этюды
Определение этюда. История развития этюда. Сущность. Этюды для гитары. Работа над упражнениями, этюдами. Практические советы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС
ТЕМА ЭТЮДЫ
ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА
Дата
Место
Тема: ЭТЮДЫ
Цели: Познакомить учеников с этюдами, их сущностью, историей развития. Расширить музыкальный кругозор.
Задачи: Прослушать этюды итальянской и испанской гитарных школ. Воспитание познавательного интереса, умения слушать.
Оборудование: Гитара, мультимедиа
Этюд_- инструментальная музыкальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя; музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах. Литература для гитары изобилует высокохудожественными и очень полезными в методическом отношении этюдами на различные виды техники. Изучение этюдов таких авторов, как М. Джулиани. Ф» Сора, М. Каркасе и. X. Сагрераса и др. поможет начинающему гитаристу почувствовать возможности инструмента, приобрести необходимую техническую оснастку, а кроме того, порадуют красотой звучания.
Этюд (от фр. ?tude - обучение) - небольшая инструментальная музыкальная композиция, обычно значительной сложности, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта. Традиция написания этюдов появилась в начале 19 века, в связи с ростом популярности фортепиано как домашнего инструмента. Из огромного количества этюдов той эпохи некоторые до сих пор используются в качестве учебного материала, а некоторые работы ведущих композиторов, к примеру, Фредерика Шопена, Ференца Листа, Клода Дебюсси и др. заняли место в сегодняшнем концертном репертуаре. Расцвет этюда как музыкальной формы пришелся на вторую половину 19-го и начало 20-го века, практика сочинения этюдов продолжалась в 20-м веке и существует до сих пор, используя совершенно различные техники исполнения.
Музыкальные произведения, направленные на обучение приёмам игры, не будучи конкретно названными этюд, существовали и ранее. До 19-го века инструментальные "упражнения" и другие дидактические музыкальные материалы были очень разнообразны, без какой-либо системы и установленных жанров. Ранние учебники, например "Разнообразные уроки для лютни" (Varietie of Lute-Lessons) (1610), включали в себя простые пьесы и шедевры известных композиторов, порядок расположения мог как возрастать от простого к сложному, так и быть вперемешку.
Ситуация изменилась в начале 19 века из-за растущей популярности фортепиано как домашнего инструмента. Руководства по обучению игре на фортепиано с упражнениями стали очень распространенным явлением. Особое значение имеют ранние пьесы Муцио Клементи "Ступень к Парнасу" (Gradus ad Parnassum) (1817-26), работы Иоганна Баптиста Крамера (опубликованные в 1804-1810), этюды Игнаца Мошелеса соч.70 (1825) и, конечно, многочисленные произведения Карла Черни, который составил более тысячи этюдов. Большинство из этих произведений сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного исполнения. Однако, с поздними этюдами Клементи и Мошелеса (соч. 95, 1836) ситуация начала меняться и композиторы стремились создать музыку, которая могла служить хорошим средством обучения и имела музыкальную ценность для исполнения на концертах, эти работы стали называть концертными этюдами.
Этюды Фредерика Шопена, соч.Ю (1833) и соч.25 (1837), были первыми, занявшими крепкую позицию в концертном репертуаре, и рассматриваются сегодня как одни из лучших работ в этом жанре из когда-либо написанных. Техника их исполнения была крайне новаторской на момент публикации, и первый исполнитель, которому удалось освоить эти работы, известный композитор и виртуоз-пианист Франц Лист (Шопен посвятил ему соч.Ю). Лист написал для себя ряд этюдов, некоторые с элементами программности, которые стали более масштабными и даже более сложным, чем у Шопена, среди них наиболее известными являются работы из коллекции "Этюды высшего мастерства", также называемые "Трансцендентными" (окончательная редакция 1852). Они не сохраняют обучающий аспект работ Шопена, но так же варьируются в сложности и используемой технике. На работы Листа похожи этюды французского композитора Шарля Валантена Алькана, отмеченные гармоническими и структурными экспериментами, и интересные тем, что некоторые из них являются одними из первых, написанных для исполнения одной рукой. В 1894-1895 годах Александр Николаевич Скрябин создал цикл
из 12 этюдов соч. 8, который включает замечательнейшие образцы этой формы в мировой
фортепианной литературе, совмещающие глубокое музыкальное содержание и какое-либо
определенное пианистически-техническое задание.
Кроме этюдов для фортепиано в 19-м веке также выходили коллекции этюдов для изучения других инструментов, их авторы были в большей степени виртуозами-исполнителями и музыкальными педагогами, чем профессиональными композиторами. Этюды для скрипки сочиняли Рудольф Крейцер, Федериго Фиорилло, Анри Вьётан и другие, для виолончели - Фридрих Дотцауэр и Фридрих Вильгельм Грюцмахер, для флейты - Эрнест Иосифович Келер, Вильгельм Попп и Адольф Тершак, их работы использовались в основном в качестве учебно-методических пособий. Одними из немногих этюдов не для фортепиано, которые вошли в концертный репертуар, были работы Никколо Паганини для скрипки: 24 каприса (1802-17), эти пьесы отвечали соответствующим стандартными требованиям этюда 19-го века - короткие композиции, каждая демонстрирует какой-нибудь один аспект техники.
В начале 20 века был опубликован ряд важных коллекций этюдов. Этюды Клода Дебюсси
для фортепиано (1915) выполнены в соответствии с правилом "один из аспектов
исполнительской техники на пьесу", но имеют нешаблонную структуру с большим
количеством резких контрастов и в основном сосредоточены на звучности и музыкальных
возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста.
Сергей Васильевич Рахманинов условно назвал свои этюды "этюдами-картинами" (соч. 33,
1911 и соч. 39, 1917), подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый
духом и очарованием русской природы. Леопольд Годовский привел свою транскрипцию
этюдов Шопена (1894-1914), его изменения и дополнения подняли музыку Шопена на
новый, небывалый уровень сложности.
К середине 20 века старые традиции этюда были почти полностью заброшены. Работы Оливье Мессиана представляют эксперименты с "сериальной техникой". Этюды Джона Кейджа для фортепиано ("Etudes Australes", 1975), для виолончели и/или фортепиано ("Boreales", 1978), для скрипки ("Freeman Etudes", 1977-80, 1989-90) продолжают общее направление творчества Кейджа в создании экспериментальной музыки, концептуализма и минимализма.
По-французски etude - изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды - сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем, с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи. Чеони. Мошковского. Этюд оазвивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техники трелей, двойных терций и других. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. Этюды, которые можно исполнять на эстраде как настоящие художественные произведения называют концертными. Фортепианные концертные этюды писали, кроме Шопена, Лист, Скрябин, Рахманинов и другие композиторы.
Сущность этюда Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов. Их смысл заключается в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Этюду, придается музыкальное содержание и форма. Пишутся они ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались этюды для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Есть Э.(преимущественно в области фортепьянной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. появляются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как, например, Э. шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и проч. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и проч.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки] например Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И. А. Ефрона
В годы юности Шопена уже существовало и много концертных фортепианных этюдов. Но они «щеголяли» только внешней виртуозностью. В своих этюдах Шопен разработал многие новые приемы фортепианной техники — как «крупной» (например, октавной, аккордовой), так и «мелкой» — «бисерной», а также развивающей мягкую певучую манеру игры. Однако одновременно Шопен сделал этюды такими же высокохудожественными произведениями, как и все остальные свои творения. Его сочинения в этом жанре наряду с сочинениями Ференца Листа открыли новую, романтическую эру в истории фортепианного этюда и фортепианной виртуозности вообще. Всего в наследии Шопена — 27 этюдов, две тетради по 12 номеров в каждой (ор. 10 и ор. 25), и еще три отдельные пьесы.
Этюд до минор (op. 10, №12) заканчивающий первую тетрадь, получил твердо
закрепившееся за ним название «Революционный». С огромной художественной силой
отразились здесь гневный протест и острая душевная боль, охватившие музыканта, когда
он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего на его родине. На фоне грозных
волнообразных — «вихревых» — пассажей слышатся страстные возгласы — словно
гордые призывы умереть, но не сдаваться в смертельном бою: Когда они стихают, краткая
до-мажорная кода звучит как трагически возвышенное оплакивание гибели героев: В
последний же момент по всей клавиатуре вновь проносится пассажный «шквал» — как
порыв непримиримых мятежных чувств, по своему страстному эмоциональному накалу
«Революционный этюд» родствен героике Бетховена, в особенности финалу его
фортепианной сонаты «Аппассионата».
Этюды для гитары (композиторы):
М. Аблениц, Ф. Карулли, М. Каркасси, А.Каркасси, Л. Альмейда, Д. Агуадо, Э.Пухоль,Э. Вила Лобос, 12 этюдов для гитары (поев. А. Сеговии), Р. Сайнс де ла Маса, Иванов-Крамской, Д. Фортеа, С. Накахима, Г. Ростаньи, А. Пичугин, А. Дьюи, Д. Теслов, А. Синополи, А Г аллюсо, П. Ипаррагуэрре, Ф. Сор, Алар-Т аррега, концертный этюд,
Использование художественной техники гитариста: Этюд Ф.Сора - когда музыканты хотят добиться кантиленной игры, чтобы гитара "пела", они используют особый прием, для этого они на основную мелодию сочиняют какой-нибудь текст и получается, как бы песня, мелодию которой поневоле нужно напеть.
Ф.Сор специально показал в своих нотах, что вот это есть Мелодия, а вот это -Аккомпанемент! Этим самым он ясно указал как надо исполнять этот Этюд. У И.С.Баха сплошь и рядом в нотах прячутся эти самые скрытые мелодии (как и в этюде Ф, Сора), которые нужно суметь найти и правильно сыграть. Это умение приходит со временем. Если, конечно, при работе над такими пьесами вы будете пытливо размышлять, какие же ноты относятся к мелодии и сколько должна тянуться каждая из этих нот.
Напевайте - это вам поможет понять мелодию и вникнуть в суть пьесы, а значит вы будете играть более художественно! Вот это и называется Художественной Техникой Гитариста. Это техника, которая исходит от самой музыки и которая помогает раскрыть идею этой музыки.
В. Лукашевичус, несложные этюды для гитары в первой позиции: 1-2 кл.:
- Этюд a-moll.
- Этюд e-moll.
2-3 кл.: Колыбельная. Тремоло-этюд e-moll.
- Тарантелла. Этюд d-moll.
- Этюд G-dur.
- Переход между первой позицией и полупозицией: в сумраке блюза. этюд е-тоll. \1 кл.)
- Этюды на разные виды техники:
1. Лёгкоджазовый вальс. Этюд e-moll. (2-3 кл.) (Растяжка; переменное движение третьего-четвёртого пальцев левой руки.).
2. маленькая прелюоия. ^тюд а-тои. (з-ч- кл) ^Аппликатура гармонической фигурации, беглые пассажи 1-ой позиции.)
3. Ориентальный этюд h-moll. (4 кл) (Разные виды баррэ. В данном случае слово «этюд» употреблено, скорей, в жанровом смысле, а не техническом.)
Ф.Сор и Д. Агуадо - основоположники испанской школы игры на гитаре, в основу которой положены строгий академический стиль, полифоничность изложения, научная обоснованность технических приемов.
М. Джулиани, Ф. Карулли, М. Каркасси - представители итальянской гитарной школы в основу которой положены блестящая виртуозность, глубокая разработка тематических приемов, широкое использование всех музыкальных форм. Гениальный скрипач Н. Паганини (1782-1840) был также прекрасным гитаристом. Многие критики считали, что своим блистательным мастерством игры на скрипке он в какой-то мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы он перенес с гитары на скрипку. Играть на гитаре Паганини научился в детстве, у своего отца.
Их авторами являются представители классической гитарной школы ХIХ века Ф. Сор, М. Каркасси, М. Джулиани, Д. Агуадо. Многие этюды не только полезны с точки зрения развития техники, но являются яркими концертными произведениями. таким образом, III часть Школы П. Агафошина является своеобразной «антологией гитарного этюда».
Принцип «тонального» освоения гитары представляется нам большим достижением итальянской гитарной школы и ее представителя м. Kаркасси. поскольку гитара является гармоническим инструментом, то написанные для нее произведения часто включают в себя аккордовые последовательности. Между тем, тональностей, используемых в гитарной практике, не так уж много, и таким образом, изучив аккорды в каждой из них, гитарист получает «ключ», необходимый для исполнения каждого нового произведения. Изучая нотный текст, он выделяет в нем «блоки», состоящие из уже освоенных им гармонических последовательностей, что существенно обогащает технику чтения с листа.
М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: до, соль, ге, ля, ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; Прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило Вальс, Алегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения но несколько однотипны и стилистически однообразны. Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется.
Методика Ларичева Е.: ученику дают диатонический звукоряд, который следует заучить, два последующих упражнения основываются на этом звукоряде, а в дальнейшем следуют одноголосные мелодии, которые постепенно усложняются, следует отметить, что подобный подход весьма рационален и методически верен - пользуясь предложенной методикой, освоение нотной грамоты происходит параллельно техническому росту, и развитие начинающего гитариста будет гармоничным. Следует отметить еще один плюс в методике Е. Ларичева: в качестве одноголосных упражнении он дает мелодии русских народных песен, исполнение которых вносят в процесс обучения элемент творчества и способствуют эмоциональному развитию ученика.
Работа над упражнениями, этюдами.
При условии хорошего исполнения гитара выявляет лучшие качества любого музыкального произведения. Главное не в том, чтобы много играть, а в том, чтобы хорошо и правильно играть.
Совершенное исполнение несложной пьесы более достойно восхищения, чем исполнение
трудного произведения, но с ошибками. Бессмысленно рассчитывать на то, что вы сможете правильно сыграть произведение, если пальцы еще не подготовлены для преодоления встречающихся в нем трудностей.
Цель упражнений - развитие силы, беглости, чувствительности и уверенности
пальцев, а также развитие умственной динамичности, необходимой для исполнения
произведений любого рода.
для этого следует:
1. усвоив общие теоретические положения, относящиеся к постановке рук, изучить
указания к упражнениям;
2. мысленно прочитать ноты упражнения;
j. медленно сыграть каждый звук, соблюдая указанную аппликатуру;
- разобрав, какие лады, струны и пальцы используются для исполнения упражнения,
выучить его наизусть; - многократно повторять упражнения, соблюдая правила исполнения, как общие, так и относящиеся непосредственно к данному упражнению;
- добиваться максимальной чистоты и ровности звучания, выполняя все метрические указания;
- постепенно увеличивать громкость и темп, если это целесообразно.
Этюды позволяют воплотить приобретенные элементы техники в строгие музыкальные
формы, что, в свою очередь, служит подготовкой к работе над художественными
произведениями.
Несколько практических советов:
- прочитайте мысленно ноты и постарайтесь представить себе соответствующие лады и пальцы;
- пропойте мелодическую часть этюда, соблюдая длительность звуков и стараясь
представить себе его исполнение;
3. проиграйте этюд, соблюдая указанную аппликатуру;
- выучите этюд наизусть по тактам или коротким периодам, пока не запомните его весь полностью;
- отметьте трудные моменты и постоянно возвращайтесь к ним, с тем чтобы исполнять
их так же естественно как и остальные части этюда;
6. проиграйте этюд от начала до конца, следуя метрическим указаниям;
7. хорошо выучив этюд, чисто исполняйте каждый звук, соблюдая ритм и не делая
ошибок; повторите те места, которые требуется выделить, чтобы придать этюду необходимую нюансировку.