Групповой учебный проект « РИСУЕМ МУЗЫКУ. А.ВИВАЛЬДИ ВРЕМЕНА ГОДА» Для учащихся 1-4 класс фортепиано и учащихся 1 -7 класса скрипки
Цель: Развитие образного мышления, пробуждение фантазии во время слушания музыкального материала. Привитие эстетического вкуса.
Задачи: Познакомить детей с циклом «Времена года» Антонио Вивальди, с мировой музыкальной жемчужиной эпохи барокко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risuem_muzyku_a.vivaldi.docx | 683.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД ДШИ Шахтерского района
Групповой учебный проект
« РИСУЕМ МУЗЫКУ.
А.ВИВАЛЬДИ ВРЕМЕНА ГОДА»
Для учащихся 1-4 класс фортепиано
и
учащихся 1 -7 класса скрипки
Место и время проведения мероприятия: 21 октября 2015г.
в 14.00 до 15.30 в концертном зале МБОУ ДОД ДШИ Шахтерского района.
Автор проекта: Дитятьева А.О.
Организаторы: Заславская ЕА., Трахина Н.Н., Дитятьева А.О.,
Стецюк Е.Н., Скоробогатова Е.С.
Шаимова Л.И.
ВОРКУТА
2015
Цель: Развитие образного мышления, пробуждение фантазии во время слушания музыкального материала. Привитие эстетического вкуса.
Задачи: Познакомить детей с циклом «Времена года» Антонио Вивальди, с мировой музыкальной жемчужиной эпохи барокко.
Необходимый дидактический материал:
Презентация на тему «Рисуем музыку. А.Вивальди «Времена года»
Технические средства:
- Мольберты, бумага для акварели.
- Фотоаппарат
- Штатив
- Экран
- Кинопроектор, компьютер, колонки.
Финансовые средства: личные средства преподавателей Дитятьевой А.О, Заславской Е.А., Трахиной Н.Н., Стецюк Е.Н., Скоробогатовой Е.С., Шаимова Л.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Структура проведения проекта
В концертном зале, расставлены мольберты, на мольбертах прикреплены листы для акварели. Дети занимают рабочие места по желанию. На экране первый слайд презентации. Ведущая приветствует детей и знакомит с темой проекта. Ставит перед ребятами задачу: прослушав произведения нарисовать образы, которые заложены в музыке.
В конце мероприятия работы собираются и готовятся организаторами проекта к выставке в школе.
Организаторами издается стенгазета по данному проекту.
Участники:
1.Черевичная Виталина (преп. Стецюк Е.Н.)
2.Попова Мария (преп. Стецюк)
3. Валей Илне (преп. Стецюк Е.Н.)
4. Валей Нувота (преп.Стецюк Е.Н.)
5. Харитонова Саша (преп. Заславская Е.А.)
6. Дитятьев Илья (преп. Заславская Е.А.)
7. Борошнина Полина (преп.Трахина Н.Н.)
8. Волкова Таня (преп. Дитятьева А.О.)
9. Голобородько Оля (преп. Дитятьева А.О.)
10. Голобородько Настя (преп. Дитятьева А.О.)
11. Королева Саша (преп. Дитятьева А.О.)
Ведущие: Дитятьева А.О.
Фотосъемка и работа с презентацией: Дитятьева А.О.
Стенгазета: Дитятьева А.О.
Организаторы: Дитятьева А.О., Заславская Е.А., Трахина Н.Н.
Интернет-ресурс:Сезоны-года.рф; http://www.pravda.ru/culture/culturalhistory/personality/
Автор проекта: Дитятьева А.О.
О композиторе и его творении
Как теперь уже достоверно доказано, 4 марта 1678 года родился Антонио Вивальди — скрипач — виртуоз, давший новую жизнь забытому жанру кончерто гроссо и подаривший миру гениальный концерт "Времена года", который и по сей день остается загадкой для многих искусствоведов, так и не раскрывших многогранную тайну замысла маэстро.
335 лет назад в Венеции появился на свет Антонио Вивальди. Историки долгое время не могли определиться с точной датой его рождения, пока в середине XX века английский ученый Эрик Пол не обнаружил утерянные записи церковного прихода Святого Иоанна в Брагоре. Согласно найденной летописи, сын Джованни Баттисты Вивальди родился 4 марта 1678 года, и в этот же день был крещен, получив церковное имя Антонио Лучио.
Годы отрочества молодой Вивальди провел рядом с отцом, который занимал церковный пост скрипача Собора Сан Марко. Именно Джованни Баттист привил сыну любовь к духовенству и музыке. В возрасте пятнадцати лет Антонио играл в оркестре собора и обучался священническому служению. Посвящая много времени любимым занятиям, юноша добился небывалых успехов. В 1703 году, получив сан, он также прославился как музыкант-виртуоз, в совершенстве владеющий смычком.
Благодаря своим профессиональным навыкам Вивальди смог устроится преподавателем в по классу скрипки в женскую консерваторию церковного приюта "Пиета", где со временем организовал собственный хор и оркестр. Священник-скрипач, долго разрывался между творческой, просветительской и духовной жизнью, пока, наконец, не избрал свой путь.
Антонио решил попробовать себя в сочинительстве, и весьма удачно — в 1705 году в венецианском издательстве Джузеппе Сала было опубликовано 12 его сонат, которые сам автор назвал первой частью опуса, вторая часть которого, увидела свет ровно через четыре года. К тому времени Вивальди уже стал знаменитым музыкантом, удостоенным чести выступать перед королем Фридрихом IV. На его концерты съезжались любители скрипичного искусства, вдохновленные новым восприятием некогда сольного инструмента.
Антонио поражал поклонников своим видением творчества, отторгавшим прежние каноны. Его концерты си минор для четырех скрипок позволяли слушателям оценить всю глубину еще не до конца осмысленной музыки позднего Барокко.
Популярность Вивальди открыла ему двери лучших сценических площадок Италии. По заказу театров Сан-Анджело и Сан-Мозе, он написал великолепные арии и оперы "Nerone fatto Cesare" ("Нерон, ставший Цезарем"), "L'incoronazione di Dario" ("Коронация Дария") и "La costanza trionfante degl'amori e de gl'odii" ("Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью") которые вошли в бессмертное наследие мастера. В период с 1713–1718 год Вивальди сочинил восемь опер, которые принесли ему известность.
Антонио начал гастролировать по ближайшим городам и странам. Так в 1719 году судьба занесла его в городок Мантуя, где он познакомился с оперной певицей Анной Жиро, которая стала его ученицей и подругой. По возвращению в родной город, Вивальди был осужден церковью за слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с женщиной. Однако композитор слишком дорожил своей спутницей, и, не смотря на пересуды, брал ее во все поездки и отстаивал честь своей "названной сестры".
В 1723 году Антонио Вивальди начал работу над своим самым знаменитым восьмым по счету опусом "Времена Года" который принес ему всемирную известность. Это гениальное произведение, состоящее из четырех концертов — времен года, поделенных каждый на три части, соответствующим месяцам, произвел фурор не только среди поклонников творчества музыканта. Элегия получила признание у философов, критиков и даже поэтов, приобретя статус парадигмы творческого мышления. В контексте сонет, предшествовавших каждому отрывку композиции просматривался глубоких под смысл, соотносящий каждое время года с этапами становления человека — рождение, юношество, зрелость и смерть. Романтики также видели в творении Вивальди путь движения солнца по небосклону, которое поднимаясь на востоке, уходило в зенит, закатывалось за горизонт, побуждая сумерки, и пряталось из вида, повергая мир во мрак.
Антонио Вивальди стал пастырем барочного искусства. Его совершенствование жанра скрипичной музыки Concerto grosso в форме старинной сюиты, где группа солирующих инструментов задает тон основной массе оркестра, дало новую жизнь наследию знаменитого итальянского композитора Алессандро Страделла, жившего в XVII веке. Вивальди написал более 500 концертов, 100 сонат, симфоний и серенад, показал миру новую музыку. В возрасте 62 лет Антонио в сопровождении Анны Жиро и ее сестры отправился на поиски вдохновения в Вену, где тяжело заболел. Через некоторое время после его приезда скончался Карл VI и в стране начался военно-политический конфликт, вызванный попыткой европейских держав оспорить завещание императора и разделить владения дома Габсбургов. Музыка Вивальди вышла из моды и имя было забыто.
В последние годы своей жизни он продавал свои произведения за баснословно нищенскую плату. Обнищавший, всеми покинутый и потерявший все, что у него было, 28 июля 1741 года он скончался. Похоронили маэстро Вивальди на кладбище для бедняков за скромную плату, все его имущество было описано в счет уплаты долгов.
Сегодня одно из самых знаменитых произведений Вивальди "Времена года" признано величайшим достоянием эпохи барокко. Каждое его исполнение собирает полные залы, музыканты-виртуозы многие десятилетия стараются понять его суть, а балетмейстеры перевести неисчерпаемый сюжет на язык танца. Выдающееся творение маэстро подарило ему посмертную славу и стало пророчеством его собственной жизни — первой частью было его обучение, второй признание виртуозом, третьей горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким не постоянным миром.
А. Вивальди "Времена года" Весна
Написанный в 1723 году цикл из 4-х концертов "Four Seasons" является самой известной работой Антонио Вивальди и одним из популярных произведений музыки эпохи барокко. Весна это первый концерт из цикла "Времена года".
В первой части знаменитого цикла концертов Вивальди «Времена года» при помощи музыки знаменитый композитор выразил всю мощь весны, сопровождая три произведения стихотворным сонетом, красочно описывающим явления природы.
Сопровождающий прекрасную музыку сонет, Вивальди также разделил на три части: в первой выступает природа, освобождаясь от зимнего плена, во второй мирным сном спит пастушок, а в третьей – пастух пляшет с нимфами под покровом Весны.
Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269
Состоит из трех частей: «Весна пришла», «Спящий пастух», «Деревенский танец»
По задумке Вивальди каждому сезону соответствует определенный регион Италии и для весны это романтичная Венеция и берега Адриатики, где особенно прекрасны морские пейзажи и восход солнца над пробуждающейся от зимней спячки землей.
Сонет:
Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Интересна не только старинная барочная форма музыкального концерта «Весна», но и сольное звучание инструментов: нежные звуки скрипки сменяются тревожным гобоем, басы вступают постепенно, накладываясь на мелодию там, где изображается «молния» и «гром».
Мелодия в первой части весеннего цикла - Allegro - часто меняет ритм, дробится, четко слышны «голоса и трели птиц», «журчание ручья», легкость ветерка. Вторая часть – Largo – мелодичная, на протяжении звучания музыки наблюдается трехпластная фактура. Верхний пласт – мелодичное соло скрипки, певучесть и грусть. Средний слой фактуры имитирует тихий шелест листвы и травы, звуки монотонны и хорошо сочетаются с басами третьего пласта – ритмичного, изображающего чуть слышное «тявканье пса». Третья часть цикла по темпу и динамике звучания напоминает первую, но здесь заметно ритмическое торможение в конце каждой мелодической волны. Главным героем цикла Весна Вивальди выбрал солирующую скрипку, разделив каждый «месяц» на три этапа: экспозицию, развитие и репризу.
А. Вивальди "Времена года" Лето.
Написанный в 1723 году цикл "Времена года", состоящий из четырех концертов, стал самой популярной работой Антонио Вивальди и одним из лучших произведений музыки барокко. Лето это второй концерт из цикла "Four Seasons".
В первых двух частях концерта царит спокойствие с редким нагнетанием бури, словно только что чистое голубое небо затягивает серыми грозовыми тучами, но потом все расчищается, разве что пройдет небольшой ливень. Третья же часть концерта - самая непредсказуемая и мозаичная, ей сопутствует сонет, написанный Вивальди, в котором всё живое томится в ожидании дождя, неторопливо перекликается горлица с щеглом, дует теплый ветер. Затем, внезапно налетевший борей пугает пастушка грозой, природа стращает его молниями, вырывая спелые колосья из земли.
Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315
Состоит из трех частей: «Жара», «Престо», «Летняя гроза»
Лето в тройном музыкальном цикле Вивальди отождествляет с сонным и жарким югом, томным Провансом.
Сонет:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоён простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
Первая часть концерта – быстрое аллегро, представляющее картину удушливого зноя. В нем слышны голоса птиц: кукушки и горлинки, плач крестьянина выражается басами, прозрачное звучание скрипки дополняют клавесин и виолончель. Поскольку унылое состояние жары перерастает в грозу, то музыкальная волна постепенно нарастает, заканчиваясь волнообразными пассажами.
Вторая часть концерта «Лето»- Adagio – построена на созвучии трех элементов, а каждый такт разделен паузами. Сначала звучит трогательное соло скрипки, которую особенно любил Антонио Вивальди, потом вступают первые и вторые скрипки, изображающие «жужжание мух и жуков», по всему произведению звучат «раскаты грома» в исполнении всего оркестра, набирающего быстрый темп.
Третья часть концерта снова повторяет первую часть и становится эпиграфом картины «летней грозы». В стиле Presto мелодия звучит ускоренно, то поднимается, то спускается в тональности, а пассажи солирующей и первых скрипок звучат одновременно. За первым пассажем следует второй, звуки скандируются и подчеркиваются тихими басами, а оригинальность музыке придают минорные аккорды.
А. Вивальди "Времена года" Осень
Четыре концерта, объедененные в цикл "Four Seasons" были написаны в 1723 году итальянским композитором Вивальди, которые спустя время стали одним из часто исполняемых музыкантами произведений на скрипичных концертах. Осень это третий концерт цикла "Времена года".
Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Они находят в бору след зверя, спускают на беглеца свору гончих, трубят и настигают слабеющее животное. Это символизирует в какой-то степени и саму осень, когда яркие краски природы увядают, начинается листопад и природа затихает, готовится к зимней спячке.
Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293
Состоит из трех частей: «Танец и песня крестьянских парней», «Спящие, уставшие», «Охота».
Осень во «Временах года» Вивальди созвучна с таким городом Италии как Рим – гордым и торжественным, он изображает пышный закат, когда природа многогранна в своих явлениях и приносит радость людям щедрым урожаем.
Сонет:
Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.
Принцип построения музыкальной мелодии в первой части, в которой преобладает темп Allegro, напоминает часть «весенних» концертов, где пассажи скрипки соединяются с басами, повторяются, звуки летят весело, легко и восторженно и постепенно стихают.
Вторая часть этого концерта – тихие и безмятежные напевы темпа Adagio, в котором главным организующим фактором становится гармония. Изворотливая и нежная мелодия усиливается басом, мелодичное движение идет вверх, как в оркестре у чембало, так и в голосах скрипок и солиста. Спокойствие и некоторое оцепенение вызывает унисон виолончели, органа и контрабаса, аккорды отделены друг от друга, амплитуда звучания медленно раскачивается, уходит вниз и замирает.
Третья часть концерта – поздняя осень с трублением охотничьих рожков и гоном зверя. Быстрый ритм Allegro выражен танцевальным жанром и обогащен звукоизбирательными элементами, рисующими четкую картину – скачка на конях, погоня и логическое завершение охоты, когда басовые голоса продолжают звучание скрипок, скандируют ритм и выдерживают паузу, создавая впечатление остановки мелодии.
А. Вивальди "Времена года" Зима
Написанный во времена барокко цикл из 4-х концертов "Четыре сезона " стал самым известным сочинением Антонио Вивальди. Времена года, зима - это концерт №4 знаменитой работы итальянского мастера "Four Seasons ".
В завершающем цикл сонете Антонио Вивальди гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду. Зима вступила в свои права, окутала природу снегом и сковала стужей озера, но даже в ее стремлении всё и всех заморозить, люди находят наслаждение. Тихая, спокойная, умиротворяющая мелодия заставляет задуматься, предаться мечтам и насладиться дуновением северного ветра, звучащего в пассажах сольной скрипки.
Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297
Из трех частей: «Шум ветра», «Старость», «Конец пути».
Последний концерт музыкального и поэтического цикла «Времена года» связано с такой частью суток, как полуночь, и с таким регионом Италии, как предгорье Альп, с застывшими подо льдом вулканическими озерами и заснеженными вершинами.
Сонет:
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И с севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
Начинается «зима» в произведении Вивальди с построения мелодии на голосах басовой части оркестра. Высокие реплики соло обыгрываются низкими аккордами, яркая и воздушная мелодия дробится на отдельные фрагменты, то слышится певучая виолончель, то нарастает гул оркестра, играющего гаммы, что имитирует стужу и порывы северного ветра.
Вторая часть концерта наполнена светлым и умиротворенным настроением. В темпе Largo синхронно звучит сольная скрипка, ей вторят альты и басы. Звуковой ряд используется трехмерный, а лирические интонации и трели на верхних нотах напоминают мелодию оперной арии.
В последней части «зимы» Вивальди собирает по «кусочкам» картину всего циклического произведения, используя тематические мотивы других концертов, следуя старинному стилю «барокко». Трогательное вступление соло поддерживается первыми скрипками и альтами, слышен тянущийся органный звук, а завершает сюжет яркий и стремительный пассаж всего оркестра.
Антонио Вивальди «Времена года»
Цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из четырех концертов состоит из 3-х частей, контрастных между собой: быстро-медленно-быстро.
Весна
Вот пришла весна
ПЕНИЕ ПТИЦ
Птицы радостно приветствуют весну веселым пением,
и обманчиво веют нежным шепотом зефиры, легко проносясь туда и сюда, а в это время мрак разливается в воздухе, и сверкают молнии, и громы предвещают, что птичкам надо умолкнуть. Приходит новое благозвучное очарование: там, на цветущем лугу, ласкающем взор, слышен нежный шепот листьев и трав.
СПЯЩИЙ ПАСТУХ
Спит пастух, а рядом его верный пес. Он сердито рычит - ему ведь всё время приходится громко лаять. Под звуки пастушьей волынки и под сверкающим покровом весны танцуют веселые нимфы и пастушок.
ПАСТУШЕСКИЙ ТАНЕЦ
Лето
ЛЕТНЯЯ ИСТОМА
Пока длится это время года - пора горячего солнца, - томятся люди, изнемогают стада, горят сосны.
КУКУШКА Раздается голос кукушки.
ГОРЛИНКА Вот горлинка в саду спешит слагать свои песни.
САД Нежно веет зефир.
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР
БУРНЫЕ ВЕТРЫ
Но вдруг Борей затевает спор со своим соседом.
ЖАЛОБА ПОСЕЛЯНИНА
Молодой пастушок оплакивает свою участь, потому что боится жестоких хищников, угрожающих стаду.
Болят усталые ноги и руки, и даже отдыхая, он со страхом думает о молниях, о страшных грозах, о тучах свирепых мух и оводов!
МУХИ И ОВОДЫ
ГРОЗА
БУРНАЯ ЛЕТНЯЯ ПОРА
Не напрасно боится поселянин. Сбываются его опасения: гремит гром, сверкают молнии в небе, и вот уже градом побило колосья, полные зерен.
В небе завывание и грохот.
Осень
ПЛЯСКИ И ПЕСНИ ПОСЕЛЯН
Праздник крестьян с плясками и песнями.
Радость настала от собранного урожая.
Крестьяне празднуют окончание тяжелой работы по сбору урожая.
В этой влаге Бахуса столько веселья!
Бурное веселье кончается блаженным сном.
СПЯЩИЕ УСТАЛЫЕ
Всем хочется отдохнуть от трудов, плясать, петь. прохладный воздух доставляет наслаждение.
Это время года все больше и больше зовет наслаждаться сладким сном.
ОХОТА
Охотники с ранней зари несутся на охоту, с ружьями и карабинами спешат в дикие места. Спасается всё живое, убегают звери, и охотники преследуют их. Спасается бегством хищник. Его выслеживают. Вот уже ранена испуганная жертва, и ей грозит и свора лающих собак, и стрельба из ружей. Пытается бегством спастись дикий зверь и гибнет. Он слишком слаб, чтобы убежать, и умирает, изнемогший.
Зима
Дрожит замерзший путник под холодным снегом.
УЖАСНЫЙ ВЕТЕР
Сурово дует страшный ветер
ШУМ ВЕТРА
Люди бегут, всё время, топая ногами от холода, и хоть кутались в шерсть, всё равно зуб на зуб не попадает. Они стремятся к своим очагам: ведь так приятно и мирно у огня, пока ливень льет вовсю за стенами дома. Люди идут по льду реки. Идут осторожно, с опаской и медленным шагом, внимательно следят, чтобы не поскользнуться и не упасть. Стоит ускорить шаг или резко повернуться, как поскользнешься и свалишься.
ПАДЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ
Но люди идут быстрее, пока лед не треснул и не открылись полыньи.
ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР
Чувствуется, когда выходишь за дверь, как дуют Сирокко, Борей, и все ветры воюют между собой.
Такова зима, но и она приносит радость.
Любимым жанром Антонио Вивальди (ок. 1678–1741), которого прозвали "рыжим священником", был концерт, со свойственной ему праздничностью, блеском, крупным штрихом, - словом, стилем, рассчитанным на широкую, разнообразную и жаждущую ярких впечатлений аудиторию.
12-ти лет от роду Вивальди уже заменял в лучшем городском оркестре своего отца, а в 15 лет принял монашеский сан. В 25 лет Вивальди был признан первым скрипачом своего родного города - Венеции, ещё через десять лет стал одним из знаменитейших композиторов Европы. Монашеский сан позволил Вивальди стать музыкальным руководителем женской консерватории Ospedalle della Pieta. Тогда в консерваториях обучались способные к музыке дети от 7 до 18 лет. Основным назначением консерваторий являлась подготовка кадров для оперного театра: певцов, певиц, оркестрантов, композиторов. Вивальди преподавал воспитанницам пение, игру на клавесине, скрипке, флейте, генерал-бас и контрапункт (сочинение музыки). Однако главным в его работе оставались еженедельные концерты консерваторского оркестра, или, как тогда говорили, капеллы. В оркестре играли исключительно девочки. Под руководством Вивальди они достигли такого мастерства, что на их выступления слушатели приезжали со всех концов Европы. Сам композитор выступал с капеллой как солист-скрипач и сочинил для этого огромное число концертов, больше 450.
Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко (барокко - "странный", "причудливый" стиль). Многие концерты Антонио Вивальди имеют программу - название или даже литературное посвящение.
Цикл "Времена года" - один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Времена года (итал. Le quattro stagioni «Четыре времени года») — первые четыре из двенадцати скрипичных концертов его восьмого опуса, одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя, в 1725, в Амстердаме - издатель Мишель Ле Цене. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма барочного художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы . Первая напрашивающаяся аллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, «Людовик XIV, король-артист», «Пределы Олимпа»). В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.
Но Вивальди дал музыкантам и более подробную программу. В партитуре, в партиях солиста и партиях отдельных инстументов даны пояснения не только к каждой новой теме, но и к некоторым коротким музыкальным фразам: они уточняют содержание, привнося в него энергию и юмор. Четыре концерта этого цикла - "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" - красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц ("Весна", в первой части, "Лето", в первой части), грозу ("Лето", в третьей части), дождь ("Зима", во второй части), шум ветра. Виртуозность, техническая сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося образа.