Лекция - концерт "Очарование рояля (история фортепиано)"
Лекция - концерт рассказывает о самых значительных вехах в истории фортепиано, знакомит с инструментами - предшественниками фортепиано, их звучанием, разными стилями музыки, знаменитыми композиторами. В сценарий включены произведения для фортепиано VII - XX -го веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontsert_klassa_20.03.18.docx | 28.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Концерт класса Нагайцевой Н.А.
«Очарование рояля
(история фортепиано)»
Тип внеклассного мероприятия: лекция - концерт для обучающихся ДМШ класса Нагайцевой Н.А и их родителей.
Цели мероприятия:
- воспитание познавательного интереса обучающихся к наследию мировой культуры, его непреходящей ценности;
- формирование представления о фортепианной музыке и ее художественных критериях;
- формирование умения понимать авторский замысел и содержание произведения;
- развитие творческого мышления обучающихся в сфере музыкального искусства.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- Понятие стилей «барокко», «классицизм», «романтизм».
- Сведения о композиторах эпох барокко, классицизма, романтизма, их стиле, особенностях творчества.
- Понятие индивидуального стиля каждого композитора и общих черт стиля в их творчестве.
- Знакомство с инструментами – предшественниками фортепиано, их внешним видом, звучанием, написанной для них музыкой.
- Знакомство с великими произведениями XVII - XX-го веков.
Развивающие:
- Развитие интереса к искусству через его эмоциональное восприятие, осознание значимости.
- Развитие умения анализировать и обобщать полученные сведения.
- Развитие самостоятельного творческого мышления.
- Развитие воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.
Воспитательные:
- Пробуждение интереса к мировому музыкальному и историческому наследию, а также к культурному наследию России.
- Воспитание внимания, организованности, восприимчивости, быстрой реакции на получаемую информацию.
- Обогащение духовного мира обучающихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Планируемые результаты (для обучающихся – участников мероприятия, ведущих и исполнителей произведений):
Личностные:
- Наличие мотивации обучающихся к изучению музыкального искусства, умение проводить самооценку, анализ увиденного и услышанного (рефлексия);
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль искусства в жизни человека.
Предметные:
- Умение получать и использовать знания о стиле, форме и содержании произведения, понимать специфику образного языка музыки: передачу чувства, мысли с помощью языка музыки;
- Понимание значения искусства в жизни человека и общества, развитие полученных знаний в собственной художественной деятельности.
Познавательные:
- Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,
- Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
- Выделение группы существенных признаков объекта, осуществление сравнения, классификации по заданным критериям.
- Контроль и оценка процесса и результата деятельности.
Регулятивные:
- Планирование и выполнение практической работы, выбор действия в соответствии с поставленной задачей, концентрация воли, адекватное отношение к предложениям учителя по исправлению допущенных ошибок в процессе подготовки мероприятия;
- Прогнозирование и предвидение конечного результата, внесение необходимых корректив на основе оценки сделанных ошибок, стабилизация эмоционального состояния. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.
Коммуникативные:
- Формирование навыков сотрудничества со взрослыми;
- Проявление активности для решения познавательных задач, формулирование собственного мнения и позиции, анализ и обсуждение работы в ходе подготовки мероприятия и при подведении итогов.
Оборудование: компьютер, проектор, акустическая система, рояль.
Лекцию – концерт сопровождала презентация «История фортепиано».
Ведущие:
- Добрый вечер!
- Сегодняшний концерт нашего класса будет посвящен истории любимого инструмента – фортепиано.
- Фортепиано далеко не сразу приобрело свой современный облик, его история начинается в Древней Греции, где существовал старинный инструмент – лира. На лире играл герой мифов - певец Орфей. Она представляла собой корпус, внутри которого были натянуты струны. Самым древним прародителем подобного инструмента считают лук с его «поющей» тетивой.
- Древнегреческий философ Пифагор изобрел инструмент монохорд – продолговатый ящик с натянутой струной. Философ дал названия интервалам, то есть расстояниям между двумя звуками: прима, секунда, терция и так далее.
- Именно натянутые струны объединяют монохорд с современным фортепиано.
- Их звучание очень приятно для слуха и в древности, и сейчас.
- Послушайте Фантазию ре минор В.А.Моцарта.
- Играет А.Крючков.
- Крючков А.
- История фортепиано насчитывает более трехсот лет. За это время сменились эпохи, стили, появились гениальные композиторы и исполнители. И сейчас фортепиано выполняет разные роли. Оно участник больших концертов и любимый инструмент для домашнего музицирования.
- Сонатину Я. Медынь для вас сыграет Романова Л.
- Романова Л.
- Пьеса Роули «В стране гномов» прозвучит в исполнении Тетериной Э.
- Тетерина Э.
- Искусство игры на рояле, которое насчитывает несколько веков, совершенствовалось и расцветало от века к веку. Для того чтобы освоить все его умения, нужно, как и раньше, много времени, сил и, конечно, таланта. А начинается обучение с первых, но важных шагов.
- Для вас играет ученица 1 класса Елдинова Василиса. Этюд Шитте.
- Елдинова В.
- Еще одна начинающая пианистка – Милена Махотка. Она исполнит для вас пьесу Красева «Журавель».
5. Махотка М.
- А мы продолжаем историю фортепиано, начиная от ее истоков.
- Примерно в VII веке в европейских церквях появляется орган. Это самый большой музыкальный инструмент, известный с глубокой древности.
- Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух.
- У органа несколько ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано.
(пример звучания органа)
- В XVIII в. жил и писал музыку для органа великий композитор И.С. Бах, автор полифонических произведений. Полифония – это многоголосие, сочетание двух или большего количества голосов.
- В наше время чаще всего орган используется на богослужениях. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах.
- Что же общего между органом и фортепиано? Конечно, клавиши! Их соединили со струнами. Произошло это примерно в XI-XII в.в.
- Так появились первые струнно – клавишные инструменты: клавикорд, клавесин.
- В разных европейских странах они имели различные названия: вирджинел, спинет, чембало.
- В XVII веке для них писали выдающиеся композиторы – клавесинисты: Куперен, Люлли, Рамо.
(пример звучания клавесина)
- Клавесин и клавикорд – замечательные инструменты. Однако они имели недостатки. Клавикорд обладал тихим звуком, а клавесин, наоборот, - очень ярким, резким. И, главное, что этот звук не мог меняться динамически: быть то более тихим, то более громким.
- Перед изобретателями встала новая задача: дальнейшее усовершенствование инструмента. Удалось создать новый инструмент, который назвали фортепиано, что значит …
- Первое фортепиано появилось в Италии в XVIII веке. Его создал мастер Бартоломео Кристифори в 1709 году. Но оно было еще несовершенным, самая удобная конструкция была найдена только через полвека после появления первого пианино.
- Клавесин и клавикорд еще долго оставались популярными, и для них писали музыку композиторы XVIII века – венские классики: Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.ван Бетховен.
- Й.Гайдн – автор прекрасных сонат. Послушайте 1 часть сонаты си минор в исполнении М.Зеликовой.
- Зеликова М. Гайдн.
- Дивертисмент Гайдна вы услышите в исполнении Малышевой Л.
- Малышева Л. Гайдн.
- Великий австрийский композитор 18 века В.А.Моцарт и в наше время является непревзойденным гением. В исполнении Ю.Мацкевич прозвучит соната до мажор, 1 ч.
- Мацкевич Ю. Моцарт.
- Людвиг ван Бетховен оставил нам в наследство великолепную музыку, в которой выражается его мощный темперамент и мятежный характер.
- М.Воронина исполнит сонату Бетховена соль мажор.
- Воронина М. Бетховен.
- В наследии Бетховена есть небольшие произведения для детей. Послушайте сонатину соль мажор в исполнении Арины Греб.
- А. Греб Сонатина.
- Я приглашаю на сцену Волкову Л. Звучит сонатина Бетховена фа мажор.
- Волкова Л. Сонатина.
- Л.Быкова исполнит Багатель Бетховена. Ее название означает «Пустяк». То есть это легкая, веселая пьеса.
- Быкова Л.
- В России в XVIII веке для клавесина писал композитор Дмитрий Бортнянский. Его сонату сыграет Т.Мостыко.
- Мостыко Т.
- В XIX веке возникает новое течение – романтизм, которое дарит нам великих композиторов и новую прекрасную музыку. Для фортепиано писали Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Фридерик Шопен, Ференц Лист, Эдвард Григ.
- Детская пьеса Р.Шумана «Марш» из «Альбома для юношества» прозвучит в исполнении Мишаченко Т.
- Мишаченко Т.
- Эдвард Григ – великий норвежский композитор - романтик, в музыке которого соединилась любовь к природе Норвегии и к ее увлекательным сказаниям, герои которых - гномы, тролли, эльфы – необыкновенные и загадочные существа.
- Пьеса Грига «Тоска по родине» прозвучит в исполнении М.Ворониной.
- Воронина М. «Тоска…»
- В России продолжателями традиций романтизма выступила плеяда замечательных композиторов. Основателем русской классической музыки считается М.И. Глинка.
- «Андалузский танец» Глинки исполнит Д. Кобакова.
- Кобакова Д.
- Музыка великого композитора П.И. Чайковского, русская по духу, глубокая и насыщенная чувством, не оставляет равнодушным ни одно сердце.
- В наше время «Детский альбом» П.И. Чайковского звучит в каждой музыкальной школе. Дети учатся на этих небольших пьесах выражать эмоции мира детства.
- Арина Греб исполнит пьесу «Болезнь куклы».
- Греб А. Чайк.
- Пьесу с интересным названием «Баба Яга» исполнит Лера Малышева.
- Малышева Л. Чайк.
- Пьеса П.И. Чайковского «Сладкая греза» прозвучит в исполнении Л. Волковой.
- Волкова Л. Чайк.
- Сейчас вы услышите пьесу «Март. Песнь жаворонка» из цикла «Времена года». Исполняет М. Зеликова.
- Зеликова М. Чайк.
- Русские композиторы XIX – XX веков создали много замечательной музыки для фортепиано, в основе которой – прекрасная певучая мелодия.
- Звучит «Грустная песенка» В. Калинникова в исполнении Н.Тетериной.
- Тетерина Н.
- И в заключение нашего концерта прозвучит знаменитое «Шествие гномов» Э. Грига. Играет Ю. Мацкевич.
- Мацкевич Ю. Шествие.
- Фортепиано в наше время имеет огромную популярность, оно обладает огромным выразительным потенциалом. Для этого совершенного инструмента написана масса прекрасных произведений.
- Музыка для фортепиано – это целый мир, прекрасный и загадочный. Мы желаем вам волшебных открытий и чудесных минут наедине с фортепианной музыкой.
- Спасибо за внимание!
- До новых встреч!