Золотой век классической гитары. Композитор М. Джулиани

Попова Анастасия Владимировна

Задачей классного часа было знакомство учеников с выдающимся итальянский гитаристом-виртуозом и композитором Мауро Джулиани. Дать возможность услышать его  самые известные и выдающиеся произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhuliani_mauro.docx129.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Сафоновская детская школа искусств № 1"

Классный час «Золотой век классической гитары. Композитор М. Джулиани»

Преподавателя

Поповой А.В.

г. Сафоново

2016

https://muzachos.com/wp-content/uploads/2016/04/%D0%9C%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%BE-%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8-789x1024.jpg

Мауро Джузеппе Серджио Панталео Джулиани, а именно так звучит полное имя этого замечательного гитариста, виолончелиста и композитора. Это выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, признанный такими авторитетами, как Й. Гайдн и Л. Бетховен. Родился Джулиани на юге Италии в городе Бишелье 27 июля 1781 года в весьма обеспеченной семье и умер в Неаполе 8 мая 1829 года.

Мауро был пятым и самым младшим ребёнком. Кроме трех сестёр у него был старший брат Никола, так же как и Мауро выбравший путь музыканта и в последствии преподававший гармонию и вокал. В детстве Джулиани обучался игре на скрипке и флейте, Для темперамента Джулиани как  музыканта–исполнителя на инструментах было очень чувствительно то, что он не мог выразить всех эмоций на одном инструменте. Поэтому он оставляет скрипку и флейту, так как ему необходим другой инструмент, который помог бы его самовыражению. Такова причина, побудившая его посвятить себя гитаре, инструменту–оркестру.

 Поскольку сделать карьеру концертирующего гитариста в Италии было затруднительно из-за малого интереса публики к этому инструменту и из-за наличия большого количества первоклассных гитаристов, прочно занимавших концертные сцены (в том числе Фердинандо Карулли). Джулиани в 1806 году перебрался в Вену, где быстро завоевал репутацию одного из лучших гитаристов Европы и хорошего композитора. Мауро занимался самостоятельно и еще до того, как ему исполнилось 20 лет, он получил безусловные доказательства своей популярности у публики всей Европы. Он осуществил длительное турне, которое началось в 1800 году и закончилось в 1807 году. В конце концов он обосновался в Вене. О Джулиани говорили, как об артисте, который запечатлел прошлое, как прошла через хроники его стройная и симпатичная фигура, его мощный талант. Его произведения не затушевались и не потерялись до сих пор. Его заразительную силу можно сравнить только с силой Хулиана Аркаса и Сеговии, заставлявшие и заставляющие звучать фибры своего темперамента в унисон с фибрами темперамента аудитории. К двадцати годам он достиг уже столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста.

В 1807 году приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно признали его величайшим гитаристом мира. Поселившись в Вене, Джулиани занялся концертной и педагогической деятельностью. Среди его друзей – Л. Бетховен и И. Гайдн, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли. Пианист и композитор И. Г. Гуммель сочинил несколько трио, которое он исполнял с Джулиани и скрипачом Хосе Майседер; эти три музыканта дали бесчисленное количество концертов в Старом Свете, а после того, как Гуммель обосновался в Лондоне, его заменил Игнато Москелес, с которым они продолжали выступления с прежним успехом.

В 1814 году Джулиани получил титул «придворного камерного виртуоза» при императрице Марии-Луизе Австрийской, в следующем году принимал участие в праздничных концертах в честь Венского конгресса. Вена стала второй родиной Джулиани; там он занялся преподаванием и сочинил большинство своих произведений, а также осуществил турне в Россию, занявшее у него несколько лет. Сначала он отправился в Петербург с Гуммелем, который находился в свите великой княгини Марии Павловны.

Об особенных его успехах в Петербурге мы не имеем никаких сведений. В то время уже произошел тот раскол, в силу которого русские гитаристы отпали от Запада, приняв семиструнную гитару с G-dur’ным строем; во главе их встал гениальный патриарх русских гитаристов Андрей Осипович Сихра. Это совпало также с поворотом русской музыки, освободившейся от чужеземного гнета, а в особенности от итальянского, к своему русскому, национальному началу. Великолепные произведения С. Н. Аксенова, Варламова и в особенности М. Т. Высотского, вдохновенного композитора русских песен, вытеснили произведения итальянской виртуозности, столь чуждой русскому народу, и постепенно оттеснили шестиструнную гитару на второй план.

Ни пребывание в Петербурге Цани де Ферранти, ни концерты М. Д. Соколовского, ни деятельная пропаганда Н. П. Макарова вплоть до шумного брюссельского конкурса не могли отнять первенства у гитары, возродившейся на почве народной музыки и ставшей исключительно русским инструментом.

При таких условиях Мауро Джулиани не мог, конечно, найти благодарной почвы для пожинания русских лавров. Тем не менее и у нас он нашел немало почитателей и учеников, так что прожил несколько лет в Петербурге.

Затем Джулиани переехал в Лондон. Он вызвал такое воодушевление в этом городе, что затмил славу Сора как исполнителя. Мы не будем говорить о Соре как композиторе, так как в этом смысле его до сих пор никто не превзошел.

В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролировал в Германии. В 1819 году выступал в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.

Блистательные выступления Джулиани и исполнение им собственных концертов для гитары с оркестром доказали равноправие гитары как концертного инструмента со скрипкой, виолончелью и фортепиано.

В 1821 году Джулиани возвратился в Италию и поселился в Риме.

Страсть его сторонников была настолько велика, что они стали выпускать журнал "Поклонники Джулиани", который выходил в течение всего 1833 года. Такие проявления внимания не могли не повлиять на здоровье Сора и поэтому Джулиани возвратился в Вену и занялся разнообразной музыкальной деятельностью: он придумал "Голос гитары" и создал более 300 произведений для гитары–соло и для гитары с другими инструментами с одобрения тех, кто были его друзьями и почитателями: Бетховена, Гайдна, Диабелли и многих других не менее великих. «Маленький оркестр в кармане» - так назвал Бетховен гитару итальянского виртуоза.

Гитара итальянца Мауро Джулиани – не та, что «подстерегает вздохи и стоны», извлекает «рыданья души усталой», как высказался гениальный испанский поэт Гарсиа Лорка. Она другая – радостная и счастливая. Слушая её, хочется воскликнуть: мир чудесен, в нём есть место для сердечных излияний, признательности и любви. Это небо и воздух Италии, божий рай на земле!

Мауро Джулиани – мастер такого музыкального жанра, как вариации. Он часто берёт темы с различным национальным колоритом, что позволяет ему с редкостной выразительной силой отображать характер того или иного народа.

Как виртуоз Джулиани был самым выдающимся представителем своей эпохи. Как истинный артист, он пребывал в постоянном поиске возможностей улучшения своего инструмента и его музыки, прилагал усилия к изобретению новых оригинальных эффектов, которые могли быть включены в его композиции и в искусство игры на гитаре. Одним из результатов его настойчивых усилий в этом направлении стало введение им инструмента, известного как терц-гитара. Эта гитара, имея ту же форму, пропорции и устройство, что и обычная гитара, была намного меньше, а ее струны – значительно короче, что позволило использовать более высокий строй – на малую терцию выше – и, как результат этих нововведений, получить увеличение яркости тона. Джулиани, без долгого промедления, начал применять терц-гитару в своих концертах и написал для нее множество пьес с сопровождением оркестра или квартета, которые обладают очень высокой степенью совершенства. На публике он сотрудничал с Диабелли, и их дуэты для гитары и фортепиано пользовались безграничным успехом, а терц-гитара, или гитара с каподастром, после ее введения Джулиани сделалась настолько популярной, что ведущие музыкальные издательства заказали ему написать дуэты для этого инструмента с фортепиано или (обычной) гитарой.

Умер Мауро Джулиани 8 мая 1829 года в Неаполе.

Композиторское наследие Джулиани огромно, это около трехсот сочинений, среди которых три концерта для гитары с оркестром (соч. 30, 36, 70), камерные ансамбли с гитарой, сонаты, фантазии, скерцо, дивертисменты, многочисленные этюды. Им написана "Школы игры на гитаре" в 4-х частях, не получившая, однако, широкого распространения. Гитарные сочинения Джулиани позволяют рассматривать его как наиболее видного представителя итальянской школы, во главу которой ставилась виртуозность. К наиболее важным сочинениям Мауро Джулиани  принадлежат: «Метод гитары» (“Metodo per chitarra”) op. 1; «Соната до-мажор» op. 15; «Бабочка» op. 50; «24 этюда» op. 48; «Этюды» op. 111; «Джульяната» op. 148; «Героическая соната» op. 150; «Три сонатины» op. 71.

Остаётся добавить несколько слов о дочери Мауро Джулиани.

Джулиани– итальянская гитаристка и композитор, дочь Мауро Джулиани.

Эмилия пошла по стопам отца: усердно училась игре на гитаре, сочиняла музыку. Можно удивляться её творческой плодовитости. Эмилия Джулиани очень серьезная и талантливая гитаристка, едва ли не единственная в гитарной музыке женщина-композитор, выступавшая в концертах. К сожалению, трудно оценить степень одарённости женщины-композитора, поскольку нам известно лишь одно произведение, а именно – Прелюдия №1, ор.46. В этой пьесе не ощущается индивидуальный стиль автора, да и сама музыка несколько механистична: в верхнем регистре арпеджио, в нижнем – маловыразительный бас.

Сын Мауро Джулиани – Михаил Джулиани (16 мая 1801, Барлетта – 8 октября 1867, Париж) – гитарист, певец, композитор и педагог. С начала 1820-х гг. жил в России. Концертировал как гитарист, преподавал гитару и пение в Санкт-Петербурге. С 1850 года был профессором Парижской консерватории по классу вокала.

Программа выступления учеников:

  1. Римкус Сергей 3 кл.

М.Джулиани «Экосез»

  1. Егорова Виктория 3 кл.

М.Джулиани «Аллегро»

  1. Петров Илья 7 кл.

М.Джулиани «Этюд»

  1. Цыганков Константин 6 кл.

М.Джулиани «Пьеса»

  1. Таланов Даниил 6-7 кл.

М.Джулиани «Тарантелла» (Сицилиана)