Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя)
Дошкольный возраст наиболее важен для формирования нравственно-патриотических чувств. Дети - наше будущее. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли любить свою Родину и гордиться ей, заботиться о ее процветании. Занимаясь вопросами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, веду работу целенаправленно и систематично как на музыкальных занятиях. так и при проведении праздников, утренников, развлечений.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
(из опыта работы музыкального руководителя)
Музыкальный руководитель: Махно И.В.
Дошкольный возраст наиболее важен для формирования нравственно-патриотических чувств.
Дети - наше будущее. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли любить свою Родину и гордиться ей, заботиться о ее процветании. Наша задача - дать возможность детям соприкоснуться с духовной культурой России. Слушая народную музыку, исполняя народные танцы, песни, хороводы, знакомясь с народными и православными праздниками, дети впитывают русскую культуру с раннего возраста.
Сегодняшнее дошкольное образование определяет будущее нашей страны - России. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою родину, его надо таким воспитать.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Занимаясь вопросами нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, веду работу целенаправленно и систематично как на музыкальных занятиях, так и при проведении праздников, утренников, развлечений.
В ходе работы по патриотическому воспитанию решаются такие задачи, как:
- дать представление о народной культуре во всем ее многообразии через развитие исторической памяти и творческих способностей детей;
- пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям;
- средствами музыки воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, родной улице, детскому саду, городу, стране.
Прежде всего, дети постоянно имеют возможность знакомиться с народными традициями и детским фольклором. Обратиться к истокам помогает фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Фольклорные произведения отражают национальную самобытность народа, дают богатый материал для воспитания любви к Родине.
Использую различные способы подачи информации. Это - беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальный репертуар для кружка детского оркестра подбираю, в основном, из русских народных мелодий. Дети овладевают игрой на таких инструментах, как рубель, коробочки, дудки, полешки, колокольчики, свистульки, трещотка, маракас, деревянные ложки и т.д. Участники кружка успешно исполняют народные мелодии и выступают на утренниках и развлечениях, принимают участие в концертах для родителей, шефских организаций и т.д.
Оформляя музыкальный зал, используем рисунки и поделки детей, привлекаем родителей к участию в подготовке к праздничным мероприятиям (мамы и бабушки шьют, вышивают, вяжут, на Масленицу пекут блины, на Пасху приносят пасхи, куличи, крашеные яйца и т. д.), помогают оформлять костюмы, шить их, приносят всевозможную утварь, самовары, глиняную посуду, изделия ручной работы из дерева, глины, красочные рушники, салфетки. Все это входит в жизнь семьи и детского сада, помогает приобщаться к русской культуре, способствует развитию нравственно-патриотических чувств.
Совместные усилия родителей, педагогов, детей по подготовке к праздникам сближают их.
Дети участвуют в постановке фольклорных праздников, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. В репертуаре определенное место отведено календарным песням. Каждая из таких песен приурочена к определенному времени года и празднику. Таковы колядки, масленичные, осенинные песни, календарные песни объединяются по тематике и сюжетам и наиболее полно и интересно раскрывают обряд, в котором они исполняются.
Дошкольники с удовольствием поют народные песни и водят хороводы, чувствуют их красоту, становятся подлинными носителями народных традиций.
Кроме песен, плясок и хороводов разучиваю во всех возрастных группах потешки с движениями, русские народные игры. Народные игры содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Привитие интереса детей к народной и военной песне невозможно без активного участия взрослого, который выступает активным транслятором культуры
русского народа, культуры России.
Русские праздники всегда были яркими, зрелищными и многолюдными мероприятиями. В настоящее время люди отмечают и традиционные даты, пришедшие к нам из глубины веков:. Масленица, Пасха, Троица. Дошкольники любят эти праздники. Также дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в проведении таких праздников как: «С днем рожденья, городок», «Люби и знай родной свой край», «Русская изба», «Народная культура и традиции», «Осенняя ярмарка» (Посиделки) и др. Эти народные и православные праздники всегда откладывают яркие впечатления в памяти детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным. Наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей оказывает проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Это способствует развитию личности гражданина и воспитания долга защитника Отечества.
Говоря о защитниках нашей Родины, большое внимание уделяю теме Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) детям прививаются такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д. Благодаря проведению праздников, посвященным дню Победы и дню защитников отечества, ребенок приходит к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, что их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Разучивая песни и танцы на военную тематику ко Дню Победы, одновременно решаю задачи расширения представлений детей о Великой Отечественной войне, воспитания уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам.
Воспитанию любви к родному отечеству способствует и проведение таких праздников как: день России, День Государственного флага Российской Федерации. Дети знакомятся с городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Таким образом, музыка, влияя на чувства, настроения ребенка, помогает воспитанию души, воздействует на процесс становления нравственных качеств дошкольника.
А задача музыкального руководителя и всех участников педагогического процесса - воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего свою Родину. Именно мы, взрослые, закладываем основы нравственно-патриотического воспитания ребенка, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к Российской армии и мужеству воинов.