РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
В данной работе представлен опыт проектной деятельности преподавателя по классу аккордеона детской школы искусств. Проблема односторонности развития учащихся музыкальных школ, их неумение использовать полученные знания и умения в своей дальнейшей жизни и как следствие – падение престижа начального музыкального образования, привели к поискам более эффективных форм и методов обучения детей на уроке специальности. В представленном проекте рассматривается опыт работы, направленный на развитие творческих способностей учащихся. Именно в этом автор видит пути решения многих проблем современного музыкального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_v_klasse_akkordeona_bayana.docx | 30.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА, БАЯНА.
Автор – преподаватель по классу баяна, аккордеона ГБУ ДО НАО
«Детская школа искусств» Ерофеева Галина Павловна
(педагогический стаж – 29 лет).
Аннотация:
В данной работе представлен опыт проектной деятельности преподавателя по классу аккордеона детской школы искусств. Проблема односторонности развития учащихся музыкальных школ, их неумение использовать полученные знания и умения в своей дальнейшей жизни и как следствие – падение престижа начального музыкального образования, привели к поискам более эффективных форм и методов обучения детей на уроке специальности. В представленном проекте рассматривается опыт работы, направленный на развитие творческих способностей учащихся. Именно в этом автор видит пути решения многих проблем современного музыкального образования.
В последние годы значительно изменился уклад жизни большинства людей, поменялась окружающая информационная среда, отношение к произведениям искусства чаще всего носит потребительский характер. Если когда-то домашнее музицирование было излюбленным времяпровождением людей из разных слоев общества, то теперь положение вещей существенно изменилось. С появлением и развитием средств – звукозаписи, безмерно облегчился доступ музыки и информации к слушателю: он может получить её, не прилагая к этому никаких усилий. Так как же приобщить ученика к занятиям музыкой? Как в современных условиях увести его от компьютера, пробудить в нем желание заниматься этим очень и очень непростым делом? Один из способов – сделать обучение ребенка в музыкальной школе более развивающим и осмысленным (и как следствие – более интересным и привлекательным). Сделать так, чтобы окончив школу, наши ученики были в состоянии пользоваться своим инструментом в своей дальнейшей жизни. Но как пользоваться? Разумеется, они не станут всю жизнь повторять те произведения, которые когда-то учили в музыкальной школе (хотя это тоже само по себе неплохо). Окончивший школу ученик должен уметь ещё что-то помимо умения вспомнить ранее выученный материал. Он должен быть в состоянии сам разобрать и выучить хотя бы несложное музыкальное произведение, тем более что сейчас нотный рынок постоянно пополняется новыми интересными сборниками. Также он должен уметь подобрать и гармонизовать хотя бы несложную мелодию, должен уметь подыграть что-либо по обстоятельствам, другими словами он должен уметь музицировать. Именно формирование этого умения должно входить в перечень задач, которые ставит перед собой музыкальная школа.
К сожалению, зачастую окончивший школу и проучившийся 5-7 лет (даже хороший!) ученик, оказывается абсолютно неспособен ни к чему, кроме как повторению ранее выученного материала. Почему же так происходит? Традиционная система обучения в музыкальных школах достаточно консервативна и готовит в основном исполнителей.
«Среди тех, кого обучает наша бесконечная фаланга педагогов, непрофессионалы, то есть люди, которые учатся для удовлетворения своей любительской страсти к музыке, в счет почти не идут. Число любителей сократилось почти до нуля; любитель как фактор музыкальной жизни обычно увядает после многих лет обучения». (П. Хиндемит, 1895 - 1963)
К сожалению, подобная ограниченность музыкального воспитания остается актуальной и в наши дни. Это происходит потому, что зачастую педагог направляет всё своё внимание на - те виды деятельности ученика, которые находятся под контролем (подготовка программ академических концертов, зачетов и экзаменов). Более того, в классе специального инструмента широко используется двигательный метод обучения: с первых же занятий педагог направляет основное внимание учащихся на усвоение нотных знаков, клавиатур, постановку рук и пальцев, аппликатуру и звукоизвлечение. Нотный материал разучивается без предварительного формирования первоначальных слуховых представлений. Руководящая роль педагога при этом фактически сводится к системе указаний – нажать такую-то клавишу таким-то пальцем, выдержать её столько-то, здесь играть тише, там – громче и т.п. Такая форма занятий не способствует развитию творческой активности и самостоятельности ученика, более того – подавляет их. Каков же выход из сложившейся ситуации?
«Необходимо ввести в программы всех отделений музыкальных школ элемент творчества» (Б.Л. Яворский).
Учитывая все перечисленные проблемы и особенности музыкального образования в современный период, в основу проекта была взята тема «Развитие творческих способностей учащихся в классе аккордеона, баяна». Педагогический проект получил название «Ступень к творчеству».
Актуальность проекта.
Актуальность данного проекта определяется потребностью общества в неординарной, творческой личности, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Занятия, направленные на творческое развитие ребёнка как нельзя лучше способствуют формированию именно такой личности.
Основная идея.
Развитие творческих навыков — верный путь к совершенствованию исполнительского мастерства юного музыканта.
Цель проекта:
- Сделать процесс обучения ребёнка в музыкальной школе более развивающим и осмысленным.
- Преодолеть одностороннее развитие учащихся, раскрыть их творческий потенциал.
- Пробудить интерес к занятиям музыкой.
Для достижения поставленных целей были поставлены следующие задачи.
Обучающие:
Формирование у учащихся следующих навыков:
- навыков подбора по слуху и гармонизации мелодии;
- элементарных навыков варьирования и импровизации;
- навыков чтения с листа.
Развивающие:
- развитие музыкального слуха, мелодического и гармонического, музыкальной памяти и чувства ритма;
- закрепление теоретических знаний, умение использовать их в практической деятельности;
- расширение кругозора, интеллекта и творческих способностей;
- формирование навыков музыкального мышления, умения предслышать то, что в следующий момент будет исполнено;
- накопление слуховых впечатлений и музыкального опыта.
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности и творческой активности.
Данный проект реализовывался с 01.09.2015 года по настоящее время. Реализация проходила в 3 этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап проекта (01.09.2015 – 01.03.2016) был направлен на:
- Изучение и анализ учебно-методической литературы, определение основных направлений деятельности.
- Анализ музыкально-творческих данных учащихся, составление плана работы.
- Начало работы по развитию навыков творческого музицирования.
Основной этап (01.09.2016– 01.09.2017) связан с практической работой по развитию навыков творческого музицирования, организацией образовательного процесса с учетом новых, более разнообразных форм работы. На этом этапе вырабатывалась методика работы по импровизации и варьированию мелодий, подбору по слуху и гармонизации, чтению с листа. Проводилась диагностика для определения музыкальных данных и уровня развития исполнительских навыков каждого ученика, в связи с этим подбирался репертуар, а так же индивидуальные методы работы. На этом этапе активизировалась концертная, а так же конкурсная деятельность детей, в программы выступлений включались творческие работы.
Итогово – обобщающий этап (с 01.09.2017) включает в себя продолжение образовательного процесса, подведение итогов, обобщение опыта деятельности по развитию навыков творческого музицирования, сопоставление прогнозируемых результатов с полученными результатами.
В реализации проекта принимали участие учащиеся-аккордеонисты с 1 по 6 класс. Мы начали с того, что на уроках специальности стали регулярно подбирать по слуху знакомые мелодии. Здесь выявилось основное противоречие: между целями педагога и возможностями детей. В процессе работы пришло понимание того, что с большинством учащихся подбор по слуху следует начинать не с песенки крокодила Гены, а с такого материала, как «Ходит зайка», «У кота-воркота» и т.п., постепенно усложняя материал. И что для развивающего обучения одного подбора по слуху недостаточно, необходимо также читать с листа, осваивать простейшие виды варьирования или импровизации, уметь транспонировать. Конечно, чтобы работать таким образом, нужна специальная программа. Поскольку у нас такой программы не было, пришлось взяться за её создание. В результате была разработана программа по развитию навыков творческого музицирования в классе аккордеона, баяна. Суть программы в том, что элементы творческого музицирования обязательно должны быть включены в программу отчётного выступления учащихся. Как правило, времени у нас всегда в обрез и мы в первую очередь занимаемся с учениками тем, что готовим его к какому-то очередному выступлению (концерту, зачету экзамену и т.п.). Если в программу выступления в обязательном порядке включена творческая работа, педагог найдет время и силы чтобы ею заниматься. Творческая работа это или произведение подобранное и гармонизованное по слуху, или сочинение, или различного вида импровизация. Желательно соединение в одной такой работе нескольких разделов, например подбор и варьирование (т.е. сделать обработку какой-либо мелодии).
В процессе работы автору пришлось столкнуться с рядом трудностей. Главные из них:
- в отсутствии методики обучения таких видов деятельности как подбор по слуху или импровизация. Здесь существенную помощь оказал Интернет, но в основном опыт приобретался в процессе практической деятельности;
- дефицит времени. Большой проблемой было то, как вместить в 40 минут урочного времени наряду с традиционными видами обучения занятия творчеством. Эта проблема также решалась по мере накопления опыта.
Невозможно «объять необъятное», мы пришли к выводу, что в течение одного урока целесообразно заниматься лишь каким-то одним видом деятельности по программе творческого музицирования. Здесь всё зависит от наших ближайших перспектив: если впереди академический концерт и мы включаем в программу выступления творческую работу, мы занимаемся подбором по слуху, варьированием или импровизацией. В 3-й четверти на техническом зачёте мы должны продемонстрировать навык читки с листа, готовясь к зачёту, мы стараемся активизировать работу в этом направлении.
Основные методы работы:
- Чтение с листа с предварительным анализом нотного текста.
- Подбор по слуху.
- Подробное объяснение приемов и способов гармонизации, варьирования мелодии, импровизации. Работа в этом направлении.
- Совместный поиск педагога и ученика различных способов варьирования мелодии, импровизации на тему и т.д.
- Домашние задания творческого характера.
- Методы стимулирования творческой деятельности: поощрение, совместное музицирование, выступление с творческой работой на концерте, конкурсе.
Главным условием в занятиях является наличие психологического комфорта. Особенно это необходимо с "зажатыми" детьми. С самого начала работы, при выполнении простейших заданий, ученик должен почувствовать "успешность" своей деятельности. Педагог здесь не должен скупиться на поощрение и похвалу, важно создать атмосферу, в которой ученик сам и с удовольствием включается в преодоление возникающих трудностей.
Для того, чтобы занятия творческими видами деятельности были интересны детям и результативны, проводилась работа и в мотивационной сфере, использовались как индивидуальные, так и групповые формы работы. Например, занимаясь импровизацией, мы часто делали это, играя в ансамбле, сначала педагог – ученик, затем ребята играют вместе. Здесь уже присутствует соревновательный момент – кто лучше? (Перед ребятами ставиться задача, во-первых – не сбиваться, во-вторых – показать по-возможности интересную мелодию, в - третьих – начинать в той позиции, в которой закончил тот, кто играл впереди). Свои творческие работы, а также навыки импровизации ребята демонстрировали на классных концертах для родителей, а также внутриклассных конкурсах «Играем, творим!» и «Ступень к творчеству». Для сохранения благоприятной атмосферы в классе проводились внеклассные мероприятия – беседы о музыке, чаепития с играми, музыкальными загадками, конкурсами. В результате этой работы стало заметно, как активизировались даже слабые ученики, стали проявлять больший интерес к музыкальным занятиям. Те дети, для которых разобрать и выучить даже несложный нотный текст в силу их интеллектуальных особенностей является большой проблемой, с интересом подбирали, транспонировали, осваивали простейшие виды импровизации. Способные же дети порой удивляют своими творческими находками.
Одно из главных условий проекта состоит в том, чтобы каждому учащемуся предоставить возможность проявить себя, реализовать свои творческие способности в концертной деятельности, накопить сценический опыт. Именно поэтому активизировалась исполнительская деятельность детей, в программу выступлений стали включаться творческие работы. В нашем классе стало традицией в конце учебного года проводить творческие конкурсы, где ребята исполняют или свои собственные сочинения или сделанные ими обработки каких-либо песен.
За период осуществления проекта, со своими творческими работами ребята участвовали не только в классных мероприятиях, но и различного уровня конкурсах. Наиболее важными победами можно считать выступление ученицы 3-го класса Ивановой Кати и Рочева Ивана (5 класс). Катя – дипломант I степени Международного дистанционного конкурса «Первые ласточки». К этому конкурсу она подготовила сочинённую ею пьесу «Весёлая кадриль». Также Катя стала дипломантом открытого Зонального конкурса «Любимые звуки музыки», Иван – дипломант I степени Международного дистанционного конкурса «Звуки галактики». Он также исполнял свою творческую работу – обработку русской народной песни «Вдоль по улице молодчик идёт».
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что творческое музицирование активизирует процесс обучения, способствует совершенствованию исполнительского мастерства учащихся, подтвердилась.
Помимо всего прочего, в результате этой деятельности для ученика приобретает смысл всё то, чем он занимается на уроках сольфеджио, так как детское творчество опирается на знания и навыки, полученные в процессе обучения. Как бы хорошо ни было поставлено дело на уроках сольфеджио, всё же именно в классе по специальности происходит объединение всех теоретических и практических знаний, приобретаемых ребёнком в музыкальной школе. Кроме того практика показала, что творческое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успеха.
В процессе работы происходит также технический и исполнительский рост учащихся, участие с творческими работами в концертах и конкурсах становится одним из важнейших стимулов к дальнейшему обучению.
Выводы: систематическая работа по развитию творческих способностей учащихся позволяет:
- Всесторонне развивать ученика как музыканта.
- Выработать у ученика целый комплекс умений и навыков, позволяющих ему после окончания школы пользоваться своим инструментом.
- Воспитать ученика как самостоятельную, активно – творческую личность.
Сочетание исполнительства и собственного творчества как нельзя лучше отвечает музыкальным запросам детей, превращает занятия на музыкальном инструменте в интересный и увлекательный процесс. Обучение становиться современным, развивающим, занятия же творчеством пригодятся в будущем не только музыканту, но и специалисту в любой другой области.
К сожалению, в последние годы престиж таких инструментов как баян и аккордеон несколько упал и, может быть, развивая творческие навыки своих учеников, обучая их играть не только по нотам, но и без нот, нам в какой-то мере удастся исправить положение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баренбойм Л., Перунова Н., «Путь к музыке». Ленинград, «Советский композитор», 1988.
- Брянская Ф., «Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста». Москва, «Классика-XXI», 2007.
- Сост. Игнатьев В., Игнатьева Л., «Я музыкантом стать хочу». Альбом начинающего пианиста». Ленинград, «Советский композитор», 1986.
- Лихачёв Ю.Я., «Авторская школа». Изд-во «Композитор», Санкт-Петербург, 2009.
- Сост. Лихачёв Ю.Я., «Как учить детей музыке». Высказывания выдающихся отечественных и зарубежных музыкантов, педагогов, ученых. Изд-во «Композитор», Санкт-Петербург, 2006.
- Лушников В., «Школа игры на аккордеоне». Москва, всесоюзное изд-во «Советский композитор», 1986.
- Мотов В.Н., «Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне». Москва, «Музыка», 1989.
- Подвала В., «Давайте сочинять музыку!» 1-2 классы. Киев, «Музычна Украйина», 1988.
- Сиротина Т., «Подбираем аккомпанемент» вып.1, Москва, «Музыка», 2001.
- Шахов Г., «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна». Москва, «Музыка», 1987.