Сценарий 1 сентября "Путешествие в Японию. По следам матрешки"

Киселева Елена Александровна
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
2.Развивать интерес к историческому прошлому и культуре России
3.Познакомить с историей возникновения  первой матрёшки
4.Накопление и обогащение слухового опыта учащихся
5. Эмоциональный настрой на новый учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_yaponiyu_po_sledam_matreshki.docx32.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«МУЗЫКАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ЛИЦЕЙ им. Д. АЮШЕЕВА»

гор.Улан-Удэ

Путешествие в Японию, по следам матрешки.

                                                   Вводное занятие

                                                 Автор:  Киселева Е.А., преподаватель

2017г

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей в самовыражении. 

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

2.Развивать интерес к историческому прошлому и культуре России

3.Познакомить с историей возникновения  первой матрёшки

4.Накопление и обогащение слухового опыта учащихся

5. Эмоциональный настрой на новый учебный год

Развивающие:

2.Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки

3. Рзвивать чувство ритма

4. Развивать эстетическое восприятие произведений народных  мастеров, чувство прекрасного

Воспитательные:  

1.Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.

Методы:

Игровой, наглядный, практический, творческий.

Приемы: беседа, индивидуальная, групповая форма работы.

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование,  музыкальный центр, шумовые инструменты.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

В зале, на полу, расположена «провокация в среде»-синяя ткань(море), кораблик, в нем находится  матрешка.

Слайд 1.Солнышко.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые родители.

Позади долгие летние каникулы, во время которых все мы успели как следует отдохнуть. И сейчас с новыми силами мы готовы приступить к учебе и работе.

Муз.рук. (рассматривая «провокацию на полу»)

-Ребята, а что это у нас за декорации сегодня в зале?

-Море, матрешка плывет по морю, это вода.

-Почему у нас вода, матрешка? Как, вы думаете, это может быть связанно? 

-Матрешка прибыла в Россию из Японии. 

-Правильно, наша русская матрешка родом из Японии. Как нам узнать, где находится Япония? (ответы детей). Правильно, страну можно найти на карте или глобусе.

Слайд 2. Карта Мира.         

    -Внимательно посмотрите на карту, вот здесь находится Япония. Японские острова окружены Тихим океаном, Восточно-Китайским, Охотским, Японским морями. Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Японии? (ответы детей).

 И матрешка прибыла в Россию на корабле, переплыв через море. И я предлагаю вам отправиться с матрешкой в морское путешествие, на Родину матрешки. Ну, а как же мы можем добраться до Японии?

Ответы детей…. Ну, конечно же на корабле.

Слайд 3. Порт.

Слайд 4.Корабль.

Учитель: На кораблях служат матросы. А мы с вами можем исполнить популярный матросский танец «Яблочко» на аккордеоне? Ответы детей…

-Послушайте, как он задорно звучит в исполнении оркестра.

Слушание Танец «Яблочко»

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель: Вот мы и приплыли на Родину матрешки. Давайте узнаем, где и кто изготовил первые матрешку.

 Слайд 5. Япония. Звучит японский напев.

Учитель: «Давным-давно, по легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой».

Слайд 6. Фигурки фукурума-дза.

Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. И в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде,  от неподвижности у него отнялись ноги.

Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят».

Учитель: «Мы с Вами, сейчас, как монахи попробуем присесть и «помедитировать».

Распевка «Ммммм», (дети поют «М» на звуках «C», «D» «E», «F»). А теперь споем слоги: Фу-ку-ру-ма, (на каждой ноте-4 слога,сccc-dddd-eeee-ffff-Eeee-Dddd-Cccc.)

Задачи: Петь выразительно, протягивая гласные звуки, точно интонировать, расширять певческий диапазон.

Слайд 7. Ритмические формулы (чередование изображений больших и маленьких фигурок фукурума).

Учитель: «Посмотрите, какие у нас фигурки. Большие и маленькие - представим, что это наши нотки - длинные и  короткие. Кто желает прохлопать  песенку Фукурума?»

Дети по желанию  прохлопывают ритмические формулы.

Задачи:

1.Проговаривать ритмические формулы (долгие  и короткие звуки)

2.Прохлопывать ритмические песенки

3.Играть на музыкальных инструментах выложенные ритмические рисунки

Учитель «Ребята, Фукурума- это и есть прототип русской матрешки!»  

Слайд 8. Первая матрешка. 

Учитель: «Сто лет назад эта игрушка попала в Россию. И в мастерской плотник выточил похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Матрешка покорила весь мир. Является символом России.

И в Японии очень любят русскую матрешку. Сейчас я приглашаю вас в  концертный зал. На необычный концерт».

Слайд 9. Оркестр Матремин. 

Слушание музыки. Оркестр матремин (видео)     https://www.youtube.com/watch?v=K6W466FqMkc

Задачи::

1. Знакомство с разновидностью оркестров.

2. Умение описывать характер спокойной, протяжной мелодии.

Учитель.: «Как вы думаете, что это за инструмент? Ребята, что необычного в этом инструменте»? (ответы детей)

Слайд 10,11. Терменвокс.

 -Японцам очень полюбилась русская матрешка. Поэтому японец Масами Такеучи, совсем недавно в 2003г, создал музыкальный инструмент, соединив матрешку и  Терменвокс— электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Играют на нем, отводя руки на разное расстояние от антенны. А в ушах у исполнителей –фонендоскоп, что бы каждому слышать свой инструмент.  

Ребята, а  что вы можете сказать о прослушанной музыке. Какая она?

-Напевная, протяжная, спокойная. 

-Правильно. Музыка спокойная, напевная - потому что японцы очень спокойные и рассудительные люди. А русский человек, русская душа, символом которой  и является  матрешка, она какая?

-Веселая, задорная, расписная.

-Поэтому и песни, и танцы у русского народа задорные и веселые. А сейчас мы покажем, какой музыкальный инструмент мы с вами изготовили, и  исполним веселую, задорную музыку, отличную  от музыки спокойной, напевной.

Слайд 12. Русский народный оркестр.

Музыкально-ритмические движения. Оркестр шумовых инструментов. Задачи: четко, ритмично играть на шумовых инструментах. Эмоционально откликаться на музыкальное сопровождение.

Дети и родители играют на шумовых инструментах  под русскую  народную плясовую.

III. Заключительная часть.

 Слайд 13. Морское побережье. Звучит фонограмма звука морского прибоя.

Учитель:

-Вот, и настало время возвращаться в детский сад. А на чем нам быстрее всего будет вернуться назад в Россию?

-На самолете!

- Верно. Мы полетим на самолете, для этого мы с вами изобразим звук двигателя, как он заводится?

Ответы детей…

Учитель: Совершенно верно, сначала медленно, с постепенным ускорением accelerando!

Кто будет стучать по столу целыми нотами? Кто половинными? Кто четвертями? А кто шестнадцатыми?

о команде , по очереди , дети начинают стучать по столу четкое чередование своих длительностей , и постепенно ускоряем темп, имитируя завод двигателя.

Слайд 14. Самолет.

Учитель: Вот мы с вами и вернулись назад, домой. Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали?

Вот и состоялась наше с вами первое знакомство. Я благодарю всех за участие!

Сегодня, 1  сентября, пожелаю всем собравшимся, чтоб грядущий год принес все, что задумано. Пусть воплотятся планы и осуществятся мечты. Верьте в себя, усердно трудитесь над поставленными задачами, не унывайте, сталкиваясь с трудностями – и все у вас получится!

До свидания.