Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя)

Махно Ирина Васильевна

Дошкольный  возраст  наиболее  важен  для  формирования  нравственно-патриотических  чувств.  Дети - наше  будущее.  От  нас  зависит,  какими  они вырастут,  будут  ли  любить  свою  Родину  и  гордиться  ей,  заботиться  о  ее процветании.  Занимаясь  вопросами  нравственно-патриотического  воспитания детей  дошкольного  возраста,  веду  работу  целенаправленно  и  систематично  как на  музыкальных  занятиях.  так  и  при  проведении  праздников,  утренников,  развлечений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  

(из  опыта  работы  музыкального  руководителя)

Музыкальный  руководитель: Махно И.В.

         Дошкольный   возраст  наиболее  важен  для  формирования  нравственно-патриотических  чувств.

         Дети  -  наше  будущее. От  нас  зависит,  какими  они  вырастут,  будут  ли  любить  свою  Родину и  гордиться  ей,  заботиться  о  ее  процветании.   Наша  задача  -  дать  возможность  детям соприкоснуться  с  духовной   культурой  России.  Слушая народную  музыку,  исполняя  народные  танцы,  песни,  хороводы,  знакомясь  с  народными  и  православными  праздниками,  дети  впитывают   русскую  культуру  с  раннего  возраста.

          Сегодняшнее  дошкольное  образование  определяет  будущее  нашей  страны  -  России.  Чувство  Родины  начинается  у  ребенка  с  отношения  к  семье,  к  самым  близким  людям  -  к  матери,  отцу,  бабушке,  дедушке.  Это  корни,  связывающие  его  с родным  домом  и  ближайшим  окружением.  

         Нельзя  заставить  любить  окружающую  природу,  людей,  родину.  Чтобы  человек  действительно  чтил  память  предков,  уважал  Отечество,  чувствовал  ответственность  за  свою родину,  его  надо  таким  воспитать.  

         Чувство Родины  начинается  с  восхищения  тем,  что видит  перед собой  малыш,  чему  он  изумляется  и  что  вызывает  отклик  в  его душе.  И  хотя  многие  впечатления  еще  не  осознаны  им  глубоко,  но,  пропущенные  через  детское  восприятие,  они  играют  огромную  роль  в  становлении  личности  патриота.

         

          Занимаясь  вопросами  нравственно-патриотического воспитания  детей  дошкольного  возраста,  веду  работу  целенаправленно  и  систематично  как  на  музыкальных  занятиях,  так  и  при  проведении  праздников,  утренников,  развлечений.    

        В  ходе  работы  по  патриотическому  воспитанию  решаются  такие  задачи,  как: 

- дать  представление  о  народной  культуре  во  всем  ее  многообразии  через  развитие  исторической  памяти  и  творческих  способностей  детей;

- пробуждать  интерес и любовь к  русской  национальной культуре,  народному  творчеству,  обычаям;

-  средствами музыки воспитывать  у  детей  любовь  и  уважение  к  своей  семье,  родному  дому,  родной  улице,  детскому  саду,  городу,  стране.

       Прежде  всего,  дети  постоянно  имеют  возможность  знакомиться с  народными  традициями  и  детским  фольклором.          Обратиться к  истокам  помогает  фольклор,  ведь  его  содержание -  жизнь народа,  человеческий  опыт,  духовный  мир  русского  человека,  его  мысли,  чувства, переживания.

         Фольклорные  произведения  отражают национальную  самобытность  народа,  дают  богатый  материал  для  воспитания  любви  к  Родине.

        Использую  различные  способы  подачи информации.  Это  -  беседы,  занятия,  участие  в обрядах,  играх,  хороводах,  прослушивание  народной  музыки и  обучение  игре  на  детских  музыкальных  инструментах.  Музыкальный  репертуар  для  кружка  детского  оркестра  подбираю,  в  основном,  из  русских  народных  мелодий.  Дети  овладевают  игрой  на  таких  инструментах,  как  рубель,  коробочки,  дудки,  полешки,  колокольчики,  свистульки,  трещотка,  маракас,  деревянные  ложки  и  т.д.  Участники  кружка  успешно  исполняют  народные  мелодии  и  выступают  на  утренниках  и  развлечениях,  принимают  участие  в концертах  для  родителей,  шефских  организаций и т.д.

          Оформляя  музыкальный  зал,  используем  рисунки  и  поделки  детей,  привлекаем  родителей  к  участию  в  подготовке  к  праздничным  мероприятиям  (мамы и бабушки  шьют,  вышивают,  вяжут,  на  Масленицу  пекут  блины,  на  Пасху  приносят  пасхи,  куличи,  крашеные  яйца и т. д.),  помогают  оформлять  костюмы,  шить  их,  приносят  всевозможную утварь,  самовары,  глиняную  посуду,  изделия  ручной  работы  из  дерева,  глины,  красочные  рушники,  салфетки.    Все  это  входит  в  жизнь  семьи  и  детского  сада,  помогает  приобщаться  к  русской  культуре,  способствует  развитию  нравственно-патриотических  чувств.

          Совместные  усилия  родителей,  педагогов,  детей  по  подготовке  к  праздникам  сближают  их.  

          Дети  участвуют в  постановке  фольклорных  праздников,  где  в  совокупности  представлены  различные  жанры  народного  песенного и  поэтического  творчества.  В  репертуаре  определенное   место  отведено  календарным  песням.  Каждая  из  таких  песен  приурочена  к  определенному  времени  года  и  празднику.  Таковы  колядки,  масленичные,  осенинные  песни,  календарные  песни  объединяются  по  тематике  и  сюжетам  и  наиболее  полно  и  интересно  раскрывают  обряд,  в  котором  они исполняются.

         Дошкольники  с  удовольствием  поют  народные  песни  и  водят  хороводы,  чувствуют  их  красоту,  становятся  подлинными  носителями  народных  традиций.

          Кроме  песен,  плясок  и  хороводов  разучиваю  во  всех  возрастных  группах  потешки  с движениями,  русские  народные игры.  Народные  игры  содержат  в  себе  информацию  о  традициях  многих  поколений,  которые  через  игровое  общение  усваивали  культуру  своего  народа. Привитие  интереса детей  к  народной  и  военной   песне  невозможно  без  активного  участия  взрослого,  который  выступает  активным  транслятором  культуры

русского  народа,  культуры  России.          

          Русские праздники  всегда были яркими, зрелищными и многолюдными мероприятиями. В настоящее время люди отмечают  и  традиционные даты, пришедшие к нам из глубины веков:.  Масленица,  Пасха,  Троица.  Дошкольники  любят  эти  праздники.  Также дети  старшего  дошкольного  возраста  принимают  активное  участие  в  проведении  таких праздников  как:  «С днем  рожденья,  городок»,  «Люби  и  знай  родной  свой  край»,  «Русская  изба»,   «Народная  культура  и  традиции»,  «Осенняя ярмарка» (Посиделки) и др.  Эти  народные  и  православные  праздники  всегда  откладывают  яркие впечатления  в  памяти  детей.

         Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема  “Защитников Отечества”.  Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным. Наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей оказывает проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных  Дням воинской славы.   Это  способствует  развитию личности  гражданина и воспитания долга  защитника Отечества.

            Говоря  о защитниках нашей Родины,  большое  внимание уделяю теме Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) детям прививаются  такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д.  Благодаря   проведению   праздников,  посвященным  дню  Победы  и  дню  защитников  отечества,  ребенок   приходит  к  пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, что  Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей,  что   их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Разучивая   песни  и  танцы  на  военную  тематику  ко  Дню  Победы,  одновременно  решаю  задачи   расширения  представлений детей о Великой Отечественной войне,  воспитания  уважения и чувства  благодарности  к воинам – защитникам.  

          Воспитанию  любви  к  родному  отечеству  способствует  и  проведение  таких  праздников как:  день России,    День Государственного флага Российской Федерации.  Дети  знакомятся   с  городами  России, со столицей нашей  Родины, с гимном, флагом и гербом  государства.

          Таким  образом,  музыка,  влияя  на  чувства,  настроения  ребенка,  помогает  воспитанию  души, воздействует на процесс становления  нравственных  качеств  дошкольника. 

          А задача музыкального  руководителя  и  всех  участников  педагогического  процесса  -  воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего свою Родину. Именно мы,  взрослые,   закладываем  основы  нравственно-патриотического воспитания  ребенка,   чувство гордости за достижения страны,  любовь и уважение к Российской армии и мужеству   воинов.