«Музыкальные инструменты татарского народа»

Хафизова Дамира Мунировна

Духовное формирование происходит в процессе освоения общественно – исторического опыта предшествующих поколений и определенных норм социально – этнических отношений. Эти нормы отражены в народных традициях. Знакомство с народной музыкальной культурой представляет интерес не только для изучения богатства и специфики музыкального языка, но и для осознания духовно – нравственных идей, отразивших жизненный опыт народа.

Приобщение к национальной культуре - это непосредственное ее изучение. Национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое.

Одной из проблем приобщения младших школьников к национальной культуре является нехватка полноценной базы учебной, программно – методической литературы и средств обучения. Данное методическое пособие является теоретическим и практическим материалом для изучения татарского народного музыкального творчества  и предназначено  детям младшего школьного возраста. Пособие состоит из: краткой исторической справки, подбора разработки занятия, фотографий, видео-обзора национальных инструментов. Занятие может быть использовано учителями музыки и педагогами дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_muz_instrumenty.docx52.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальные инструменты татарского народа»

номинация «Учебное занятие»

                                                        Хафизова Дамира Мунировна, учитель       музыки, педагог дополнительного образования

                     

Пояснительная записка

Духовное формирование происходит в процессе освоения общественно – исторического опыта предшествующих поколений и определенных норм социально – этнических отношений. Эти нормы отражены в народных традициях. Знакомство с народной музыкальной культурой представляет интерес не только для изучения богатства и специфики музыкального языка, но и для осознания духовно – нравственных идей, отразивших жизненный опыт народа.

Приобщение к национальной культуре - это непосредственное ее изучение. Национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое.

Одной из проблем приобщения младших школьников к национальной культуре является нехватка полноценной базы учебной, программно – методической литературы и средств обучения. Данное методическое пособие является теоретическим и практическим материалом для изучения татарского народного музыкального творчества  и предназначено  детям младшего школьного возраста. Пособие состоит из: краткой исторической справки, подбора разработки занятия, фотографий, видео-обзора национальных инструментов. Занятие может быть использовано учителями музыки и педагогами дополнительного образования.

В вокальном объединении  в третий год обучения учащиеся не только поют, но и знакомятся с музыкальными инструментами и учатся игре на музыкальных инструментах. В презентации использован видео материал педагога дополнительного образования Хафизовой Дамиры Мунировны. Текст занятия педагог может сократить по своему усмотрению, может оставить только текст презентации.

Возраст и класс учащихся: 3,4,5 классы (9-11 лет)

Реализуемая образовательная программа: дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности вокального объединения «Сайра, сандугач!»

Тема занятия: « Музыкальные инструменты татарского народа»

Цель: познакомить с татарскими народными инструментами, формировать представление о строении музыкальных инструментов.

Образовательные задачи:

  • Формирование представлений о татарских народных инструментах, тембровых возможностях татарских народных инструментов;
  • Углубление представлений о музыкальной культуре татарского народа;
  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов татарского фольклора.
  • Образовательные: расширить знания детей о татарских народных инструментах кубыз, курай, мандолина и гармонь.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры татарских народных музыкальных инструментов; 2) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
  • Развитие музыкальных способностей  (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительного отношения к традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
  • Содействовать эстетическому воспитанию

Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

  1. Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
  3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
  4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
  5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты: 

  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип занятия: изучение нового материала

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке и музыкальных инструментах.

Материально-техническая база: ноутбук, интерактивная доска,  фотографии музыкальные инструменты, видео музыкальные инструменты, презентация.

Ход занятия.

        

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Пропоём  нашу приветственную песню «Добрый день».

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

Дети. Мы живем в Республике Татарстан.

Звучит народная музыка

Учитель: Какая музыка прозвучала? Народная или композиторская?

Дети: Народная

Учитель:  Откуда зародилась музыка? Кто ее создавал?

Дети: Народ

Учитель:  Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он  в своей музыке.

Учитель:  Кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала?

Дети: Музыкант.

Учитель: А на чём же он исполняет свою музыку?

Дети: На  музыкальных инструментах.

Учитель: И где же он их берёт?

Дети: Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

Учитель: Какая тема нашего занятия? (Слайд 1)

Дети. Музыкальные инструменты татарского народа

Учитель: Хотите узнать, откуда появились инструменты и как они звучат?

Сегодня на  занятии мы познакомимся с историей  создания татарских народных музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты тесно связаны с историей, характером и образом жизни народа. Неразрывно связанная с песенной культурой, инструментальная музыка существенно ее дополняет и сама оказывает влияние на вокальное искусство народа.

Большинство музыкальных инструментов, которые некогда бытовали у татар, не сохранились до наших дней. Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.

 Лишь немногие  татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время.

Учитель: А теперь слово дадим нашим старшим воспитанникам нашего  "вокального объединения «Сайра, сандугач!».

1 ученик. Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармунгитараскрипка, мандолина.

Музыкальные национальные инструменты татар, прошли путь исторического формирования, который длился веками. (Слайд 2)

Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты гармонично вписались в творческое наследие татарского народа. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

 На экране изображен музыкальный инструмент, кто скажет, как он называется? (Слайд 3)

Дети: Кубыз (Слайд 3)

2 ученик. Кубыз-язычковый духовой инструмент(варган) – имел широкое распространение среди женщин. По археологическим данным, он был известен еще в X веке. Кубыз - щипковый музыкальный инструмент: металлический (иногда деревянный) варган волжских татар и башкир. Изготавливается либо из дерева, либо из металла и называется агас-кубыз либо тимер-кубыз. Без усилий исполнителя кубыз не звучит. (Слайд 4)

Кубыз-широко распространен у многих народов. У русских он называется варган или зубная губанка, у якутов-хомус, казахов-шанкобыз, туркмен-гопуз, немцев-маультроммель, хакасские теми-комусы, вьетнамские дан-мои, непальские-мурчунги.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя
. (Слайд 5)

Традиционный металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона.

Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. При игре кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки  отчего он приходит в состоянии вибрации издает звук.

Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара

 Давайте послушаем, как он звучит (Слайд 6. видео )

3 ученик. (Слайд 7) На экране изображен инструмент, кто скажет, как он называется?

Дети:  Курай (Слайд 7)

3ученик.( Слайд 8)

Там, где родились мы,

И тростник поет

Спросите, что это,

Каждый назовет!

Мелодичный мой курай,

Прославляй любимый край.

Татарстан мой, моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край.

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был

Мне жаль того, кому не пел курай!

  • Татарстан, родимый край.
    Здесь слышно, как поёт курай.
    Леса и степи и поля
    Богата недрами земля.
    Гордимся родиной своей –
    Она для нас всего родней!

    (Слайд 9)  Своё название он получил от зонтичного растения (копше кура) с полым стеблем, из  которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон  курая  достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает  игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
     Наряду с классическим кураем существует 
копше-курай с 2 отверстиями.

О происхождении курая существуют множество народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

     Предельная простота конструкции и доступность материала также способствовали его популярности. Отдельные сельские кураисты изготовляли их в большом количестве и по очень дешевым ценам продавали на различных базарах. На курае, как правило, играли мужчины и гораздо реже женщины.

Курай в прошлом имел широкое распространение среди татар и башкир, на что указывает содержание многих татарских народных песен

Курайчылар уйнамаслар,

Җиз курайлар булмаса;

Яшь  егетләр җырламаслар,

Моң йөрәктә булмаса.

Кураисты не заиграют,

Коль нет кураев медных;

Джигиты не запоют,

Коль нет напева в сердце

Курай уйный кызлар келәттә

Җырларсың да шунда, еларсың да...

Уйнасалар курай, өзеп шулай,

Сагынырсың яш-легеңне

Играют девушки на курае в амбаре

И запоешь  тогда, и заплачешь…

Если заиграют так душевно на курае,

Вспомнишь молодость свою

На небольших и простейших кураях играли также дети. (Слайд 10. Видео)

       В народе бытовали самые различные типы кураев. Ввиду того, что среди татар господствовала сольная традиция исполнительства и поэтому не было необходимости в стандартизации строя, каждый любитель – кураист изготовлял инструмент по своему усмотрению и из имеющегося материала.

Выделываются кураи из стебля зонтичного или иного растения, из дерева (калина, клен, орешник, рябина, липовой коры), жести, меди, железа, трубочек алюминия и др. По форме различаются конусные и цилиндрические кураи. Кураи из цельных трубочек и дерева цилиндрические. Более распространены конусные кураи. Само растение тоже конусное.

     Курай - инструмент, сохранившийся до наших дней с глубокой древности. Он, естественно, не мог оставаться неизменным.

Усовершенствования в фабричных условиях курай не получил, хотя предложения такого рода делались неоднократно.

    Курай у татар бытовал как сольный инструмент. Как аккомпонирующий инструмент он применялся весьма ограничено.

Сольный стиль игры на курае и его поразительная техническая подвижность дают возможность в полной мере выявить орнаментальность мелодики татарской народной музыки. Ни на одном из других национальных инструментов, не говоря о вокальном исполнении, не проявляется так богатство орнамента, как на курае.

     Надо отметить,  что кураисты для сольного исполнения предпочитают именно протяжные мелодии, в которых наиболее разносторонне выявляется их исполнительское мастерство.  (Слайд 11)

4 ученик.  Следующий инструмент (Слайд 12) Кто знает, как он называется? (Слайд 12)

    (Слайд 13) Мандоли́на (итал. mandolino) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина появилась в XVI веке в Италии и уже в следующем столетии сделалась самым распространённым народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. В начале XX века, как в Казани, так и в других городах со значительным проценттом татарского населения ( Самара, Оренбург, Уральск, Уфа и др.)» в ансамбли этих инструментов включались также домбы и мандолины.

Исторические заметки

         Мандолина появилась в XVI веке в Италии и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с 4 струнами, имеющими строй скрипки, и еще четырьмя, строящимися с предыдущими в унисон. Аппликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. К мандолинам часто относят и гитару. Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров, иногда в их состав входят также гитары. Такие оркестры носят название неаполитанских.

Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после.

 Сейчас послушаем, как же звучат волшебные струны мандолины (Слайд 14.)

5 ученик. (Слайд 15) А какой инструмент изображен на экране?

Дети: Гармонь

5 ученик.  Ну-ка, кнопки нажимай

   И тихонько подпевай.

   Растяни меха немножко

   И сыграй нам на…

Заливается двухрядка,

И народ идет вприсядку!

А двухрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки

Под нее поют частушки!

Дети:  Гармонь, гармошка (Слайд 16)

        5 ученик. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по всему миру. Меха у гармоники приводятся в действие вручную.

Разновидностей гармоники очень много; венская двухрядная, русские - тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия двухрядка, трехрядка).

Особенности гармоники еще в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у нее нажатием одной клавиши-кнопки для левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд. Это делает более легким исполнение простых музыкальных произведений. (Слайд 17)

          В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно. В каждом селе находился свой гармонист. Но и сейчас жизнь ее продолжается и в быту, и в самодеятельных ансамблях, и в оркестрах народных инструментов.

          По-татарски произносится гармун, тальян-гармун, саратовский гармун… как и у многих других народов России, импортированный в середине XIX в. из Западной Европы, инструмент этот получил широчайшее распространение.

Производство гармоник значительное развитие получило в Туле и, что особенно важно для Среднего Поволжья, в Вятке. Уже в 60-х годах XIXв. Гармоника становится существенным атрибутом музыкального быта татарской деревни. Но поистине национальным инструментом татарской деревни гармоника становится лишь в начале XX века и особенно в 20-е годы.

          Среди татар получили распространение многие виды гармоник: импортные, а также производимые позже в России, в частности «тальянка», саратовская, русская трехрядка и хромка. Из них наибольшее распространение в сельской местности имели «тальянка» и саратовская.

           Пожалуй, ни один из других музыкальных инструментов не занимает столь почетного места в татарском устно-поэтическом творчестве, как гармонь. При этом и в песнях воспевается именно тальян - гармун, выделяемый среди других гармоник. Приведем несколько четверостиший, записанных в различных районах Татарстана.

Тальян гармун яхшы гармун,

Тальян яхшы уйнарга;

Ал чәчәклләр кебек яшик,

Бирилммик кайгыларга.

Тальян гармун уйнаталар

Безнең урам буенда;

Ятсам, торсам, чыксам, керсәм

Син генә уйларымда.

Тальян-гармонь (лучшая) гармонь,

На ней хорошо играть;

Будем жить как цвветы алые,

Не поддадимся горестям.

На тальянке играют

Вдоль нашей улицы;

В любое время и повсюду

Только ты в моих мечтах.

(с.Тюлячи, Татарстан)

Тальян гармун матур гармун,

Телләре бөгеләдер;

Исләремә төшкән саен

Үзәгем өзеләдер...

Тальян-гармонь красивая гармонь,

Переливаются голоса;

Как вспомню (каждый раз),

Надрывается мое сердечко...

(с.Актаныш, Татарстан)

        В партии левой руки имеются три кнопки: верхняя - аккорд, нижняя-бас, меняющиеся при изменении направления движения меха.

        Средняя кнопка-педальный звук; нередко исполнитель выдерживает его на протяжении целых куплетов и отдельных музыкальных построений. Кроме того, с обратной стороны левого грифа имеется воздушная кнопка для беззвучного движения меха. Она иногда используется для мгновенного беззвучного движения меха с целью получить при обратном движении желаемый аккорд.

        Правая крышка гармоники закреплялась за правое плечо исполнителя, левая рука входила под ремень левой клавиатуры. На небольших гармониках большой палец правой руки входил в кожаную петлю в  верхней части обратной стороны правого грифа. Это позволяло сохранить устойчивое положение инструмента как при игре сидя, так и стоя. А надо заметить, что деревенские парни на гармониках часто играли стоя-по пути на место хоровода, в хороводе, на сабантуе, на гуляньях.

         Гармо́нь (гармо́шка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.
      При растяжении (сжатии) меха создается разница давлений внутри и вне корпуса инструмента, что при открытом клапане (нажатой кнопке) приводит к движению воздуха через соответствующую голосовую планку и возбуждению в ее проеме язычка (голоса).

(Слайд 18). Виды гармоней

Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12—15 кнопок, а на левой — три).

Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».

 Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке. Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней, и стала по-настоящему народным инструментом.

 Сейчас мы с вами прослушаем различные виды гармоней. (Слайд 19-22. видео)

Итог урока

Учитель:  Ну как, ребята, понравилось наше занятие? (Ответы детей).

Учитель: С  какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?

Дети: С кураем, кубызом, мандолиной, гармошкой.

 Рефлексия.

Учитель: Что особенно запомнилось на занятии?

 С каким настроением закончили урок?

Ответы детей

1 ученик. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.

Это очень важно – знать историю своей Родины.  Помнить, любить и уважать традиции своего народа. (Слайд 23)

     Учитель:  И в заключение занятия хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»

Список  литературы

  1. Абдуллин А. Музыкальная культура Советской Татарии.-М.: Просвещение, 1959.-384 с.
  2. Абдуллин А.Татарские народные песни.-М.: Просвещение, 1963.-195 с.
  3. Аникин В. Возникновение жанров в фольклоре.-М.: Просвещение, 1956.-276 с.
  4. Бромлей Ю.В., Марков Г.Е.Этнография.-М.: Просвещение, 1992.- 483 с.
  5. Габяши С. О татарской музыке.-Казань: Просвещение, 1994.-194 с.
  6. Еолян И.Р. Традиционная музыка Востока.-М.Просвещение,1990.-193 с.
  7. Земцовский И. К теории жанра в фольклоре.-М.: Просвещение, 1993.-437 с.
  8. Исхакова-Вамба Р.А. Татарское народное музыкальное творчество.-Казань: Просвещение, 1997.-249с.
  9. Нигмедзянов М. Татарская народная музыка-Издательство «Магариф»,2003г-68с

Фотографии -Хафизовой Д.М.

Видео-Хафизовой Д.М.