Самоанализ педагогической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 37.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ МГЛ им. Д. Аюшеева преп. по классу аккордеона Киселева Е.А.
РАЗДЕЛ 2.Обощение и распространение собственного педагогического опыта
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Цель и задачи педагогической деятельности
Деятельность нашего образовательного учреждения строится в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Народные инструменты" и сроку обучения по этой программе; Конвенцией о правах ребёнка; Законом РФ «Об образовании». Предметом особого внимания в МГЛ является создание психолого-педагогических условий для выявления одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Сочетание фундаментальных исследований с инновационными технологиями образования позволило реализовать в этой программе комплексный подход к развитию ребёнка в сегодняшних условиях и заложить основу формирования разностороннего развития учащегося. Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе детства.
Дополнительная предпрофессиональна общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" МГЛ им. Д. Аюшеева г. Улан-Удэ направлена на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Цель моей педагогической деятельности согласуется с целью образовательной программы МГЛ:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального образования;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
Задачи:
- построение содержания примерной рабочей программы по учебному предмету «Специальность» (аккордеон) с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей города Улан-Удэ;
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
2.2 Проектирование и реализация образовательного процесса
Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Владение исполнительскими умениями и навыками позволяет учащимся соприкоснуться с лучшими образцами мировой музыкальной культуры различных эпох, стилей и жанров.
С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества; а также, с целью духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности создаю комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
- выявления и развития одаренных детей в области музыкального образования, организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
- посещений обучающимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагога и родителей обучающихся.
Мною разработана «Примерная рабочая программа по учебному предмету «Специальность» (аккордеон)» с учетом:
- индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей города Улан-Удэ; обеспечения преемственности дополнительной общеобразовательной программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Специальность» (аккордеон) ориентирована на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду.
В результате освоения программы «Специальность (аккордеон) у обучающихся повысится интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству. Сформируется комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности народного инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, для самостоятельного разучивания репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм. Сформируются навыки чтения с листа, слухового контроля, умение анализировать исполняемые произведения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (исполнение педагогом произведения ученика с методическими комментариями);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
На уроках использую наглядный материал:
- иллюстрации и репродукции
- дидактический материал (карточки, схемы)
- малые скульптурные формы
- аудио и видеоматериалы
- сценические костюмы
- музыкальные инструменты (аккордеоны) обычного размера, а также уменьшенные инструменты диапазоном 1/2, 3/4, 7/8,
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат - эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Применяю на практике современные образовательные технологии и методики, для гармоничного развития и воспитания ребенка. В частности, проектную технологию, ИКТ, технологию сотрудничества. В 2016 – заняла I место во Всероссийской викторине «Повышение компьютерной грамотности педагога как показателя профессионального мастерства и неотъемлемого компонента современного образовательного процесса. Повышенный уровень». Имею личную страничку в сети Интернет на портале «Социальная сеть работников образования nsportal.ru». «Киселева Елена Александровна» Режим доступа: http://nsportal.ru/elki , где публикую методические работы и результаты педагогической деятельности.
Создаю к занятиям медиа презентации, активно использую Интернет портал YouTube для знакомства с лучшими исполнителями современности, просмотра мастер-классов ведущих педагогов России. Например: Виктор Алексеевич Романько (баян) https://www.youtube.com/watch?v=_zS2NeIN7wQ; «Как правильно играть мюзет?» Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=-21GREqkTPc; «Планетариум». Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UClaPWUKegLCHSJ5k6bKWF5g; «Планета талантов». Режим доступа: https://www.youtube.com/user/talantaplaneta
Для обеспечения основного принципа, заложенного в ФГТ, формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями мной разработаны и успешно реализованы воспитательные занятия, мероприятия: «Путешествие в Японию. По следам матрешки», «Масленица», «Школа безопасности. Инструктаж». Разработан, совместно с коллегами отделения РНИ сценарий концерта «Его Величество оркестр», классных собраний, консультации и анкеты для родителей. Совместно с детьми посетили ряд концертов в Бурятской государственной филармонии, Концертном зале «Феникс», Театре оперы и балета. Познакомились с историей г. Читы, посетив Краеведческий музей Забайкальского края (г. Чита).
С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности учащихся класса принимают участие в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных организациях и домах – интернатах для престарелых, для инвалидов и др.). За 2017-2018 учебный год ученики моего класса приняли участие в 17 концертных программах на различных площадках.
Регулярно повышаю педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации, осуществляю самообразование, посещаю уроки коллег. В феврале 2018 с учащимися класса мы приняли участие в работе мастер-класса Заслуженного деятеля искусств РФ. Доктора искусствоведения. Профессора Российской академии музыки им. Гнесиных. Композитора. Академика по теме: «Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании». Ребята получили массу полезной информации из уст признанного знатока баянного искусства, попробовали новые приемы артикуляции на аккордеоне.
В течение учебного процесса изучаю уровень художественно-эстетического, творческого развития обучающихся и индивидуальных потребностей. В рамках программы «Специальность (аккордеон)» диагностика проводится по четыре раза в год:
- Технический зачет 1полугодие
- Зачет (декабрь)
- Технический зачет 2полугодие
- Экзамен (май)
2.3. Результаты педагогической деятельности
В результате изучения индивидуальных потребностей были выявлены музыкально одаренные учащиеся. Большая работа была проведена по подготовке учащихся к успешному выступлению на Международных конкурсах «На крыльях таланта», «Зимняя соната», «Найдал-2018», «Ступеньки к успеху» (г. Иркутск), им. Н. Будашкина (г. Чита). Здесь нужно отметить, большую роль сыграла поддержка со стороны родителей, которые поверили в мое педагогическое мастерство, и доверили мне подготовку своих детей к таким ответственным мероприятиям. О чем свидетельствуют положительные отзывы родителей.
Что такое взаимодействие педагога с родителями. Чтобы точно ответить на этот вопрос, обратимся к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова "взаимодействие" объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
В работе с родителями я пошла по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей, организовала работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям:
- Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития детей;
- Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
И уже в ноябре 2017 появились первые результаты:
– VI (XV) Международный Конкурс оркестров и ансамблей народных инструментов им. Н.П. Будашкина 04 ноября 2017г. , г. Чита:
Новокщенов Матвей (6 класс, аккордеон)- солист оркестра, Лауреат III степени.
- III Международный конкурс-фестиваль «Зимняя соната» 04 февраля 2018 г., г.Улан-Удэ:
Новокщенов Матвей (6 класс), Дипломант II степени,
Чжан-Ден-Шин Ефим (6 класс), Дипломант II степени,
Базарсадаев Архип (4 класс), Дипломант III степени.
- Международный конкурс-фестиваль в рамках проекта «На крыльях таланта» г. Улан Удэ. 08-11 февраля 2018 г:
Чжан-Ден-Шин Ефим (6 класс), Лауреат III степени;
Базарсадаев Архип (4 класс), Дипломант I степени;
Козиней Михаил (5 класс), Дипломант I степени
- V Международный музыкальный конкурс «Найдал-2018» 29 марта 2018г:
Новокщенов Матвей (6 класс) - Дипломант V степени
Обо всех проходивших мероприятиях, программах, проектах, фото, видео материалах вы можете узнать на официальном сайте МГЛ им.Д. Аюшеева г.Улан-Удэ. Режим доступа: http://www.megalicey.ru/
Главным результатом своей педагогической деятельности считаю, что каждая встреча с музыкой на мои занятиях, приносит детям радость и наслаждение.
2.4. Общие выводы
Значимость музыкального воспитания пытались обосновать еще в XIX веке известные критики и музыканты. А.Н. Серов видел главную цель музыкального просвещения в том, что бы научить не сочинять, а слушать музыку, видеть силу искусства на душевные свойства человека. В результате применения мной в педагогическом процессе системы музыкальных занятий у обучающихся моего класса развиваются музыкальные способности, дети учатся любить и понимать музыку. Каждое занятие и встреча с музыкой приносит им огромную радость, способствует творческому, умственному и физическому развитию детей.
Эффективное применение мной на практике современных образовательных технологий и методик создает условия для гармоничного развития и воспитания ребенка, направленных:
- на раскрытие творческих способностей, на приобретение ребенком навыков самостоятельности, инициативности, открытости внешнему миру и обществу,
- на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне, получение ими художественного образования,
- на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Что подтверждается результатами контрольных мероприятий освоения обучающимися образовательной программы и показателями динамики их достижений.
Для повышения качества образования совершенствую методы обучения и воспитания. Регулярно повышаю педагогическое мастерство на курсах повышения квалификации, осуществляю самообразование. Обмен опытом – один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Поэтому, с удовольствием посещаю открытые уроки коллег, чтобы заимствовать положительный опыт и учиться на чужих ошибках. Разрабатываю программно-методическое сопровождение образовательного процесса: сценарии к праздникам и развлечениям, планы - конспекты занятий, консультации, анкеты для родителей и учащихся. В дальнейшем, планирую свои выступления с докладами и методическими разработками на методических заседаниях отделения РНИ, участие в семинарах и мастер-классах.
Обобщая все вышесказанное по результативности своей профессиональной
деятельности считаю, что работа по совершенствованию моей педагогической деятельности в дальнейшем, будет направлена:
- на ведение обучения с использованием технологии дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, технологии личностно-ориентированного подхода в обучении;
- создание организационных, информационных, мотивационных, научно-методических, нормативно-правовых, материально-технических условий;
- обеспечение реализации Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты»;
- повышение педагогического мастерства.
Я отчётливо понимаю, что не могу останавливаться на достигнутом. Чтобы идти в ногу со временем и со своими учениками, мне необходимо изучать, осваивать и внедрять современные методики и технологии обучения и воспитания в соответствии с ФГТ.