Древнерусская музыка
Введение в курс русской музыкальной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 2.38 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древнерусская музыка Эпоха древнерусской музыки охватывает почти восемь столетий – от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Русская музыка развивалась в двух областях – народной и церковной. Русская музыка Народная Церковная
Скоморохи Это бродячие профессиональные музыканты, актёры, певцы и танцоры. Скоморохи «потешники» свои выступления сопровождали игрой на различных инструментах. Они ходили от деревни к деревне, пели, играли, устраивали представления. К их числу принадлежит киевский сказитель Баян, воспетый Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила»
Боян У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк в степи, бежала, Поднималась к облакам орлом… Но не десять соколов взлетали, А Баян персты на струны клал, И живые струны рокотала Славу тем, кто не искал похвал.
Памятник Бояну на «Поляне сказок» в Крыму. Виктор Васнецов. Картина «Баян»
Церковная музыка Церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Инструменты были запрещены.Исключение составляло только искусство игры на колоколах (простой звон, трезвон, перезвон и т.д.)
Колокола среднего и большого размера часто получали имена: «Сысой», «Лебедь», «Баран». Самый знаменитый «Царь-колокол»
Угличский набатный ссыльный колокол До 1591 г. в Угличе на колокольне Спасского собора висел ничем не примечательный набатный колокол, который к тому времени, по преданиям, жил триста лет. Но вот 15 мая 1591 года, когда был убит царевич Дмитрий, колокол вдруг сам «неожиданно заблаговестил». Это по легенде. По исторической версии, по приказу Марии Нагой пономарь Федот Огурец оглушительно зазвонил в этот колокол, оповещая народ о гибели царевича. Угличане расплатились с предполагаемыми убийцами наследника престола. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол. Набатный колокол, звонивший по убиенному царевичу, сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, принародно на площади, наказали 12 ударами плетей. Вместе с угличанами отправили его в сибирскую ссылку.
Церковное пение Церковное пение служило образцом высшего профессионализма и воплотилось в «системе осьмогласия». Это тропари, стихиры, кондаки. У песнопений не было автора; человека который их создавал называли распевщиком
Древние музыкальные рукописи Музыка в эту эпоху записывалась особыми знаками-знамёнами или крюками. Поэтому древние музыкальные рукописи называют знаменными или крюковыми.
Киноварные пометы В XVII веке была создана система церковных согласий (диатонический церковный звукоряд) Каждая ступень этого звукоряда получила буквенное наименование. Это легло в основу системы киноварных помет (их выполняли красной краской – киноварью)
Партесное пение В XVII веке хоровая культура достигла высокого уровня. На смену одноголосию пришло многоголосие. А на смену крюкам пришла нотная запись. Самые распространённые жанры: канты и духовный концерт
Русский музыкальный театр «Пещное действо» вертепный кукольный театр В XVI-XVII век – период зарождения русского музыкального театра. Истоками были древние представления