статья "Духовное развитие учащихся на уроке музыки через синтез дисциплин"
В начале 21 века, в информационную эпоху становится понятно, каким должен быть выпускник школы. Современные дети разобщены и с трудом умеют общаться друг с другом. Жизненно важными для любого человека являются такие качества личности: творчество, самостоятельность, образованность, интеллигентность, трудолюбие. Целью работы школы является воспитание творческой личности, компетентной, социально – зрелой, конкурентноспособной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serebryakova_o._statyadoc.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Серебрякова О.Г.
Учитель музыки высшей
квалификационной категории
МОУ СОШ с углубленным изучением
английского языка №126 г. Н. Новгорода
Духовное развитие учащихся на уроке музыки
через синтез дисциплин.
«..культура воспитательного процесса
в школе во многом определяется тем,
насколько насыщена школьная жизнь
духом музыки,
как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека»
В.А. Сухомлинский.
В начале 21 века, в информационную эпоху становится понятно, каким должен быть выпускник школы. Современные дети разобщены и с трудом умеют общаться друг с другом. Жизненно важными для любого человека являются такие качества личности: творчество, самостоятельность, образованность, интеллигентность, трудолюбие. Целью работы школы является воспитание творческой личности, компетентной, социально – зрелой, конкурентноспособной. При этом нельзя забывать, что одной из задач школы остается освоение мира по законам добра и красоты. Эта задача решается предметами эстетического цикла, одним из которых является музыка.
Музыка развивает память, внимание, эмоциональность, духовный мир. Активное вовлечение учащихся в практическую духовную жизнь учит мыслить на языке чувств, ощущений, в результате чего ребенок становится коммуникабельным с развитыми эмоциональными качествами.
Кризис, переживаемый нашей страной, в значительной степени вызван утратой гуманистических нравственных ценностей. Становится всё более очевидным, что одних только социально – экономических и политико – правовых реформ для его преодоления недостаточно. Необходимо сформировать новое мировоззрение, новое отношение к жизни.
Любые социальные преобразования только тогда имеют прогрессивный смысл, когда служат духовно - нравственному возрождению и совершенствованию общества. Присущий морали критический настрой по отношению к действительности, неудовлетворённость реальностью и её оценка, являются необходимыми предпосылками соответствия социальной практики провозглашаемым гуманистическим целям. Нравственное возрождение и духовное совершенствование человека – это и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных преобразований.
Таковыми они могут быть только при условии приобщения каждого человека к функциональным нравственным ценностям, превращения их в устойчивые убеждения и мотивы поведения.
Духовная культура – это мир идей, связанных с существованием человека в мире. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.1
Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.1
В повседневной жизни мы нередко используем слова «духовность» и «нравственность». Нравственность – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу. Нравственность есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значительное для жизни человека и общества. Нравственность есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.2
Развитию внутреннего мира человека придавалось особое значение со времен античности. «Музыка воодушевляет мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Это слова великого Платона
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. В этот период жизни у подростка начинают впервые формироваться собственные нравы и вкусы. Дети начинают впервые задумываться чему в жизни посвятить себя, какую выбрать профессию и чем бы они хотели заниматься в свободное время? Они выбирают себе друзей по интересам, выбирают литературу для чтения, музыку для слушания, телевизионные передачи для просмотра и т.д.
_______________________________________
1 О. А. Митрошенков книга «Духовная жизнь общества»
2 О. А. Апраксина «Из истории музыкального воспитания» М.Просвещение 1990 год.
Музыка играет немаловажную роль в формировании мировоззрения учащихся: мировосприятии и мироощущении. И если на уроках музыки использовать синтез искусств музыки, ИЗО, литературы, то духовное развитие учащихся наиболее успешно, т.к. это способствует целостному восприятию музыкального искусства и формирует общечеловеческие качества личности.
Современный интегративный урок складывается из различных видов деятельности, однако представляет собой целостную систему, основанную на межпредметных связях. Его важнейшей задачей является воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства. Как целостная художественно-педагогическая форма, он должен иметь свои специфические методические особенности: организацию сопереживания, постижения нравственно-эстетической сущности искусства, а затем уже получение знаний, умений и навыков.
С самого начала деятельности педагогов интересовало то, как разными средствами искусства можно выразить состояния человека, его взгляды на окружающий мир, его переживания, как можно передать различные образы.
Моя педагогическая деятельность нашла наиболее полное отражение в инновационных технологиях планирования уроков музыки в 8 классе. Тема «Наши великие современники» (8 класс 4 четверть) Д. Кабалевского предполагает закрепление полученных знаний и повторное, более подробное, знакомство с жизнью и творчеством ряда русских современных композиторов 20 века.
Ставя перед собой цель эмоционального и духовного развития личности учащихся через синтез искусств, мною изменен программный материал всего 8 класса, преимущественно его 4 четверти, при сохранении тематизма, разработанного Д.Кабалевским. Создан цикл уроков музыки, в которых раскрыто нерасторжимое единство поэзии М. Цветаевой с современной классической и эстрадной музыкой и кинематографом 20 века.
Справедливо считать, что сила стихов М. Цветаевой не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. То торжественно приподнятые, то разговорно – бытовые, то песенно – распевные, то задорно – лукавые, то иронически- насмешливые, они в своем интонационном богатстве мастерски передают переливы гибкой, выразительной, емкой и меткой русской речи.
То состояние, которое испытывала в жизни М. Цветаева, способны прочувствовать и мы, люди конца 20 – начала 21 века (современные люди). Мы так же способны чувствовать любовь, измену, разочарование в людях и жизни. Мы тоже чего – то ищем и иногда от безысходности «опускаем руки». Содержание стихов М. Цветаевой настолько глубинно, что мимо него не могли пройти такие яркие и талантливые люди современности, как кинорежиссер Эльдар Рязанов, певцы Валерий Леонтьев, Алла Пугачева, Ирина Аллегрова и др., композиторы Э. Фертельмейстер (ректор Нижегородской консерватории, нижегородский композитор), композиторы Альфред Шнитке, Андрей Петров, М. Таривердиев и др.
На протяжении шести рабочих уроков 4 четверти мы с ребятами выявляли связи творчества М. Цветаевой с современным искусством и, наконец, подошли к заключительному 2-х часовому уроку – празднику на тему: «Музыка и стихи М. Цветаевой как нерасторжимое единство». «Урок – праздник» - это потому, что я готовлю детям подарок. На этот заключительный урок я приглашаю своего педагога, композитора Марию Григорьевну Соснер – Вышкину. Она старается не отказывать нам в этих встречах. На этом уроке дети исполняют ее песню из цикла «Монолог женщины» на стихи М. Цветаевой «Полюбил богатый бедную».
Этот разговор о жизни, творчестве великой поэтессы Серебряного века, о том, как он значим для других видов современного искусства еще более усилит интерес ребят в 11 классе к изучению творчества М. Цветаевой на уроках литературы.
Результаты мониторингов проведенных уже после первого года обучения по «новой программе» говорят о том, что моя работа дает положительные результаты: наблюдается позитивное изменение в восприятии учащимися урока музыки; в сознании учеников все более значимыми становятся такие ценности, как Сострадание, Милосердие, Вера, Надежда, Любовь; увеличился интерес учеников к чтению художественной литературе.
Такой педагогический опыт может быть использован не только на уроках музыки, но и на литературы, МХК, ИЗО.
Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. Выпускники, не смотря на то, что не выбрали специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными личностями.
Осознание социальных, эстетических и нравственных функций искусства, изучение богатейшего опыта теории и практики школьного музыкального воспитания в разные периоды помогают рассматривать сегодня музыкальное искусство (во взаимосвязи с другими его видами) как неотъемлемую часть формирования духовной культуры школьника на основе развития его музыкальной грамотности и способности к овладению общечеловеческими культурными ценностями.
Уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.