Музыкальные игры - тесты
В статье собраны музыкальные игры для выявления гармоничности эмоциональной сферы ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry-_testy.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ- ТЕСТЫ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ ГАРМОНИЧНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА.
Показатель эмоционально- психическая комфортность
Игра «Бабочки и жуки»
И.П.: дети делятся на 2 команды – на «бабочек» и «жуков». Для игры используется музыкальное сопровождение с частой сменой контрастных ( но повторяющихся в своём чередовании) образов: лёгких, воздушных бабочек и тяжёлых, неповоротливых жуков. При этом продолжительность пребывания в каждом из образных состояний каждый раз меняется ( удлиняется или укорачивается)
Задание: внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере бабочки или жука.
Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры.
Игра «Быстрый танец»
И.П.: дети стоят по кругу лицом в центр.
Ведущий – педагог выполняет ритмичные движения в такт быстрой танцевальной музыке с выраженными метрическими акцентами. Дети копируют движения ведущего. Направление движения идёт по четырём точкам: голова – плечи – бёдра – лодыжки ног. Сначала количество прикосновений к одной точке равно 8 –ми, в следующем повторении 4 –м, затем 2 –м и, наконец, одному разу. Постепенно количество точек прибавляется, а темп выполнения убыстряется.
Эталон выполнения игрового задания: чёткие координированные движения и телесное переживание – выражение ритмической пульсации.
«Игра в колыбельную» (проводится после шумной, подвижной игры)
И.П.: дети вместе с педагогом сидят на полу (на коврике)
С началом звучания медленной, спокойной музыки педагог укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спинке. Остальные дети присоединяются к нему, и все вместе ласково касаются, гладят выбранного в «солисты» ребёнка. Постепенно педагог укладывает ещё несколько детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями.
Эталон выполнения игрового задания: плавные, размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребёнка перейти от состояния возбуждения к расслаблению; состояние доверия и спокойствия, отсутствие тревожности.
Показатель эмоциональная выразительность
«Игра со стульчиками»
И.П.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, лицом к центру. Количество стульчиков точно совпадает с количеством детей. Один из стульчиков назначается стульчиком ведущего (это можно сделать с помощью считалки)
Первая часть игры – танца связана с импровизацией жестов и поз ребёнка, оказавшегося на стульчике ведущего. Поза принимается и фиксируется на звук в конце каждой музыкальной фразы. Остальные участники игры копируют позу ведущего, сидя на своих стульчиках.
Во второй части характер музыки меняется: она становится подвижной и весёлой. Дети бегают под музыку по кругу и между стульчиками. К концу второй части каждый должен сесть на оказавшийся рядом стул.
Звучит музыка первой части, и ребёнок, севший на стул ведущего, показывает свои движения. Игра повторяется.
Эталон выполнения игрового задания: точность попадания в метрическую сетку при проделывании придуманного движения, выразительные, естественные, раскрепощённые, координированные движения, полноценное мышечное напряжение ребёнка.
«Считалочка»
И.П.: дети стоят в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. В центре круга – ведущий.
Музыкальным сопровождением к этой игре может быть любая современная детская песенка ( например, всем известная «Чунга – чанга»). На запев песенки ведущий в такт музыке считает детей ( указывая на каждого, как в игре в считалочку).Тот, на ком мелодия запева заканчивается, становится новым ведущим. В припеве ведущий в центре круга импровизирует танцевальные движения, а остальные копируют его. На запев снова начинается отсчёт, к концу которого ведущий опять меняется.
Эталон выполнения игрового задания: соответствие движений эмоциональному содержанию музыки, естественные, раскрепощенные, координированные и пластичные движения, полноценное мышечное напряжение ребёнка. Точность, ловкость, попадание в метрическую сетку. Удовольствие, получаемое ребёнком от движения.
«Пароход»
И.П.: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Педагог поёт на несложную импровизированную мелодию песенку – загадку, а дети её отгадывают:
«До чего народ доходит –
Самовар по речке ходит.
На семь вёрст голосит,
Из трубы дымок валит»
Затем «отгадка» - бумажный кораблик - в руках педагога начинает «плавать по волнам», двигаясь по кругу, и сопровождается пением педагога вместе с детьми. Кораблик «плавает» по кругу, а песенка повторяется несколько раз. С очередным повтором ведущий меняется: кораблик передаётся педагогом кому – нибудь из детей ( в следующий раз этот ребёнок передаст кораблик другому). Ребёнок, оказавшийся ведущим, не только получает бумажный кораблик, но и вынимает из него пиктограмму. По пиктограмме ребёнок задаёт эмоциональную окрашенность мелодии. Например: «Будем петь весело!», «А теперь – ласково», «Сердитым голосом», «Капризным голосом»… Ведущий – ребёнок, у которого оказался кораблик, не только определяет по пиктограмме, с какой эмоциональной окраской петь песенку, но и сам «входит в образ» - подбирает соответствующие движения, шаги, мимику, интонации.
Эталон выполнения игрового задания: быстрое и точное определение по пиктограмме эмоционального состояния, определение его на словах, свободное воплощение в мимике, пластике, интонациях.
Показатель двигательно – звуковая творческая активность
Игра «Дирижёр»
И.П.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий «дирижёр» ( без инструмента).
«Дирижёр» показывает различные движения руками, корпусом тела. Остальные дети должны в точности копировать эти движения вслед за ним, но с одной существенной разницей: все движения «дирижёр» - ведущий делает без инструмента, лишь имитируя игру на нём. Дети же озвучивают эту имитацию каждый на своём инструменте. Движения могут быть самыми разнообразными, включающими смешные, игровые варианты. «Дирижёр» может напевать песенку и делать движения, соответствующие тексту («Козонька рогатая, Козя бородатая, перепрыгнула плетень и высок и середень»).
Эталон выполнения игрового задания: свободное и осмысленное использование ведущим возможностей пластики и мимики для создания оригинального игрового образа, многочисленность и разнообразие предлагаемых вариантов и способов звукоизвлечения: глиссандо, удары руками вместе и по очереди, громко и тихо, в верхнем и низком регистрах и т.д.
Игра «Круги»
И.П.: дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними ксилофоны, металлофоны, шумовые и ударные инструменты. В центре полукруга – ведущий «дирижёр» ( без инструмента).
Педагог рассаживает детей с инструментами по группам с контрастным, отличающимся друг от друга звучанием, например, группы: ксилофонов – колокольчиков – металлофонов – маракасов – бубнов и барабанов и т.д. Мелом на полу педагог рисует круги и договаривается с детьми, какой группе инструментов будет соответствовать каждый круг. Задача детей - ждать своей очереди вступления в игру, т.е. внимательно следить, на какой круг встанет ногами или прикоснётся руками ведущий – «дирижёр».
Эталон выполнения игрового задания: ведущий не просто переходит из одного круга в другой, но внимательно слушает получающуюся «музыку», осмысленно включает и смешивает тембровые краски, создавая игровой образ.
Показатель положительная самооценка
Игра «Имена»
И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Ведущий делает шаг вперёд и представляет своё имя в каком – либо образе («Марина – как море», «Юля – как юла», «Антон – как Мерседес» и т.д.), а затем выражает этот образ жестами, движениями, мимикой, выразительной интонацией. Остальные – в точности его копируют. Роль ведущего передаётся каждому по очереди по кругу.
Эталон выполнения игрового задания: оригинальные, положительные образы своего имени, уверенность, чёткость интонаций, удовольствие от демонстрации своего придуманного образа и внимания к себе всех присутствующих.
Игра «Все, как я»
И.П.: Дети стоят врассыпную.
Ведущий с помощью голоса и движения изображает любой придуманный им образ. Остальные – копируют его. Затем ведущий передаёт свою роль (останавливается и показывает рукой на кого – нибудь из детей). Новый ведущий 3 раза хлопает в ладоши, громко произносит «Все, как я» и предлагает свой вариант двигательно – интонационной импровизации.
Эталон выполнения игрового задания: выразительность и оригинальность движений и интонации, свобода передвижения в игровом пространстве, гибкость и быстрота вхождения в придуманную роль, отсутствие агрессивности, излишнего возбуждения или капризности в случае неудачного игрового решения.
Показатель эмоционально – психологическая комфортность
Игра «День и ночь»
И.П.: дети распределяют роли: лесных насекомых – «бабочки», «жуки», «мухи» и т.д. – и «совы». Для игры подбирается музыкальное сопровождение с частой сменой двух контрастных ( но повторяющихся в своём чередовании) образов: лёгкого, воздушного, олицетворяющего порхающих днём лесных насекомых и медленного, таинственного, в низком регистре, изображающего летающих по ночам «сов». При этом продолжительность пребывания в каждом из образных состояний каждый раз меняется (удлиняется или укорачивается).
Задание: Внимательно слушать музыку и двигаться только тогда, когда звучание будет соответствовать выбранному образу. При этом нужно импровизировать движения в характере «насекомого» или «совы».
Эталон выполнения игрового задания: гибкая реакция на смену ситуации, способность вовремя перейти от активных движений к неподвижности и выдерживать статичную позу столько, сколько потребуется по ходу игры; свободное и разнообразное определение себя в игровом пространстве; выразительные движения, соответствующие выбранной роли; инициатива и двигательное творчество в создании индивидуальной игровой линии или микросюжета с помощью взаимодействия с другими участниками в ходе игры.
Игра «Быстрый танец»
И.П.: дети стоят по кругу лицом к центру.
Ведущий педагог выполняет ритмичные движения в такт быстрой танцевальной музыке с выраженными метрическими акцентами. Дети копируют движения ведущего. Направление движения идёт по восьми точкам: запястье с внутренней стороны – запястье снаружи- сгиб руки в локте с внутренней стороны – локоть – грудь – плечо – колено с внутренней стороны – колено сбоку – лодыжка с внутренней стороны – лодыжка сбоку. Каждая точка отмечается вперемежку с хлопком поочерёдно справа и слева. Постепенно темп убыстряется.
Эталон выполнения игрового задания: чёткие координирование движения и телесное переживание – выражение ритмической пульсации.
Игра «Водоросли» (проводится после шумной, подвижной игры)
И.П.: дети стоят по кругу и представляют себя в гостях у Морского царя.
Под спокойную плавную музыку дети делают движения, изображающие колышущиеся водоросли. Роль «ведущей водоросли» передаётся вместе с зелёным газовым шарфиком каждому по очереди – по кругу. Шарфик можно передавать не только по кругу, но и перебрасывать его детям, стоящим в кругу напротив. Необходимость соблюдения тишины и внимательного вслушивания в музыку обыгрывается с помощью введения в игру фигуры Морского царя. Морской царь ( педагог или кто – нибудь из детей) забирает к себе (усаживает в центр круга) тех, кто нарушил тишину в его царстве. «Водоросли», которые остались в игре до конца звучания музыки, получают от Морского царя призы ( если призов не оказалось, то в качестве подарка «дисциплинированные водоросли» могут полюбоваться на весёлый танец, который для них станцуют Морской царь вместе с «проигравшими водорослями».)
Эталон выполнения игрового задания: плавные , размеренные движения руками и телом, сигнализирующие о способности ребёнка перейти от состояния возбуждения к расслаблению; соблюдение тишины, спокойствия, отсутствие тревожности.
Показатель эмоциональная выразительность