Статья "Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся"

Левченко Людмила Евгеньевна

В даной статье рассмариваются особенности подбора репертуара хорового коллектива. Описание из опыта работы над репертуаром, его основыных составлющих: методика и практика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО ДДТ «Юность»

Выборгского района Санкт-Петербурга

педагог дополнительного образования

Левченко Л.Е.

СТАТЬЯ

«Хоровой репертуар как основополагающий фактор в формировании музыкальной культуры учащихся»

Для чего мы учим детей петь в хоре? Думаю, что не только для смотров и школьных праздников. Главная цель – развитие личности ребенка, развитие эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. И сегодня в условиях современных социокультурных изменений немалая роль отводится общеобразовательной школе. Все, кто искренне желает расцвета культуры в школе, должны отдать ей частицу своего таланта и сердца, ведь школа – это наши дети, наше будущее.

          Репертуар — лицо хора, его визитная карточка. Еще не слыша хора, но зная его репертуар, можно в определенной мере точно судить о творческом лице коллектива, его эстетических и нравственных позициях, его исполнительских возможностях. Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру, но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкус и взгляды, повышает ответственность перед всем коллективом.

           Одной из основных задач при составлении репертуара является нахождение таких музыкальных произведений, которые способствовали бы воспитанию художественного вкуса исполнителей и слушателей, т.е. для работы с хором должна быть подобрана подлинно художественная музыка. Следует помнить, что музыка несёт в себе равноправие словесного и музыкального содержания, поэтому подлинно художественным должен быть не только музыкальный, но и литературный текст.

Одним из главных критериев подбора репертуара является принцип доступности, поэтому при составлении репертуара обязательно следует учитывать количественный состав хора и его качественное состояние. Следующий принцип, которым следует руководствоваться при подборе репертуара, является постепенность усложнения репертуара.

              Хоровой репертуар должен быть интересным, многоплановым, разнообразным по характеру, мелодике, ритму, темпу, характеру изложения, стилю, гармонии и д.т. Нельзя забывать, что дети приходят не только учиться, но и получать удовлетворение от занятий.

              В репертуар любого хорового коллектива необходимо включать:

 сочинения зарубежных композиторов-классиков;

 сочинения композиторов русской классической школы;

  народные песни разных стран;

  произведения современных композиторов — русских и зарубежных.

             О том, что в репертуаре хора обязательно должны присутствовать произведения современных композиторов, наверное, не стоит много говорить, тем более, что в данном случае речь идёт о младшем школьном возрасте. Современные школьники поют музыку композиторов- современников — это естественно.

              Современные композиторы часто используют в своих сочинениях новые приёмы в мелодии, гармонии, ритме, фактуре.

             Немаловажное внимание необходимо уделять содержанию и художественным качествам поэтического или прозаического текста. Стараюсь не допускать безразличное выражение лица, хотя внутренние переживания не всегда отражаются во взгляде, в лицах ребят. Прошу быть «артистами» и учу входить в образ, как артисты театра на сцене. Отсюда меняется и собственно хоровой звук.

              В моей практике не было случая, чтобы дети не пели на концерте значительно лучше, чем на репетиции. А сколько радости на лицах моих воспитанников, когда мы вновь становимся обладателями призового места на очередном конкурсе или фестивале, где нас оценивает профессиональное жюри.

             Осуществление этого высокого призвания хорового искусства возможно только через разнообразный и высокохудожественный репертуар. В него могут быть включены самые разнообразные произведения, выполняющие ведущие цели и задачи музыкально-эстетического воспитания.

              Репертуар — это стержень, содержание работы коллектива, главная черта, определяющая его творческий облик. Задачи воспитания, формирования личностных качеств своих хористов мне всегда представлялись необходимыми.

               Анализируя и перечитывая текст хоровой партитуры, всегда представляешь себе, что нового откроют для себя ее исполнители, какие убеждения окрепнут в их сознании; что из всего многообразия мыслей и чувств унесут они в свою долгую жизнь.

               Наиболее ценны и интересны те произведения, которые поднимают серьезные нравственные проблемы, тесно связанные с формированием личностных качеств человека. Такие произведения, на темы которых можно дискутировать, домысливать что-либо; исполняя которые, можно прославлять или обличать, радоваться, смеяться или страдать, но которые всегда, в конечном итоге, утверждают добро, подвиг, душевную красоту, стремление к нравственному совершенству.

Таким образом, проблема репертуара является одним из основных вопросов в работе хорового коллектива. Все учебные, педагогические, творческие процессы находятся в непосредственной зависимости от репертуара. Правильно подобранный репертуар, разучивание и исполнение произведений, весь этот процесс в целом способствует проявлению склонностей, направленности учащихся к хоровому пению, разрабатывает и стимулирует способности учащихся к музыкальной деятельности

и является критерием творческого роста коллектива.