Методическая разработка концерта- беседы на тему: "Жизнь и творчество Г.В.Свиридова"
Концерт - беседа на тему: "Жизнь и творчество Г.В.Свиридова" к 100-летию композитора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
georgiy_vasileviya_sviridov_mmmmmm.doc | 71.5 КБ |
zhizn_i_tvorchestvo_georgiya_1.vasilevicha_sviridova.ppt | 2.4 МБ |
zhizn_i_tvorchestvo_3.ppt | 2.47 МБ |
zhizn_i_tvorchestvo_2.ppt | 1.57 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Городовиковская детская школа искусств»
Городовиковского районного муниципального образования
Республики Калмыкия
Методическая разработка
Концерта – беседы на тему:
«Жизнь и творчество Г.В.Свиридова»
Подготовила преподаватель
Мережко Е.В.
2015г.
Георгий Васильевич Свиридов
1915-1998г.
Сегодня наш концерт – беседа посвящён жизни и творчеству Г.В. Свиридова. В этом году отмечается 100- летие со дня рождения композитора.
Слайд 1.
Его называли последним представителем русской классической музыки. Свиридов пришёл в музыку в очень интересное и в то же время сложное и противоречивое время. Это было время, которое нуждалось в крупных творцах духовной культуры. И Свиридов, как и многие другие, стал мудрым, точным летописцем своего времени. Причём его волновало не только пережитое, прошедшее, он как бы заглядывал своим искусством в будущее. Настоящий символ его творчества – «Время, вперёд». (Прослушаем отрывок увертюры 1. «Время, вперёд»).
Его произведения – художественные документы эпохи, но не бесстрастные, как фотографии, а объёмные и личностные, как живопись. О музыке Свиридов говорил так: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях. У нас другие цели, другие задачи, иными чертами определяется наше искусство. Но мне хочется, чтобы к ней было такое же святое отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы».
Слайд 2.
Георгий (Юрий) Васильевич Свиридов родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии. Мать композитора, Елизавета Ивановна, была учительницей. Отец его, Василий Григорьевич, был почтово-телеграфным служащим. В 1917 году Василий Григорьевич вступил в партию, и после установления в Фатеже Советской власти заведовал уездным отделом труда. В 1919 году его убили Деникинцы, Георгию было всего четыре года.
В 1924 году мать, вместе с сыном, переехали в Курск. В Курске Георгий Свиридов продолжал учиться в школе. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. Еще в Фатеже мальчик занимался музыкой с домашней учительницей. Такие же занятия продолжались и в Курске, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Любитель-балалаечник очень заинтересовался новой для него музыкой, стал покупать ноты для всех видов инструментов и пытался их разбирать. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.
В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Владимировны Уфимцевой, жены известного русского изобретателя Г. Уфимцева. Общение с этим чутким и талантливым педагогом очень многим обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке.
Закончив школу, он продолжил занятия музыкой у другого известного педагога - М. Крутянского.
Слайд 3.
По его совету в 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.
Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.
В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: здесь учились Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.
Слайд 4.
Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.
Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время в Курск, на родину.
Слайд 5.
Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского.
Слайд 6.
Первым его педагогом там был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.
Слайд 7
Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепьянным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, посвященной двадцатилетию революции, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.
Для Свиридова Шостакович стал не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.
Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по здоровью.
Слайд 8.
До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.
Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
Слайд 9
В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Теперь ему уже не надо было доказывать свое право на самостоятельное творчество. Он одинаково легко пишет и серьезную, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны и по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.
Слайд10.
Кроме того, Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель".
(Слушаем музыку2. «Тройка» из музыки к повести Пушкина Метель
Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты (Р. Бернса, А. Исаакяна), но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Возможно, поэтому многие сочинения Свиридова молодые музыканты используют в своей учебной практике.
Слайд 11.
Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).
Слайд 12.
Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе "Время" ("Время, вперед!") была снята с эфира как примета "тоталитарного прошлого". Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: "Почему эта музыка – навсегда, а потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно".
Слайд 13.
В последние годы жизни Свиридов тяжело болел, умер . 6 января 1998 года.
Гражданская панихида и похороны Г. Свиридова состоялись 9 января в Москве, он похоронен
на Новодевичьем кладбище.
Слайд 14.
Награждён советскими четырьмя орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1995), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе албанским орденом Свободы 2-й степени (1954).
Народный артист СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии (1946), Государственной премии СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Почётный гражданин Москвы (1997) и Курска (1982).
Слайд 15.
Памятник композитору установлен в Курске. Бронзовый бюст Г.В. Свиридова открыт 16 декабря 2005 года на территории Гуманитарного университета профсоюзов, на аллее Почётных докторов Университета (Санкт-Петербург). Скульптор А.Чаркин.
Имя Г.В. Свиридова присвоено Курскому музыкальному училищу и детской школе искусств №1 г. Курска. С 2001 года в Курске с периодичностью один раз в три года проводится «Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Георгия Свиридова», победителям которого вручаются премии и памятные медали (золотые, серебряные и бронзовые).
Слайд16.
Высшая степень популярности композитора, когда его музыка уходит в народ. Так было в свое время с произведениями Моцарта и Верди, так обстоит дело и с музыкой Георгия Свиридова.
И все же у академика Дмитрия Лихачева были основания сказать в конце прошлого века: "Георгий Васильевич Свиридов - русский гений, который по-настоящему еще не оценен"...
«Моя музыка – это лучшее, что есть во мне», так о своем творчестве говорил Георгий Васильевич.
Слайд 17.
Г.В.Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей».
Вы все хорошо знаете, что такое альбом – альбом для рисования, фотоальбом, альбом с марками – это собрание рисунков, фотографий, марок. Есть и музыкальные альбомы – собрание разных музыкальных пьес.
Одним из первых русских композиторов, который создал для детей альбом фортепианных пьес, был Петр Ильич Чайковский, который посвятил музыкальный альбом своему племяннику Володе Давыдову.
Музыкальные альбомы есть и у многих других композиторов, среди которых Р.Шуман, А.Гречанинов, С.Прокофьев.
В своих музыкальных альбомах композиторы рассказывают о том, что интересно детям. В «Альбом пьес для детей» Г.В Свиридова входят 17 небольших сочинений разного характера – колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.
Первая пьеса, с которой мы с вами познакомимся, называется «Музыкальный момент». Момент это совсем короткий, но очень яркий и запоминающийся промежуток времени. В этой пьесе композитор стремится передать момент ожидания какого-то радостного события.
«Музыкальный момент»
(Слушаем музыку 3.Музыкальный момент)
Г.В.Свиридов любил живопись и прекрасно разбирался в ней. Куда бы не приезжал композитор, он обязательно посещал художественный музей или картинную галерею. Сейчас мы с вами тоже посетим картинную галерею. Но не обычную, а музыкальную.
Слайд 18.
Что такое пейзаж? Пейзаж это изображение окружающей нас природы. В своем творчестве Георгий Васильевич неоднократно обращался к изображению русской природы. Об этом говорят сами названия его произведений – «Наш Север», «Рыбаки на Ладоге», «Зимняя канавка».
Слайд19.
Первый музыкальный пейзаж называется «Дождик».
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Если лужицы нальются,
Так и хочется разуться,
Побежать и потрясти
В теплом дождике кусты…
Дождь плясал по огороду,
Расплескал на грядки воду,
Тучу-лейку перенес,
Напоил в полях овес.
Сохнут вымытые чисто
Лопухов большие листья.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождь прошел.
(З.Александрова)
«Дождик»
(Слушаем музыку: 4. Дождик)
Слайд 20.
Следующий музыкальный пейзаж называется – «Звонили звоны».
На нашей земле к колоколам относились с особым уважением. На Руси колокола появились в X веке, вместе с Православием. Колокольный звон можно было услышать не только в большие праздники – на Пасху, Троицу, Рождество, – но и в будни. На Руси издавна по звукам колокола люди узнавали, что происходит у них в городе или в деревне. Печальный звон говорил о похоронах, тревожный колокольный набат – о бедствиях: пожарах, наводнениях; веселый трезвон оповещал о большом празднике.
«Звонили звоны»
(Слушаем музыку: 5 «Звонили звоны»)
Слайд 21.
Что такое портрет? Портрет – это изображение человека. Первый портрет нам покажет «Попрыгунью».
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.
– Лида, Лида! Вот так Лида! –
Раздаются голоса. –
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!
– Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами вместе…
Доскакала до угла.
– Я б не так ещё могла!
(А.Барто)
«Попрыгунья»
(Слушаем музыку: 6 «Попрыгунья»)
Каждый из вас, наверняка, читал сказки. В сказках есть свои герои. А герои бывают злые и добрые. Давайте назовем сначала – злых, а потом добрых сказочных героев. (Называют сами дети).
Слайд22.
Одного из героев вы сейчас сможете себе представать. Это –
«Колдун»
(Слушаем музыку: 7 «Колдун»)
Так как музыкальный альбом Георгий Васильевич написал специально для детей, он никак не мог пройти мимо тех событий, с которыми связана жизнь детей. Каждый день в жизни ребенка – это что-то новое: новое событие, приключение, маленькие обиды и, конечно же, разнообразные игрушки.
Сейчас вы услышите несколько музыкальных сценок из жизни детей.
Представьте себе: что уже наступил вечер, все уроки сделаны, спать ложиться рано, есть еще время заняться чем-нибудь перед сном. Что вы в это время делаете? (Ответы детей).
Слайд 23.
А теперь, пришло время, ложиться спать. Когда вы были маленькими, и чтобы быстрее вы заснули, мама вас убаюкивала и пела песенку, которая называется «Колыбельная».
Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам – под осинку,
Алеше – на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорёшенько!
«Колыбельная»
(Слушаем музыку: 8 «Колыбельная песня».)
Слайд 24.
Каждый из вас знаком с такой ситуацией: мама, уставшая, приходит с работы и просит вас не шуметь, чтобы она смогла немного отдохнуть. И вы замечаете, что она заснула.
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
В слух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но, мама, спи, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом мелькнул ко мне:
– Ничего, шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!...
(Е.Благинина)
«Ласковая просьба»
(Слушаем музыку: 9 «Ласковая просьба»)
Слайд25.
Какие вы знаете музыкальные инструменты? (Ответы детей).
Особенность звучания одного из музыкальных инструментов композитор изобразил в озорной музыкальной сценке «Парень с гармошкой».
Балалаечка бренчит,
Гармошка заливается.
На весеннем, на лугу
Веселье начинается!
(Слушаем музыку: 10 «Парень с гармошкой»)
Слайд 26..
Вот мы с вами и пролистали музыкальный альбом русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.
Георгию Васильевичу принадлежат такие слова: «Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия».
Мы надеемся, что сегодня, встретившись с музыкой Г.В.Свиридова, вы тоже стали чуточку лучше, чище и красивее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фатеж. В этом доме жил Г.В. Свиридов.
В 1932 году Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум.
Санкт-Петербургская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова (СПбГК)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
После победы в войне Георгий Васильевич был полон радужных планов и надежд.
Свиридов стал создателем целого жанра, который он назвал «Музыкальной иллюстрацией».
Он писал музыку к кинофильмам.
Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 году ему присвоили звание народного артиста СССР, в 1975-м - Героя Социалистического Труда
Вдохновение для своих будущих мелодий он искал в произведениях искусства признанных во всём мире
Могила Свиридова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Памятник Г.В. Свиридову в центре Курска. «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пейзаж
«Дождик»
«Звонили звоны»
«Попрыгунья»
«Колдун»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ласковая просьба».
«Парень с гармошкой».
«Музыка предназначена для духовного совершенствования человека. И в этом – ее основная миссия». Г.Свиридов.
Жизнь и творчество Георгия Васильевича Свиридова Презентацию выполнила преподаватель МКУ ДО «Городовикоской детской школы искусств» РК Мережко Е.В. 2015г.