Музыкальная терапия в образовательном процессе.

Губина Инна Дмитриевна


Музыкальная терапия в мире становится признанной наукой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная терапия в образовательном процессе.

Вопрос о коррекции здоровья детей очень актуален. При диагностике психических процессов детей, их эмоционально-личностной сферы, всё чаще встречаются дети со средним и низким уровнями развития. С каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в образовательное учреждение с серьёзными эмоциональными, логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы, расстройствами аутистического спектра. Ребёнок не может состояться, как личность, если он не здоров. У него возникают проблемы социальной адаптации. Появляется необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. В связи с данными обстоятельствами, стоит рассмотреть уроки музыки с точки зрения музыкальной терапии. Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

При правильной постановке занятий учитель может добиться значительного эффекта по воздействию на физическое развитие, психологическое здоровье учеников. В тандеме с логопедами, дефектологами, специалистами по лечебной физкультуре можно достичь видимых результатов.

Музыка — универсальный язык. Музыка создает настроение, улучшает самочувствие и даже исцеляет от многих болезней.  Наука «Музыкальная психология»  изучает влияние ритмов и мелодий на психофизиологическое состояние человека, а также особенности личности музыкантов и сам процесс создания мелодий.

О том, что мелодия может изменять психологическое состояние человека, знали ещё древние греки. Философ и математик Пифагор Самосский в своём учении об эвритмии прослеживал способность человека находить правильный ритм не только в танцах, но и в поступках. Именно он первым начал сравнивать общество с игрой оркестра, в котором индивиду отведена особая роль, подобно музыкальному инструменту.

Древнегреческие ученые и музыканты пытались создать что-то вроде «звуковой классификации», в основе которой лежали ощущения и реакции, вызываемые музыкой. Она подразделялась на 3 основных лада:

фригийский – страстный, возбуждающий,

лидийский – грустный, тоскливый,

дорийский – строгий, мужественный.

Музыкальная психология как наука берёт своё начало в середине XIX – начале XX века. В этот период происходило становление психологии как самостоятельной дисциплины, а также выделение отдельных её направлений. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. 

Сегодня музыкальная психология является отраслью психологии искусств и изучает музыкальные способности, личностные особенности музыкантов, восприятие ритмов и мелодий, процесс музыкального творчества. Отдельную нишу занимает вопрос влияния мелодий и ритмов на психофизиологическое состояние человека.

Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.

На человеческий организм влияет любой звук вообще, вне зависимости от его музыкальности и гармоничности. Просто потому, что живые клетки реагируют на акустические колебания. Имеет значение каждый из параметров звука: частота; длительность звучания; тембр и обертоны; громкость звука и высота тона. Большое значение имеет и музыкальный ритм. Хорошо известно, что низкие тона вызывают у человека тревогу и беспокойство, а инфразвук, не воспринимаемый человеческим ухом, способен вызвать панику и необъяснимый ужас. Исследования выявили, что прослушивание музыкальных произведений различных стилей вызывает определенные физиологические реакции организма: изменение сердечного ритма, уровня артериального давления, глубины и частоты дыхания. Изменения настроения измерить нельзя, но можно зафиксировать мнение людей о влиянии той или иной музыки на их самочувствие и эмоции. И на основании полученной информации можно делать определенные выводы о состоянии психики человека.

Музыкотерапия делится на активную и пассивную

Пассивная музыкотерапия - это прослушивание музыки.

Активная музыкотерапия - участие в создании музыки, танца и другие действия под музыку.

Формы музыкальной терапии

Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

· Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыко-терапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

· Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

· Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Выбор музыки зависит от множества факторов:

  • тип и характер заболевания (физическое или психологическое, хроническое или только появившееся и т.д.);
  • желаемый результат;
  • собственный ритм человека и т.д.

Слушание музыки.

 Цель слушания музыки - расширение переживаний и формирование  мировоззрения школьника. Внимательно слушая музыку, человек как бы расшифровывает  чувства и мысли, заложенные в музыкальное произведение. Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли 

к  убеждению, что мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом.

Например:

 От неврозов и раздражительности избавляет музыка П. Чайковского,  А.Пахмутовой, М. Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации, создающая ощущение свободного пространства, 
музыка Ф. Шуберта, Р. Шумана, П. Чайковского, Ф. Листа.

Для профилактики утомляемости,  необходимо слушать: «Утро» Э. Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») М.Мусоргского,  романс «Вечерний звон» А. Алябьева,  мотив песни «Русское поле» Я. Френкель,  «Времена года» П. Чайковского.

Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Д. Шостаковича из кинофильма «Овод», музыки в исполнение оркестра Ф. Пурселя, романса из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» композитора Г. Свиридова.

Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Э. Грига.

Развитию умственных способностей у детей способствует музыка А. Моцарта.

В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Ф. Мендельсона, «Юмореску» А. Дворжака, музыку Д.  Гершвина.

Головную боль  снимает прослушивание знаменитого полонеза Огинского.

Для поднятия общего жизненного тонуса: улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:  Бах “Прелюдия” и фуга “Ми-минор”; Л. Бетховен “Увертюра “Эгмонт”;  П. Чайковский “Шестая симфония”, 3 часть;  Ф. Шопен “Прелюдия”;  Ф. Лист “Венгерская рапсодия №2”.

Творчество.

 Процесс творчества требует активности и координации всех нравственных сил. Выполнение творческих заданий – один из наиболее эффективных и сложных приёмов. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но прежде всего себя. Творческая составляющая есть в любом из видов деятельности на уроке. Занимаясь ритмическими упражнениями, можно самостоятельно придумывать ритмы и движения.

Ритмические упражнения

 Почти каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмов в организме – от ритмов сна до ритмов биотоков мозга. Их нормализация и приведение к точности функционирования способствуют гармонизации душевной жизни человека. Ритмические упражнения помогают достичь эмоциональной разрядки, снять умственное переутомление и нервное напряжение

Двигательные упражнения и танцы имеют непосредственное отношение к ритму. Танцевально-двигательная терапия (хореотерапия) - психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.

Овладение новыми позами и движениями означает и овладение новыми чувствами. Вводить элементы движения на уроке можно при освоении различных ритмов (прохлопывание, танцевальные движения, подскоки); во время разучивания мелодий песен или пьес для свирели (свободное движение по классу, прислушиваясь к голосам одноклассников); во время слушания музыкальных произведений (имитация игры на инструменте или дирижирование).

    Движение по кругу (хоровод) давно известно как средство для установления контакта.

Дыхательные и голосовые упражнения – влияют на дыхание, а через него и на внутренние органы человека. Звук и вибрационные характеристики голоса давно использовались в различных культурах для лечения физических и душевных недугов. Певческое дыхание, как и дыхание во время игры на свирели, способствует массажу внутренних органов и обогащению мозга кислородом.

Особенностями музыкаьно-терапевтического подхода являются:

  1. Безоценочное восприятие всего что происходит во время музыкальной терапии: в музыкальной терапии нет "правильного" или "неправильного", и это нужно чётко объяснить. Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов - это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
  2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка - опыт каждого ребёнка. В этом смысле дети - "эксперты" в отношении своих работ.
  3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все творчество нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.

Литература:

Петрушин В. Музыкальная психотерапия. – М., 2000.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.

Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2002.