Методическая разработка концерта - беседы на тему: "Сказка в музыке"
Концерт - беседа на тему: "Сказка в музыке" по творчеству Д.Шостаковича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_muzyuk_2016g._po_tvorchestvu_d._shostakovicha.doc | 43 КБ |
skazka_v_muzyke_1.ppt | 2.79 МБ |
skazka_v_muzyke_2.ppt | 2.94 МБ |
skazka_v_muzyke_3.ppt | 497.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Городовиковская детская школа искусств»
Городовиковского районного муниципального образования
Республики Калмыкия
Методическая разработка
Концерта- беседы на тему:
«Сказка в музыке»
Преподаватель Мережко Е.В.
7.12.2016год
Цель нашей беседы: получить знания о музыкальном произведении «Танцы кукол» Д.Шостаковича
Задачи:
Образовательные:
1.познакомить учащихся с биографией и музыкой для детей
Д.Д.Шостаковича;
2.расширить представление об образном строе музыки;
Развивающие:
3.отработать навыки сопоставления музыки и художественно- изобразительного образа;
4. развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитательные:
5.воспитывать эстетический вкус, интерес, любовь к музыке,
Художественно-педагогическая идея:
« Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. » Д.Шостакович
Ребята сегодня мы с вами погрузимся в мир сказки. Я думаю, что сказки любят все и взрослые и дети.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Вы, конечно, любите слушать самые разные сказки. Ведь с их помощью можно открыть дверь в мир интересных и увлекательных приключений, занимательных историй, шутки, смеха, в мир волшебных превращений...
Сейчас мы отгадаем мои загадки и узнаем, как хорошо вы знаете сказки.
1. На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная...
(Баба-Яга)
2.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(Буратино)
3.
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?
(Царевна-лягушка)
4
Для него прогулка — праздник,
И на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок...
(Винни-Пух)
5
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут.
(Гуси-лебеди)
6
Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка)
7
Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван-дурак ночами ее ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепиться,
А зовут ее...
(Жар-птица)
8
Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег крутой.
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого он поймает и что он попросит?
(Золотая рыбка)
9
Я на балу никогда не бывала.
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)
10
Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
Что за зверь гуляет в сказке?
Ус топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках
И в огромных сапогах.
(Кот в сапогах)
11
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
А дорога — нелегка,
А корзина — высока.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
Показ слаидов.
Молодцы! Все вы сказки угадали.
Но знаете, ребята, что музыка без слов тоже может рассказывать сказки? Она умеет рассказывать сказки, но не словами, а звуками – ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения или характер, то становится ясно, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях.
Мы сегодня познакомимся с музыкой Д.Шостаковича
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор. Его вклад в развитие мировой классической музыки общепризнан. Шостакович, как и многие другие композиторы, сочинял произведения и для детей. Шедевром мировой классической музыки считается его детский сборник «Танцы кукол». Великолепная лучшая классическая музыка, написанная специально в детском сборнике «Танцы кукол» Шостаковичем, одновременно и завораживающе легка и расслабляюще проникновенна. Она позволяет развернуться фантазиям и чувствовать спокойствие.
В 1985 году известный сценарист и режиссер Инесса Алексеевна Ковалевская создала м/ ф «Танцы кукол» на музыку Шостаковича, интересный как взрослым, так и детям.
Сказка о том, как игрушки пришли развлечь заболевшую девочку. Куклы стали для неё танцевать.
Я расскажу вам историю создания этого сборника.
Однажды, давным – давно, маленькому Мите приснился сказочный сон. Будто бы он и его маленькая подружка забрели на чердак своего дома. Среди старых, забытых вещей они нашли огромный, покрытый паутиной и пылью сундук. Дети долго возились с ним. Тяжёлая крышка никак не хотела подниматься. Но вот сундук открыт! И что же дети увидели в нём? Хотите узнать? Сундук был наполнен самыми разными куклами. Здесь были куклы из детского кукольного театра, которые надевались на руку и оживали. Были и куклы в старинных бальных нарядах. И куклы-матрёшки в расписных сарафанах. А также куклы, сшитые из тряпок, был и шарманщик, который накручивал ручку своей шарманки. А на самом дне лежала самая большая кукла необыкновенной красоты. На ней было красивое платье с блёстками, золотые локоны обрамляли красивое личико, глазки, словно звёздочки горели глянцевым блеском, она напоминала сказочную Фею. Дети заигрались с куклами и устроили целое представление. Им казалось, что они очутились в красивом большом зале, где звучала чудесная музыка. И так бы дальше продолжался сказочный сон, но тут мама тронула Митю за плечо и сказала: «Митя, Митя, просыпайся! В гостиной ждёт тебя чай с твоими любимыми пирожными. И Митя проснулся!
Позже, став композитором, он воплотил свой сказочный сон в музыке и так появился детский альбом «Танцы кукол». Это семь замечательных, интересных пьес, которые рассчитаны на самых юных исполнителей.
Лирический вальс, гавот, романс, полька, вальс-шутка. шарманка, танец.
Так до слез грустно наблюдать веселье из окна. Особенно, когда ты маленькая веселая девочка. Горлышко болит, и мама велела не вставать с постели. Слезинки капают из глаз расстроенной девочки. Одна даже попала на игрушечного мишку.
И … о, чудо! Медведь ожил и завел веселую и радостную музыку на своем инструменте. Все вокруг заискрилось, куклы ожили. Великолепный танец исполнен для девочки. Петрушка с матрешками подхватили эстафету веселья. Как же хорош Кот в сапогах. Отказать ему в танце просто невозможно. А зайцы, медведь, мячик, пупс… Серьезная кукла Мальвина тоже старается приободрить девочку. Ах, как же куклы хотят, чтобы их маленькая хозяйка поскорее выздоровела!
Выразительная яркая мелодия сопровождает весь мультфильм! Да и сам фильм оказался прекрасной иллюстрацией к одному из лучших произведений мировой классической музыки – «Танцы кукол» Шостаковича.
Просмотр мультфильма «Танцы кукол»
Итог беседы:
Великолепная лучшая классическая музыка, написанная специально в детском сборнике «Танцы кукол» Шостаковичем, одновременно и завораживающе легка и расслабляюще проникновенна. Она позволяет развернуться фантазиям и чувствовать спокойствие.
Сегодня в конце нашей беседы можно сделать вывод, что сказка может жить не только в литературных произведениях, но и в музыке и рассказать её можно не только словами, но и музыкальными звуками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадка На лесной опушке Сидит она в избушке. Спокойно жить не хочет, Царевичей морочит. Ступа с метелкой ей дорога, Это зловредная...
Баба - Яга
Загадка С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется тот мальчишка?
Приключения Буратино или золотой ключик
Загадка Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна – лягушка
Загадка Для него прогулка — праздник, И на мед особый нюх. Это плюшевый проказник, Медвежонок...
Винни Пух
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гуси- лебеди
Загадка Отыскала мама дочку В распустившемся цветочке. Кто читал такую книжку, Знает девочку-малышку.
Дюймовочка
Загадка Оперением горя, Вся сверкает, как заря, А Иван-дурак ночами ее ловит для царя. Он ей в хвост сумел вцепиться, А зовут ее...
Жар-птица
Загадка Сейчас потолкуем о книжке другой, Тут синее море, тут берег крутой. Старик вышел к морю, он невод забросил. Кого он поймает и что он попросит?
Сказка о рыбаке и рыбке
Загадка Я на балу никогда не бывала. Чистила, мыла, варила и пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял. А я башмачок потеряла тогда же! Кто я такая? Кто тут подскажет?
Золушка
Загадка Знайте, этого плутишку Никому не обхитрить: Людоеда, словно мышку, Умудрился проглотить! Что за зверь гуляет в сказке? Ус топорщит, щурит глазки, В шляпе, с саблею в руках И в огромных сапогах.
Кот в сапогах
Загадка Сидит в корзине девочка У мишки за спиной, Он, сам того не ведая, Несет ее домой. А дорога — нелегка, А корзина — высока. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дмитрий Дмитриевич Шостакович(1906г.-1975г.)
Художественная идея « Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. » Д.Шостакович
Сказка в музыке Презентацию выполнила преподаватель МКУ ДО «ГДШИ» ГРМОРК Мережко Е.В.