"Развитие навыков полифонического мышления в младших классах специального фортепиано"
Технологическая карта открытого урока "Развитие навыков полифонического мышления в младших классах специального фортепиано" посвящена рассмотрению видов полифонического письма на примере музыкальных произведений. К карте прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_otkrytyy_urok_razvitie_navykov_polifonicheskogo_myshleniya_ivanova_s.i.doc | 80.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. преподавателя: Иванова Светлана Ивановна
2. Ф.И. обучающегося: Рочева Маргарита Класс: 2 (8-летнее обучение) Дата: 22.11.2017г. Предмет: Специальное Фортепиано
3. Рабочая программа: Дополнительная Предпрофессиональная общеобразовательная программа в области Музыкального искусства «Фортепиано»
4. Тема урока: «Развитие навыков полифонического мышления в младших классах специального фортепиано»
5. Форма проведения урока: Комбинированный (закрепление знаний, получение новых знаний, комплексное применение знаний)
6. Цель урока: Закрепить теоретические знания о видах полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) на примере произведений (соответственно): А. Гедике «Русская песня», А. Караманов «Канон», Л. Моцарт «Буррэ»
7. Задачи:
Обучающие:
- умение применять полученные знания, умения и навыки в работе над полифоническими произведениями;
- умение правильно определять мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь.
Развивающие:
- развитие полифонического мышления, внимания, памяти, овладение навыками самостоятельной работы;
- расширение музыкально-теоретических представлений об исполняемых произведениях (паспорт произведений);
Воспитывающие:
- воспитание самостоятельности в применении полученных умений и навыков;
- воспитание полифонической культуры исполнения произведений;
Здоровьесберегающие:
- соблюдение правильной посадки, постановки рук;
- создание на уроке благоприятной, творческой атмосферы, эмоциональной мотивации
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Задания для обучающегося, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
Организация введения в урок | - Приветствует ученицу; - сообщает тему урока; - контролирует готовность к уроку. | - Приветствует преподавателя; - готовит свое рабочее место у рояля (подставки, ноты); - настраивается на урок; - ставит перед собой цель: «Что я хочу узнать и показать сегодня на уроке?» - учится концентрировать внимание, готова сотрудничать с преподавателем, получать позитивный настрой. | - Знакомство с видами полифонии: - подголосочная, - имитационная, - контрастная, на примере произведений соответственно: А. Гедике «Русская песня», А. Караманов «Канон», Л. Моцарт «Бурре»; - теоретические знания о видах полифонии; - методы работы над пьесами (разбор формы, проработка нотных текстов, приемов исполнения, использование штрихов, динамических оттенков, музыкальной терминологии); - подготовка паспорта произведений, с указанием сведений о композиторе. | - Подготовлено ресурсное обеспечение урока: инструмент рояль, подставки для ног и на стул, ноты, ноутбук, система мультимедиа. - ученица настроена на урок, чувствует себя раскрепощенной в нестандартных условиях урока; - включается в деловой ритм. |
Передача-усвоение новых знаний. Основная часть урока | «Русская песня» - ведет разговор о строении формы песни (тональность, затакт, количество предложений); - проводит анализ проведения главной темы Запевалы и подголосков (мужские и женский голос); - контролирует работу отдельно правой руки со счетом вслух в исполнении темы Запевалы; - рекомендует обратить внимание на интонирование интервалов, которые делают тему распевной, неторопливой; - обращает внимание на подголоски в левой руке, выясняет их значимость; - предлагает применить разные способы проработки двухголосия в мужских подголосках; - заостряет внимание на диалоге тональностей. «Канон» - ведет диалог по анализу формы, тональности, количеству проведения канонов; - рекомендует проиграть пьесу отдельно по рукам (правая рука – ученица, левая рука – педагог), при этом петь проведение всех канонов с названием нот; - советует проиграть проведение канонов по порядку и вразбивку, обращая внимание на регистры звучания; - проводит анализ подголосков, рекомендует во время исполнения подголосков, тему канона пропевать нотами; - просит продемонстрировать способы проработки двухголосия в левой руке в конце пьесы; - приводит пример исполнения канона на детской песне «Веселые гуси» для более понятного осмысления этой формы; - совместное исполнение детской песенки. «Бурре» - проводит анализ формы (тональность, затакт, количество частей); - просит дать определение танцу; - выявляет признаки контрастов в данном виде полифонии; - предлагает совместно отрабатывать пьесу отдельно по рукам, используя разные способы игры; Общие задачи для всех пьес: - закрепляет теоретические знания о видах полифонии в изучаемых произведениях; - рекомендует играть пьесы в среднем темпе; - просматривает паспорт произведений, дает пожелания в плане оформления. | - анализирует форму и строение песни; - различает проведение главной темы и подголосков; - исполняет тему Запевалы отдельно правой рукой со счетом вслух; - старается контролировать интонирование интервалов, слушать их; - анализирует подголоски в левой руке, доказывает их значимость; - показывает разные способы проработки двухголосия в мужских подголосках; - прислушивается, анализирует и подтверждает смену тональностей. - поддерживает диалог, анализирует форму, называет количество канонов; - исполняет партию правой руки, слушает партию левой руки в исполнении педагога, пропевает вместе с ним темы канона с названием нот; - проигрывает каноны в разном порядке, контролирует регистры звучания; - анализирует подголоски, во время исполнения которых, пропевает тему канона с названием нот; - показывает несколько способов проработки 2х-голосия в конце пьесы; - достигнуто понимание формы канона на примере детской песенки «Веселые гуси»; - исполнение песенки совместно с преподавателем. - анализирует форму пьесы; - дает краткое определение танца; - перечисляет признаки контрастов, определяющих данный вид полифонии; - применяет разные способы игры совместно с педагогом. - усваивает теоретические знания о видах полифонии в исполняемых произведениях; - играет в среднем темпе; - принимает к сведению пожелания педагога по оформлению паспорта произведений. | Общие направления заданий для всех пьес: - работа над произведениями, анализ формы; - рассуждение ученицы, обобщение; - осознание качества и уровня исполняемых произведений; - осуществление контроля своей деятельности; - проявление познавательной инициативы; - демонстрация «паспорта» произведений. | - произведения исполнены в среднем темпе отдельно по рукам, со счетом вслух для закрепления ритмической пульсации, с названием нот; - закрепляются теоретические знания о видах полифонии в исполняемых произведениях; - произведен анализ домашней подготовки, на основании которых, восприятие новых знаний для учащейся, становится любопытным, интересным. |
Закрепление-диагностика новых знаний через диалог с учащимся, исполнительские возможности учащегося | - контролирует работу над текстами произведений в исполнении двумя руками; - советует внимательно слушать проведение главных тем и подголосков; - обращает внимание на точное исполнение штрихов, приемов игры; - ведет диалог с учащейся о распределении динамических оттенков, о кульминационных моментах, что способствует выразительному исполнению пьес, образному осмыслению; - дает темповые рекомендации; - обращает внимание ученицы на музыкальную терминологию; | - прорабатывает тексты произведений двумя руками; - старается слушать проведение главных тем и подголосков; - уточняет штриховые задачи, прорабатывает приемы игры; - выполняет динамические оттенки; - определяет в пьесах кульминации; - добивается выразительного исполнения - выбирает для себя удобный темп исполнения произведений; - внимательно относится к обозначениям музыкальных терминов, использует их. | - выразительное исполнение произведений; - применение динамических, штриховых, артикуляционных навыков; | - произведения исполняются в соответствии с указаниями; - достигнуто понимание замысла автора; - ученица исполняет произведения осмысленно. |
Итог урока | - анализирует, дает оценку достижения поставленной цели урока; - отмечает овладение ученицей навыками самостоятельной работы; - рекомендует продолжить работу над пьесами для достижения осмысленного, технически свободного исполнения; | - достигла понимания цели урока, закрепила теоретические знания о видах полифонии на примере исполняемых произведений; - улучшила навык самостоятельной работы; - продолжает работу над осмыслением и техническим совершенствованием пьес; | - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; - осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | - исполнение пьес на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. |
Рефлексия | - содействует осмыслению результативности учебно-познавательной деятельности учащейся и выявляет ее мнение. | - самооценка учащейся (плюсы и минусы) | - мотивация к обучению; - познавательная инициатива; - самосовершенствование, стремление к познанию. | - развитие способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению. |
Домашнее задание | - рекомендует продолжить работу над осмысленным исполнением пьес; - советует продолжать уделять внимание проработке двухголосия, осмысленно работать над проведением канонов; - обращает внимание на динамическое разнообразие при исполнении пьес; - советует подумать над воплощением образа; - рекомендует выучить произведения наизусть. | - продолжает работу над пьесами; - прорабатывает двухголосие, слушает проведение канонов; - старается разнообразить пьесы за счет динамических оттенков; - задумывается над образом; - учит произведения наизусть. | - приобретение опыта работы над полифоническими произведениями; - воспитание полифонической культуры исполнения произведений; - заинтересованность в поиске информации о композиторах, о произведениях способствует расширению кругозора учащихся. | - проявление интереса к жанру полифонии; - воспитание полифонического мышления; - в перспективе дальнейшего обучения знакомство и исполнение полифонических произведений из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» и клавирных произведений И.С.Баха. |