Эссе на тему «Современный учитель и современный ученик» 2018 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_esse_sovremennyy_uchitel_i_sovremennyy_uchenik.docx | 26.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Оленекская ДШИ»
МР «Оленекский эвенкийский национальный район» РС (Я)
Эссе на тему «Современный учитель и современный ученик»
выполнила Филиппова Айталина Владимировна
преподаватель класса фортепиано
Оленек - 2018г.
Школа – это удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного. А учиться и работать в таком прекрасном здании одно удовольствие, очень просторное, светлое и теплое. Я хочу сказать, что созданы все условия для работы и успешного освоения знаний и, безусловно, современный учитель должен соответствовать этому новому времени. Меняется мода, меняются взгляды на искусство, культуру. И вся эта быстроразвивающаяся жизнь требует, чтобы мы развивались вместе с ней, успевали за всеми ее новшествами и переменами.
Немножко о себе...родилась я с. Жиганск, Жиганского района ЯАССР. Все детство и юность прошли в Оленеке. А если совсем коротко, то я выпускницам Оленекского детского садика – 1973 года, выпускница Оленекской детской музыкальной школы – 1980 года, выпускница Оленекской средней школы – 1981 года, выпускница Якутского музыкального училища - 1987 года. С 1987 года работаю в Оленекской школе искусств. Трудовой стаж – 35 лет. Педагогический стаж – 30 лет. Вот уже 45 лет в данной школе, с семи лет связала свою жизнь с искусством.
В молодости я не задумывалась о проблеме моего доклада, она стала актуальной сейчас. С возрастом пришло понимание того, что надо меняться, надо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы быть востребованным. А участие в конкурсе «Сердце отдаю детям» заставило меня еще раз задуматься над тем, какой он, современный учитель? Оценивая свое участие в конкурсе, могу точно сказать, что во многом мне помогло желание не потерять ощущение радости от работы и от жизни в целом.
Я убеждена, что создавая новое, мы ни в коем случае не должны отказываться от старого, поэтому в современной школе сохранится все лучшее, что есть в ней сегодня: традиции ежегодных праздников, конкурсов, фестивалей, взаимопонимание, доброта, искренность в отношениях между взрослыми и детьми, их желание совершенствоваться, творить. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам на занятиях, создать уютную обстановку в классе.
В моей практике много случаев когда ко мне приходят учиться дети со средними музыкальными данными, село маленькое. Я очень хочу, чтобы мои ученики научились видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивыми и толерантными людьми. И чтобы, спустя годы они сказали, что уроки искусства оставили в их сердцах добрый след. Для каждого учителя есть свои стимулы, чтобы хорошо выполнять свою работу. Для некоторых это премии, для других – это благодарность учеников, для третьих – к которым я присоединяюсь это просто любовь к предмету. Меня всегда волнует то, чем интересуются мои ученики, дети сами приносят на урок ноты и просят исполнить. А они любят произведения современных авторов, зарубежных звезд. Эти произведения они слушают каждый день и естественно оно у них на слуху. Они легко устраняют свои ошибки, чувствуют, где не хватает техники исполнения, душевно ближе воспринимают. А мне в свою очередь эти произведения не знакомы, я начинаю разучивать, и поверьте, влюбляюсь, они мне тоже начинают нравиться. Основная идея состоит в том, чтобы через понятный и доступный материал узнавать азы пианистического искусства.
В моем представлении современный учитель - это, прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины. Современные дети по-иному видят окружающий мир. Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной.
Если учитель хочет быть востребованным в современной школе, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после тридцатилетней работы. Считаю, что смысл слова «учитель» произошло от слова «учитывать». Учитывать то, что каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Нужно только своевременно разглядеть искорку, направить, развить ее. Чтобы ребенок захотел что-то создать, нужно увлечь его, научить видеть красоту и восторгаться ею. Становится все сложнее показывать детям примеры бескорыстной любви, сочувствия, терпения и справедливости. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. «Если не прикладывать никаких усилий, данные тебе от природы способности просто закончатся, как конфеты в коробке»,- говорю я маленьким «ленивцам». А одаренный ребенок, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива детей. Такие дети эмоциональны, чувствительны, неординарны, частая смена настроения свойственна для таких детей. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Обучение игре на музыкальных инструментах очень кропотливая работа, долгих семь лет надо трудиться ежедневно.
Восточная мудрость гласит: «Если хочешь, чтобы год помнили – сажай цветы. Долго помнили – посади дерево. Вечно помнили – УЧИ ДЕТЕЙ». Думать «на век вперёд» - основная профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее и конкретного человека, и государства в целом. От того, каким будет педагог в глазах своих учеников, от его имиджа, зависит многое. Очевиден тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, бытового, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от воспитания и личностного развития ребенка. Важный компонент в обучении, это отношение родителей к школе и учебе. Некоторые родители хотят строгих учителей, некоторые справедливых, а другим бывает и все рано. Учитель знает, что за ним всегда следят глаза ребенка, не умеющего прощать равнодушия к его судьбе, но зато умеющего любить бескорыстно, на всю жизнь. Ребенок, как и взрослый: у него и горе большое, и радость большая. И он видит порой больше взрослого, особенно когда слова у человека расходятся с делом. Значит, не обмануть доверия ребенка - это вселить в него веру в то, что в мире существует нечто большее, чем, скажем, материальные блага. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Главным качеством современного учителя, на мой взгляд, является способность любить детей.
Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их своей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Настоящий педагог тот, кто способен спуститься с высот своих знаний, до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Если учитель заряжает своим умением уважительно относиться к людям, своей любовью, успешностью, творчеством - к этому будут стремиться и его ученики.
Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Я смогу быть интересной и полезной своим ученикам, если буду знать больше них. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё станет на свои места. И мы действительно, воспитывая патриотов, будем не только вспоминать славное прошлое нашего Оленека, но и гордиться его настоящим и верить, как это ни банально звучит, в светлое будущее северного края.
Часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня любимая работа, семья, дети? Я всегда думаю: кто мои ученики? Какими они вырастут? Какой сделают нашу страну? Ведь от того, какие ценности важны для них, какие идеалы станут исповедовать, зависит их будущее…
Моя цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Цель рождает принципы. Их немного:
- отказ от принуждения и подавления: к значительному результату через любовь и уважение, положительный эмоциональный фон жизни и учебы ребенка;
- у творческого учителя – творческий ученик;
- оптимальность и емкость учебного процесса: эффективное учение и успешное развитие ученика.
Эти принципы определили мое педагогическое кредо.
Три моих « всегда» и три моих « никогда»
Всегда быть в хорошем настроении, спокойной и доброжелательной;
Всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации;
Всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;
Никогда не быть равнодушной к состоянию, поступкам и высказываниям детей;
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим;
Никогда не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.
Все годы работы в школе я тружусь над сводом правил. В этом мне часто и успешно помогают коллеги, наставники. Вот лишь малая часть этих правил:
- Если мне на уроке скучно, каково же детям?
- Подводя итоги прожитого дня, анализируй уроки, полученные тобой от детей.
- Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим их делает доза.
- Буду безгранично справедлива к детям. Отсутствие справедливости ничто не перекроет – ни знания, ни способности.
- Трачу время на то, что достойно траты.
- Все дети талантливы.
- Плох не ребенок, плох его поступок.
- В каждом ребенке чудо, ожидай его.
Современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. Но никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем не удастся заменить. Трудно представить, как даже самая умная машина будет заниматься духовно-нравственным воспитанием учащихся или пробуждать в них желание творить самим. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего. Великий Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность.
Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. И, в заключение, мне хотелось бы привести одно высказывание, которое, в полной мере раскрывает мою педагогику: «Каждый человек выбирает свой жизненный путь с того момента, когда появились «маленькие крылышки», с помощью которых он пытается взлететь вверх, но они еще слишком малы, чтобы взлететь, и поэтому он бежит по земле, перебирая своими еще неокрепшими ножками в надежде почувствовать свободу полета. И куда приведут его эти ножки, если рядом не окажется того, кто будет учить его летать?» Учите летать! Уверенно стоящим на крыле падения не страшны! Меня тревожит тот факт, что в последнее время одной из главных проблем, возникающих в обществе – это детская агрессия. Агрессивность можно определить, как стремление одного существа причинить вред другому. Показатели агрессии ребенка: жестокость по отношению к животным; намеренное проявление непослушания; излишняя завистливость и ревность; в большинстве ситуаций не осуществляется контроль эмоций; слабо проявляются все эмоции, кроме гнева; склонность обвинять в своих ошибках окружающих; резкая реакция на негативную оценку своих действий; угрозы физические, словесные окружающим.
Искусство - это отдушина из жесткого, порой, примитивного бытия, в мир духовного равновесия и гармонии. Призываю всех детей обучать музыке, рисованию и танцам. Согласитесь, люди искусства обладают даром исцеления от многих недугов. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части общей духовной культуры в будущем.
Ребенок, который научиться творить собственными руками чудо, во взрослой жизни никогда не станет убийцей или вором. У детей ограничен выбор источников моделей поведения, это, в первую очередь, семья, которая может выработать у ребенка агрессивную манеру поведения, развить ее и закрепить. Часто это вызвано психологическим отторжением ребенка родителями, нежелание участвовать в его развитии и воспитании, что ребенок на подсознательном уровне воспринимает и, в свою очередь, пытается преодолеть, используя любые доступные средства, в том числе агрессию. Также семья прививает нормы и правила поведения как в формальном виде, посредством общения, так и в неформальном – собственным примером. И агрессивное поведение одного из родителей может восприняться ребенком как норма. А уроки искусства учат детей видеть и создавать красоту... Чтобы, создав, понять, что она никогда не должна погибнуть... А вместе с ней и все мы. Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине - вот те качества, которые я стараюсь воспитать в детях. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» (В. Сухомлинский). Музыка рождает у детей яркие представления, причем у каждого они свои. Каждый дополняет, додумывает музыкальный образ по-своему, у каждого возникают различные ассоциации. Музыка побуждает энергию творчества даже у самых инертных детей.
Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в общении, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся, часто из социально неблагополучных семей, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению.
В наш век бурного развития высоких технологий учитель, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску. Проблема компромиссного выбора будущей профессии по результатам ЕГЭ очень актуальна в наше время. Приходится выбирать не то, что хочется, а то, что доступно. Студент, сделавший компромиссный выбор, – это будущий плохой работник. Включается защитный механизм психики – рационализация. Человек логически пытается оправдать свой нерациональный выбор. Это оправдательное объяснение, как правило, не соответствует действительности. В итоге общество получает неполноценных работников. На вопрос: «Чем бы вы хотели заниматься, окончив университет?» наиболее характерен ответ «Зарабатывать деньги». То есть такие люди пойдут работать туда, где больше платят за меньший труд, скорее всего из них не получаться настоящие профессионалы своего дела.
Настоящий учитель во все времена обладает теми качествами, которые выделяют сто среди остальных членов общества. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Наши дети будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. А для этого, я уверена, нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы возродить былую духовность общества. Возможно, что когда – ни будь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Профессия учителя – нелёгкая, но я ни разу ещё не пожалела, что выбрала именно эту профессию. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своей работы – это доставляет мне радость. Эта профессия дает мне возможность находиться в мире сказки, фантазии и волшебства. Ведь учитель и есть тот волшебник, который помогает открывать и познавать прекрасный мир музыки.
Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем!
Список использованных источников:
сайт Интернет-проекта «Учитель нашей новой школы» (http://teacher.edu.yar.ru/words/usloviya.html)
http://www.proshkolu.ru/user/reg/
http://vitalina-m.ucoz.ru/publ/sovremennyj_uchitel_kakoj_on/1-1-0-25