Урок музыки в 5 классе "Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Вольфганг Амадей Моцарт"
Урок музыки в 5 классе, формирующий представление обучающихся 5 класса о том, как деятели искусства становятся героями литературных, сценических, кино- и мультипликационных произведений. В качестве примера выбрана личность великого австрийского композитора В.А.Моцарта. На уроке используются ИКТ-технологии, музыкальная импровизация, анализирование музыкальных произведений. Урок полностью соответствует образовательным потребностям и психологическим особенностям учеников 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_pisateli_i_poety_o_muzyke_i_muzykantah_-_v.a.motsart.doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по музыке в 5 классе
Тема урока: Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
«Бог солнца в музыке! Имя тебе – Моцарт!»
Л. ван Бетховен
Цель урока: воспитание музыкальной культуры обучающегося, как части
его духовной культуры.
Задачи урока: 1. понимать взаимодействие музыки с другими видами
искусства на основе осознания специфики языка каждого
из них;
2. уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении,
высказывать суждение об основной идее, о средствах и
формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими
искусствами, историей, жизнью;
3. уметь находить ассоциативные связи между
художественными образами музыки и других видов
искусства;
4. уметь выполнять вокально-инструментальные
импровизации, исполнять хором вокальные произведения.
Содержание урока: компьютерная презентация«В.А.Моцарт»; мультипликационный фильм «Тайна запечного сверчка» по мотивам одноименной сказки Г.Цыферова (отрывок); В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (отрывок); В.А.Моцарт фрагмент«Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»; рассказ К.Паустовского «Старый повар»; В.А.Моцарт «Фантазия» ре-минор; Б.Окуджава «Песенка о Моцарте».
Ход урока:
Учащиеся входят в кабинет под музыку В.А.Моцарта (симфоническая сюита №5), рассаживаются на места, готовятся к уроку, здороваются с учителем (музыкальная попевка «Здравствуйте,ребята! – Здравствуйте, учитель!»)
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о музыке великого композитора, которого называют «Бог солнца в музыке». Будучи еще совсем маленьким ребенком, стал общепризнанным великим музыкантом, музыкальным гением и чудо-ребенком. О ком идет речь?
Ученики: Вольфганг Амадей Моцарт.
Учитель: Правильно, В.А.Моцарт. А тема нашего урока звучит так: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». (записывается тема урока) Наверное нет ни одного человека в мире, который бы не знал это великое имя. Моцарт стал олицетворением музыки, гармонии и искусства. Давайте с вами вспомним, что же это был за человек.
Показ презентации «В.А.Моцарт»
Учитель: Родился В.А.Моцарт 27 января 1756 г. в немецком городе Зальцбурге. Семья Моцарта не была знатной. Дед был простым переплетчиком, отец же был придворным музыкантом у зальцбуржского архиепископа. И хоть он был первой скрипкой в оркестре, по положению он был ниже, чем придворный повар. Когда в семье появляется мальчик, названный Вольфгангом Амадеем, отец торжественно восклицает: «Этот будет великим музыкантом!» В дальнейшем всю свою жизнь Леопольд Моцарт посвятил развитию таланта своего сына, он был его вдохновителем, критиком и импресарио в одном лице (импресарио – музыкальный продюсер). Почему же по сей день мы считаем Моцарта музыкальным гением, вундеркиндом? (дети отвечают)Действительно, музыкальный талант Моцарта проявился необыкновенно рано. В свои 5 лет он был равен по своему мастерству обычному взрослому опытному музыканту. (рассматривается и комментируется слайд презентации «Чудо-ребенок»)
Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Тайна запечного сверчка» по мотивам сказки Геннадия Циферова.
Просмотр отрывка из мультфильма, обсуждение впечатлений учеников.
Учитель: гениальность Моцарта состояла еще и в том, что он думал музыкой, жил ей каждую секунду своей жизни, она была для него высшим смыслом жизни, и жизненным кредо композитора являются следующие слова: «Я должен нести людям радость и свет своей музыкой!»
Музыку этого композитора очень легко узнать, она обладает своими характерными особенностями. Сегодня мы с вами определим, что же это за особенности на примере нескольких произведений Моцарта. (запись в тетради заглавия схемы, оставляется место)
И первое произведение называется «Маленькая ночная серенада», или «Маленькая ночная музыка» (запись в тетради)
Опрос-обсуждение: Что за жанр – серенада? (произведение, исполняемое ночью, на улице, под балконом)
Где могла звучать маленькая ночная музыка? (на светском приеме, балу, музыканты рассаживались прямо в саду, музыка лилась в открытые окна)
Слушание «Маленькой ночной серенады» (отрывок)
Опрос-обсуждение: Какой музыкальный образ у произведения? ( коллективное обсуждение: легкий, жизнерадостный, искрящийся, изящный и т.д.)
Учитель: Действительно, музыка Моцарта обладает всеми этими чертами. Она необыкновенно легка и изящна, проста, гармонична, как будто сама рождается в голове слушателя и исполнителя. И сейчас мы побудем в роли таких исполнителей. (вызывается трое учащихся, которым вручаются треугольники разной величины) Ваша задача: подыграть в исполнении произведения «Волшебные колокольчики», отрывка из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Но и ваши музыкальные инструменты должны звучать так же легко и изящно, как музыка Моцарта. (дети репетируют) А мы оценим, насколько у вас получилось.
Дети подыгрывают музыке.
Учитель: Молодцы, ребята, музыка получилась светлой и волшебной. Итак, какие же черты музыки Моцарта мы с вами отметим? (дети называют и записывают в схему)
Учитель: Конечно же, музыка Моцарта часто вдохновляла писателей, художников, поэтов на создание своих произведений, главным героем которых являлась музыка. Послушайте рассказ Константина Паустовского «Старый повар».
Дети слушают рассказ, в середине которого фоном включается «Фантазия ре-минор» Моцарта.
Опрос-обсуждение: Как вы думаете, почему музыка Моцарта помогла старику увидеть картины прошлого своими глазами? (музыка создала определенное настроение)
Учитель: В этом и состоит великая тайна музыки: она понимает нас, разделяет наше горе и радость, помогает увидеть невидимое и почувствовать окружающий мир во всей его полноте. И Моцарт является для нас символом того света и чистоты, которое несет нам чистое искусство. Его образ часто возникает в других произведениях искусства, например, в поэзии. \а стихи часто становятся песнями. Сегодня мы познакомимся с «Песенкой о Моцарте», написанной русским композитором-бардом, Булатом Шалвовичем Окуджавой.
Слушание песни, разучивание.
Учитель: И в завершение нашего урока давайте познакомимся с высказываниями о Моцарте великих деятелей искусства. Согласны ли вы с их изречениями? (просмотр – обсуждение слайда презентации)
А сейчас я попрошу вас нарисовать в тетради мелодию В.А.Моцарта, которая сегодня прозвучала и вам понравилась. Вы можете выбрать любой цвет для своего рисунка, чтобы выразить свое настроение и впечатление. А мелодия состоять из линий, штрихов, нотных знаков, как подскажет ваша фантазия.
Домашнее задание: учебник,стр.44-47, слушать музыку, учить слова песни.