Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства «Особенности создания художественного образа в портретном жанре»
Урок обобщения знаний обучающихся 6 класса по теме "Художественный образ", на котором выявляются общее и различное в создании художественного образа, а также особенности и специфику средств художественной выразительности в различных видах искусства. Урок построен с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся 6 класса, и соответствует требованиям современного урока с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока (подробная) | 92.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока изобразительного искусства и музыки.
ФИО учителя Диониз Юлия Сергеевна
Класс: 6 Школа: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №44» Дата проведения: 9.02.2018
Тема урока | «Особенности создания художественного образа в портретном жанре» | ||
Цели урока | |||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Ученик научится - общаться со сверстниками, корректно отстаивая свою точку зрения в процессе обсуждения проблемы, показывая свою убежденность в вопросах значения знаний об искусстве в повседневной жизни, уважение к чужому мнению; - оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм; - определяться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; - развивать навыки творческого подхода в решении различных задач. Ученик получит возможность научиться - формировать художественно-эстетическую, духовно-нравственную культуру и развивать творческий потенциал, как фактор становления личности; - понимать необходимость личного участия в формировании своей мировоззренческой позиции; - воспитывать этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; - воспитывать готовность и способность к саморазвитию и самообучению и мн. др. | Ученик научится - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с творческой деятельностью. - участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли; - самостоятельно оценивать уровень сложности заданий в соответствии со своими умениями и возможностями. Ученик получит возможность научиться - выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы. - работать в команде на основе согласования различных позиций, уметь разрешать конфликты и разногласия, находить компромиссы и общие решения; - воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью изобразительного искусства и музыки и мн. др.
| Ученик научится: - различать особенности выразительных возможностей в портретном жанре в различных видах искусства; - участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла; - узнавать отдельные произведения музыкального и изобразительного искусства, а также литературы; различать основные средства художественной выразительности и использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности; - организовывать свое рабочее место на уроке изобразительного искусства, пользоваться кистью, карандашом, красками и т.д. - составлять композицию с учётом замысла, предавать форму и цвет изображаемых предметов; Ученик получит возможность научиться: - развивать творческую фантазию и воображение; - навыкам художественного восприятия предметов искусства; передаче художественного образа в рисунке; - анализировать произведения искусства; - видеть общее и различное в средствах художественной выразительности; воспитывать правила организации и аккуратности при выполнении творческой работы; - видеть взаимосвязь средств художественной выразительности в создании художественного образа в различных видах искусства; достигать соотнесение содержания произведения искусства с духовным мироощущением учащихся; развивать эмоциональное отношение к действительности и мн. др. |
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Организационный момент | Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель» Вовлечение гостей урока: «Добрый день вам, гости» - «Добрый день ребята» Объявление о начале урока изобразительного искусства и музыки (слайд 1) | Попевка «Приветствие»: «Здравствуйте, ребята» - «Здравствуйте, учитель» Вовлечение гостей урока: «Добрый день вам, гости» - «Добрый день ребята» |
2. Мотивационный этап | Исполнение песни Г.Гладкова «Песня о картинах», в форме игрового диалога с обучающимися ?: Картины какого жанра преобладают у нас на доске? ?: Как мы можем определить, что перед нами портрет? ?: Если мы просто нарисуем человека, соблюдая все пропорции, это будет портрет?(слайд 2) (слайд 3) Как вы понимаете стихотворение: Даже через триста лет Всё о человеке Говорит его портрет, Ведь в нём – душа! Навеки! Что вы можете рассказать о «Джоконде»? Какая она? ?: А что же мы сейчас определяли, что описывали, когда рассказывали о «Джоконде»? ?: Что такое художественный образ? ?: Какими средствами создается художественный образ? ?: Жанр портрета существует только в изобразительном искусстве? (слайд 4) ?: И в каждом из этих видов искусства художественный образ портрета создается одинаковыми средствами? | Слушание песни, участие в диалоге О: Картины в жанре портрет О: На картине изображен конкретный персонаж (человек) в определенный момент своей жизни. О: Нет, в портрете должны быть выражены индивидуальные черты, особенности характера и настроения персонажа. О: Добрая, загадочная, красивая, и т.д. О: Художественный образ портрета. О: Настроение, впечатление, которое получает зритель, знакомясь с произведением искусства ( в данном случае – портрета). О: Средствами художественной выразительности (рассказать, какие, на примере «Джоконды») Нет, портрет можно встретить в литературе и музыке (слайд 5) О: Нет, разными. Похожими средствами (ответы вряд ли будут правильными и конкретными) |
3. Актуализация, изучение нового материала, обобщение знаний | Итак, портрет в живописи, литературе, музыке… Давайте же разберемся, каким конкретным образом создается художественный образ в каждом из видов искусства (слайд 6). За каждый вид искусства будет отвечать у нас конкретный ряд в классе: 1 ряд – музыка (табличка ставится на 1 парту 1 ряда), 2 ряд - литература (табличка ставится на 1 парту 2 ряда), и 3 ряд – изобразительное искусство (табличка ставится на 1 парту 3 ряда). Начнем с того вида искусства, которое обладает удивительными качествами: мы его совершенно не видим, но с первых же секунд восприятия понимаем, о чем оно нам рассказывает. ?:Что это за искусство? Итак, сейчас мы увидим, а точнее услышим портрет музыкальный, созданный для нас композитором Модестом Петровичем Мусоргским (слайд 7). Слушание музыкального фрагмента, М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (не называя названия произведения) ?: Какой образ создает музыкальное произведение М.П.Мусоргского? ?: Вы можете предположить, портрет какого героя создал М.П.Мусоргский? ?: А какими средствами композитор создал этот образ? То есть искусство музыка создает образ с помощью средств музыкальной выразительности, которые мы не можем увидеть, а только почувствовать или услышать. ?: Средства выразительности какого из трех искусств мы еще можем почувствовать или услышать, но не увидеть? В литературе художественный образ создается конкретным словесным описанием, которое позволяет нарисовать образ? Где он появляется? Предположим, что на 2 ряду сидят настоящие сказочники, которые сейчас создадут перед нами литературный образ этой знаменитой героини. Итак, расскажите нам, где живет Баба Яга и какая она? Создайте нам ее образ. В каких сказках можно встретить эту героиню? Итак, наше воображение уже нарисовало нам эту героиню, и значит, пришел черед какого искусства? (слайд 8,9) ?: 3 ряд, опишите, какими средствами выразительности создана картина Билибина? Другие иллюстрации? Таким образом, мы с вами почувствовали, как, объединившись, все три вида искусства создали для нас целостный, объемный образ, каждый – своими средствами. | О: Музыка. Слушание музыкального фрагмента, М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (не называя названия произведения) О (отвечает 1 ряд): Образ сердитый, тревожный, злой, сказочный и т.д. О: Баба Яга О: (отвечают все ученики класса): минорный лад, переменчивый темп, динамика, акценты в мелодии и т.д. О: Литературы. О: В воображении читателя или слушателя. О: (отвечает 2 ряд) Сердитая старуха, которая живет в лесу и т.д. «Василиса Прекрасная», «Морозко» и т.д.) О: Изобразительного. О: (отвечает 3 ряд) Мрачные краски, напряженная поза, выражение лица и детали композиции и т.д. |
4. Закрепление пройденного материала | Давайте разберемся, чем похожи, а чем отличаются средства выразительности в разных видах искусства. Литература как искусство говорит с нами на нашем языке, вербально. А вот музыка и изобразительное искусство настолько противоположны… может ли в них быть что-то похожее или общее? На столе у вас находятся конверты, в которых есть карточки и определения. Ваша задача заполнить таблицу №1: музыкальные определения средств выразительности, изобразительное искусство и общие для этих искусств определения. Работаем в парах.
?: Назовите определения музыкальные? Определения, относящиеся к изобразительному искусству? Общие определения? ?: Какой вывод мы можем сделать на основе этой работы? Да, но специфика этих средств разная, ведь музыку мы можем только услышать, а изобразительное искусство только увидеть? Давайте разберемся, как перекликаются средства выразительности в различных видах искусства. Найдите таблицу №2, которую мы сейчас заполним все вместе. ?: Итак, в музыке – музыкальный лад (мажор или минор), в изобразительном искусстве? (с чем можно сравнить?) ?: В изобразительном искусстве сочные, насыщенные цвета или приглушенные, неяркие. В музыке? ?: А какие музыкальные ассоциации у вас вызывают эти картинки? (наглядное пособие на доске: №1, №2, №3) ?: Какой вывод мы делаем о специфике средств выразительности? |
Обучающиеся работают самостоятельно (в парах), заполняя таблицу определений. О: предположения обучающихся О: Средства выразительности сходи или одинаковы в различных видах искусства. О: цвета мрачные, темные, или светлые, яркие О: громкая или тихая динамика О: Темп, темпоритм, ритмический рисунок. О: Средства выразительности в различных видах искусства схожи, но язык, или способ выражения, у них все-таки различен. |
5. Рефлексия | Сегодня на уроке звучала музыка Модеста Петровича Мусоргского. Посмотрите на его портрет кисти Ильи Ефимовича Репина (слайд 10). Что мы может сказать о человеке, изображенном на портрете? Каждый из нас пришел сюда со своим настроением, или, если выражаться языком искусства, в своем образе. Урок – это маленький момент нашей жизни, и, если рисовали портрет каждого из нас на этом уроке, они тоже были бы очень разными, со своим характером, эмоциями, настроением. Я подобрала несколько музыкальных отрывков разного настроения, и сейчас мы их услышим, а те, кто считает, что этот образ созвучен его состоянию и настроению на уроке, поднимает руку. Звучат музыкальные отрывки С музыкальным образом мы определились, теперь давайте создадим образ средствами изобразительного искусства. Мы создаем галерею автопортретов учеников 6 класса (на доске приготовлена основа), в которых вы попытаетесь создать образ, соответственный вашему настроению сегодня на уроке, в технике графического цветного рисунка. У вас на партах лежат готовые основы и паспорту, рисуете автопортреты, вставляете в паспорту и крепите на общую основу. Автопортреты должны отражать ваши индивидуальные черты и настроение, в котором вы сейчас находитесь. | Обучающиеся слушают музыкальные отрывки и поднимают руку, когда слышат созвучный их внутреннему состоянию. Обучающиеся рисуют свои автопортреты и крепят на общую основу на доске. |
6. Домашнее задание. | (Домашнее задание дается в процессе творческой работы обучающихся, не отвлекая их от процесса) ?: в чем мы сегодня разобрались на уроке? Что нового узнали? Домашее задание: выберите образ какого-либо литературного героя, найдите его описание в книге, подберите музыкальный отрывок, созвучный этому образу, а также нарисуйте этого героя или найдите картину, иллюстрацию выбранного героя. | О: Сегодня мы разобрались, как создается художественный образ в портретном жанре, какими средствами выразительности, и как эти средства выразительности перекликаются в различных видах искусства. |
№ | Требования к уроку (критерии) | Показатели |
1 | Тип, форма, содержание, структура урока | Урок обобщения и систематизации знаний; интегрированный урок, соответствует программе изобразительного искусства и музыки в 6 классе; структура урока оптимальна возрастным особенностям обучающихся, цели урока соответствуют возможностям, способностям, потребностям учащихся данного возраста. На уроке используется групповая, индивидуальная и фронтальная форма работы. |
2 | Инструментарий учителя (технология, методы, приемы) Дидактическое оснащение урока. | На уроке применяется метод мозгового штурма, исследовательский метод, проблемное обучение; информационно-рецептивный, коллективная творческая деятельность, постановка познавательных задач; вовлечение обучаемых в различные виды деятельности; эвристическая беседа. Межгрупповое, групповое, парное взаимодействие. Методы и приемы обучения соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого материала, условиям обучения и времени Разнообразие заданий различного типа помогает достичь целей урока и активизировать творческую деятельность обучающихся. ИКТ используется для наглядной информации, создания творческой атмосферы урока (музыкальный материал, презентация). Использование ТСО на уроке оптимальны и целесообразны для организации урока. |
3 | Формирование и развитие УУД Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей | Уровень сложности заданий соответствует возрастным особенностям обучающихся 6 класса, а работа направлена на формирование и развитие УУД: личностных; познавательных; коммуникативных; регулятивных. Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока: 1. Взаимодействие, создание доброжелательной атмосферы урока. 2. Формулирование темы урока, мозговой штурм. Создание положительной мотивации для анализирования материала урока, совместной творческой и учебной деятельности. 3. Создание условий для развития коммуникативных и регулятивных УДД, активация мотивации к получению знаний о средствах выразительности, создающих художественный образ в предметах и объектах искусства. Групповая работа, направленная как на получение новых и обобщенных знаний, так и на способность обучающихся к совместной творческой и аналитической работе. 4. Обобщение полученных знаний, соотнесение этих знаний с представлениями об искусстве и жизни, полученная как в индивидуальной и парной, так и фронтальной форме деятельности, через обсуждение и совместный анализ предметов искусства. 5. Создание классного портрета в виде галереи автопортретов. Выражает самооценку обучающихся в контексте заданной темы. Творческая деятельность, направленная на раскрытие духовно-нравственного потенциала обучающихся и развитие способности к самовыражению в искусстве. Развивает как личностные, познавательные УДД, так и коммуникативно-регулятивные. 6.Домашнее задание: самостоятельный поиск информации по теме, создание собственного образного ряда, выражающего внутренние интересы и устремления ребенка. |
(подпись учителя)_______________/____________________/