Золотой век классической гитары. Композитор Фернандо Карулли.
Задачей классного часа было познакомить учеников с жизнью и творчеством итальянского гитариста, композитора и педагога Фернандо Карулли. А так же дать возможность услышать его самые выдающиеся произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karulli.docx | 74.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Сафоновская детская школа искусств № 1"
Классный час «Золотой век классической гитары. Композитор Ф. Карулли»
Преподавателя
Поповой А.В.
г. Сафоново
2017
КАРУЛЛИ ФЕРНАНДО
Полное имя Фердинандо Мария Меинрадо Франческо Паскале Розарио Карулли. Родился 9 февраля 1770 в Неаполе, Неаполитанское королевство, умер 14 февраля 1841 в Париже, во Франции. Это итальянский классический гитарист, композитор и педагог, автор первого в истории полного пособия для обучения игре на этом инструменте. Считается одним из первых сольных исполнителей на классической гитаре.
Родился в богатой семье, сын известного писателя, секретаря в Неаполитанском суде. С началами сольфеджио его познакомил монах, затем он стал заниматься виолончелью, которую позже оставил для занятий гитарой, но столкнулся с серьезной трудностью, заключавшейся в том, что в Неаполе не было хороших преподавателей этого инструмента. Кроме того, не было Руководств для таких занятий. Поэтому мальчик старался создать некоторые варианты и приемы исполнения, которые позже были напечатаны и частично используются в наши дни.
Разработав собственный стиль исполнения, Карулли через некоторое время достиг значительных успехов и начал давать концерты в Неаполе, вскоре заслужив славу лучшего гитариста Италии. В 1801 году музыкант женится на француженке и уезжает в Париж, где продолжает активную концертную и композиторскую деятельность.
В Париже с исключительным успехом дал несколько концертов, что сделало его самым популярным концертным исполнителем и преподавателем. Его легкие для исполнения произведения пользовались большим успехом и царили в мире гитары. За 12–летний период он опубликовал более 300 сочинений: это соло, дуэты, трио, квартеты, концерты, фантазии, различные мелодии и "Школа" в двух частях ставшая одним из лучших руководств того времени и переиздававшаяся шесть раз в течение нескольких лет. Он дал хороший толчок гитаре, его примеры и опыт помогли формированию многих хороших гитаристов, его последователей.
Музыкальные критики писали, что Карулли был первым музыкантом, открывшим для парижской публики возможности гитары как серьёзного концертного инструмента.
В 1800-х — 1810-х годах Карулли много сочинял (в основном, для гитары), его произведения пользовались большой популярностью и были изданы в Аугсбурге, Вене, Гамбурге, Милане и других городах.
В 1811 году композитор заканчивает «Полную школу игры на гитаре» — первое в истории крупное учебное пособие такого рода.
«Школа» была переиздана во Франции и за рубежом и быстро стала весьма популярной (она до сих пор используется многими гитаристами как начальное учебное пособие).
В качестве исполнителя у Карулли практически не было конкурентов, кроме Маттео Каркасси, который, хотя и пользовался одобрением публики, но не имел такой популярности. Гегемония Карулли продолжалась до середины 1820-х годов, когда большую популярность стал завоёвывать Фернандо Сор.
В 1826 году Карулли с помощью парижского музыкального мастера Рене Лакота сконструировал и запатентовал необычный инструмент — десятиструнную гитару (названную им «декахордом»), для которой также написал учебное пособие.
Карулли — один из первых в истории сольных исполнителей на классической гитаре, его игра отличалась чистотой, красивым звучанием и виртуозностью.
Он также имеет большое значение как композитор: его сочинения (более 400), написанные в стиле раннего итальянского романтизма, жизнерадостном, изящном и грациозном, входят в репертуар многих мировых исполнителей.
В них композитор использует приёмы, заимствованные из практики современных ему скрипачей и пианистов — быстрые арпеджио, восходящие и нисходящие пассажи и др.
Многие произведения Карулли имеют программу, то есть заявленное заранее содержание пасторального, мифологического, политического и др. характера:
Соната «Великий Наполеон»,
«Взятие Алжира» и т. п.
Перу композитора принадлежат многочисленные камерные ансамбли с гитарой — дуэты, трио, квартеты, песни и романсы для голоса и гитары.
Помимо «Школы игры на гитаре» Карулли также написал ряд этюдов и учебных пьес, а также уникальное в своём роде руководство «Гармония применительно к гитаре», предназначенное для обучения правильному переложению музыки на гитару.
Основные сочинения
Гитара соло
Около 35 сонат и сонатин, в том числе соната «Великий Наполеон» (1807), «Гроза» (1809), Большая соната (1810) и др.
Около 25 дивертисментов
Багатели, фантазии, танцы, вариации, характерные пьесы, попурри
Два рондо и дивертисмент для десятиструнной гитары
Концертные и камерные сочинения с гитарой
Три концерта для гитары с оркестром
Два соло для гитары и камерного оркестра
Два ноктюрна для гитары и камерного оркестра
Вариации для гитары и камерного оркестра
Маленький квартет для гитары, флейты, скрипки и виолончели
Маленький квартет для гитары, скрипки, альта и виолончели
Около 20 трио для флейты, скрипки и гитары, двух скрипок и гитары, трёх гитар или скрипки, альта и гитары
Многочисленные сочинения для двух гитар, скрипки и гитары, альта и гитары, флейты и гитары, гитары и фортепиано, арфы и гитары, ариетты и романсы для голоса и гитары и др.
Учебные и методические работы
«Полная школа игры на гитаре» (1811, редакции и дополнения 1814, 1825 годов и др.)
Сольфеджио для голоса и гитары (1822)
«Гармония применительно к гитаре» (1825)
«Импровизации» (1825)
«Полная школа игры на десятиструнной гитаре» (1826)
Программа выступлений:
- Докторова Анастасия
Ф. Карулли «Танец»
- Сергеев Фёдор
Ф. Карулли «Анданте»
- Петров Илья
Ф. Карулли «Сицилиана»
- Перцев Антон и преп. Попова А.В.
Ф. Карулли «Ларджетто»
- Петров Игорь
Ф. Карулли «Рондо»