ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Взаимодействие с родителями концертмейстера при организации и проведении тематического концерта класса «В ритме танца»"
Одной из форм концертной деятельности педагога, концертмейстера и учеников класса с привлечением родителей является тематический концерт класса, который подразумевает наличие темы и программы, ее раскрывающей, а также тесное слияние информационно-логического и эмоционально-образного начал. Тематический концерт – это публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota.docx | 43.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Взаимодействие с родителями концертмейстера при организации и проведении тематического концерта класса «В ритме танца»
Преподаватель по классу фортепиано
Петрова Ирина Николаевна
Нягань
2018
Пояснительная записка
Одним из важных приоритетов современного образования является воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Воспитывая всесторонне развитых людей нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Поэтому необходимо чутко реагировать на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находить эффективные пути совершенствования педагогического процесса.
Концертная деятельность является одним из важных результатов образовательной деятельности. Участие детей в концертах создает условия для формирования их творческого потенциала, развивает творческую активность, способствует самореализации учащихся, а так же повышает интерес к занятиям.
Не каждый ученик школы искусств имеет возможность выступать в конкурсах различного уровня, но, учитывая стремление детей к самореализации, каждому предоставляется возможность выступить на школьном уровне в концертах для родителей, тематических мероприятиях.
Не приходится сомневаться в том, что успешность в творчестве скрывается в личном эмоциональном восприятии и эмоциональном опыте, полученном в детстве. Пожалуй, каждому родителю наверняка хочется, чтобы его ребенок вырос творческой личностью. Поэтому я как концертмейстер стараюсь участвовать в таких школьных мероприятиях, которые помогли бы увлечь детей и родителей, заинтересовать их музыкой, приблизить к прекрасному искусству, дать возможность каждому ученику реализовать себя.
Одной из форм концертной деятельности педагога, концертмейстера и учеников класса с привлечением родителей является тематический концерт класса, который подразумевает наличие темы и программы, ее раскрывающей, а также тесное слияние информационно-логического и эмоционально-образного начал. Тематический концерт – это публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений.
Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, побуждение к действию ученика, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества. Готовясь к тематическому концерту, ученик погружается в атмосферу данного мероприятия, получая при этом необходимые умения и знания, повышая свой профессиональный уровень, расширяя кругозор.
Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, оформителей, костюмеров, а порой и концертантов в различных формах внеклассной работы, способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества педагога, концертмейстера, родителя и ребенка.
Поэтому для решения сложившейся образовательной ситуации стало целесообразным сотрудничество концертмейстера с родителями в рамках разработанного мероприятия, в данном случае тематического концерта класса «В ритме танца», так как только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности.
В ходе подготовки и реализации тематического концерта класса определилась цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия: создание условий для развития творческих отношений в семье посредством включения родителей и детей в совместное проведение внеклассного мероприятия.
В соответствии с целью мероприятия были определены следующие задачи:
- развитие познавательного интереса, творческих способностей обучающихся;
- воспитание в детях чувства ответственности, дружбы, взаимопомощи;
- привлечение родителей к тесному сотрудничеству во взаимосвязи «педагог-концертмейстер-родители-дети» для реализации мероприятия;
- приобщение родителей к музыкальному искусству для повышения эрудиции и расширения их кругозора в этой области;
- укрепление взаимоотношений родителей и детей, обучающихся и преподавателя посредством включения в совместную творческую деятельность.
В процессе подготовки внеклассного мероприятия преподавателем и концертмейстером были подобраны произведения, соответствующие тематики данного мероприятия с учетом возраста и уровня подготовки каждого ученика. К каждому музыкальному произведению детьми вместе с родителями были подготовлены стихи, творческие работы соответствующие теме концерта. Перед проведением концерта родители вместе с педагогом и концертмейстером оформили концертный зал детской школы искусств рисунками детей и родителей.
Жанр мероприятия – тематический концерт класса с участием преподавателя, концертмейстера, родителей и учеников по классу флейты, в ходе реализации которого на уроках по специальности подбирались произведения для каждого участника концерта. Концерт – это коллективное действо, совместное творчество, что превращает учеников класса в единомышленников, учит сосуществованию, развивает коммуникативные качества.
Правовыми основами организации данного проекта являются нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, регулирующие взаимоотношение семьи и образовательной организации в вопросах обучения и воспитания детей, а так же в вопросах развития системы сотрудничества педагога-концертмейстера и родителей.
Алгоритм включения родителей в конкретное мероприятие осуществляется через совместную деятельность педагога, концертмейстера, родителей и детей.
Инструментарием включения родителей в данное внеклассное мероприятие явилось систематическое привлечение родителей к творчеству детей не только как слушателей, но и участников.
Инструментарием обратной связи явились положительные отзывы всех участников данного концерта и желании в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях, направленных на взаимодействие семьи и школы в целях развития детей.
Психолого-педагогическими основами коммуникации со взрослыми людьми явились теоретические основы организации и управления педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а так же организации эффективного взаимодействия педагога-концертмейстера и родителей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и при соблюдении принципов профессиональной этики.
Проанализировав результаты совместной деятельности всех участников мероприятия, удалось установить, что в процессе подготовки и проведения концерта класса укрепилась взаимосвязь «педагог-концертмейстер-родители-дети». Благодаря совместному восприятию музыки между родителями и детьми установился положительный эмоциональный контакт, понимание родителями своей значимости в музыкально-эстетическом развитии ребенка, повышение эрудиции и расширения кругозора учеников и их родителей в области музыкальной классики, танцевальных жанров, развитие коммуникативных качеств, эмоционально-креативных свойств, толерантности. Кроме того концертмейстер приобретает положительный опыт при организации совместной деятельности со всеми участниками данного мероприятия.
Основная часть
Сценарий тематического концерта класса «В ритме танца»
На сцену выходит ведущая концерта – Удникова В.Н. и начинает концерт.
Ведущая:
Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по странам мира и узнать об их национальных танцах. Они сохранились сквозь века и являются неотъемлемой частью их культуры и традиций. Нет стран и народов, которые не имели бы индивидуальной танцевальной культуры. Многие распространились по всему миру, слились и видоизменились.
Павана – торжественный медленный танец, распространённый в Европе в XVI веке. Под музыку паваны происходили различные церемониальные шествия: въезды властей в город, проводы знатной невесты в церковь и др. Павана пришла на смену популярному в XV веке бас-танцу («низкому» танцу, то есть без прыжков). Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся своим характером.
- Г.Форе «Павана» – исполняет камерное трио «Delise».
Ведущая:
Казачок – народный танец, возникший на основе казачьих плясок. Музыкальный размер 2/4. Темп вначале умеренный, затем постепенно ускоряется. Изображает лихого, вёрткого и ловкого казачьего паренька.
- А.Даргомыжский «Казачок» – исполняет Гореликова Нина.
Ведущая:
Гопак – украинский и белорусский народный танец. Музыкальный размер 2/4. Исполняется в быстром темпе. Существует в различных вариантах: сольном, групповом, парном. Для танца характерны прыжки и различные виртуозные движения. Исполняется под выкрики: «Гоп! Гоп!»
- М.Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» – исполняет Плесовских Василиса.
Ведущая:
Экосез – европейский бальный танец XVII века в характере Контрданса. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый. Исполняется в парах в коллективном построении. Кавалеры и дамы располагались в своих линиях или кругах и повторяли движения танца за ведущей парой. В XVII веке бальный танец описывали следующим образом: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих подпрыгивают под живой ритм хорошо кадансированного мотива. То подаются вперёд, то отступают, то берутся за руки, то кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног».
- Л.Бетховен «Экосез» – исполняет Мартынова Анастасия.
Ведущая:
Тамбурин – старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а так же французский общественный танец XVII-XVIII веков прованского происхождения. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре оживлённо и весело, под аккомпанемент флейты и одноимённого барабана. Для танца характерны прыжковые движения. Характерная черта – вся музыка построена на органном пункте на тонике.
- Дж.Госсек «Тамбурин» – исполняет Ежова Анна.
Ведущая:
Менуэт – (от франц. Pas Menu-маленький шаг) название ряда придворных бальных танцев XVII – XVIII веков. Музыкальный размер – 3/4. Темп от умеренного до умеренно-быстрого. Для танца характерны реверансы, поклоны, маленькие шаги (ПА Меню), изящные позы. Различают два основных типа этого танца: Менуэт XVII века и Быстрый Менуэт XVIII века. «Самый изящный и изысканный танец, лучший образец придворного балета, жемчужина бала, король бальных танцев, король танцев и танец королей, величайшее произведение искусства, когда – либо созданное в области танца» – так говорили о Менуэте в конце XVIII века. «Грациозный, галантный и любимый танец, вычерчивающий на полу тайные знаки любви» – это о нём же столетием раньше. «Простонародный, низкого происхождения, безалаберный, скандальный» – это тоже о нём, но в середине XVII века. Изначально менуэт был сельской пляской, отличался живым, непосредственным характером и имел другое название – Бранль а Мене из провинции Пуату (франц.) Когда в XVII в. этот танец стали исполнять при дворе, то предпочитали объявлять его как Амене (вести (франц.).
- Ж.Бизе «Менуэт» из музыки к драме «Арлезианка» – исполняет Башкова О.В. и Сехниашвили Давид.
Ведущая:
Тарантелла – итальянский народный танец, в сопровождении гитары, бубна и кастаньет. Музыкальный размер 3/8, 6/8. Для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых, оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.
- В.Гаврилин «Тарантелла» – исполняет Сехниашвили Давид.
Ведущая:
Сицилиана – итальянский общественный танец XVI-XVIII веков пасторального характера. Музыкальный размер – 6/8, 9/8, 12/8. Темп умеренный. Исполняется в паре, плавно и размеренно, в спокойном движении по кругу.
- И.С.Бах «Сицилиана» из сонаты Ми бемоль мажор – исполняет Вахтерова Алина.
Ведущая:
Танго – (от исп. tango) аргентинский народный парный танец свободной композиции, с чётким, энергичным ритмом. Название ряда общественных народных танцев XIX-XX веков испанского и латиноамериканского происхождения. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный. Например, существуют народные танцы: Андалузское Танго, Цыганское Танго, Креольское Танго. Темп умеренный. Исполняется в паре, чувственно и романтично, с продвижением по залу. Для танца характерны пульсирующий характер ритма шагов, внезапные остановки, сочетание быстрых и медленных движений. По стилю различают американский, английский, аргентинский и французский варианты Бального Танго.
- П.Ведгвуд «Танго» – исполняет Фадеева Ирина.
Ведущая:
Румба – курс, направление. Кубинский общественный танец-песня XIX-XX веков, основанный на кубинских народных образцах. Музыкальный размер – 4/4. Темп быстрый или умеренный. Исполняется сольно и в паре, вместе и раздельно, с небольшими передвижениями. Для танца характерный пантомимные действия, качания бёдрами из стороны в сторону (Кубинское Движение), синкопированный ритм шагов. Кубинская народная Румба существует в разных вариантах: Гуагуанко, Колумбия, Румба-болеро, Румба Гиганко, Ямбу и др.
- Ю.Должиков Румба «Хорошее настроение» – исполняет Вахтерова Алина.
Ведущая:
Самба – латиноамериканский бальный танец XX века, основанный на бразильской народной Самбе, предназначенный для исполнения на карнавалах. Музыкальный размер – 2/4. Темп быстрый. Исполняется в паре, темпераментно и подвижно, с продвижением по кругу. Для танца характерны «растянутые» шаги с пружинящим действием. Когда в XVI – XIX веках португальцы везли в Южную Америку рабов из Анголы и Конго, те не могли взять с собой практически ничего, кроме своих верований, музыки и плясок. На этой основе в Бразилии появились самобытные песни и танцы. Так, к примеру, бразильская городская Самба произошла в середине XIX века из сельского афро-бразильского танца Батуке (порт. Batuqe).
- П.Ведгвуд Самба «Солнечная текила» – исполняет Сехниашвили Давид и Ежова Анна.
Ведущая:
Полька – от чеш. половинка шага. Полька появилась в результате культурного смешения множеств однотипных сельских танцев в условиях городской среды, с характерными подпрыгивающими шагами и вращениями пар. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.
- В.Попп «Бравурная полька» – исполняет Ивонинская Карина.
Ведущая:
Вальс – от французского кружиться. Парный танец в трёхдольном размере. Темп разный – от медленного до очень быстрого. В первоначальном варианте Вальс появился в Вене в конце XVIII века на основе австро-немецких народных плясок типа Лендлера и распространился во многие страны. Быстрые формы Вальса называют Венский Вальс.
- Ю.Должиков Вальс «Память о Париже» – исполняет Мартынова Анастасия.
- П.Чайковского «Вальс» из балета «Спящая красавица» – исполняет камерное трио «Delise».
Ведущая:
Наш концерт завершается. Позвольте выразить слова благодарности всем участникам концерта, преподавателю Башковой О.В. и концертмейстеру Петровой И.Н. Мы надеемся, что доброжелательная, творческая атмосфера концерта оставила приятное впечатление, вы узнали много интересного и познавательного о национальных танцах.
II часть мероприятия
Продолжением концерта стал классный час, на котором все участники данного мероприятия поделились впечатлениями, обсудили значимость таких тематических концертов класса.
Закончилось внеклассное мероприятие совместным фотографированием и чаепитием. Итогом творческого дня явилось желание родителей оставить отзывы о проведенном мероприятии.
Проведенное мероприятие силами педагога, концертмейстера, учащихся и родителей способствует сближению семьи со школой, развивает кругозор, познавательные интересы, стимулирует к поиску инновационных форм внеклассных мероприятий.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1982.
- Государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013г. № 413-п)
- Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М., 2000.
- Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
- Искусство в жизни / Сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня, Л.Е. Стрельцова, М.С. Чернявская, Л.В. Школяр. – М., 1991.
- Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014гю № 1726-р)
- Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ. – Екатеринбург, 2002.
- Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ. – Екатеринбург, 2003.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой. – М., 1987.
- Подборка материала о национальных танцах (интернет).
- Программа развития системы музыкального образования РФ на 2014-2020 годы.
- Программа развития МАОУК ДО МО г.Нягань «ДШИ» на 2015-2019 годы.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
- Синкевич Ю.С. Основные технологии сотрудничества педагога с родителями и их характеристика. – М., 2008.
- Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года (Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010г. № 91-рп)
- Устав МАОУК ДО МО г.Нягань «ДШИ» (Постановление Администрации города Нягани от 25.03.2014г. №1022)
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ)
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996.