Необходимость наличия поэтапной программы обучения детей основам музыкальной грамоты и музыкально-ритмическому воспитанию на отделении художественной гимнастики.
Необходимость наличия поэтапной программы обучения детей основам музыкальной грамоты и музыкально-ритмическому воспитанию на отделении художественной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobhodimost_programmy_openofis.docx | 7.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Необходимость наличия поэтапной программы обучения детей основам музыкальной грамоты и музыкально-ритмическому воспитанию.
Введение
Художественная гимнастика – сложно координационный вид спорта. Специфика ее проявляется в выполнении большого количества сложно- технических движений свободного характера, которые объединяются в композицию. Для развития вида сегодня характерны тенденции омоложения спортсменок, усложнения упражнений, обострения конкурентной борьбы, а также статус олимпийской дисциплины. Правила соревнований с учетом современных тенденций развития художественной гимнастики, предъявляют повышенные требования к технической сложности композиций, совершенной хореографии и абсолютной музыкальности ее построения.
Разработка данной программы вызвана необходимостью совершенствования учебно-тренировочного процесса в связи с ростом требований к подготовке гимнасток. Для решения этих задач необходима прочная основа двигательного потенциала гимнасток, а также эстетическое чутье, основанное на музыкальности и хореографичности (уже в детском возрасте).
При разработке были учтены "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.4.3172-14, возрастные физиологические особенности детского организма, личный опыт работы тренеров-преподавателей с детьми данного возраста. Дополнительная общеразвивающая программа по художественной составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта от 27 декабря 2013 г. № 1125, и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Целью программы в спортивно-оздоровительных группах является создание единого направления в учебно-тренировочном процессе для формирования физического, хореографического, музыкального развития воспитанников, чтобы на основе интереса детей к занятиям художественной гимнастикой создать благоприятные условия для раскрытия способностей формирующейся личности, развития в дальнейшем стремлении к спортивному самосовершенствованию и укреплению здоровья.
Задачи программы по художественной гимнастике.
Обучающие: - обучать основам художественной гимнастики; - помогать в овладении, закрепление и совершенствовании разнообразных двигательных умений и навыков.
Воспитывающие: - развивать волевые и нравственные качеств, определяющие формирование личности ребёнка; - воспитывать жизненно важные гигиенические навыки.
Развивающие: - способствовать нормальному росту и развитию ребёнка, формирование потребности в здоровом образе жизни; - развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие его высокую дееспособность; - развивать чувство ритма и музыкальность детей; - способствовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы; - формировать эстетический вкус, грациозность, изящество, чувство гармонии, музыкальности и пластики движений.
Актуальность программы заключается в том, что разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, предполагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, содействовать здоровому образу жизни, но и оказывать влияние на развитие так называемого женского начала, т.е. призваны помочь девочке осознать свою женскую индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе. Содержание образования в программе для групп спортивного оздоровления (СОГ) с обучающимися в возрасте от 4 до 8 лет направлено на оптимизацию учебного тренировочного процесса. Эффективность работы тренеров-преподавателей, хореографов и концертмейстеров во многом зависит от учебных планов и программ.
Отличительная особенность художественной гимнастики - это эмоциональная выразительность, танцевальность движений и их непосредственная связь с музыкой. Этот вид спорта наряду с развитием физических качеств, способствует музыкальному и эстетическому воспитанию.
Так в программе обучения художественной гимнастике наряду с целями и задачами по физическому развитию стоят цели и задачи для концертмейстера по музыкальной грамоте и музыкально – двигательному воспитанию. Чтобы девочки могли правильно делать упражнения под музыку, они должны понимать значение музыки в упражнении, знать основы музыкальной грамоты, различать музыкальные формы, понимать содержание музыки, а в старших группах ориентироваться в классической и современной музыкальной литературе, а также. вместе с концертмейстером и тренером подбирать произведения для составления упражнений.
Обучение юных спортсменок ведется по следующим видам подготовки: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая, соревновательная. А изучение основ музыкальной грамоты и музыкально двигательная подготовка являются одним из видов технической подготовки спортсменок.
Вот основные аспекты по которым ведется обучение основам музыкальной грамоты и музыкально-двигательной подготовке:
∙ содержание и характер музыки;
∙ свойства музыкального звука;
∙ ритм в музыке;
∙ мелодия;
∙ темп в музыке;
∙ музыкальная динамика;
∙ музыкальная форма.
Мною разработана поэтапная программа по обучению детей основам музыкальной грамоты и музыкально-ритмическому воспитанию, основанная на Дополнительной общеразвивающей программе по художественной гимнастике, составленной в соответствии с Федеральными Законами, Приказами и их Дополнениями. Данная программа адресована тренерам, хореографам и концертмейстерам в спортивных школах и школах Олимпийского резерва на отделениях художественной гимнастики.
Художественная гимнастика как вид спорта, наиболее полно соответствует особенностям женского организма, удовлетворяя врожденное стремление девочек к танцу, пластике и грациозности. Он способствует нормальному развитию и функциональному совершенствованию женского организма.
НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛИЧИЯ ПОЭТАПНОЙ ПРОГРАММЫ
Все выше перечисленные специфические особенности художественной гимнастики определяют содержание, программный материал и методическую последовательность обучения детей. Ведь невозможно добиться физически точного и одновременно эмоционально-выразительного выполнения упражнения, не имея возможности музыкально прочувствовать, понять и ритмически верно выполнить его. Гимнастка должна передать музыкальный образ в движении, так же, как композитор передает содержание музыкального произведения с помощью средств музыкальной выразительности: ритма, гармонии, темпа, динамических оттенков и т.д., совокупностью которых и создаются музыкальные образы. Органическое сочетание движений и музыки обуславливает танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность и яркую динамичность, которая так же обусловлена активным передвижением гимнастки по площадке, выполнением движений различной амплитуды, их скоростью и силой. Музыкальная выразительность упражнений заключается в умении придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. Благодаря музыке гимнастки могут более глубоко осознавать и выражать чувства, которые композитор хотел передать в данном музыкальном произведении.
Здесь, так же большое значение имеет профессионализм и музыкальность хореографа-постановщика. Ведь в его задачу входит необходимость услышать все оттенки средств музыкальной выразительности и суметь их отразить при постановке упражнения для гимнастки. При этом надо учитывать не только уровень гимнастки и её характер, но и правильно подобрать определенный спортивный элемент на данную музыкальную фразу (ноту), который будет наиболее ярко и правильно передавать задуманный композитором музыкальный образ.
Так же музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия и способствует повышению продуктивности в исполнении упражнения. Музыка помогает быстрейшему запоминанию упражнения. Зная мелодию, гимнастка может повторить его без музыки, сохраняя примерный темп, нужный ритм и даже динамические оттенки. Вспомнив мелодию, можно быстро восстановить последовательность движений в упражнении. Целесообразно применять музыку в первой фаре разучивания и усвоения упражнения и при показе. Отработка отдельных элементов и связок успешно достигается и без музыки, а вот когда структура движений усвоена и элементы отработаны, можно приступать к занятиям с музыкальным сопровождением для отработки эмоциональности, ритмичности и выразительности движений. А для этого тренер-преподаватель так же должен иметь начальную музыкальную подготовку.
Исходя из всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что для наиболее продуктивной работы концертмейстера необходима поэтапная программа по обучению детей основам музыкальной грамоты , а так же знакомство с мировой музыкальной литературой и музыкально-ритмическое воспитание спортсменок.