Золотой век классической гитары. Композитор Фернандо Карулли.

Попова Анастасия Владимировна

Задачей классного часа было познакомить учеников с жизнью и творчеством итальянского гитариста, композитора и педагога Фернандо Карулли. А так же дать возможность услышать его самые выдающиеся произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karulli.docx74.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Сафоновская детская школа искусств № 1"

Классный час «Золотой век классической гитары. Композитор Ф. Карулли»

Преподавателя

Поповой А.В.

г. Сафоново

2017

C:\Users\User\Desktop\file_681_135_1385327199_0.jpg

КАРУЛЛИ ФЕРНАНДО

Полное имя Фердинандо Мария Меинрадо Франческо Паскале Розарио Карулли. Родился 9 февраля 1770  в  Неаполе, Неаполитанское королевство, умер 14 февраля 1841 в Париже, во Франции. Это итальянский классический гитарист, композитор и педагог, автор первого в истории полного пособия для обучения игре на этом инструменте. Считается одним из первых сольных исполнителей на классической гитаре.

Родился в богатой семье,  сын известного писателя, секретаря в Неаполитанском суде. С началами сольфеджио его познакомил монах, затем он стал заниматься виолончелью, которую позже оставил для занятий гитарой, но столкнулся с серьезной трудностью, заключавшейся в том, что в Неаполе не было хороших преподавателей этого инструмента. Кроме того, не было Руководств для таких занятий. Поэтому мальчик старался создать некоторые варианты и приемы исполнения, которые позже были напечатаны и частично используются в наши дни.

Разработав собственный стиль исполнения, Карулли через некоторое время достиг значительных успехов и начал давать концерты в Неаполе, вскоре заслужив славу лучшего гитариста Италии. В 1801 году музыкант женится на француженке и уезжает в Париж, где продолжает активную концертную и композиторскую деятельность.

В Париже с исключительным успехом дал несколько концертов, что сделало его самым популярным концертным исполнителем и преподавателем. Его легкие для исполнения произведения пользовались большим успехом и царили в мире гитары. За 12–летний период он опубликовал более 300 сочинений: это соло, дуэты, трио, квартеты, концерты, фантазии, различные мелодии и "Школа" в двух частях ставшая одним из лучших руководств того времени и переиздававшаяся шесть раз в течение нескольких лет. Он дал хороший толчок гитаре, его примеры и опыт помогли формированию многих хороших гитаристов, его последователей.

Музыкальные критики писали, что Карулли был первым музыкантом, открывшим для парижской публики возможности гитары как серьёзного концертного инструмента.

В 1800-х — 1810-х годах Карулли много сочинял (в основном, для гитары), его произведения пользовались большой популярностью и были изданы в Аугсбурге, Вене, Гамбурге, Милане и других городах.

В 1811 году композитор заканчивает «Полную школу игры на гитаре» — первое в истории крупное учебное пособие такого рода.

«Школа» была переиздана во Франции и за рубежом и быстро стала весьма популярной (она до сих пор используется многими гитаристами как начальное учебное пособие).

В качестве исполнителя у Карулли практически не было конкурентов, кроме Маттео Каркасси, который, хотя и пользовался одобрением публики, но не имел такой популярности. Гегемония Карулли продолжалась до середины 1820-х годов, когда большую популярность стал завоёвывать Фернандо Сор.

В 1826 году Карулли с помощью парижского музыкального мастера Рене Лакота сконструировал и запатентовал необычный инструмент — десятиструнную гитару (названную им «декахордом»), для которой также написал учебное пособие.

Карулли — один из первых в истории сольных исполнителей на классической гитаре, его игра отличалась чистотой, красивым звучанием и виртуозностью.

Он также имеет большое значение как композитор: его сочинения (более 400), написанные в стиле раннего итальянского романтизма, жизнерадостном, изящном и грациозном, входят в репертуар многих мировых исполнителей.

В них композитор использует приёмы, заимствованные из практики современных ему скрипачей и пианистов — быстрые арпеджио, восходящие и нисходящие пассажи и др.

Многие произведения Карулли имеют программу, то есть заявленное заранее содержание пасторального, мифологического, политического и др. характера:

Соната «Великий Наполеон»,

«Взятие Алжира» и т. п.

Перу композитора принадлежат многочисленные камерные ансамбли с гитарой — дуэты, трио, квартеты, песни и романсы для голоса и гитары.

Помимо «Школы игры на гитаре» Карулли также написал ряд этюдов и учебных пьес, а также уникальное в своём роде руководство «Гармония применительно к гитаре», предназначенное для обучения правильному переложению музыки на гитару.

Основные сочинения

Гитара соло

Около 35 сонат и сонатин, в том числе соната «Великий Наполеон» (1807), «Гроза» (1809), Большая соната (1810) и др.

Около 25 дивертисментов

Багатели, фантазии, танцы, вариации, характерные пьесы, попурри

Два рондо и дивертисмент для десятиструнной гитары

Концертные и камерные сочинения с гитарой

Три концерта для гитары с оркестром

Два соло для гитары и камерного оркестра

Два ноктюрна для гитары и камерного оркестра

Вариации для гитары и камерного оркестра

Маленький квартет для гитары, флейты, скрипки и виолончели

Маленький квартет для гитары, скрипки, альта и виолончели

Около 20 трио для флейты, скрипки и гитары, двух скрипок и гитары, трёх гитар или скрипки, альта и гитары

Многочисленные сочинения для двух гитар, скрипки и гитары, альта и гитары, флейты и гитары, гитары и фортепиано, арфы и гитары, ариетты и романсы для голоса и гитары и др.

Учебные и методические работы

«Полная школа игры на гитаре» (1811, редакции и дополнения 1814, 1825 годов и др.)

Сольфеджио для голоса и гитары (1822)

«Гармония применительно к гитаре» (1825)

«Импровизации» (1825)

«Полная школа игры на десятиструнной гитаре» (1826)

Программа выступлений:

  1. Докторова Анастасия

Ф. Карулли «Танец»

  1.  Сергеев Фёдор

Ф. Карулли «Анданте»

  1. Петров Илья

Ф. Карулли «Сицилиана»

  1. Перцев Антон и преп. Попова А.В.

Ф. Карулли «Ларджетто»

  1. Петров Игорь

Ф. Карулли «Рондо»