к народной песне, создавая в народном духе новые тексты, Мария Николаевна каждый раз вкладывает в произведение частичку своего сердца, выражает свое видение мира, свое светлое, по-детски чистое и мудрое мироощущение.

        Её творчество влияет на окружающих и в наши дни. По всей России существует огромное количество исполнителей, которые помнят и продолжают творчество Марии  Мордасовой.

         К столетию Марии Мордасовой издали воронежские частушки. Под одной обложкой собрали задорные и забористые строки из репертуара "королевы частушки" - легендарной солистки Воронежского русского народного хора Марии Мордасовой. Четверостишия из рукописной тетради Марии Николаевны опубликованы впервые.

         Создана книга "Воронежская частушка"  подготовленная учеными из ВГУ к юбилею певицы, - под руководством директора областного литературного музея Светланой Деркачевой.  На очереди - выпуск альбома с фотографиями и воспоминаниями о Марии Николаевне.

       Память о народной любимице решено было увековечить. В её честь назвали улицу в  Воронеже. А также открыли квартиру-музей. Здесь размещены личные вещи, фотографии и концертные костюмы Мордасовой, которые она шила своими руками.

   

Список литературы

  1. Детская энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и летописей до классиков 19 века» 2008г.
  2. Мордасова М.Н  «Русские народные песни, записанные от М.Н.     Мордасовой» / М.Н. Мордасова; под ред. В.П. Букин – М.: Советский  композитор, 1983г.
  3. Суязова Г.А. «Мир вокального искусства»/ Г.А. Суязова – Волгоград, 2009г.