Работа над развитием технических навыков игры на гитаре

Попова Анастасия Владимировна

       Современный уровень развития гитарного искусства требует от молодых исполнителей наличие особых специфических качеств и умений различного характера, которые непосредственно касаются их творческой деятельности.

Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание адекватного художественного образа. А умение создавать последнее напрямую связано с состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения гитаристов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_razvitiem_tehnicheskih_navykov_igry_na_gitare.doc249.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Сафоновская детская школа искусств № 1»

Методическая разработка

«РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ ГИТАРЫ»

Преподавателя

Поповой А.В.

г. Сафоново

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

   1. Изучение и исполнение гамм в классе гитары………………………………………8

   2. Работа над упражнениями в классе гитары……………………………………….10

   3. Работа над этюдами в классе гитары………………………………………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

       Современный уровень развития гитарного искусства требует от молодых исполнителей наличие особых специфических качеств и умений различного характера, которые непосредственно касаются их творческой деятельности.

Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание адекватного художественного образа. А умение создавать последнее напрямую связано с состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. Поэтому в настоящее время во всем мире уделяется серьезное внимание техническим проблемам и методам их решения на всех этапах обучения гитаристов. Причем многие известные гитаристы и педагоги по классу гитары (напр.: Н.А. Комолятов Э. Пухоль, А. Сеговия, Р. Эверс и др.) разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры. Но, к сожалению, большинство этих инновационных методов не издаются в России и, как следствие, не доходят до отечественных педагогов, а используются только непосредственно учениками их авторов по месту учебы.

В современной российской музыкальной педагогике обучение исполнительскому мастерству на гитаре регламентируется различными программами. В них раскрываются содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов.

Одной из первых программ по классу шестиструнной гитаре для детских и вечерних музыкальных школ вышедшей в СССР, которая частично согласуется с современным уровнем развития исполнительской культуры, является программа пятилетнего обучения 1982 года Г.А. Ларичевой и Л.В. Акишиной .Относительно отчетности по исполнительской технике в ней рекомендуется проводить один технический зачет в конце III четверти, состоящий из сдачи этюдов на различные виды техники и штрихи (арпеджио, аккорды, легато), гамм в различном изложении (аппликатурные системы, количество октав, ритм, интервалы) и чтении с листа. В старших классах к этому списку добавляются каденции и арпеджио в различных тональностях.

Относительно развития технических навыков говорится, что «на протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического развития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимости усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художественной цели, которой они служат». Подготовка к сдаче технических зачетов и экзаменов происходит на уроках в школе, где школьники в индивидуальном порядке вместе с педагогом изучают репертуар и в его рамках решают возникшие технические трудности. Полученные в школе знания учащиеся закрепляют дома самостоятельно.

Работа над техническим развитием учащихся почти целиком и полностью происходит в рамках изучаемого ими репертуара. Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно в музыкально-техническом развитии школьников. Но они изучаются отдельно от музыкальных произведений, да и сами учащиеся-гитаристы, как правило, относятся не очень серьезно к этому виду деятельности т.к. не видят в нем в ближайшей перспективе положительного результата.

Педагогу следует обратить внимание на то чтобы занятия, направленные на развитие исполнительской техники носили развивающий характер и не были исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен творческий и индивидуальный подход. Например, когда на основе полученных на уроке знаний учащиеся стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-этюды.
Время, затрачиваемое учащимися на работу над исполнительской техникой следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.

Техническое совершенствование учащихся-гитаристов должно включать в себя работу над исполнением:
1. арпеджио;
2. интервалов и аккордов;
3. гаммообразных пассажей;
4. тремоло;
5. технического легато и мелизматики.

На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка учащимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением.

Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений.

По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений следует серьезно заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу не на самом примитивном уровне.

Специфика технически развивающих упражнений для учащихся младших и старших классов имеет существенные различия.

Вся работа над развитием техники начинающих учащихся-гитаристов должна быть направлена на формирование основ исполнительской «школы». Этому способствует изучение и исполнение всевозможных арпеджио в стандартной аппликатуре для правой руки (палец p играет на 6, 5, 4 струнах, а пальцы i, m, a на 3, 2, 1 струнах соответственно). Изучение техники игры интервалами, аккордами (в типовой аппликатуре) и тремоло рекомендуется также ввести на начальном этапе обучения.  Далее по мере стабилизации постановки рук и музыкально-технического развития учащихся-гитаристов младших классов можно приступать к работе над гаммами. Гаммы лучше всего сразу начинать играть приемом «апояндо» и использовать типовую аппликатуру А. Сеговии. В отношении изучения в младших классах технического легато и мелизматики педагогу следует особенно внимательно контролировать выполнение восходящего легато, а в работе над мелизмами следует ограничиться исполнением различных форшлагов и коротких трелей на одной струне в стандартной позиции (нормальном расположении) без аккордового сопровождения.

В старших классах, когда уже заложена основа классической «школы» игры на гитаре, для достижения ощущения свободы и расширения исполнительских возможностей следует целенаправленно отходить от типовых аппликатурных формул. В свете этой идеи интересна система развития техники правой руки, предложенная профессором Высшей школы музыки Дортмундского университета (г. Мюнстер, Германия) Р. Эверсом. Она построена на использовании всевозможных, в том числе и нелогичных аппликатурных вариантов исполнения «ломанного» арпеджио Этюда №1 Э. Вила Лобоса (Приложение № 1). Данную идею можно использовать и в старших классах детской музыкальной школы во всех видах арпеджио.

Исполнение аккордовых последовательностей в различных тональностях способствует развитию стабильности и мобильности двигательно-моторных навыков, чувства исполнительской свободы, интерпретаторских возможностей, необходимых для достижения высокого уровня исполнительской культуры.

Пассажную технику учащихся-гитаристов старших классах следует развивать в работе над гаммами. Известно, что гаммы во всех тональностях в аппликатуре А. Сеговии рекомендуется исполнять приемом «аппояндо» в двух и трех пальцевой аппликатуре правой руки во всевозможных комбинациях и в различном ритмическом оформлении (например: дуолями, триолями, квартолями, квинтолями и т.д.). К вышеописанным гаммам полезно будет добавить изучение гамм в широком расположении (расширенных позициях).

Прием тремоло старшеклассникам следует отрабатывать в различных аппликатурных решениях (например: p, a, m, i // p, i, m, a // p, i, a, m, i // p, a, i, m, a).
Работа над техническим легато включает в себя освоение этого приема в расширенных позициях в различных голосах с применением аккордов. Элементы мелизматики учащимся-гитаристам старших классов следует осваивать как на одной струне (техническое легато), так и на разных струнах (арпеджио).

Согласно программным требованиям, за время обучения в ДМШ учащийся должен освоить гаммы, трезвучия и арпеджио во всех тональностях. На деле же, в большинстве случаев эти требования не выполняются. Это обусловлено не только тем, что на проработку «технического минимума» педагогам нередко не хватает времени, но и отсутствием учебнометодических пособий, включающих в себя материал по гаммам, трезвучиям и арпеджио, последовательно и логически выстроенный с 1-го по 5-й класс.

1. Изучение и исполнение гамм в классе гитары

Исполнение гамм для музыкантов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Невозможно стать хорошим исполнителем, если систематически не играть – гаммы, этюды, арпеджио, упражнения. Это касается любого музыкального инструмента. Часто ученики старших классов не играют гаммы лишь потому, что не были приучены к этому в младшем возрасте. Поэтому очень важно с первого класса приобщить учащегося к данному виду работы. Преподаватель должен объяснить ученику, что игра гамм значительно влияет на формирование его беглости, без наличия которой становится невозможным исполнение ярких и виртуозных музыкальных произведений.  Гитара имеет свои специфические особенности, которые влияют на процесс технического роста исполнителя и овладении им всей технической игры. Гитара инструмент гармонический, т.е. на нем можно исполнять произведения сложной фактуры, где есть мелодия, бас и аккомпанемент. Недаром гитару сравнивают с фортепиано по своим фактурным возможностям.  

На начальном этапе обучения именно работа над звуком в гаммах закладывает фундамент будущих успехов в музыке. На этом этапе ещё нет должной координации между правой и левой руками и скорость ограничена возможностями левой руки. Применяются репетиции пальцев правой руки на одном звуке. Например   i m, m i, m a, a m i, p i m a. После выработки в правой руке четкого навыка чередования пальцев, можно приступать к игре каждого звука один раз.  На этом этапе закладывается основа красивого звукоизвлечения и связной игры.

Следующий этап после связности (легато) – это расчлененность ( стаккато). После извлечения звука одним пальцем, другой ставится на струну, заглушая её, и извлекает звук.

На начальном этапе обучения не имеет большого значения сложность гаммы – две или три октавы, минор или мажор, количество знаков и т.д.  Главная задача заложить базу для  развития беглости, силы и красоты звука.   Очень важно что бы это было не механическое проигрывание, а сознательное и активное со стороны ученика.

Процесс звукоизвлечения на инструменте состоит из следующих фаз:

1 фаза – музыкальное представление

2 фаза – извлечение звука

3 фаза – слышание своей игры    

На начальной стадии обучения перед учениками ставится задача ритмически (и по возможности динамически) ровно исполнить гамму.

2. Работа над упражнениями в классе гитары

Упражнения нужны для развития силы пальцев, их уверенности, независимости, а также чувствительности и беглости. Кроме того, с их помощью гитаристы овладевают различными техническими приемами игры, проигрывая их и нарабатывая свои навыки изо дня в день. О полезности этого даже не стоит вести никаких дискуссий - однозначно не следует игнорировать рекомендуемые для обучения упражнения.

Теперь перечислю, что нужно для изучения нового упражнения:

  • отлично усвоить посадку и постановку рук при игре на гитаре;
  • изучить рекомендации к упражнению;
  • просмотреть от начала до конца ноты (пока не играя) и отметить сложные места (или новые в техническом плане);
  • начать играть в медленном темпе, соблюдая указанную аппликатуру обеих рук, с обязательным четким озвучиванием каждой ноты;
  • выучить упражнение наизусть и повторить несколько раз, набирая постепенно нужный темп, выполняя рекомендации к упражнению и общую технику игры на гитаре, не забывая, между тем, о качестве звуков.

Далеко не все упражнения следует повторять ежедневно (иначе с увеличением количества разученных упражнений скоро не останется времени для дальнейшего продвижения вперед), поэтому на одном-двух уроках потренировавшись, можно переходить к следующему этапу обучения. В каждой теме обычно имеется несколько однотипных примеров и какое-то итоговое задание, наиболее трудное и требующее не один день отработки.

3. Работы над этюдами в классе гитары.

Этюдом называется музыкальное сочинение, имеющее цель развить какую-нибудь техническую сторону игры на музыкальном инструменте: беглость пальцев, силу, ритм и т.д. Однако, преследуя технические задачи, многие этюды имеют и определённый художественный образ и содержание.

Подбор этюдов для индивидуального учебного плана должен основываться на учёте физических особенностей и степени подготовленности учащегося. Желательно, чтобы в каждом полугодии были пройдены по 1 – 2 этюда различного типа, на различные виды техники.

Первоначальному разучиванию этюда должна предшествовать беседа о цели, технических трудностях данного этюда и методах их преодоления. Чёткий план работы над этюдом во многом облегчает овладение теми или иными навыками. На раннем этапе обучения желателен разбор этюда на занятиях с педагогом. Разбирать только в медленном темпе, тщательно следя за точным исполнением нотного текста и авторских указаний.

Очень важно уже на раннем этапе установить фразировку; учить этюд следует, точно соблюдая все оттенки. В медленном темпе возможно допустить даже преувеличение всех динамических оттенков, исполнение которых в более быстром темпе станет естественным и лёгким.

Основной целью работы над этюдами является приобретение отдельных технических навыков, поэтому следует стремиться раньше выучить этюд на память, т.к. это даёт возможность сосредоточить внимание на выработке нужных движений.

Полезно учить этюд не целиком, проигрывая с начала до конца, а разделив его на отдельные части, построения.

Огромное значение в музыке – ритм. Ученик  должен уметь «считать».

Этюды необходимы для подготовки инструменталиста к серьезной работе над более художественным произведением, так как, нередко являющиеся сами вполне на высоком художественном уровне, позволяют воплотить полученные исполнительские навыки в достаточно строгие формы.

Для отработки этюдов нужно придерживаться следующих практических советов:

  • просмотреть ноты от начала до конца, отмечая мысленно струны, лады и пальцы, а также определить сложные места, которые, возможно, лучше отработать отдельно;
  • начать разбирать, медленно проигрывая произведение и соблюдая аппликатуру;
  • разобрав полностью этюд, приступить к его разучиванию наизусть по фразам (2-4 такта), пока он полностью не запомнится;
  • трудные места отрабатывать отдельно (желательно, целостной фразой, то есть: не только тяжелое место, а вместе с тактом до него и тактом после него);
  • соединить все части произведения вместе, соблюдая все нюансы (динамику, темп, чистый звук) и не делая ошибок;
  • следите, чтобы все части этюда звучали и игрались естественно, без сбоев и запинаний на сложных местах.

Литература для гитары изобилует высокохудожественными и очень полезными в методическом отношении этюдами на различные виды техники. Изучение этюдов таких авторов, как М. Джулиани, Ф. Сора, М. Каркасси, Х. Сагрераса и др. поможет начинающему гитаристу почувствовать возможности инструмента, приобрести необходимую техническую оснастку, а кроме того, порадуют красотой звучания.

Например этюд в тональности До мажор выдающегося итальянского гитариста- виртуоза Маттео Каркасси. В данном этюде комбинируются различные техники правой руки. Чередуется игра аппояндо и тирандо. (Приложение № 2)

Так же этюд До мажор крупнейшего итальянского гитариста-виртуоза  Мауро Джулиани. (Приложение № 3)

Ещё один этюд аргентинского гитариста и композитора Хулио Сагрераса в тональности Соль мажор. Этюд исполняется приёмом арпеджио. (Приложение № 4)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой гитарист желает хорошо научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями - использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения, методы и т.д.

Для того, чтобы достичь высокой скорости и чистоты исполнения пассажей (или овладеть другим видом техники) необходимо развить технические навыки игры (как в спорте - "натренировать" определённые группы мышц правой и левой рук, а также выработать чёткую координацию их действий).

В организации технических занятий необходимо соблюдать некоторые рекомендации, которые существенно повышают эффективность занятий:

1. Играйте в медленной темпе.

Гитарист никогда чётко не исполнит тот или иной пассаж в быстром темпе, если не может его чисто сыграть в темпе более медленном. Молодые музыканты, стараясь как можно быстрее выйти на высокую скорость, часто пренебрегают этим правилом. В результате скоростные обороты звучат "коряво", грязно, неритмично… Надо приучить себя, выработать правило - заниматься в медленном темпе. И только потом, когда вы почувствуете стопроцентное исполнение пассажа (упражнения или импровизационной фразы) можно плавно наращивать темп.

2. Разучивайте сразу правильно.

Разучивать пассаж, фразу, оборот необходимо в правильной аппликатуре. В противном случае в будущем гитарист может столкнуться с непреодолимыми трудностями. Переучиваться, то есть отработать неправильно выученный (заигранный) пассаж, гораздо труднее и дольше, чем выучить новый. Поэтому разучивать какой-либо оборот необходимо:

1) как уже отмечалось, в очень медленном темпе;

2) в максимально удобной аппликатуре, выбирая при этом наиболее эффективный способ игры для правой руки.

Увеличивать темп следует только после того, как будет выработана мышечная память (иначе говоря, когда руки "играют сами").

3. Заниматься систематически.

Развитие скоростной техники требует систематичности занятий. Длительные перерывы в игре на гитаре (более одного дня) для музыканта, стремящегося к профессионализму, совершенно недопустимы. В идеале заниматься необходимо два раза в день - утром и вечером. Утром выполняется комплекс упражнений на все виды техники в медленном темпе. Это своего рода утренняя зарядка. Вечером - изучение новых пассажей, приёмов игры, детальная отработка технических элементов и т.д. Кстати, по мнению многих гитаристов-профессионалов, утренние занятия более эффективны, чем дневные и вечерние, а тем более ночные.

4. Анализируйте свою игру и занимайтесь по плану.

Умение ставить перед собой задачу (на основе самоанализа), определять и анализировать технические недочеты, а также планировать занятия - очень важное (быть может, самое важное) качество музыканта.

5. Повторение – мать учения.

Постоянное проигрывание изученных технических приёмов (этюдов, пьес, импровизационных заготовок) - необходимое условие для развития технического мастерства. Всё, что вы изучали вчера, обязательно (хотя бы несколько раз) проиграйте сегодня.

Пренебрегать данными правилами - значит пренебрегать опытом многих поколений гитаристов и педагогов. Рано или поздно музыкант, серьезно занимающийся гитарой, сам придет к этим вечным истинам обучения, однако будет упущено время. Причем соблюдение этих правил и принципов необходимо не только в музыкальной профессии, но и в любом другом деле.

Разумеется, у гитары, как и у всякого другого инструмента, имеются и свои ограничения технических возможностей. К числу их относятся сравнительно тихий звук и малая его длительность. Однако правильной постановкой, хорошо разработанным тоном и качеством самого инструмента можно эти ограничения значительно уменьшить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. П. Агафошин «Школа игры на шестиструнной гитаре» под ред. Е. Ларичева. Москва «Музыка» 1987.

2. А.М. Иванов-Крамской «Школа игры на шестиструнной гитаре». Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999 г.

3. А.Г. Николаев «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре». Изд-во «Лань» 1999 г.

Интернет ресурсы:

http://revolution.allbest.ru

Приложение № 1

Приложение № 2

М. Каркасси

Этюд

 

Приложение № 3

М. Джулиани

Этюд

Приложение № 4

Х. Сагрерас

Этюд