Программа «Музыкальный театр в школе», как средство повышения качества образовательного процесса на уроках хорового класса музыкального отделения школы искусств.
Проект направлен на разработку и внедрение в практику преподавания учебного предмета «Хоровой класс», программы с электронным приложением на тему «Музыкальный театр в школе» предназначенного для преподавателей школ искусств. Содержание данной программы позволит преподавателю школы искусств дать учащимся начальные представления о своеобразии основных видов и жанров театрального музыкального искусства, их выразительных средствах. В основе программы лежат материалы, апробированные на уроках хорового класса, постоянно используемые автором в практике преподавания предмета. Материал программы, мероприятия общеэстетического характера, состоявшиеся в ходе реализации проекта, способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школе искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект Портновой И.М. | 63.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей г. Нижневартовска
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
Педагогический проект
Программа
«Музыкальный театр в школе», как средство повышения качества образовательного процесса на уроках хорового класса музыкального отделения школы искусств.
Подготовила преподаватель
хорового отделения
МАУДО «ДШИ №1»
Портнова Ирина Михайловна
2015 г.
Аннотация
Проект направлен на разработку и внедрение в практику преподавания учебного предмета «Хоровой класс», программы с электронным приложением на тему «Музыкальный театр в школе» предназначенного для преподавателей школ искусств. Содержание данной программы позволит преподавателю школы искусств дать учащимся начальные представления о своеобразии основных видов и жанров театрального музыкального искусства, их выразительных средствах. В основе программы лежат материалы, апробированные на уроках хорового класса, постоянно используемые автором в практике преподавания предмета. Материал программы, мероприятия общеэстетического характера, состоявшиеся в ходе реализации проекта, способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в школе искусств.
Обоснование необходимости проекта
Сегодня дополнительное образование ориентировано на обеспечение духовно-нравственного воспитания, выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, формирование общей культуры детей, на развитие потребности обучающихся в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии. Новые федеральные государственные требования к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства ориентированы на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, на формирование у обучающихся умения и потребности самостоятельно воспринимать, общаться и оценивать культурные ценности, на подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Результаты освоения современной программы в области музыкального искусства обучающимися по учебному предмету «Хоровой класс» должны отражать сформированный комплекс знаний о музыкальном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к хоровому пению и деятельности в сфере хорового искусства, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения, приобретению детьми опыта творческой деятельности. Для более успешного достижения этих результатов помимо основной программы, внедрены элементы музыкального театра: актёрского мастерства, сценической речи и танцевальных движений.
В процессе преподавания в школе искусств выявлены некоторые проблемы и противоречия из-за недостаточной разработанности путей и технологий, позволяющих сегодня максимально раскрыть творческие способности обучающихся; формировать вокально-хоровые навыки, исключить пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий; развивать навыки творческой деятельности, развивать личностные качества детей, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов, потребности самостоятельно интересоваться и воспринимать различные произведения искусства, повышать общий культурный уровень школьника. Значение формирования общеэстетической культуры личности ребенка отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, Э.Б.Абдуллин).
Практика ведения дисциплины «Музыкальный театр в школе» показала, несмотря на большой объем источников по данному предмету для детских садов и общеобразовательных школ, недостаточно доступную теоретическую и методологическую разработанность материала именно для школьников и педагогов школы искусств на музыкальном отделении.
При анализе существующих министерских программ и в ходе учебного процесса выявлена необходимость выделения отдельного раздела изучающего дисциплину «Музыкальный театр в школе» как предмет по выбору. Дети свое непосредственное общение с хоровым искусством начинают с первого дня поступления в школу. Но, как правило, в эмоциональном плане дети ещё очень зажаты. Много времени уходит на адаптацию детей, вовлечения их в активный творческий процесс. Данная программа поможет более активному восприятию синтеза искусств, овладению вокально-хоровых навыков, развитию собственного художественного вкуса и воспитанию эстетического вкуса окружающих посредством своего творчества, созданием своего творческого продукта. А также поможет повысить качество результатов образовательного процесса средствами разных видов искусства, путем привлечения юных музыкантов к совместным творческим мероприятиям – постановкам детских сказок. С первых дней обучения на музыкальном отделении на уроках хорового класса педагогу необходимо создать условия для вовлечения детей к активному творческому процессу.
Развитие творческой активности детей в процессе занятий в хоровом коллективе обеспечивается наличием следующих условий:
− созданием вариативных программ, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности;
− ориентацией педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности,
− на формирование готовности и умения принимать нестандартные решения в избранном виде деятельности;
−обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке добровольного выбора вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов.
В условиях развития современного общества, все сложнее становится обеспечить высокий уровень образования, применяя для этой цели только лишь традиционные методы обучения − как разучивания строго классического репертуара. Одним из возможных путей решения проблемы является вовлечение детей в активную творческую деятельность через игру и музыкально − театральную деятельность на музыкальном материале как классических, так и современных композиторов. Занятия в хоровом коллективе, как и в других художественных студиях и кружках, способствуют развитию эмоционально − чувственного мира ребенка. Постановки детских музыкальных сказок на репетициях младшего хора дает ребенку возможность проявить себя в различных видах художественной деятельности, а это одно из важнейших условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития творческих качеств личности.
Но на сегодняшний день нет программы, позволяющей решить комплексные задачи, стоящие перед нашим коллективом:
- воспитание интереса к музыкально-практической и творческой деятельности во всех ее видах (хоровое пение и музыка, ритмические движения и пластическое интонирование, актёрское мастерство и сценическая речь) как средству выразить себя, самореализоваться;
- развитие исполнительских качеств ребенка через творческую и практическую деятельность в различных видах творческой деятельности;
- постоянная работа по пропаганде хорового искусства всеми доступными средствами с целью расширения круга любителей хоровой музыки.
В современной нотной литературе есть ряд изданий музыкальных сказок «Музыкальные сказки для детской художественной самодеятельности» выпуски 1-3, «Музыкальные сказки для детей младшего и среднего школьного» выпуски 1-7, постановки которых и были мною внедрены на практике и взяты за основу репертуарного плана.(приложение №1.1)А также был собран банк театрализованных игр к творческим заданиям программы «Музыкальный театр в школе»(приложение 1.2).
Воспитывая детей более активными формами, используя на уроках методы театральной и вокальной педагогики, повышается качество образовательного процесса (приложение №2,3). Позволяет детям раскрыться в творческом плане, применить свою фантазию, воображение, раскрыть свои вокальные данные, что делает урок более привлекательным для детей, активизируя их интерес к предмету.
Создание данного педагогического проекта обосновано необходимостью преодоления перечисленных трудностей в преподавании учебного предмета.
Значение создания программы для меня как педагога:
- сделать урок творческим (с точки зрения использования средств театральной педагогики);
- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, к его игровым проявлениям;
- возможность эмоционально и образно подать понятийный материал;
- необходимость обобщить накопленный опыт, поделиться им с коллегами.
Сформулированные выше проблемы и актуальность их решения для эффективного современного образовательного процесса позволили определить цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание программы с электронным приложением «Музыкальный театр» вариативной части к образовательной программе учебного предмета «Хоровой класс», как средства повышения качества образовательного процесса в школе искусств на музыкальном отделении.
Задачи:
- воспитать интерес к музыкально-практической и творческой деятельности во всех ее видах (хоровое пение и инсценировки, ритмические движения и пластическое интонирование, игра на элементарных музыкальных инструментах и т.д.) как средству выразить себя, самореализоваться;
- развивать вокально − хоровые навыки ребенка через творческую и практическую деятельность в различных видах театральной деятельности;
- пропагандировать хоровое искусство всеми доступными средствами с целью расширения круга любителей хоровой музыки.
- разработать программу и электронное приложение к нему для успешной реализации целей и задач преподавания учебного предмета хоровой класс в рамках образовательной программы.
- внедрить программу в практическую деятельность.
- проанализировать эффективность созданного пособия.
Основное содержание проекта.
В учебном плане музыкального отделения уроки хорового класса в начальном звене – единственный коллективный предмет, где дети могли бы творить в сотрудничестве. Не у всех учеников наблюдается достаточная мотивация к хоровому пению. Порой, приходя, учиться на музыкальное отделение, большая часть детей готова лишь к игре на инструментах, думая, что теперь они будут только играть. Есть необходимость в организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов творческой деятельности. Перед преподавателем хорового класса лежит задача интересно организовать образовательный процесс, успеть за ограниченное время дать обширный музыкальный материал. Занятия должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением театрализованных игр. Отсюда и будет идти направленность на решение идей и задач постановок музыкального театра и хорового искусства.
Детский музыкальный театр − это вид музыкально − театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый участник музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально − театральных способностей.
В поисках путей повышения качества обучения собран банк театральных игр и репертуар (приложение 1), доступный по уровню развития для младшей возрастной категории. Создание банка театрализованных игр и репертуарного плана будет способствовать развитию вокально-хоровых навыков на уроках хорового класса. Реализация педагогических принципов, условий, методов и приемов, использование различных форм организации способствовали развитию творческой активности детей на музыкальнo - театральных занятиях, включение комплекса творческих заданий позволило сформировать у детей положительное отношение к музыкально-творческой деятельности, развить познавательный интерес к выполнению творческих заданий, раскрыть индивидуально- творческие возможности каждого ребенка, воспитать умение слушать и быть услышанным, выработать умения коллективного творчества. Для выявления эффективности педагогических воздействий и уровня развития музыкально-театральных компетенций детей была проведена диагностика роста качественной успеваемости (приложение №2,3,4). В ходе диагностики отслеживались следующие критерии оценок:
- Музыка и вокально-хоровая работа;
- Актёрское мастерство;
- Сценическая речь;
- Пластика.
.За 2 года реализации программы «Музыкальный театр в школе» можно говорить об эффективности его влияния на всестороннее развитие личности обучающихся. На основании результатов промежуточной и итоговой аттестации за 2010 – 2012 учебные года можно увидеть рост качества успеваемости обучающихся с 71% до 100%. (приложение №2,3,4) Для достижения цели проекта, решения поставленных задач и отслеживания результатов был применён комплекс методов:
- теоретический анализ учебной, методической литературы исследований по теме;
- изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение документов, определяющих политику государства в области образования;
- апробация подготовленных театрализованных игр и постановок музыкальных сказок на уроках, на сцене школы;
- наблюдение за различными признаками активности учащихся на уроках: уровень творческой активности (внимательность, заинтересованность, самостоятельность в течение всего занятия, выполнение домашних заданий); характер вопросов к преподавателю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе преподавателя, содержательные или только формальные и т.д.);
- тестирование, наблюдение, беседы, опросы для определения качества знаний и степени обученности учащихся при проверке знаний, учитывая посещаемость занятий; далее анализ результатов;
- отзывы педагогов после выступлений хора, солистов и музыкально-театральных постановок;
- рецензии на программу.
Материал, составляющий программу, предназначен для преподавателей школ искусств, содержит теоретический и практический материал по организации уроков музыкального театра, сведения о направлениях учебной работы музыкального театра, перечень необходимых театрализованных игр и репертуарного плана, электронное приложение. В пособие включены: банк театрализованных игр, дополнительная литература, темы по каждому направлению, критерии оценок учебной успеваемости по музыкальному театру.
Содержание программы позволяет преподавателю школы искусств дать учащимся начальные представления о своеобразии каждого направления музыкального театра, их выразительных средствах и техниках. В основе пособия лежат материалы, апробированные на уроках по хоровому классу, постоянно используемые автором в практике преподавания предмета.
По типу проект практико-ориентированный и предназначен в первую очередь для преподавателей школ искусств. Теоретический и электронный материал проектируемой программы может служить основой для проведения нетрадиционных форм концертных выступлений хорового класса, педагог и учащиеся могут готовить проекты − это постановки музыкальных сказок, которые помогут детям проявить себя в новой творческой направленности учебного предмета.
В проекте участвуют обучающиеся 1 – 4-х классов музыкального отделения. Программа «Музыкальный театр» является вариативной частью дисциплины «Хоровой класс», и соответствует программе данного учебного предмета составленной автором проекта на основе программы «Хоровой класс» 2012 г.
При изучении данного раздела учащиеся первых классов в течение первого полугодия получают первоначальные знания о своеобразии основных видов и жанров театрального искусства, их выразительных средствах и техниках, при этом закладываются основы вокально-хоровых навыков, развитие эмоционального восприятия, воспитание интереса к хоровому искусству.
Коллектив детского музыкального театра − это, прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами .
В детском музыкальном театре органически сочетается индивидуальная вокальная работа с общехоровым и ансамблевым пением.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в вокальном и хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Музыка, окрыленная поэзией, активно воздействует на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.
Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличие от концертного детского хора ДМШ, или другого художественно-образовательного учреждения.
У театрального хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона (второго плана) для солистов, с другой стороны хор может стать действующей коллективной личностью, и в этом случае активно влиять на процесс музыкально-сценической драматургии.
Это важное обстоятельство накладывает особый отпечаток на вокально-хоровое воспитание участников детского музыкального театра − проникновение сценических законов театра в певческий процесс − и, прежде всего, системы К. С. Станиславского.
Формирование навыков должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей наличие развитого воображения, фантазии, образного мышления − т. е. актерских качеств. К. С. Станиславский был убежден, что правильная «драматическая» задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение − это всегда особое «перевоплощение» певца.
Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром − это, прежде всего, создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки. Это, в свою очередь, требует особой теоретической и практической подготовки участников детского музыкального театра.
Ресурсное обеспечение для реализации проекта в процессе обучения хоровому классу:
- Кабинет хора, музыкальный инструмент (рояль), фото-видеоаппаратура, декорации и костюмы, литература из фонда школы и преподавателя (учебники, музыкальные сборники, альбомы, энциклопедии, словари);
- образовательная программа по хоровому классу;
Методологическую основу педагогического проекта составляют научно концептуальные положения модернизации российского образования, а также ведущие теоретические положения: теоретические основы формирования личности в процессе музыкально-театральной деятельности (С.Л.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков и др.);
- идеи полихудожественного воспитания детей средствами театра и музыкального искусства заложенная в системе музыкально-художественного воспитания К. Орфа, Б.Яворского, Б. Неменского, Н.Ветлугиной, Р. Штейнера, Д.Б. Кабалевского;
- идеи Н.И. Сац о сущности детского музыкального театра: «многие виды искусства соединяются в детском музыкальном театре для благороднейшей задачи - донесения музыкального содержания до юного зрителя-слушателя.
Этапы реализации проекта.
Подготовка материала для программы проводилась в период с 2010 по 2013 г. и состояла из нескольких этапов:
Подготовительный этап (2010 - 2011г.) связан с подготовкой методических материалов к теме «Музыкальный театр». За этот период была проведена следующая работа. Сформулированы цели и задачи проекта. Проанализирован, изучен теоретический материал (образовательные программы, учебники и учебные пособия) и цифровой (ресурсы интернета, электронные учебные пособия), отобран в соответствии с требованиями образовательных стандартов в преподавании предмета. Разработана структура программы, привлекательные и доступные для усвоения способы подачи музыкального материала по темам для обучающихся на уроках хорового класса, подготовлены вопросы, задания, диагностики (приложение №2,3,4) .
Основной этап (2012г.) посвящен непосредственно созданию программы с электронным приложением на тему «Музыкальный театр». На данном этапе накопленный для пособия материал был систематизирован, создан макет теоретической части программы согласно разработанной структуре. Создано электронное приложение с подобранным по темам раздела театрализованные игры, диагностики повышения качества образовательного процесса.
Заключительный этап (2010 - 2013г.) На этом этапе проект программы проверялся на практике:
- Участие детей в постановке музыкальной сказки Н. Карш «Ку-ка-ре-ку».
- Участие хора в городском фестивале-конкурсе военно-патриотической песни «Нам дороги эти позабыть нельзя» − Лауреаты III cтепени;
- Участие хора в Открытом городском конкурсе хоровых коллективов «Времена года» − Лауреаты III степени;
- Участие солиста хора Магзумова Самата во Всероссийском фестивале-конкурсе «Браво, дети! − Праздник песни-2011» − Лауреат I степени;
- Участие солиста хора Магзумова Самата в Международном фестивале − конкурсе «Открытая Европа» − Лауреат II степени;
- Участие солиста хора Магзумова Самата в I Региональном конкурсе юных вокалистов академического жанра − Лауреат I степени;
- Участие солистки хора Портновой Евгении в I Региональном конкурсе юных вокалистов академического жанра − Дипломант I степени;
- Участие хора в IХ Международных пасхальных хоровых ассамблеях − Диплом I степени.
- Участие вокального дуэта Валенчук Евдокия и Щербакова Полина в Международном конкурсе-фестивале «Мы вместе-2013» − Лауреаты III степени;
- Участие солистки хора Валенчук Евдокия в Международном конкурсе-фестивале «Мы вместе-2013» -Лауреат III степени.
- Участие хоровых коллективов «Радость» и «Гармония»в городском фестивале «Рождественские встречи»(2012 г.,2013 г.,2014 г.)
Материал откорректирован в соответствии с выводами по результатам учебной деятельности, предложениями преподавателей, федеральными государственными требованиями нового поколения.
Предполагаемые результаты представленного проекта заключаются в следующем:
- Издание программы « Музыкальный театр».
- Наличие в электронном приложении систематизированного материала театрализованных игр, заданий по темам курса, репертуарного плана, возможно, будет интересно и полезно педагогам школ искусств. Поможет им в преподавании не только хорового класса, но и других вокально-хоровых дисциплин.
- Активизация самостоятельной деятельности учащихся во время домашней подготовки к занятиям хорового класса.
- Достижение педагогических целей: повышение качества концертных выступлений учащихся; совершенствование методики преподавания уроков хорового класса с использованием методов музыкально-театральной педагогики; обеспечение условий для адаптации ребят на начальном этапе обучения, развитие способности понимать и ценить искусство, формирование эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Дальнейшими направлениями работы, связанными с темой данного проекта, будут:
- Обобщение и передача опыта работы педагогам своей и других школ искусств.
- Разработка подобных учебных и методических пособий по другим темам курса хоровой класс.
- Совершенствование накопленной электронной информации и создание новых электронных продуктов по хору для образовательного процесса в школе.
- Совершенствование технологии применения разработанных материалов в учебном процессе школы искусств.
- Совершенствование профессиональной ИКТ - компетентности педагогов.
- Организация интегрированных уроков и учебно-воспитательных мероприятий многопланового характера совместно с другими отделениями школы искусств.
- Совершенствование образовательной программы.
Список литературы
- Бекина С.П. Музыка и движение. − М.: Просвещение, 1984
- Васнецов В. Всесторонне развитие личности и виды искусства. – М.,1966
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
- Гиппиус С. Гимнастика чувств. – М.,1966.
- Гройсма А.Л. Психология. Личность. Творчество. Регуляция состояний. М.,1992.Ч. 3.
- Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников.//Режиссер работает в школе. М., 1991.
- Ершова А.П. Театральные упражнения для работы с детьми // Режиссер работает в школе. М., 1991.
- Ершов П. Режиссура как практическая психология. – М., -1972
- Каган М. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Вып.2– М.,1984
- Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. – М.,1979.
- Кузнецова А. Кукольный театр: от простого к сложному//Искусство в школе.-1922.-№2.-С.37-41.
- Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе. Учебное пособие. − Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 1998.
- Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. − Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004.
- Методологическая культура педагога-музыканта. ACADEMA – 2002.
- Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М. 2001.
- Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.,1981.
- Новицкая Л. Уроки вдохновения. – М.,1986.
- Основы театральной культуры в школе. − М., 1988.
- Петрушин В.И. Артистизм - это тренировка//Сов. музыка.1971.№12
- Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коллекция музыкально-педагогической деятельности. ВЛАДОС – М., 2001
- Покровский Б. Размышления об опере. – М.,1979.
- Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М. 2001.
- Режиссер работает в школе. – М., 1991.
- Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. – М., 1989
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951
- Сухов Ф. Театр - творческое сообщество детей и взрослых// Искусство в школе.-1994.-№2.-С.40.
- Уланова В. На уроке театра//Искусство в школе.-1994. - №2.-с.45.