Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства «Особенности создания художественного образа в портретном жанре»

Диониз Юлия Сергеевна

Урок обобщения знаний обучающихся 6 класса по теме "Художественный образ", на котором выявляются общее и различное в создании художественного образа, а также особенности и специфику средств художественной выразительности в различных видах искусства. Урок построен с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся 6 класса, и соответствует требованиям современного урока с учетом ФГОС. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока изобразительного искусства и музыки.

ФИО учителя Диониз Юлия Сергеевна

Класс: 6     Школа: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №44»    Дата проведения: 9.02.2018

Тема урока

«Особенности создания художественного образа в портретном жанре»

Цели урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится 

- общаться со сверстниками, корректно отстаивая свою точку зрения в процессе обсуждения проблемы, показывая свою убежденность в вопросах значения знаний об искусстве в повседневной жизни, уважение к чужому мнению;

- оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

- определяться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;

- развивать навыки творческого подхода в решении различных задач.

Ученик получит возможность научиться

- формировать художественно-эстетическую, духовно-нравственную культуру и развивать творческий потенциал, как фактор становления личности;

- понимать необходимость личного участия в формировании своей мировоззренческой позиции;

- воспитывать этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообучению и мн. др.

Ученик научится

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки  и умения при решении повседневных проблем связанных с творческой деятельностью.

- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли;

- самостоятельно оценивать уровень сложности заданий в соответствии со своими умениями и возможностями.

Ученик получит возможность научиться

- выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

- работать в команде на основе согласования различных позиций, уметь разрешать конфликты и разногласия, находить компромиссы и общие решения;

- воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью изобразительного искусства и музыки и мн. др.

 

       

Ученик научится:

- различать особенности выразительных возможностей в портретном жанре в различных видах искусства;

- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнавать отдельные произведения музыкального и изобразительного искусства, а также литературы;

различать основные средства художественной выразительности и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

- организовывать свое рабочее место на уроке изобразительного искусства, пользоваться кистью, карандашом, красками и т.д.

- составлять композицию с учётом замысла, предавать форму и цвет изображаемых предметов;

Ученик получит возможность научиться:

- развивать творческую фантазию и воображение;

- навыкам художественного восприятия предметов искусства; передаче художественного образа в рисунке;

- анализировать произведения искусства;

- видеть общее и различное в средствах художественной выразительности; воспитывать правила организации и аккуратности при выполнении творческой работы;

- видеть взаимосвязь средств художественной выразительности в создании художественного образа в различных видах искусства; достигать соотнесение содержания произведения искусства с духовным мироощущением учащихся; развивать эмоциональное отношение к действительности и мн. др.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель»

Вовлечение гостей урока: «Добрый день вам, гости» - «Добрый день ребята»

Объявление о начале урока изобразительного искусства и музыки (слайд 1)

Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель»

Вовлечение гостей урока: «Добрый день вам, гости» - «Добрый день ребята»

2. Мотивационный этап

Исполнение песни Г.Гладкова «Песня о картинах», в форме игрового диалога с обучающимися

?: Картины какого жанра преобладают у нас на доске?

?: Как мы можем определить, что перед нами портрет?

?: Если мы просто нарисуем человека, соблюдая все пропорции, это будет портрет?(слайд 2)

(слайд 3)

Как вы понимаете стихотворение:

Даже через триста лет

Всё о человеке

Говорит его портрет,

Ведь в нём – душа! Навеки!

Что вы можете рассказать о «Джоконде»? Какая она?

?: А что же мы сейчас определяли, что описывали, когда рассказывали о «Джоконде»?

?: Что такое художественный образ?

?: Какими средствами создается художественный образ?

?: Жанр портрета существует только в изобразительном искусстве? (слайд 4)

?: И в каждом из этих видов искусства художественный образ портрета создается одинаковыми средствами?

Слушание песни, участие в диалоге

О: Картины в жанре портрет

О: На картине изображен конкретный персонаж (человек) в определенный момент своей жизни.

О: Нет, в портрете должны быть выражены индивидуальные черты, особенности характера и настроения персонажа.

О: Добрая, загадочная, красивая, и т.д.

О: Художественный образ портрета.

О: Настроение, впечатление, которое получает зритель, знакомясь с произведением искусства ( в данном случае – портрета).

О: Средствами художественной выразительности (рассказать, какие, на примере «Джоконды»)

 Нет, портрет можно встретить в литературе и  музыке (слайд 5)

О: Нет, разными. Похожими средствами (ответы вряд ли будут правильными и конкретными)

3. Актуализация,

изучение нового материала, обобщение знаний

Итак, портрет в живописи, литературе, музыке… Давайте же разберемся, каким конкретным образом создается художественный образ в каждом из видов искусства (слайд 6).

За каждый вид искусства будет отвечать у нас конкретный ряд в классе: 1 ряд – музыка (табличка ставится на 1 парту 1 ряда), 2 ряд -  литература (табличка ставится на 1 парту 2 ряда), и 3 ряд – изобразительное искусство (табличка ставится на 1 парту 3 ряда). Начнем с того вида искусства, которое обладает удивительными качествами: мы его совершенно не видим, но с первых же секунд восприятия понимаем, о чем оно нам рассказывает.

?:Что это за искусство?

Итак, сейчас мы увидим, а точнее услышим портрет музыкальный, созданный для нас композитором Модестом Петровичем Мусоргским (слайд 7).

Слушание музыкального фрагмента, М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

(не называя названия произведения)

?: Какой образ создает музыкальное произведение М.П.Мусоргского?

?: Вы можете предположить, портрет какого героя создал М.П.Мусоргский?

?: А какими средствами композитор создал этот образ?

То есть искусство музыка создает образ с помощью средств музыкальной выразительности, которые мы не можем увидеть, а только почувствовать или услышать.

?: Средства выразительности какого из трех искусств мы еще можем  почувствовать или услышать, но не увидеть?

В литературе художественный образ создается конкретным словесным описанием, которое позволяет нарисовать образ? Где он появляется?

Предположим, что на 2 ряду сидят настоящие сказочники, которые сейчас создадут перед нами литературный образ этой знаменитой героини. Итак, расскажите нам, где живет Баба Яга и какая она? Создайте нам ее образ. В каких сказках можно встретить эту героиню?

Итак, наше воображение уже нарисовало нам эту героиню, и значит, пришел черед какого искусства?

(слайд 8,9)

?: 3 ряд, опишите, какими средствами выразительности создана картина Билибина? Другие иллюстрации?

Таким образом, мы с вами почувствовали, как, объединившись, все три вида искусства создали для нас целостный, объемный образ, каждый – своими средствами.

О: Музыка.

Слушание музыкального фрагмента, М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (не называя названия произведения)

О (отвечает 1 ряд): Образ сердитый, тревожный, злой, сказочный и т.д.

О: Баба Яга

О: (отвечают все ученики класса): минорный лад, переменчивый темп, динамика, акценты в мелодии и т.д.

О: Литературы.

О: В воображении читателя или слушателя. 

О: (отвечает 2 ряд) Сердитая старуха, которая живет в лесу и т.д. «Василиса Прекрасная», «Морозко» и т.д.)

О: Изобразительного.

О: (отвечает 3 ряд) Мрачные краски, напряженная поза, выражение лица и детали композиции и т.д.

4. Закрепление пройденного материала

Давайте разберемся, чем похожи, а чем отличаются средства выразительности в разных видах искусства. Литература как искусство говорит с нами на нашем языке, вербально. А вот музыка и изобразительное искусство настолько противоположны… может ли в них быть что-то похожее или общее? На столе у вас находятся конверты, в которых есть карточки и определения. Ваша задача заполнить таблицу №1: музыкальные определения средств выразительности, изобразительное искусство и общие для этих искусств определения. Работаем в парах.

 

?: Назовите определения музыкальные? Определения, относящиеся к изобразительному искусству? Общие определения?

?: Какой вывод мы можем сделать на основе этой работы?

Да, но специфика этих средств разная, ведь музыку мы можем только услышать, а изобразительное искусство только увидеть?

Давайте разберемся, как перекликаются средства выразительности в различных видах искусства. Найдите таблицу №2, которую мы сейчас заполним все вместе.

?: Итак, в музыке – музыкальный лад (мажор или минор), в изобразительном искусстве? (с чем можно сравнить?)

?: В изобразительном искусстве сочные, насыщенные цвета или приглушенные, неяркие. В музыке?

?: А какие музыкальные ассоциации у вас вызывают эти картинки?

(наглядное пособие на доске: №1, №2, №3)

?: Какой вывод мы делаем о специфике средств выразительности?

 

Обучающиеся работают самостоятельно (в парах), заполняя таблицу определений.

О: предположения обучающихся

О: Средства выразительности сходи или одинаковы в различных видах искусства.

О: цвета мрачные, темные, или светлые, яркие

О: громкая или тихая динамика

О: Темп, темпоритм, ритмический рисунок.

О: Средства выразительности в различных видах искусства схожи, но язык, или способ выражения,  у них все-таки различен.

5. Рефлексия

Сегодня на уроке звучала музыка Модеста Петровича Мусоргского. Посмотрите на его портрет кисти Ильи Ефимовича Репина (слайд 10). Что мы может сказать о человеке, изображенном на портрете?

Каждый из нас пришел сюда со своим настроением, или, если выражаться языком искусства, в своем образе. Урок – это маленький момент нашей жизни, и, если рисовали портрет каждого из нас на этом уроке, они тоже были бы очень разными, со своим характером, эмоциями, настроением.

 Я подобрала несколько музыкальных отрывков разного настроения, и сейчас мы их услышим, а те, кто считает, что этот образ созвучен его состоянию и настроению на уроке, поднимает руку.

Звучат музыкальные отрывки 

С музыкальным образом мы определились, теперь давайте создадим образ средствами изобразительного искусства. Мы создаем галерею автопортретов учеников 6 класса (на доске приготовлена основа), в которых вы попытаетесь создать образ, соответственный вашему настроению сегодня на уроке, в технике графического цветного рисунка. У вас на партах лежат готовые основы и паспорту, рисуете автопортреты, вставляете в паспорту и крепите на общую основу. Автопортреты должны отражать ваши индивидуальные черты и настроение, в котором вы сейчас находитесь.

Обучающиеся слушают музыкальные отрывки и поднимают руку, когда слышат созвучный их внутреннему состоянию.

Обучающиеся рисуют свои автопортреты и крепят на общую основу на доске.

6. Домашнее задание.

(Домашнее задание дается в процессе творческой работы обучающихся, не отвлекая их от процесса)

?:  в чем мы сегодня разобрались на уроке? Что нового узнали?

Домашее задание: выберите образ какого-либо литературного героя, найдите его описание в книге, подберите музыкальный отрывок, созвучный этому образу, а также нарисуйте этого героя или найдите картину, иллюстрацию выбранного героя.

О: Сегодня мы разобрались, как создается художественный образ в портретном жанре, какими средствами выразительности, и как эти средства выразительности перекликаются в различных видах искусства.

Требования к уроку (критерии)

Показатели

1

Тип, форма, содержание, структура урока

Урок обобщения и систематизации знаний; интегрированный урок, соответствует программе изобразительного искусства и музыки в 6 классе; структура урока оптимальна возрастным особенностям обучающихся, цели урока соответствуют возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возраста. На уроке используется групповая, индивидуальная и фронтальная форма работы.

2

Инструментарий учителя (технология, методы, приемы) Дидактическое оснащение урока.

На уроке применяется метод мозгового штурма, исследовательский метод, проблемное обучение; информационно-рецептивный, коллективная творческая деятельность, постановка познавательных задач; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности; эвристическая беседа. Межгрупповое, групповое, парное взаимодействие. Методы и приемы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени Разнообразие заданий различного типа помогает достичь целей урока и активизировать творческую деятельность обучающихся.

ИКТ используется для наглядной информации, создания творческой атмосферы урока (музыкальный материал, презентация). Использование ТСО на уроке оптимальны и целесообразны для организации урока.

3

Формирование и развитие УУД Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей

Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям обучающихся 6 класса, а работа направлена на формирование и развитие УУД: личностных; познавательных; коммуникативных; регулятивных.

 Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока:

1. Взаимодействие, создание доброжелательной атмосферы урока.

2. Формулирование темы урока, мозговой штурм. Создание положительной мотивации для анализирования материала урока, совместной творческой и учебной деятельности.

3. Создание условий для развития коммуникативных и регулятивных УДД, активация мотивации к получению знаний о средствах выразительности, создающих художественный образ в предметах и объектах искусства. Групповая работа, направленная как на получение новых и обобщенных знаний, так и на способность обучающихся к совместной творческой и аналитической работе.

4. Обобщение полученных знаний, соотнесение этих знаний с представлениями об искусстве и жизни, полученная как в индивидуальной и парной, так и фронтальной форме деятельности, через обсуждение и совместный анализ предметов искусства.

5. Создание классного портрета в виде галереи автопортретов. Выражает самооценку обучающихся в контексте заданной темы. Творческая деятельность, направленная на раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся и развитие способности к самовыражению в искусстве. Развивает как личностные, познавательные УДД, так и коммуникативно-регулятивные.

6.Домашнее задание: самостоятельный поиск информации по теме, создание собственного образного ряда, выражающего внутренние интересы и устремления ребенка.

                                (подпись учителя)_______________/____________________/