"Развитие навыков полифонического мышления в младших классах специального фортепиано"

Иванова Светлана Ивановна

Технологическая карта открытого урока "Развитие навыков полифонического мышления в младших классах специального фортепиано" посвящена рассмотрению видов полифонического письма на примере музыкальных произведений. К карте прилагается презентация.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

1. Ф.И.О. преподавателя: Иванова Светлана Ивановна

2. Ф.И. обучающегося: Рочева Маргарита  Класс:  2 (8-летнее обучение) Дата: 22.11.2017г.  Предмет: Специальное Фортепиано

3. Рабочая программа: Дополнительная Предпрофессиональная общеобразовательная программа в области Музыкального искусства «Фортепиано»

4. Тема урока: «Развитие навыков полифонического мышления в младших классах специального фортепиано»

5. Форма проведения урока: Комбинированный (закрепление знаний, получение новых знаний, комплексное применение знаний)

6. Цель урока: Закрепить теоретические знания о видах полифонии (подголосочная, имитационная, контрастная) на примере произведений (соответственно): А. Гедике «Русская песня», А. Караманов «Канон», Л. Моцарт «Буррэ»

7. Задачи:

Обучающие:

- умение применять полученные знания, умения и навыки  в работе над полифоническими произведениями;

- умение правильно определять мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь.

Развивающие:        

- развитие полифонического мышления, внимания, памяти, овладение навыками самостоятельной работы;

- расширение музыкально-теоретических представлений  об исполняемых произведениях (паспорт произведений);                

Воспитывающие:

- воспитание самостоятельности в применении полученных умений и навыков;

- воспитание полифонической культуры исполнения произведений;

Здоровьесберегающие:

- соблюдение правильной посадки, постановки рук;

- создание на уроке благоприятной, творческой атмосферы, эмоциональной мотивации

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Задания для обучающегося, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Организация введения в урок

- Приветствует ученицу;

- сообщает тему урока;

- контролирует

готовность  к уроку.

- Приветствует преподавателя;

- готовит свое рабочее место у рояля (подставки, ноты);

- настраивается на урок;

- ставит перед собой цель:

«Что я хочу узнать  и показать сегодня на уроке?»

- учится концентрировать

внимание, готова сотрудничать  с преподавателем, получать

позитивный настрой.

- Знакомство с видами        полифонии:                         - подголосочная,                 - имитационная,                  - контрастная,                     на   примере произведений соответственно:

А. Гедике «Русская песня», А. Караманов «Канон», Л. Моцарт «Бурре»;

- теоретические знания о видах полифонии;

- методы работы над пьесами (разбор формы, проработка нотных текстов, приемов исполнения, использование штрихов, динамических оттенков, музыкальной терминологии);

- подготовка паспорта произведений, с указанием сведений о композиторе.

- Подготовлено

ресурсное обеспечение урока: инструмент рояль, подставки для ног и на стул, ноты, ноутбук, система мультимедиа.

- ученица настроена на урок, чувствует себя

раскрепощенной в  нестандартных условиях урока;

- включается  в деловой ритм.

Передача-усвоение новых знаний.

Основная часть урока

 «Русская песня»

- ведет разговор о строении формы песни (тональность, затакт, количество предложений);                    - проводит анализ проведения главной темы Запевалы и подголосков (мужские и женский голос);

- контролирует работу  отдельно правой руки со счетом вслух в исполнении темы Запевалы;

- рекомендует обратить внимание на  интонирование интервалов, которые делают тему распевной, неторопливой;

- обращает внимание на подголоски в левой руке, выясняет их значимость;

- предлагает применить разные способы проработки двухголосия в мужских подголосках;

- заостряет внимание на диалоге тональностей.

«Канон»

- ведет диалог по анализу формы, тональности, количеству проведения канонов;

- рекомендует проиграть пьесу отдельно по рукам

(правая рука – ученица, левая рука – педагог), при этом петь проведение всех канонов с названием нот;

- советует проиграть проведение канонов по порядку и вразбивку, обращая внимание на регистры звучания;

- проводит анализ подголосков,

рекомендует во время исполнения подголосков, тему канона пропевать нотами;

- просит продемонстрировать способы проработки двухголосия в левой руке в конце пьесы;

- приводит пример исполнения канона на детской песне «Веселые гуси» для более  понятного осмысления этой формы;

- совместное исполнение детской песенки.

«Бурре»

- проводит анализ формы (тональность, затакт, количество частей);

- просит дать определение танцу;

- выявляет признаки контрастов в данном виде  полифонии;

- предлагает  совместно отрабатывать пьесу   отдельно по рукам, используя разные способы игры;      

 Общие задачи для всех пьес:                                    - закрепляет теоретические знания о видах полифонии в изучаемых произведениях;                  - рекомендует играть пьесы в среднем темпе;    - просматривает паспорт произведений, дает пожелания в плане оформления.

- анализирует форму и строение песни;

- различает проведение главной темы и подголосков; - исполняет тему Запевалы отдельно правой рукой со счетом вслух;

- старается контролировать интонирование интервалов, слушать их;

- анализирует подголоски в левой руке, доказывает их значимость;

- показывает разные способы проработки двухголосия в мужских подголосках;

- прислушивается, анализирует и подтверждает  смену тональностей.

- поддерживает диалог,   анализирует форму, называет количество канонов;

- исполняет партию правой руки, слушает партию левой руки в исполнении  педагога, пропевает вместе с ним темы канона с названием нот;

- проигрывает каноны в разном порядке, контролирует регистры звучания;

- анализирует подголоски, во время исполнения которых, пропевает тему канона с названием нот;

- показывает несколько способов проработки 2х-голосия в конце пьесы;  

- достигнуто понимание формы канона на примере детской песенки «Веселые гуси»;

- исполнение песенки совместно с преподавателем.

- анализирует форму пьесы;

- дает краткое определение танца;                                        - перечисляет признаки  контрастов, определяющих данный вид полифонии;

- применяет разные способы игры совместно с педагогом.

- усваивает теоретические знания о видах полифонии в исполняемых произведениях;                         - играет в среднем темпе;        - принимает к сведению пожелания педагога по  оформлению паспорта произведений.

Общие направления заданий для всех пьес:

- работа над произведениями, анализ формы;

- рассуждение ученицы, обобщение;                         - осознание качества и уровня исполняемых произведений;

- осуществление  

контроля своей деятельности;

- проявление познавательной  инициативы;

- демонстрация «паспорта» произведений.

- произведения     исполнены  в среднем темпе отдельно по рукам, со счетом вслух для закрепления ритмической пульсации, с названием нот;

- закрепляются теоретические знания о видах полифонии в исполняемых произведениях;

- произведен анализ домашней подготовки, на основании которых, восприятие новых знаний для учащейся, становится любопытным, интересным.

Закрепление-диагностика новых знаний через диалог с учащимся, исполнительские возможности учащегося

- контролирует работу над текстами произведений в исполнении двумя руками;

- советует внимательно слушать проведение главных тем и подголосков;

- обращает внимание на точное исполнение штрихов, приемов игры;

- ведет диалог с учащейся о распределении  динамических оттенков,

о кульминационных моментах, что способствует выразительному исполнению пьес, образному осмыслению;

- дает темповые рекомендации;

- обращает внимание ученицы на музыкальную терминологию;

- прорабатывает тексты произведений двумя руками;

- старается слушать проведение главных тем и подголосков;

- уточняет штриховые задачи, прорабатывает приемы игры;

- выполняет динамические оттенки;

- определяет в пьесах кульминации;

- добивается выразительного исполнения

- выбирает для себя удобный темп исполнения произведений;

- внимательно относится к обозначениям музыкальных терминов, использует их.

- выразительное

 исполнение произведений;

- применение динамических, штриховых,

артикуляционных навыков;

- произведения исполняются в соответствии с указаниями;

- достигнуто понимание замысла автора;

- ученица  исполняет произведения осмысленно.

Итог урока

- анализирует, дает оценку достижения поставленной цели урока;

- отмечает овладение ученицей навыками самостоятельной работы;

- рекомендует продолжить работу над пьесами для достижения осмысленного, технически свободного исполнения;

- достигла понимания цели урока, закрепила теоретические знания о видах полифонии на примере исполняемых произведений;

- улучшила навык самостоятельной работы;

- продолжает работу над осмыслением  и техническим совершенствованием пьес;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

- исполнение пьес на хорошем исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

Рефлексия

- содействует осмыслению результативности учебно-познавательной деятельности учащейся и выявляет ее мнение.

- самооценка  учащейся

 (плюсы и минусы)

- мотивация к обучению;

- познавательная инициатива;

- самосовершенствование, стремление к познанию.

- развитие способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению.

Домашнее

задание

- рекомендует продолжить работу над осмысленным исполнением пьес;

- советует  продолжать уделять внимание проработке двухголосия, осмысленно работать над проведением канонов;

- обращает внимание на динамическое разнообразие  при исполнении пьес;

- советует подумать над воплощением образа;

- рекомендует выучить произведения наизусть.

- продолжает работу над пьесами;

- прорабатывает двухголосие, слушает проведение канонов;  

- старается разнообразить пьесы за счет динамических оттенков;

- задумывается над образом;

- учит произведения наизусть.

- приобретение опыта работы над полифоническими произведениями;

- воспитание полифонической культуры исполнения произведений;  

- заинтересованность  в поиске информации о композиторах, о произведениях способствует расширению кругозора  учащихся.    

- проявление интереса к жанру полифонии;

- воспитание полифонического мышления;

- в перспективе дальнейшего обучения  знакомство и исполнение полифонических произведений из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» и клавирных произведений И.С.Баха.