Сценарий 1 сентября "Путешествие в Японию. По следам матрешки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_yaponiyu_po_sledam_matreshki.docx | 32.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«МУЗЫКАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ им. Д. АЮШЕЕВА»
гор.Улан-Удэ
Путешествие в Японию, по следам матрешки.
Вводное занятие
Автор: Киселева Е.А., преподаватель
2017г
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
2.Развивать интерес к историческому прошлому и культуре России
3.Познакомить с историей возникновения первой матрёшки
4.Накопление и обогащение слухового опыта учащихся
5. Эмоциональный настрой на новый учебный год
Развивающие:
2.Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки
3. Рзвивать чувство ритма
4. Развивать эстетическое восприятие произведений народных мастеров, чувство прекрасного
Воспитательные:
1.Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.
Методы:
Игровой, наглядный, практический, творческий.
Приемы: беседа, индивидуальная, групповая форма работы.
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, музыкальный центр, шумовые инструменты.
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
В зале, на полу, расположена «провокация в среде»-синяя ткань(море), кораблик, в нем находится матрешка.
Слайд 1.Солнышко.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые родители.
Позади долгие летние каникулы, во время которых все мы успели как следует отдохнуть. И сейчас с новыми силами мы готовы приступить к учебе и работе.
Муз.рук. (рассматривая «провокацию на полу»)
-Ребята, а что это у нас за декорации сегодня в зале?
-Море, матрешка плывет по морю, это вода.
-Почему у нас вода, матрешка? Как, вы думаете, это может быть связанно?
-Матрешка прибыла в Россию из Японии.
-Правильно, наша русская матрешка родом из Японии. Как нам узнать, где находится Япония? (ответы детей). Правильно, страну можно найти на карте или глобусе.
Слайд 2. Карта Мира.
-Внимательно посмотрите на карту, вот здесь находится Япония. Японские острова окружены Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским, Японским морями. Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Японии? (ответы детей).
И матрешка прибыла в Россию на корабле, переплыв через море. И я предлагаю вам отправиться с матрешкой в морское путешествие, на Родину матрешки. Ну, а как же мы можем добраться до Японии?
Ответы детей…. Ну, конечно же на корабле.
Слайд 3. Порт.
Слайд 4.Корабль.
Учитель: На кораблях служат матросы. А мы с вами можем исполнить популярный матросский танец «Яблочко» на аккордеоне? Ответы детей…
-Послушайте, как он задорно звучит в исполнении оркестра.
Слушание Танец «Яблочко»
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель: Вот мы и приплыли на Родину матрешки. Давайте узнаем, где и кто изготовил первые матрешку.
Слайд 5. Япония. Звучит японский напев.
Учитель: «Давным-давно, по легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой».
Слайд 6. Фигурки фукурума-дза.
Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. И в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги.
Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят».
Учитель: «Мы с Вами, сейчас, как монахи попробуем присесть и «помедитировать».
Распевка «Ммммм», (дети поют «М» на звуках «C», «D» «E», «F»). А теперь споем слоги: Фу-ку-ру-ма, (на каждой ноте-4 слога,сccc-dddd-eeee-ffff-Eeee-Dddd-Cccc.)
Задачи: Петь выразительно, протягивая гласные звуки, точно интонировать, расширять певческий диапазон.
Слайд 7. Ритмические формулы (чередование изображений больших и маленьких фигурок фукурума).
Учитель: «Посмотрите, какие у нас фигурки. Большие и маленькие - представим, что это наши нотки - длинные и короткие. Кто желает прохлопать песенку Фукурума?»
Дети по желанию прохлопывают ритмические формулы.
Задачи:
1.Проговаривать ритмические формулы (долгие и короткие звуки)
2.Прохлопывать ритмические песенки
3.Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические рисунки
Учитель «Ребята, Фукурума- это и есть прототип русской матрешки!»
Слайд 8. Первая матрешка.
Учитель: «Сто лет назад эта игрушка попала в Россию. И в мастерской плотник выточил похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Матрешка покорила весь мир. Является символом России.
И в Японии очень любят русскую матрешку. Сейчас я приглашаю вас в концертный зал. На необычный концерт».
Слайд 9. Оркестр Матремин.
Слушание музыки. Оркестр матремин (видео) https://www.youtube.com/watch?v=K6W466FqMkc
Задачи::
1. Знакомство с разновидностью оркестров.
2. Умение описывать характер спокойной, протяжной мелодии.
Учитель.: «Как вы думаете, что это за инструмент? Ребята, что необычного в этом инструменте»? (ответы детей)
Слайд 10,11. Терменвокс.
-Японцам очень полюбилась русская матрешка. Поэтому японец Масами Такеучи, совсем недавно в 2003г, создал музыкальный инструмент, соединив матрешку и Терменвокс— электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Играют на нем, отводя руки на разное расстояние от антенны. А в ушах у исполнителей –фонендоскоп, что бы каждому слышать свой инструмент.
Ребята, а что вы можете сказать о прослушанной музыке. Какая она?
-Напевная, протяжная, спокойная.
-Правильно. Музыка спокойная, напевная - потому что японцы очень спокойные и рассудительные люди. А русский человек, русская душа, символом которой и является матрешка, она какая?
-Веселая, задорная, расписная.
-Поэтому и песни, и танцы у русского народа задорные и веселые. А сейчас мы покажем, какой музыкальный инструмент мы с вами изготовили, и исполним веселую, задорную музыку, отличную от музыки спокойной, напевной.
Слайд 12. Русский народный оркестр.
Музыкально-ритмические движения. Оркестр шумовых инструментов. Задачи: четко, ритмично играть на шумовых инструментах. Эмоционально откликаться на музыкальное сопровождение.
Дети и родители играют на шумовых инструментах под русскую народную плясовую.
III. Заключительная часть.
Слайд 13. Морское побережье. Звучит фонограмма звука морского прибоя.
Учитель:
-Вот, и настало время возвращаться в детский сад. А на чем нам быстрее всего будет вернуться назад в Россию?
-На самолете!
- Верно. Мы полетим на самолете, для этого мы с вами изобразим звук двигателя, как он заводится?
Ответы детей…
Учитель: Совершенно верно, сначала медленно, с постепенным ускорением accelerando!
Кто будет стучать по столу целыми нотами? Кто половинными? Кто четвертями? А кто шестнадцатыми?
о команде , по очереди , дети начинают стучать по столу четкое чередование своих длительностей , и постепенно ускоряем темп, имитируя завод двигателя.
Слайд 14. Самолет.
Учитель: Вот мы с вами и вернулись назад, домой. Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали?
Вот и состоялась наше с вами первое знакомство. Я благодарю всех за участие!
Сегодня, 1 сентября, пожелаю всем собравшимся, чтоб грядущий год принес все, что задумано. Пусть воплотятся планы и осуществятся мечты. Верьте в себя, усердно трудитесь над поставленными задачами, не унывайте, сталкиваясь с трудностями – и все у вас получится!
До свидания.