«Музыкальные инструменты татарского народа»
Духовное формирование происходит в процессе освоения общественно – исторического опыта предшествующих поколений и определенных норм социально – этнических отношений. Эти нормы отражены в народных традициях. Знакомство с народной музыкальной культурой представляет интерес не только для изучения богатства и специфики музыкального языка, но и для осознания духовно – нравственных идей, отразивших жизненный опыт народа.
Приобщение к национальной культуре - это непосредственное ее изучение. Национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое.
Одной из проблем приобщения младших школьников к национальной культуре является нехватка полноценной базы учебной, программно – методической литературы и средств обучения. Данное методическое пособие является теоретическим и практическим материалом для изучения татарского народного музыкального творчества и предназначено детям младшего школьного возраста. Пособие состоит из: краткой исторической справки, подбора разработки занятия, фотографий, видео-обзора национальных инструментов. Занятие может быть использовано учителями музыки и педагогами дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_muz_instrumenty.docx | 52.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальные инструменты татарского народа»
номинация «Учебное занятие»
Хафизова Дамира Мунировна, учитель музыки, педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Духовное формирование происходит в процессе освоения общественно – исторического опыта предшествующих поколений и определенных норм социально – этнических отношений. Эти нормы отражены в народных традициях. Знакомство с народной музыкальной культурой представляет интерес не только для изучения богатства и специфики музыкального языка, но и для осознания духовно – нравственных идей, отразивших жизненный опыт народа.
Приобщение к национальной культуре - это непосредственное ее изучение. Национальная культура несет в себе огромный педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое.
Одной из проблем приобщения младших школьников к национальной культуре является нехватка полноценной базы учебной, программно – методической литературы и средств обучения. Данное методическое пособие является теоретическим и практическим материалом для изучения татарского народного музыкального творчества и предназначено детям младшего школьного возраста. Пособие состоит из: краткой исторической справки, подбора разработки занятия, фотографий, видео-обзора национальных инструментов. Занятие может быть использовано учителями музыки и педагогами дополнительного образования.
В вокальном объединении в третий год обучения учащиеся не только поют, но и знакомятся с музыкальными инструментами и учатся игре на музыкальных инструментах. В презентации использован видео материал педагога дополнительного образования Хафизовой Дамиры Мунировны. Текст занятия педагог может сократить по своему усмотрению, может оставить только текст презентации.
Возраст и класс учащихся: 3,4,5 классы (9-11 лет)
Реализуемая образовательная программа: дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности вокального объединения «Сайра, сандугач!»
Тема занятия: « Музыкальные инструменты татарского народа»
Цель: познакомить с татарскими народными инструментами, формировать представление о строении музыкальных инструментов.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений о татарских народных инструментах, тембровых возможностях татарских народных инструментов;
- Углубление представлений о музыкальной культуре татарского народа;
- Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов татарского фольклора.
- Образовательные: расширить знания детей о татарских народных инструментах кубыз, курай, мандолина и гармонь.
Развивающие задачи:
- Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры татарских народных музыкальных инструментов; 2) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
- Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
- Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
- Воспитание уважительного отношения к традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
- Содействовать эстетическому воспитанию
Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
- Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
- Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
- Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
- Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
- Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
- Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
- Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Тип занятия: изучение нового материала
Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке и музыкальных инструментах.
Материально-техническая база: ноутбук, интерактивная доска, фотографии музыкальные инструменты, видео музыкальные инструменты, презентация.
Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Пропоём нашу приветственную песню «Добрый день».
Ребята, в какой республике мы с вами живем?
Дети. Мы живем в Республике Татарстан.
Звучит народная музыка
Учитель: Какая музыка прозвучала? Народная или композиторская?
Дети: Народная
Учитель: Откуда зародилась музыка? Кто ее создавал?
Дети: Народ
Учитель: Да, обычный человек прислушивался к звукам природы, пению птиц, шелесту листьев, журчанию воды в реке, к своему сердцу. Что оно подсказывало, какие чувства, настроения овладевали человеком, то и выражал он в своей музыке.
Учитель: Кто помогает услышать нам музыку? Кто помогает, чтоб она зазвучала?
Дети: Музыкант.
Учитель: А на чём же он исполняет свою музыку?
Дети: На музыкальных инструментах.
Учитель: И где же он их берёт?
Дети: Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.
Учитель: Какая тема нашего занятия? (Слайд 1)
Дети. Музыкальные инструменты татарского народа
Учитель: Хотите узнать, откуда появились инструменты и как они звучат?
Сегодня на занятии мы познакомимся с историей создания татарских народных музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты тесно связаны с историей, характером и образом жизни народа. Неразрывно связанная с песенной культурой, инструментальная музыка существенно ее дополняет и сама оказывает влияние на вокальное искусство народа.
Большинство музыкальных инструментов, которые некогда бытовали у татар, не сохранились до наших дней. Народная музыкальная культура татар весьма самобытна. В основе её лежат восточные интонации, с которыми гармонично сочетается влияние музыки финно-угорских народов Поволжья.
Лишь немногие татарские народные музыкальные инструменты используются в наше время.
Учитель: А теперь слово дадим нашим старшим воспитанникам нашего "вокального объединения «Сайра, сандугач!».
1 ученик. Во второй половине XIX века в татарский музыкальный быт вошли такие инструменты как тальян гармун, гитара, скрипка, мандолина.
Музыкальные национальные инструменты татар, прошли путь исторического формирования, который длился веками. (Слайд 2)
Татарская народная музыка имеет в своей основе колорит восточных традиций, она созвучна с музыкой народов Дальнего Востока. А традиционные арабо-мусульманские музыкальные инструменты гармонично вписались в творческое наследие татарского народа. На сегодня, самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются: гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.
На экране изображен музыкальный инструмент, кто скажет, как он называется? (Слайд 3)
Дети: Кубыз (Слайд 3)
2 ученик. Кубыз-язычковый духовой инструмент(варган) – имел широкое распространение среди женщин. По археологическим данным, он был известен еще в X веке. Кубыз - щипковый музыкальный инструмент: металлический (иногда деревянный) варган волжских татар и башкир. Изготавливается либо из дерева, либо из металла и называется агас-кубыз либо тимер-кубыз. Без усилий исполнителя кубыз не звучит. (Слайд 4)
Кубыз-широко распространен у многих народов. У русских он называется варган или зубная губанка, у якутов-хомус, казахов-шанкобыз, туркмен-гопуз, немцев-маультроммель, хакасские теми-комусы, вьетнамские дан-мои, непальские-мурчунги.
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя. (Слайд 5)
Традиционный металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона.
Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. При игре кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки отчего он приходит в состоянии вибрации издает звук.
Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара
Давайте послушаем, как он звучит (Слайд 6. видео )
3 ученик. (Слайд 7) На экране изображен инструмент, кто скажет, как он называется?
Дети: Курай (Слайд 7)
3ученик.( Слайд 8)
Там, где родились мы,
И тростник поет
Спросите, что это,
Каждый назовет!
Мелодичный мой курай,
Прославляй любимый край.
Татарстан мой, моя земля и небо,
Моя любовь, мой соловьиный край.
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был
Мне жаль того, кому не пел курай!
- Татарстан, родимый край.
Здесь слышно, как поёт курай.
Леса и степи и поля
Богата недрами земля.
Гордимся родиной своей –
Она для нас всего родней!
(Слайд 9) Своё название он получил от зонтичного растения (копше кура) с полым стеблем, из которого его первоначально изготавливали. Курай представляет собой продольную флейту длиной до 1 м с 4 отверстиями на одной стороне и одним – на другой. Диапазон курая достигает 3 октав. Звучит он очень мягко, а исполнитель сопровождает игру на курае горловым звуком. Курай может выступать и в ансамбле, и как сольный инструмент.
Наряду с классическим кураем существует копше-курай с 2 отверстиями.
О происхождении курая существуют множество народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.
Предельная простота конструкции и доступность материала также способствовали его популярности. Отдельные сельские кураисты изготовляли их в большом количестве и по очень дешевым ценам продавали на различных базарах. На курае, как правило, играли мужчины и гораздо реже женщины.
Курай в прошлом имел широкое распространение среди татар и башкир, на что указывает содержание многих татарских народных песен
Курайчылар уйнамаслар, Җиз курайлар булмаса; Яшь егетләр җырламаслар, Моң йөрәктә булмаса. | Кураисты не заиграют, Коль нет кураев медных; Джигиты не запоют, Коль нет напева в сердце |
Курай уйный кызлар келәттә Җырларсың да шунда, еларсың да... Уйнасалар курай, өзеп шулай, Сагынырсың яш-легеңне | Играют девушки на курае в амбаре И запоешь тогда, и заплачешь… Если заиграют так душевно на курае, Вспомнишь молодость свою |
На небольших и простейших кураях играли также дети. (Слайд 10. Видео)
В народе бытовали самые различные типы кураев. Ввиду того, что среди татар господствовала сольная традиция исполнительства и поэтому не было необходимости в стандартизации строя, каждый любитель – кураист изготовлял инструмент по своему усмотрению и из имеющегося материала.
Выделываются кураи из стебля зонтичного или иного растения, из дерева (калина, клен, орешник, рябина, липовой коры), жести, меди, железа, трубочек алюминия и др. По форме различаются конусные и цилиндрические кураи. Кураи из цельных трубочек и дерева цилиндрические. Более распространены конусные кураи. Само растение тоже конусное.
Курай - инструмент, сохранившийся до наших дней с глубокой древности. Он, естественно, не мог оставаться неизменным.
Усовершенствования в фабричных условиях курай не получил, хотя предложения такого рода делались неоднократно.
Курай у татар бытовал как сольный инструмент. Как аккомпонирующий инструмент он применялся весьма ограничено.
Сольный стиль игры на курае и его поразительная техническая подвижность дают возможность в полной мере выявить орнаментальность мелодики татарской народной музыки. Ни на одном из других национальных инструментов, не говоря о вокальном исполнении, не проявляется так богатство орнамента, как на курае.
Надо отметить, что кураисты для сольного исполнения предпочитают именно протяжные мелодии, в которых наиболее разносторонне выявляется их исполнительское мастерство. (Слайд 11)
4 ученик. Следующий инструмент (Слайд 12) Кто знает, как он называется? (Слайд 12)
(Слайд 13) Мандоли́на (итал. mandolino) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина появилась в XVI веке в Италии и уже в следующем столетии сделалась самым распространённым народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. В начале XX века, как в Казани, так и в других городах со значительным проценттом татарского населения ( Самара, Оренбург, Уральск, Уфа и др.)» в ансамбли этих инструментов включались также домбы и мандолины.
Исторические заметки
Мандолина появилась в XVI веке в Италии и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. Наиболее распространена неаполитанская мандолина, с 4 струнами, имеющими строй скрипки, и еще четырьмя, строящимися с предыдущими в унисон. Аппликатура скрипичная. Миланская мандолина имеет не четыре, а пять двойных струн. К мандолинам часто относят и гитару. Мандолина — это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров, иногда в их состав входят также гитары. Такие оркестры носят название неаполитанских.
Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после.
Сейчас послушаем, как же звучат волшебные струны мандолины (Слайд 14.)
5 ученик. (Слайд 15) А какой инструмент изображен на экране?
Дети: Гармонь
5 ученик. Ну-ка, кнопки нажимай
И тихонько подпевай.
Растяни меха немножко
И сыграй нам на…
Заливается двухрядка,
И народ идет вприсядку!
А двухрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки
Под нее поют частушки!
Дети: Гармонь, гармошка (Слайд 16)
5 ученик. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по всему миру. Меха у гармоники приводятся в действие вручную.
Разновидностей гармоники очень много; венская двухрядная, русские - тальянка, ливенка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. Отличаются друг от друга они размерами, расположением клавиш и кнопок, количеством рядов кнопок (отсюда названия двухрядка, трехрядка).
Особенности гармоники еще в том, что в отличие от других клавишных инструментов, у нее нажатием одной клавиши-кнопки для левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд. Это делает более легким исполнение простых музыкальных произведений. (Слайд 17)
В первой половине XX века гармоники были широко распространены повсеместно. В каждом селе находился свой гармонист. Но и сейчас жизнь ее продолжается и в быту, и в самодеятельных ансамблях, и в оркестрах народных инструментов.
По-татарски произносится гармун, тальян-гармун, саратовский гармун… как и у многих других народов России, импортированный в середине XIX в. из Западной Европы, инструмент этот получил широчайшее распространение.
Производство гармоник значительное развитие получило в Туле и, что особенно важно для Среднего Поволжья, в Вятке. Уже в 60-х годах XIXв. Гармоника становится существенным атрибутом музыкального быта татарской деревни. Но поистине национальным инструментом татарской деревни гармоника становится лишь в начале XX века и особенно в 20-е годы.
Среди татар получили распространение многие виды гармоник: импортные, а также производимые позже в России, в частности «тальянка», саратовская, русская трехрядка и хромка. Из них наибольшее распространение в сельской местности имели «тальянка» и саратовская.
Пожалуй, ни один из других музыкальных инструментов не занимает столь почетного места в татарском устно-поэтическом творчестве, как гармонь. При этом и в песнях воспевается именно тальян - гармун, выделяемый среди других гармоник. Приведем несколько четверостиший, записанных в различных районах Татарстана.
Тальян гармун яхшы гармун, Тальян яхшы уйнарга; Ал чәчәклләр кебек яшик, Бирилммик кайгыларга. Тальян гармун уйнаталар Безнең урам буенда; Ятсам, торсам, чыксам, керсәм Син генә уйларымда. | Тальян-гармонь (лучшая) гармонь, На ней хорошо играть; Будем жить как цвветы алые, Не поддадимся горестям. На тальянке играют Вдоль нашей улицы; В любое время и повсюду Только ты в моих мечтах. (с.Тюлячи, Татарстан) |
Тальян гармун матур гармун, Телләре бөгеләдер; Исләремә төшкән саен Үзәгем өзеләдер... | Тальян-гармонь красивая гармонь, Переливаются голоса; Как вспомню (каждый раз), Надрывается мое сердечко... (с.Актаныш, Татарстан) |
В партии левой руки имеются три кнопки: верхняя - аккорд, нижняя-бас, меняющиеся при изменении направления движения меха.
Средняя кнопка-педальный звук; нередко исполнитель выдерживает его на протяжении целых куплетов и отдельных музыкальных построений. Кроме того, с обратной стороны левого грифа имеется воздушная кнопка для беззвучного движения меха. Она иногда используется для мгновенного беззвучного движения меха с целью получить при обратном движении желаемый аккорд.
Правая крышка гармоники закреплялась за правое плечо исполнителя, левая рука входила под ремень левой клавиатуры. На небольших гармониках большой палец правой руки входил в кожаную петлю в верхней части обратной стороны правого грифа. Это позволяло сохранить устойчивое положение инструмента как при игре сидя, так и стоя. А надо заметить, что деревенские парни на гармониках часто играли стоя-по пути на место хоровода, в хороводе, на сабантуе, на гуляньях.
Гармо́нь (гармо́шка) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия.
При растяжении (сжатии) меха создается разница давлений внутри и вне корпуса инструмента, что при открытом клапане (нажатой кнопке) приводит к движению воздуха через соответствующую голосовую планку и возбуждению в ее проеме язычка (голоса).
(Слайд 18). Виды гармоней
Однорядные гармони: «тульская», «ливенка», «вятская», «тальянка» (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12—15 кнопок, а на левой — три).
Двухрядные гармони: «русская венка» (первая двухрядная), «хромка».
Сегодня чуть ли не каждый пятый татарин старшего и среднего поколения умеет играть на гармони-тальянке. Гармонь-тальянка относится к типу однорядных гармоней, и стала по-настоящему народным инструментом.
Сейчас мы с вами прослушаем различные виды гармоней. (Слайд 19-22. видео)
Итог урока
Учитель: Ну как, ребята, понравилось наше занятие? (Ответы детей).
Учитель: С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
Дети: С кураем, кубызом, мандолиной, гармошкой.
Рефлексия.
Учитель: Что особенно запомнилось на занятии?
С каким настроением закончили урок?
Ответы детей
1 ученик. Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываемся о ней.
Это очень важно – знать историю своей Родины. Помнить, любить и уважать традиции своего народа. (Слайд 23)
Учитель: И в заключение занятия хочу сказать: «Слушайте музыку и будьте здоровы!»
Список литературы
- Абдуллин А. Музыкальная культура Советской Татарии.-М.: Просвещение, 1959.-384 с.
- Абдуллин А.Татарские народные песни.-М.: Просвещение, 1963.-195 с.
- Аникин В. Возникновение жанров в фольклоре.-М.: Просвещение, 1956.-276 с.
- Бромлей Ю.В., Марков Г.Е.Этнография.-М.: Просвещение, 1992.- 483 с.
- Габяши С. О татарской музыке.-Казань: Просвещение, 1994.-194 с.
- Еолян И.Р. Традиционная музыка Востока.-М.Просвещение,1990.-193 с.
- Земцовский И. К теории жанра в фольклоре.-М.: Просвещение, 1993.-437 с.
- Исхакова-Вамба Р.А. Татарское народное музыкальное творчество.-Казань: Просвещение, 1997.-249с.
- Нигмедзянов М. Татарская народная музыка-Издательство «Магариф»,2003г-68с
Фотографии -Хафизовой Д.М.
Видео-Хафизовой Д.М.