РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Целью работы является изучение теоретических и организационных основ эстетического воспитания детей с умственной отсталостью в процессе обучения.Изучение значения эстетического воспитания в формировании личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 7.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Одна из важных задач образования на современном этапе – развитие у детей чувства прекрасного, формирование художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатства окружающего нас мира, то есть формирование качества эстетически развитой, творчески активной личности.
Формированию творчески активной личности способствует взаимосвязь практического обучения и эстетического восприятия явлений действительности и искусства. Такая взаимосвязь видов учебно-творческой деятельности обеспечивает самоутверждение личности, укрепляет готовность к самостоятельным действиям, способность творчески использовать свой опыт.
В литературе существует большое количество разнообразных подходов к определению понятия эстетического воспитания. Приведем примеры некоторых из них.
В советской педагогике эстетическое воспитание определялось, как воспитание способности чувствовать, целенаправленно воспринимать и верно понимать и оценивать красоту окружающего мира – в общественной жизни, природе, труде и произведениях искусства.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как система мер, которые направлены на совершенствование и выработку в человеке способности чувствовать, верно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
Д.Б. Лихачев понимает под эстетическим воспитанием целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчеркивал главенствующую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом образовании детей. Б.Т. Лихачев, как и многие психологи и педагоги, считает, что лишь целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в различные области творчества могут развить их сенсорную сферу, дать глубокое постижение эстетических явлений, поднять до осознания истинного искусства, красоты окружающего мира и прекрасного в человеке.
П.И. Пидкасистый определяет эстетическое воспитание как процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать прекрасное.
Учитывая большое количество определений понятия эстетического воспитания, можно выделить его основные направления:
а) процесс целенаправленного воздействия;
б) создание умения видеть и воспринимать красоту в жизни и искусстве, оценивать её;
в) формирование эстетических чувств, вкусов и идеалов человека;
г) развитие способности к созданию прекрасного и самостоятельному творчеству.
В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребёнка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность (В.А. Артемов, А.В. Запорожец, Б. М. Теплое, П. М. Якобсон и другие).
Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоречия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материальным и духовным, объективным и субъективным. В процессе всестороннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным.
Эстетическая воспитанность предполагает:
1) эмоциональное отношение ко всему окружающему;
2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;
3) наличие эстетических и нравственных суждений;
4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Формирование в детях с умственной отсталостью способности восприятия, понимания чувствования человеческой духовной нравственной красоты одновременно с формированием, их собственной эстетической духовности – сложный, своеобразный, неравномерно протекающий, диалектичный противоречивый, зависящий от конкретных условий процесс.
Эстетическое воспитание призвано развивать художественные вкусы, облагораживает человека. Через эстетическое воспитание пролегает один из путей к гармоничному, всестороннему развитию личности, к формированию способностей воспринимать, правильно оценивать и творить прекрасное в жизни и в искусстве. Поэтому эстетическое воспитание есть воспитание вкуса, и, следовательно, мотивов и понятий, которыми ребёнок руководствуется в эстетических ценностях.
В системе коррекционно-педагогической работы с такими детьми эстетическое воспитание играет важную роль. Оно важно для полноценного развития личности ребёнка с умственной отсталостью.
Способность эмоционально отзываться на прекрасное, любить и ценить его делают жизнь ребёнка с умственной отсталостью более содержательной, яркой и богатой. Она оказывает большое влияние на формирование личности и, в первую очередь, её морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребёнке с умственной отсталостью особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому развитию происходит сенсорное развитие обучающихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребёнка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.
По мнению О.П. Гаврилушкиной, Н.П. Коняевой, Б.П. Пузанова, Н.Д. Соколовой эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического развития обучающихся с умственной отсталостью, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребёнка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2. Формировать у обучающихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт обучающихся эстетическими впечатлениями; воспитывать у них сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать обучающихся к эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу обучающихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.
4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных обучающихся с умственной отсталостью художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия).
Жизненный опыт ребёнка с умственной отсталостью на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети затрудняются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача учителя – сформировать у ребёнка способность наслаждаться жизнью, развить эстетические потребности, интересы, для того, чтобы впоследствии это было доведено до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.
В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов и другие подчеркивают, что присущие обучающихся с умственной отсталостью недостатки познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического развития; во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям таких обучающихся форм, методов и средств воспитания и обучения; в-третьих, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.
Характерной особенностью процесса эстетического воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком эстетического воспитания обучающихся с умственной отсталостью является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все более усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Таким образом, эстетическое развитие имеет важное значение в формировании личности детей с умственной отсталостью. Оно способствует коррекции дефектов психического развития, формированию эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое, развитию и совершенствованию эмоциональной сферы.