План-конспект открытого урока. Тема: "Педагогические аспекты работы концертмейстера в ДШИ"

Вершинина Анастасия Александровна

Методическая разработка открытого урока включает в себя подробное рассмотрение с теоретической и практической стороны педагогических аспектов деятельности концертмейстера ДШИ, выявление методов и форм педагогического воздействия концертмейстера на обучающегося. Практическая часть урока осуществлялась на примере «Арии с вариациями» Г. Генделя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka.docx17.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

Концертмейстера МБУДО «ДШИ №7»

Вершининой Анастасии Александровны

Тема: Педагогические аспекты работы концертмейстера в ДШИ

Этапы работы

                                Содержание этапа

1.Организационный момент

  1. Вступительное слово (7 минут)

       Задача преподавателя: актуализация темы, определение цели, задач, методической базы урока, краткая характеристика учащегося.

        Личность концертмейстера многогранна и многие грани деятельности концертмейстера достаточно подробно освещены в теории и практике (работы, посвященные специфике работы концертмейстера в разных классах, подготовке юных концертмейстеров, психологическим аспектам деятельности концертмейстера, этапам работы над музыкальным произведением и др.).

        Анализируя теоретическую литературу, можно отметить, что педагогической стороне деятельности концертмейстера уделяется крайне мало внимания. В реестре должностей концертмейстер значится как педагогический работник, т.е. работающий с детским контингентом, знающий возрастные психофизиологические особенности детей, методы, приемы воздействия, закономерности процесса обучения и воспитания. Однако многие педагоги-специалисты, да и сами концертмейстеры считают, что их обязанности ограничиваются профессиональным исполнением своей партии, что в корне не верно.

       На разных уровнях музыкального образования педагогическое влияние концертмейстера имеет разную степень выраженности.

- на уровне профессиональных исполнителей- сотрудничество (равные условия, один уровень музыкального мышления, знаний и технической оснащенности);

- на уровне ВУЗа – основная функция концертмейстера – исполнительская.

- на уровне ССУза – педагогическое влияние концертмейстера на обучающегося возрастает (обучающийся владеет инструментом, но не имеет достаточно обще музыкальных знаний, не имеет широкого кругозора, не знает многих закономерностей музыкального развития).

      На уровне ДШИ и ДМШ педагогическое влияние концертмейстера имеет самую большую выраженность, поскольку задача преподавателя специалиста редко выходит за рамки технологии игры на инструменте, при этом задача концертмейстера научить исполнять музыкальное произведение. Таким образом педагогическое воздействие происходит с двух сторон:

 с одной стороны - углубленное изучение специфики инструмента или голоса, специального репертуара, приобретение технических приемов и навыков игры или вокальных навыков (преподаватель специалист), с другой - изучение обще музыкальных исполнительских принципов, форм работы, расширение художественного кругозора (стили, жанры, формы и др.(концертмейстер).

    Педагогическое воздействие концертмейстера может быть вербальным и невербальным.

    Невербальное воздействие – это сам процесс исполнения, когда слух обучающегося опирается на эталонное звучание концертмейстера (ученик «идет» за концертмейстером).

    Вербальное (словесное) – педагогические методы обучения: объяснение, сравнение, ассоциации, рассуждение, пример, беседа.

Цель урока: подробно рассмотреть с теоретической и практической стороны педагогические аспекты деятельности концертмейстера ДШИ, выявить методы и формы педагогического воздействия концертмейстера на обучающегося.

Задачи:

Образовательные:

-посредством определенных педагогических методов и приемов сформировать и углубить знания учащегося в области музыкального искусства и исполнительства.

Воспитательные:

- привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее.

Развивающие:

-развить музыкальные способности обучающегося;

-развить музыкально-эстетический вкус.

Материалы и оборудование:

Музыкальный инструмент (саксофон-альт, фортепиано), нотный материал, пульт.

Характеристика обучающегося:

Степанянц Григорий – обучающийся 5 класса по пятилетнему курсу обучения.

Возраст – 13 лет

Специальность (инструмент) – саксофон-альт.

Ученик со средними музыкальным данным, мало эмоционален, не всегда ритмически устойчив. На занятиях бывает рассеян. Успевает по всем дисциплинам. Контроль со стороны родителей присутствует. Музицирует и участвует в мероприятиях разного уровня в составе ансамбля.

  1. Настройка и разыгрывание (5 мин.)

- настройка инструмента;

- игра длинных звуков в различных ритмических вариантах;

- проигрывание гаммы в различных штрихах.

Задача концертмейстера: активизировать слуховой контроль обучающегося.

Задача обучающегося: разогреть мышцы губного аппарата, следить за ровностью звука и интонационной точностью.

2.Опрос учащегося по заданному на дом материалу

Проигрывание Арии с вариациями Г. Генделя целиком с концертмейстером (4 мин.)

Задача концертмейстера – выявление недочетов в партии учащегося, определение методов их устранения.

Задача обучающегося как можно более точно сыграть текст.

3.Изучение нового учебного материала

При помощи педагогических средств воздействия, общепедагогических и специальных методов концертмейстер проводит работу над партией саксофона (22 минуты).

Г. Гендель «Ария с вариациями».

1. Тема арии - определение первоначального темпа исполнения опираясь на жанр произведения, темповое обозначение и наименьшие длительности (методы рассуждения, беседы, объяснения).

2. Динамические контрасты (методы объяснения, ассоциации).

3. Вар. 2 Работа над качеством исполнения штрихов и форшлагов (метод объяснения, сравнения со скрипичными штрихами, ассоциации).

4. Вар. 3 Отработка технической задачи исполнения пассажей тридцать вторыми длительностями (метод преувеличения, работа в разных темпах, поиск опорных точек).

Закрепление учебного материала

Задача обучающегося-исполнение произведения с концертмейстером с соблюдением всех предыдущих замечаний (4 минуты).

Задача концертмейстера - определение уровня освоения материала; прогнозирование дальнейшего развития обучения.

Задание на дом

Подведение итогов урока, объяснение обучающемуся способов, путей преодоления затруднений в работе над произведением (3 минуты)

                                                                           

                                                                            Дата проведения 2 ноября 2017 г.