Сценарий концерта "Всё о старинном танце"

Елена Николаевна Плотникова

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию сценарий - плод длительной работы с различными источниками информации. Ярким дополнением к сценарию является презентация (в тексте СЛАЙД №...) и тщательно подобранное сопровождениена на слова (в тексте ТР №1- ТР №19). Возможно, моя работа будет полезна и Вам!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА

«ВСЁ О СТАРИННОМ ТАНЦЕ»

ТР№ 1-9 гости собираются в зал

ТР№01 выход ведущего 

СЛАЙД №1 Добрый вечер, дорогие друзья!

Сегодня, благодаря волшебству музыки, мы с вами побываем в далеких-далеких временах, когда только появились прекрасные танцы, которые танцевали во дворцах королев и королей и попытаемся хоть на некоторое время окунуться в роскошь и великолепие балов, а нашим юным артистам представиться возможность примерить на себя роль маленькой принцессы или принца.

СЛАЙД №2 Ведь старинные танцы – это мостик, который помогает почувствовать атмосферу, национальный колорит, эстетический вкус различных эпох. А через фортепианную танцевальную музыку мы познакомимся с культурными традициями и стилистическими нормами творчества эпох Возрождения и Барокко.

         Хочу отметить, что первые сохранившиеся записи танцевальной музыки пришли к нам из позднего Средневековья. Но в годы средневековья танец подвергался гонениям со стороны духовенства и поэтому он не имел широкого распространения. А вот следующая за ней эпоха Возрождения была благодатным временем для расцвета искусства танца.

Танцы эпохи Возрождения отличались сдержанностью, величавостью, замедленностью и во многом это объяснялось сложным покроем тяжёлых нарядов знати. Они были шиты золотом, украшены драгоценными камнями – в них невозможно было прыгать, можно было делать только изысканные медленные реверансы.

ТР№02 Павана 

А начнёт наш концерт яркий пример эпохи Возрождения – танец Павана.

СЛАЙД №3 (2 раза)   О происхождении названия этого танца нет единого мнения, но его называли «Павлиньим танцем» не случайно. Танцевальное действо ПАВАНЫ напоминает величавую красоту экзотической птицы. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост. Пары танцующих выступают торжественно и горделиво – дамы в пышных, роскошных парадных платьях с длинными, тяжёлыми, волочащимися по полу подолами, напоминающими хвост павлина, глаза дам почти всегда опущены, а вот кавалеры при плаще и шпаге, в руках они держат зажённые факелы или канделябры. Движения танцующих медленны и величавы.

СЛАЙД №4  Сохранились свидетельства о том, что павана сопровождалась пением, игрой на тамбуринах, флейтах и других деревянных духовых инструментах при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца. В 16 веке павана была едва ли не самым популярным придворным танцем. Потом почти на три столетия о ней забыли. В исполнении Ткачёвой Виктории вы услышите ПАВАНУ, воплощающую все черты этого величавого танца.

ТР№03 Паспье  

СЛАЙД №5 Следующий жизнерадостный танец – паспье был известен в крестьянском быту Верхней Бретани ещё в средние века. Постепенно он проник и в быт столицы: особенно в праздничные дни парижане с большим воодушевлением отплясывали его на улицах, давая волю своему бурлящему темпераменту и вовлекая в танцевальное действие всех приходящих на праздник.

СЛАЙД №6 В конце 16 века – первой половине 17 века паспье получает придворный статус и становится весьма популярным не только в салонах, но и на придворных балах Франции. Из лихой деревенской пляски он превратился в изысканный, грациозный танец, наполненный множеством мелких движений, построенных на перекрещивании ног. А ещё танцуя, кавалер должен был одновременно снимать и надевать шляпу в такт музыке, демонстрируя необыкновенную лёгкость и непринуждённое выражение лица. Поэтому, паспье требовал от танцора, особенно кавалера, серьёзного обучения, навыков и сноровки. Для вас играет танец паспье Алфёрова Римма.

СЛАЙД №7 Аллеманда

     Неизвестно, когда именно появилась аллеманда. Но в Испании аллеманда известна ещё с 12 века. Возможно, это один из самых древних медленных танцев, бытовавших и на территории Германии.

     В середине 16 века танец уже был распространён в Англии, Франции, Нидерландах, позже и в других европейских странах. Его описывали как величавый, несколько грузный танец-шествие: колонна из пар проходила дворцовый зал насквозь, в конце зала разворачивалась, не разъединяя рук, и медленно шествовала в обратном направлении.  Для вас звучит танец аллеманда в исполнении Крутенковой Валерии.

    СЛАЙД №8  Не случайно современники отмечали, дословно: что в аллеманде «много музыки, но мало танца», поскольку «разнообразие аккордов хотя и ласкает слух, но путает движение ног».

     Вероятно, именно по этой причине немецкая аллеманда довольно скоро утратила своё бытовое предназначение и превратилась в инструментальную пьесу. Следующий артист исполнит аллеманду, в которой присутствуют все признаки этого немецкого танца: мелодия верхнего голоса плавная, закруглённая, все её долгие залигованные ноты заполняет нижний голос, красочные гармонии мелодичны и распевны. А я приглашаю на сцену с танцем аллеманда Искендерову Ф.А. Встречайте.

 ТР№04 куранта

 СЛАЙД № 9  Куранта

    Дорогие зрители, представьте себе танцующих дам и кавалеров, чьи движения состояли из поклонов и реверансов, затейливый рисунок которых демонстрировал особую учтивость, утончённость манер и благородство вкуса.

         Куранту называли «танцем манеры» или «докторским танцем»: человек, постигший тайны её безупречной пластики, считался учёным. А ведь когда-то это был довольно простой энергичный парный танец с прыжками, в двухдольном размере с пунктирным ритмом, родившийся не то в Италии, не то во Франции.

СЛАЙД № 10 Но с 16 века, когда куранта появилась при европейских дворах, её «угловатость» была несколько сглажена: шаг стал скользящим, движения приобрели плавность и мягкость, а размер сменился на трёхдольный. Современники писали, что танцующие напоминали рыбу или пловца, плавно погружающихся в поток и появляющихся вновь на поверхности, а торжественное шествие дам и кавалеров сравнивали с плавным течением воды.  «Докторский танец» исполняли с особым аристократизмом и изысканностью.

В конце 16 века куранту перестали танцевать на балах, и, как и другие танцы, она превратилась в инструментальную пьесу.  Для вас звучит танец куранта в исполнении Искендеровой Ф.А.

ТР№ 05 БАРОККО

СЛАЙД №11   Барокко

В конце XVI века в европейской культуре возникло направление, которое впоследствии получило название «Барокко». Чем же эпоха Барокко отличается от предыдущей эпохи, а тем, что для искусства барокко характерны грандиозность и пышность абсолютно во всём: интерьер стал ярким, красочным – хрустальные люстры, отражавшиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, серебряные безделушки… 

СЛАЙД № 12

         Красота заключалась и в богатстве и красочности одежд. Вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты, ювелирные украшения.

СЛАЙД №13 Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Пышная юбка держалась на обручах и достигала значительной ширины.

СЛАЙД №14 Мужчины тоже не отстают пышностью костюма от дам. Здесь и высокие кудрявые парики, и многочисленные оборки и воланы на камзолах, и туфли на каблуках, и громадные шляпы.

СЛАЙД № 15 Тяготение к величавой пышности было свойственно и музыке эпохи Барокко, ей стали свойственны контрастность, напряжённость и динамичность образов. В эту эпоху творили Жан-Филипп Рамо, Антонио Вивальди, Жан Батист Люлли, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт. В эпоху Барокко очень популярными становятся увеселительные мероприятия с фейерверками и пышными балами.

А мы продолжаем наше путешествие в мир старинных танцев.

ТР№06 БУРРЕ

СЛАЙД №16 Бурре 

Следующий танец, зародившись ещё в эпоху Возрождения представлял незамысловатый весёлый хоровод с неожиданными прыжками. Аккомпанементом танцующим бурре служили собственное пение, задорные выкрики, удары каблуков на последней, слабой доле такта и звуки волынки. Бурре танцевали не только в кругу, но и парами – мужчины и женщины выстраивались друг против друга и поочерёдно повторяли движения первой ведущей пары.  

СЛАЙД №17 В XVII веке Бурре стал придворным танцем. Попав в аристократическое общество, танец потерял народные черты. Его ритм приобрёл строгий рисунок, а движения, подчиняясь правилам придворного этикета, стали нарочито изысканными. Скованные пышными тяжёлыми одеяниями пары двигались более чопорно и торжественно. Для придворного танца Бурре были характерны прыжки с ноги на ногу, большое значение имели движения рук, то поднимающиеся вверх, то опускающиеся вниз. В моменты, когда кавалеры держали руки внизу на бёдрах, дамы придерживали руками складки платья. Весь XVIII век Бурре оставался популярным придворным танцем, но постепенно и он вышел из моды, продолжив своё существование в произведениях инструментальной музыки. Дорогие зрители, сейчас прозвучит танец бурре в исполнении Серковой Анны и Сафронова Вениамина.

ТР№07 Полонез

А мы продолжаем наше путешествие в мир танца. На очереди блистательный полонез. Танец блеска и славы!

СЛАЙД №18 Танцевали его на свадьбах и во время других торжественных церемоний под пение самих танцующих. За большое число танцующих и их величественные позы поляки именовали Полонез «великим». Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции в нем начинают принимать участие и женщины. В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял простоту, свойственную народному танцу. Как и все бальные танцы, попав в аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и блестящим.  Исполняется в колонном построении пар, плавно и величаво, с широким продвижением по залу. Для полонеза характерно лёгкое приседание на третью четверть каждого такта на опорной ноге. На сцене с танцем полонез Филимонова Полина.

СЛАЙД №19 Полонез часто служит танцем, открывающим бал. Исключительной отточенностью движений должен был отличаться кавалер первой пары, примеру которого следовали все остальные. Хозяин дома открывал бал не с самой молодой или самой красивой, но с самой почтенной дамой. В этом случае дама, приглашённая на Полонез, считается приглашённой и на следующий танец, а каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви. Вслед за первой парой в танец вступали лучшие из представителей собравшегося общества, поступь и осанка которых вызывали восхищение всех приглашенных. На европейских балах XVIII века первая пара задавала движение, которое повторялось затем всей колонной; поэтому рисунок и тональность полонеза во многом зависели и от устроителя праздника. А мы приглашаем на сцену Сидорову Дашу. Встречайте.

ТР07 Полонез (повтор)

СЛАЙД №20 Начав своё шествие в бальной зале полонез мог продолжаться в саду или в отдалённых гостиных, где движения становились более раскованными. Но по возвращении в главный зал танец вновь являл свою необычайную торжественность.

А в России полонез известен с петровских времён. В моду он вошёл при Екатерине Великой. Длился 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нём участие. В быту его называли "ходячий разговор", так как во время несложного танца можно было вести беседу. Пожалуй, ни один танец не исполнен был столь глубокого смысла и не требовал от кавалеров и дам такой утончённости манер, строгой осанки, как полонез. Вашему вниманию, дорогие зрители, мы представляем полонезы в исполнении Марченко Вити и Питерцевой Екатерины. 

ТР№08 ИНСТРУМЕНТЫ

СЛАЙД № 21 Дорогие друзья, а знаете ли вы, что композиторы раннего Возрождения обычно не уточняли для какого инструмента написана партия. Это означало, что партии могли исполняться на любом доступном инструменте. В эпоху Возрождения излюбленными музыкальными инструментами были такие как лютня, барочная гитара, мандолина, арфа, флейта, гобой, представительным было и семейство скрипок.

СЛАЙД №22 Но, музыкальное лидерство принадлежало клавишным инструментам. Музыканты, игравшие на клавикорде, спинете, клавесине, иногда на органе действовали как лидеры. Клавикорд с тихим, металлическим призвуком был прямым предшественником клавесина, а клавесин в свою очередь был предшественником фортепиано.

СЛАЙД № 23 Однако, музицирование при больших дворах европейских королей требовало звук сильный, яркий, полётный. И поэтому взоры музыкантов были обращены на клавесин, имеющий звук яркий, звонкий, отрывистый, производимый щипком птичьего пёрышка за струну. Были клавесины и с двумя клавиатурами, что позволяло усиливать звук.

Только в эпоху барокко клавишные инструменты получили широкое распространение и только они сумели лучше других выразить сам дух глубокой и неуравновешенной эпохи Барокко.

А мы продолжаем путешествие в мир танца.

ТР№09 САРАБАНДА

СЛАЙД №24 История следующего танца - сарабанды поражает неожиданными поворотами, она просто удивительна!  В 16 веке на родине танца, в Испании сарабанда танцевалась крестьянами на празднике урожая. Позже она стала только сольным женским или парным танцем страстного «демонического» характера. Грациозные движения танцующих сопровождались темпераментным пением, звуками гитары и звонким щёлканьем кастаньет. Чувственный характер бешеной пляски стал предметом особой ненависти отцов церкви. В 1583 году сарабанда была запрещена, за её исполнение наказывали плетьми, а мужчин ссылали на галеры. Спустя некоторое время, изгнанная с родины сарабанда нашла своё пристанище и на королевских балах, где исполнялась благородно и спокойно, и на погребальных церемониях, где исполнялась, как торжественный танец-шествие. В таком виде она допускалась даже в храм.

      В начале 18 века величественная сарабанда становится весьма популярным придворным танцем. На балу её танцуют парами, сдержанно и спокойно.

СЛАЙД №25 Дальнейшая судьба сарабанды повторяет путь других старинных танцев: от бытовой музыки к инструментальной пьесе. Сарабанда в исполнении АЦАЕВОЙ ДИАНЫ (ре-минор Г. Ф. Генделя) отличается от других танцев глубоким скорбным содержанием. Долгие звуки нисходящей линии баса передают неотвратимость надвигающейся судьбы, а короткие мотивы верхнего голоса напоминают вздохи. В середине возникают мажорные фразы, как воспоминание о былых радостях. Слушаем.

ТР№10 ГАВОТ

СЛАЙД №26 Своё название следующий танец получил благодаря названию городка Гап, расположенного во французской провинции Овернь. Его жителей называли гавотами. Их танец в XVI веке представлял собой ход из двух шагов, выполняемых по принципу «шагнуть – приставить ногу». Хоровод сопровождался пением, часто под аккомпанемент волынки. Танцующие вставали в два круга. Каждый круг имел ведущую пару, на которую ориентировались остальные. Пары по очереди выходили в центр и повторяли последовательность движений, установленную первой парой. По окончании композиции кавалер дарил девушке букетик цветов. В обычае для первой пары было приветствовать друг друга и каждого присутствующего поцелуем. На сцене с танцем гавот Скугарева Рита, партию флейты исполняет Голакова Евгения Павловна.

ТР№10 ГАВОТ (повтор)

СЛАЙД № 27 В конце XVI века на танец гавотов обратили внимание придворные танцмейстеры, они же и трансформировали его в бальный танец. И уже в XVII веке балетные хореографы разработали новые, более сложные движения под музыку гавота: появились прыжки и заноски, движения стали очень изысканными, изящными и несколько жеманными. В эту пору танец приобрёл ряд красивых фигур, ставших эталоном придворного стиля.  Публика пожелала танцевать гавот  на балах.

К середине XVII столетия Гавот, как бальный танец, стали понемногу забывать из-за всеобщего увлечения менуэтом, но к 1830-м годам увлечение Гавотом пропало окончательно. (Далее он продолжал существовать только как сценический танец). На сцене Смирнова Олеся с гавотом, воплощающим в себе весь спектр бальных движений XVII-XVIII веков.

ТР№11 СИЦИЛИАНА

СЛАЙД № 28 Первые упоминания следующего танца относятся к XIV веку, однако описания его не сохранились, но доподлинно известно, что его родина – Сицилия, остров в Средиземном море, отсюда и название танца – Сицилиана. Живописные леса острова из дуба и бука, цитрусовые и оливковые рощи, виноградники легко вызывают в душе образ земного рая. Не потому ли облик сицилианы сродни нежной задумчивой пасторали?  Как танцевали сицилиану? СЛАЙД №29  Может быть, это был танец девушек, нежный и мечтательный? Тихий неспешный хоровод граций? Представить это можно, если мы вслушаемся в лёгкое грациозное покачивание в миноре, в удивительную теплоту и певучесть главного голоса. А отсутствие staccato, а также скупое мерное аккордовое сопровождение – все эти средства музыкального языка словно погружают в мир полного покоя и мягкого света. Лёгкая грусть и задумчивость окутывают сицилиану. В исполнении Зоря Яны мы услышим классический вид этого нежного изящного танца.

ТР№12 МЕНУЭТ 

СЛАЙД № 30

 По своей долговечности и популярности следующий танец не может сравниться ни с каким другим танцем. Менуэт можно сравнить с энциклопедией эпохи Барокко. Он вобрал в себя все манеры галантного века: пышность и церемониальность, лёгкий флирт и жеманность, холодность и кокетство. Смотрелся менуэт простовато, даже скучно, но исполнять его было крайне сложно. Его танцевали все: короли и мещане и даже артисты балета.

Менуэт родился во Франции, в провинции Пуату, славящейся своими винами, коньяками и устрицами. В начале 17 века сельские праздники не обходились без танца. Крестьяне водили хоровод, чередующийся небольшими шагами на полупальцах и лёгкими приседаниями. «Мену Па» в переводе с французского – малый шаг. Так родился танец менуэт.

СЛАЙД № 31 Незамысловатые движения народного танца были по-своему изящны и благородны. И это не могло остаться незамеченным при дворе французского короля Людовика 14. Король очень любил танцы, и вскоре менуэт стал настоящей жемчужиной королевского бала. Конечно же во дворцах сельская простота уступила место церемониальным поклонам и сложным реверансам, изящным изгибам рук и горделивой осанке.

СЛАЙД № 32 Танцующие располагались строго по рангам.  В первой паре шли король и королева, затем хозяева бала и только затем строго по чинам от высших к низшим остальные участники бала.

 СЛАЙД № 33 Тяжело доставался самобытный стиль исполнения менуэта: все переходы от гладкого скользящего шага до бездонных реверансов и поклонов обязаны были делаться плавно, закруглённо, без рывков, гладко следуя один из другого, поэтому менуэту обучались годами. (отключить) Вот как это выглядело:

ТР№13 (хореографический коллектив «Технология танца» исполняет менуэт)

ТР№14 МЕНУЭТ 

Дорогие друзья, а вот, послушайте как описывали менуэт в 17 веке: «Дама с кавалером танцуют, в сущности, порознь, всего лишь изредка дозволяя затронуть друг друга краешками пальцев. Ведь завладение ручкой дамы слыло неслыханным нарушением приличий.  Вести даму за руку позволялось только в торжественных церемониальных танцах, открывающих бал. В чувственном танце, каковым тогда считался Менуэт, это выглядело чересчур смело. Впрочем, с этим быстро смирились, ибо новые правила ввёл сам король Людовик XIV. Всё же придворным танцем менуэт стал именно при нём. Дорогие зрители, представляем вашему вниманию два менуэта в исполнении Михеенковой Виктории и Дейнега Валерии.

ТР№15 МЕНУЭТ 

СЛАЙД № 34 Но какова же история танца дальше? Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт с XVII века постепенно широко распространился по всей Европе.В России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.

        Первоначально придворный менуэт исполнялся одной парой. На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге танец стал исполняться уже не одной, а несколькими парами. Медленный менуэт в 18 веке сменил скорый.

СЛАЙД № 35 Менуэт был зеркалом светских манер. Но были и критики этого танца: «Менуэт – танец скучный, вычурный, лишённый огня и свободы движений», - заявлял Ж.Ж. Руссо. Схожего мнения были и русские дворянки: «Танец этот мудрённый, то и дело или присядь, или поклонись. Пожалуй, или с кем-нибудь лбом столкнёшься или толкнёшь в спину. Мало этого – береги свой хвост (имеется в виду шлейф платья), чтобы его не оборвали и смотри, чтобы самой не попасть в чужой хвост». Но не взирая на критику менуэт не покидал светские балы вплоть до конца 19 века. А затем продолжал жить в музыке композиторов-классиков. Дорогие зрители, мы представляем вашему вниманию менуэты в исполнении Фильченковой Полины, Маханьковой Оли и Борзова Даниила. Приветствуйте наших юных артистов.

ТР№16 МЕНУЭТ 

СЛАЙД № 36  Послушайте, какими разными эпитетами вознаграждали современники менуэт: середине XVII века «Простонародный, низкого происхождения, безалаберный, скандальный»; а уже в конце XVII века - «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви»; а ещё через 100 лет: «Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда-либо созданное в области танца» – так говорили о Менуэте в конце XVIII века.

Менуэт сочиняли почти все композиторы инструментальной музыки эпохи Барокко: Бах, Гендель, Рамо, Глюк, Гайдн, Бетховен, Моцарт, но впервые музыку для придворного менуэта написал Жан Батист Люлли, использовав народные мелодии. Но всеобщее восхищение менуэтом постепенно стало угасать, уступив место вальсу. А ведь менуэт - это не только танец, а ещё и красивая музыка. На сцене инструментальный дуэт Шангичева Л.Н. + Шустова Н.Е.

ТР№ 17 ТАНЦМЕЙСТЕРЫ  

СЛАЙД № 37

А знаете ли вы, дорогие слушатели, что танец в 18 веке рассматривался как наука, «наука о телодвижениях»? Наряду с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствовали гармоничному развитию личности. А учитель танцевального искусства – танцмейстер играл заметную роль в жизни высшего общества, ведь именно танцмейстеры вырабатывали моду на новые танцы, обновляли старые и обучали им всех от монархов до слуг. Поэтому, как правильно танцевать, знали только они.

Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры, а неумение танцевать считалось важным недостатком воспитания. Промах в такте поднимался на смех и мог стоить карьеры.

Осваивали танцы с 5-6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринуждённость. (Ножки танцующих независимо от их волнения «делали своё дело».) Танцмейстер в прямом смысле слова лепил тело своего ученика, применяя подчас грубую физическую силу и не обращая внимание на стоны и жалобы обучаемого. Ученику до хруста в суставах разворачивали ноги в соответствующую позицию, вправляли живот, делали требуемую осанку, а когда последним оказывалось не возможным или крайне затруднительным, заставляли надевать тяжёлый корсет, от стягивания которого люди подчас теряли сознание. Сейчас трудно представить себе, что за столь тяжкие физические муки человек был готов платить большие деньги.

А мы продолжаем путешествие в мир старинных танцев.

СЛАЙД № 38 Экосез

До этого момента, дорогие слушатели, я рассказывала вам о старинных парных танцах, но постепенно парные танцы уступают место массовым. Громадной славой пользовался экосез, в коем участвовало множество танцующих.

В старину его танцевали под волынку. В России в эпоху Петра I он получил название «английский» и был любимым танцем на всех балах. Особенно популярным экосез становится в 30-е годы XIX столетия. Схема танца — колонна и круги. Послушайте, как образно описывают современники экосез в XVII столетии:

СЛАЙД № 39  «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца». Для вас играет Садыкова София. Слушаем.

№18 МАЗУРКА

СЛАЙД № 40   МАЗУРКА 

Следующий лёгкий, жизнерадостный и грациозный танец, который мы вам представим вобрал в себе всю душу польского народа. Во время этого танца допускались разговоры. Я говорю о мазурке. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а в начале XIX века мазурка распространилась и по бальным залам всей Европы, в том числе и в России, заняв центральное место на балу, т.к. её полюбили аристократы всей Европы. В мазурке ведущая роль принадлежит кавалеру, он выбирает фигуры, движения, меняет темп шагов, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. Красуясь перед дамой, кавалер демонстрировал свою военную выправку, ловкость и удаль. При этом он выказывал по-рыцарски уважительное отношение, ведя её немного впереди себя. А вот дама в мазурке шла плавно, грациозно, изящно, скользила и бегала по паркету. После окончания мазурки кавалер вставал перед дамой на колено, целовал подол её платья, благодарил за честь и доставленное удовольствие.

СЛАЙД №41 На сцене  инструментальное трио. Встречайте.

ТР№ 19 _        ЗАКЛЮЧЕНИЕ (фон на слова)

СЛАЙД № 42

Дорогие друзья, мы сегодня окунулись в романтический мир галантных танцев, насладились его приятной музыкой, но наш рассказ неисчерпывающий, о многих танцах мы не успели вам рассказать и это даёт нам повод надеется, что мы увидимся вскоре вновь. А наше увлекательное путешествие подошло к концу, мы вынуждены проститься - до новых встреч!

СЛАЙД № 43