развитие техники у учащихся младших и средних классов фортепианного отделения ДШИ
приёмы и методы, позволяющие развивать технику у учащихся и способствующие правильной постановке руки при работе над техническими произведениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие техники у учащихся младших и средних классов ДШИ | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация МО Приозерский район Ленинградской области
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шумиловская детская школа искусств
Развитие техники
у учащихся младших и средних классов
фортепианного отделения ДШИ
подготовила:
преподаватель по классу фортепиано
Казанцева Наталья Семёновна
п. Саперное
2018 г
Основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы, музыкальной воли исполнителя во всех её тончайших проявлениях, причём подчинению автоматически.
Технический аппарат следует развивать так, чтобы он был в полном контакте с растущими задачами , помогал их выполнять и умел подчиняться всем проявлениям музыкальной воли.
На каких же принципах следует развивать пианистический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?
Они следующие:
1.Гибкость и пластичность аппарата
2.Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах
3.Целесообразность и экономика движений
4.Управляемость техническим процессом
5.Звуковой результат ( как необходимый итог )
Исходя их вышеперечисленных принципов, мы сначала рассмотрим некоторые способы развития мелкой техники.
Разберём первое (главное) направление в этой работе
1.Сначала несколько слов о постановке.
Руки лежат на клавиатуре, но не давят на неё. При этом плечи должны быть опущены. Пальцы полусогнуты и своими «подушечками» активно сцеплены с клавишами. «Подушечка» первого пальца находится сбоку и не должна занимать больше половины фаланги. В результате между первым и вторым пальцами образуется «полукольцо»
Такая позиция пальцев организует естественную форму руки, которая образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого «купола». При этом рука должна быть нежёсткой и не размягчённой, а гибкой и упругой (степень упругости проверяется покачиванием) Особая роль в сохранении формы «купола» принадлежит 1-ому и 5-тому пальцам, как упругим «столбикам» , на которых держится вся конструкция. Сила тяжести разная, но в большинстве случаев средняя. Особо надо отметить роль сцепления «подушечек» с клавишами, это обеспечивает наилучшие условия для извлечения звука, гарантирует от прогибания последних пальцевых фаланг, а также способствует сохранению наиболее естественной формы руки и должной высоты кисти.
2. Пальцы, чередуясь, «ходят», переступают по клавишам. Движения только необходимые. Пальцы не нащупывают очередную клавишу, не вталкиваются в неё, не ударяют, а активно берут её.
Кончик пальца соприкасается с клавишей только в момент извлечения звука. Одновременно, очередной палец занимает позицию над следующей клавишей. Это действие производится без лишнего напряжения и без дополнительного взмаха, так как все пальцы ( кроме извлекающих звук ) находятся над клавиатурой. Такой позиции способствует довольно высокий уровень «крыши купола», поддерживаемой соответствующим положением 1-го пальца. Пальцы всегда смотрят вниз.
3. Рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь – полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести или центра опоры внутри руки. «Перемещение» опоры должно двигаться без толчков; в идеальном случае – как бильярдный шар, который катиться по ровной поверхности. Рука движется плавно и непрерывно, подкрепляя каждую точку активного соприкосновения пальца с клавишей и создавая каждому пальцу наиболее удобное положение.
«Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т.д. ( Игумов) Эти контуры можно проследить на следующих примерах:
-Л.Бетховен - « 6 вариаций» (1в)
-Гурлит - Этюд ( до мажор ) и т.д.
В то же время активные едущие пальцы строго ограничивают движения кисти, не позволяя её разбалтываться. Это и есть свобода кисти, упругое и подвижное соединения её с пальцами.
Ведущая роль «активных» пальцев. Достигается с минимальной затратой сил. Вместе с тем этот приём способствует связности пассажей ( легато ), а также предохраняет их от поверхностного звучания, когда большая часть движений бесполезно тратиться в воздухе.
4. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию руки ( нельзя допускать, чтобы пальцы были растопырены).
Благодаря этому первый палец оказывается в наиболее удобном положении для подкладывания, а 3-тий и 4-тый пальцы – для перекладывания через 1-ый ( при обратном движении)
К моменту подкладывания рука отклоняется в сторону движения и тем самым дает возможность 1-му пальцу свободно приблизиться к очередной клавише, взять без толчка и дополнительного взмаха кисти.
Благодаря собиранию пальцев и наклону руки в сторону подкладывания 2-ой палец также оказывается в удобном положении для плавного перехода через 1-ый палец по кратчайшему пути ( без ненужного взмаха)
Перекладывание 3-го и 4-го пальцев через 1-ый (при обратном движении) производится по тем же правилам собирания пальцев и правильных переходов по кратчайшему пути.
В чередовании коротких фигураций, не выходящих за пределы позиции( напр.: коротких арпеджио) 1-ый и 5-тый пальцы при движении подводятся к первой клавише очередной группы, но не прикасаются к ней. Вписанные принципы перемещения руки, собирание пальцев, подкладывание первого и перекладывание через него третьего и четвёртого пальцев избавляют технику пианиста от угловатости, резких переходов, ненужных акцентов, лишних движений рук и пальцев. Тем самым создаются условия для плавной целостности движений и звуковой ровности.
5. Наконец, этот способ игры обеспечивает переход к быстрому темпу, где все мелкие движения как бы сокращаются, как бы уходя «внутрь». На поверхности остается крупное движение всей руки ( как смычка).Условия для автоматизации движений создаются уже в среднем темпе, благодаря объединяющему движению руки. Движения сокращаются, но не исчезают
-остаётся активная цепкость пальцев, они почти не поднимаются над клавиатурой
-остается перемещение кисти, следующей за всеми извилинами пассажей
-остается и гибкое взаимодействие между всеми частями аппарата, взаимодействие, меняющееся в зависимости от музыкально-звуковой задачи
Таким образом, в работе над мелкой техникой следует соблюдать правильные пропорции во взаимодействии трёх факторов:
-активных ведущих пальцев
-перемещающейся опоры ( гибкая подвижная кисть)
-крупного движения всей руки
Мы рассмотрим первый принцип в развитии мелкой техники. Работа в этом направлении особенно важна в первые годы обучения. Параллельно с этой работой следует ставить задачи совершенствования отдельных участков пианистического аппарата. Для совершенствования мелкой техники рассмотрим 2-ое направление, которое условно назовём механизацией пальцев.
Оно заключается в четырёх действиях:
-быстрое взятие клавиши кончиком пальца(подушечкой)
-моментальное освобождение от давления на клавишу
-отскок предыдущего пальца
-быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей
Если задача первого направления состояла в том, чтобы освободить технический аппарат, то второе направление вносит в технику дисциплину и организованность, повышает возможность исполнителя управлять техническими средствами.
Обычные недостатки и трудности заключаются в том, что работая над чёткими активными пальцами( П принцип)ученик изолирует их от кисти, которая становиться неподвижной, а перемещая руку ( 1 принцип) он снижает активность пальцев. Одним из критериев правильного соотношения этих двух видов является звуковой результат – это самый надёжный «компас»
Другим показателем служит облегчение технического исполнения, приёмы не должны вызывать скованность, а наоборот
приводить к большей свободе, устойчивости и удобству.
В течении начального периода обучения мы вводим в работу отдельные элементы в виде простых, доступных задач. Например: в медленном темпе учим готовить очередной палец над клавишей, не поднимать пальцы высоко и не опускать раньше времени. Опускание производится быстрее или медленнее в зависимости от звуковой задачи и от темпа движения. В этой работе намечается экономия движения, дисциплина пальцев и активизирует внимание.
В среднем темпе учим вести руку вслед за пальцами. Эти навыки обеспечивают переход к быстрому темпу, потому что создают технические условия для реализации более крупного музыкального представления.
Таким образом, в первые годы обучения формируются основные принципы технического развития ученика.
Оформление: зал украшен разноцветными шарами, столы накрыты для чаепития, поставлены стульчики вокруг столов . На стене висит плакат «С днем рождения!». Под плакатом расположены рисунки учащихся с пожеланиями для именинников.
Под звуки музыки дети входят в зал и садятся на свои места за столами.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас здесь, в детской школе искусств. За время пребывания в школе вы многому научились: можете правильно петь, знаете названия нот, и где они пишутся, а некоторые из вас могут уже играть на фортепиано. И, вообще, ваша жизнь стала меняться. Вы по-другому слышите завывание ветра, стук капель дождя о подоконник, пение птиц. Музыка постепенно входит в вас, делая добрее, Вы с каждым днем видите больше красоты вокруг вас. И отношение к поэзии у вас становиться совершенно другим. Вы чувствуете музыку стиха. Но сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения наших девочек. А ВЫ знаете у кого сегодня день рождения?
Дети: У Наташи Шишовой и Таси Микляевой.
Ведущий: Как интересно у нас получается. Сегодня мы отмечаем день рождения Наташи и Таси, в январе день рождения у Полины Ефимовой, а
В феврале – у Ангелины Кузнецовой. Получается, что все зимние месяцы мы отмечаем дни рождения. А летом у нас целых четыре именинника: это в июне
у Леры Кулешовой, в инле у Таси Максимовой и Олеси Прокофьевой, а в августе у Насти Калининой. И только одно день рождение в апреле , весной, у Даши Косолаповой. Правда интересно получается? Ничего в этом мире не бывает просто так.
А теперь давайте все вместе споем песню о день рождении. ( дети поют песню из мультфильма «Крокодил Гена)
Давайте, послушаем музыкальный подарок от Таси Максимовой.( звучит
английская песня « Радости и счастья в день рождения!»
Настал момент преподнесения подарков ( дети дарят подарки собственного
приготовления)
Именинницы благодарят за подарки и приглашают к столу. Начинается чаепитие.
После чаепития ведущий приглашает учащихся поиграть.
Проводятся игры:
- чей шарик ближе? ( на стуле лежит приз. Детям раздаются шарики которые они надувают и отпускают. Чей шарик ближе опуститься к призу – того и
приз) ;
- « волейбол с шарами» ( дети делятся на две команды и играют в волейбол.
У кого шар упадет на пол в зоне команды – тому очко. Играем до трех забитых
шаров) ;
- что это? ( учащийся показывает животное, а остальные дети должны его угадать) .
После каждой игры вручаются призы.
Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Давайте приведем в порядок наш класс . Дети убирают чашки, расставляют стулья и столы.
;
Использованные интернет-ресурсы
1. http://direct.well-games.ru/
2. http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/
3. http://web.muz-vorobjev.ru/