Сценарий концерта "Его Величество Оркестр!"

Киселева Елена Александровна
Основная цель: 
-формирование музыкальной культуры личности, как части ее общей духовной культуры.
-представить оркестр народных инструментов как перспективный, живой организм, находящийся в постоянном развитии и совершенствовании.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kontserta_-lektsii_vashe_velichestvo_orkest_1.docx28.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Комитет по культуре Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«МУЗЫКАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ им. Д. АЮШЕЕВА»

гор.Улан-Удэ

Сценарий концерта «Его величество оркестр»

в рамках проекта

Школа для родителей «Семицвет»

Авторы: Н.Г.Зубрицкая, зав.отд РНИ

Киселева Е.А., преподаватель   

2017

Школа для родителей «Семицвет»

«Родной земли многоголосье»

Концерт «Его величество оркестр»

22.11.2017г. 17:00 к/з МГЛ им. Д. Аюшеева

Основная цель:

-формирование музыкальной культуры личности, как части ее общей духовной культуры.

-представить оркестр народных инструментов как перспективный, живой организм, находящийся в постоянном развитии и совершенствовании.

Задачи:

- воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

-развитие музыкального восприятия, мышления, слуха,  творческих способностей;

-открытия для себя человеком ценностей произведений искусства.

Форма проведения:  

Лекция -  концерт

Участники:  учащиеся, преподаватели.

Место проведения:  концертный зал.

Время проведения:  40 минут.

Оснащение:

1.        Микрофон для ведущей

2.        Стулья на сцене 28 шт

3. Пюпитр 7 шт

4. Музыкальные инструменты оркестра РНИ

Предварительная подготовка:

1.        Репетиции концертных  номеров.

2.        Разработка, согласование сценария

3.        Оформление зала.

Ход мероприятия:

На сцену выходит ведущий

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы хотим провести нашу встречу, как открытую телестудию.

Представим себе, что вы все в этом зале находитесь в телевизионной студии. А на сцене наш гость  - замечательный коллектив Образцовый концертный и всеми любимый ОРНИ «Кедровые орешки» и его руководитель Наталья Григорьевна Зубрицкая. (Аплодисменты)

Сегодня у нас работает  школа для родителей «Семицвет».

Наша встреча будет посвящена русскому народному, с большой буквы,  его величеству  русскому Оркестру!

И сейчас прозвучит прекрасное произведение композитора Николая Мочалова «Фантазия на русские темы».

«Фантазия на русские темы». Н .Мочалов

 (Аплодисменты)

На сцену выходит ведущий

Ведущий: Спасибо, оркестр!...

         На сцене сейчас перед Вами современный оркестр русских народных инструментов и его участники.

Хочу обратить ваше внимание на состав оркестра:

С левой стороны от меня представлены………группа домр.

С правой стороны……………..группа балалаек.

На заднем плане вы видите………….группу баянов аккордеонов и ударную группу.

Но, то, же время,  я не могу сказать, что всегда было так…

        Отнесемся на достаточно отдаленное от нас время и  представим себе XVII век – а это 300 с лишним  лет назад…. Русские народные инструменты подвергались гонению.  Это были страшные времена, ни в чём не повинные инструменты  свозили и сжигали на больших кострах по указу царя Алексея Михайловича. Сохранились они лишь в народном обиходе.

Тогда не было таких инструментов, именно в таком виде, как мы сейчас их видим.

        Появился такой человек, который стал энтузиастом, великим  реформатором,  великим организатором,  который внес свое слово в историю народных инструментов, благодаря которому, сегодня инструменты приобрели  такой вид, и сформировался русский народный оркестр, первый оркестр русских народных инструментов.

        Это – выдающийся исследователь, музыкант, дворянин, необычайно талантливый и неординарный человек  Василий Васильевич Андреев.

         А началось всё с балалайки. Летом 1882 года Андреев услышал игру на балалайке одного из крестьян и понял, что слабозвучная балалайка нуждается в усовершенствовании.  Инструмент не потерял своего основного качества – остался народным. В течении года Андреев совершенствует свою игру на балалайке и доводит еѐ до виртуозности. В репертуаре Андреева русские народные песни и переложения скрипичных пьес. А в наше время на балалайке исполняют не только русские народные песни и переложения классической музыки, но и пьесы современных композиторов.

         Сейчас прозвучат исконно-русские мелодии на исконно-русском  инструменте, а названия, возможно, вы сами узнаете.

Выходит исполнитель с балалайкой преп. Архипов Д.А.,

 демонстрирует инструмент – исполняет    р.н.п.

Ведущий: Наверное, все узнали – прозвучала народная песня в обработке …………….. А исполнил преподаватель народного отделения – Архипов Дмитрий Анатольевич.

           Первой скрипкой в оркестре, ведущим солирующим инструментом оркестра является домра. Как только не отзывались о её красивом тембре «певунья», голос души и т.д..  Само название -  «домра» получило известность в XVI столетии, хотя первые сведения о ней доходят до нас уже с X века. Первыми исполнителями на домре были скоморохи.

           В оркестре Андреева домра появилась в середине 90-х годов XIXвека. Ученик Андреева Мартынов случайно нашел в одной из деревень Вятской губернии старинный инструмент – домру.

          Андреев, как и балалайку, усовершенствовал домру, и создал целое семейство домр: пикколо, малую, альтовую, теноровую, и басовую. Прием игры, народный – медиатором. Инструмент обладал красивым тембром, приближавшемуся к тембру человеческого голоса. Эти инструменты обогатили коллектив новыми красками. Получился целый оркестр, которому Андреев присвоил звание «Великорусского».

            Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, переживания.

            Сейчас мы предлагаем вашему вниманию   произведение

Николая Будашкина «Родные просторы»

             Ведущий: Есть такой специфический музыкальный термин – Тутти, который обозначает «все вместе»!

Оркестр как раз, является тем самым образцом игры «вместе» на различных инструментах. И это очень важно.  Как важно чувствовать друг друга, как важно играть в одном ритме и понимать эмоциональную основу музыкального инструмента и как важно всем вместе создавать музыкальный образец. И наши дети с первого года уже обучаются этому.

          А в исполнении нашего Образцового концертного оркестра «Кедровые орешки» вы услышите произведение бурятского композитора Александра Прибылова «Танец чабанов».

«Танец чабанов»   А. Прибылов

Ведущий: Спасибо, оркестр! А теперь мы вместе с залом попробуем поимпровизировать и попасть сразу в темп, в динамику и создать образ,

 а образ нужно будет создать танцевальный, задорный.

           И внешне тоже постарайтесь изобразить то, что вы будете чувствовать внутренне.

(всем слушателям раздаются деревянные ложки, бубны, трещотки).

Итак, внимание на сцене  Сводный шумовой оркестр. Рнп. «Калинка»

Ведущий: Ну, что, здорово получается! Но, все ли получилось, Наталья Григорьевна?  Как вам игра новоиспеченных музыкантов?

Отдать микрофон Зубрицкой Н.Г. - Слова Зубрицкой Н.Г.

  Ведущий: Спасибо всем за замечательную игру.

А мы продолжаем,  я хочу рассказать о музыкальном инструменте, который имеет очень важное значение для оркестра, но по тому как располагаются инструменты в оркестре, они размещены на заднем плане.

Поднять участников оркестра (Аккордеон)

 Это аккордеон – инструмент оркестра, но в то же время – это часто и солирующий инструмент.

В современных русских народных оркестрах гармонику заменяют баяны или аккордеоны как в нашем оркестре.

Мы предлагаем  вашему вниманию русскую народную песню «Посею лебеду на берегу», в исполнении аккордеона. На сцене солист  Новокщёнов Матвей, преп. Киселева Е.А. и оркестр р.н.и. «Кедровые орешки», встречайте!

«Посею лебеду на берегу, «А.Александрюк, исп. Новокщёнов Матвей, орни «Кедровые орешки»

Ведущий: Современный оркестр русских народных инструментов универсальный, мобильный, многотембровый организм. Ему подвластно исполнение не только русской народной музыки, но и любой национальной музыки.

И продолжая тему Тутти – «все вместе»!, , хочется представить еще одного гостя нашей с Вами встречи – это старший  хор  МГЛ «Юность», рук.  Расторгуева Л.А.  который вместе  с нашим замечательным оркестром исполнит песню о нашей Родине композитора Виктора Усовича  под названием  «Приезжай в Улан-Удэ».      

«Приезжай в Улан-Удэ»,    муз. Виктор Усович.

Ведущий:  Надо сказать, что  наша встреча, в рамках  школы «Семицвет» - первая  из серии встреч, запланированных на этот учебный год.

Оркестр который сегодня был нашим гостем в нашей воображаемой студии, кстати сказать стал совсем недавно Лауреатом II степени международного конкурса им. Николая Будашкина, который проходил в городе Чита, где принимали участие 50 коллективов из разных городов России и зарубежъя. Давай те их поздравим бурными аплодисментами.

Наша встреча подошла к завершению, мы очень надеемся, что знакомство с русским оркестром оставит впечатление, и вы с удовольствием поделитесь информацией с родными и друзьями.

Давайте ещё раз поблагодарим за участие в нашей встрече Образцовый концертный РНО «Кедровые орешки», его бессменного руководителя Зубрицкую Н.Г. , хор «Юность» и хормейстера Расторгуеву Л.А.

Всего Вам  доброго и до новых встреч на нашей прекрасной сцене!