Исследовательский проект "Оздоровительные возможности музыки"

Пудовкина Ирина Олеговна

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру, рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в школе. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский. Известно, что здоровый ученик лучше учится, качественно работает, лучше усваивает правила и нормы и не имеет особых трудностей с адаптацией к новым людям и ситуациям. Напряженная учеба и связанные с ней стрессовые ситуации не способствуют сохранению здоровья школьников. В детской школе искусств задача создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся является столь же важной, как и задача обеспечения качественного образования. Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательский проект135.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

«Инновационная деятельность педагога»

Исследовательский проект

 «Оздоровительные возможности музыки»

Автор проекта

Пудовкина

Ирина Олеговна

Преподаватель (класс домры)

г.Нарьян-Мар, ул. Выучейского, д.24

8 (81853) 4 20 55

г.Нарьян-Мар

2017

Содержание:

I. Введение

II. Оздоровительные возможности музыки.

1. Происхождение музыки и ее виды.

2. Механизм воздействия музыки на человека.

2.1. Восприятие звука человеком.

2.2. Слуховой путь человека.

3. Влияние музыки на человека.

4.Оздоровительные возможности музыки.

5. Результаты наблюдений исследовательского проекта.

III. Заключение.

IV. Список использованной литературы.

Приложения.

I. Введение

                                «Здоровье — это не все, но все без здоровья — ничто».                                                                                                                                            Сократ

Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач страны. Для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру, рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в школе. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы» В.А.Сухомлинский. Известно, что здоровый ученик лучше учится, качественно работает, лучше усваивает правила и нормы и не имеет особых трудностей с адаптацией к новым людям и ситуациям. Напряженная учеба и связанные с ней стрессовые ситуации не способствуют сохранению здоровья школьников. В детской школе искусств задача создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся является столь же важной, как и задача обеспечения качественного образования. Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа.

Вот почему была выбрана тема исследовательского проекта -  «Оздоровительные возможности   музыки». Выбранная тема является достаточно актуальной и перспективной. Тема исследовательского проекта была предложена для учащихся старших классов, обучающихся в моем классе. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается интеллектуального развития учеников, но и их нравственного развития. Актуальность данной темы заключается в том, что здесь просматривается тесная связь между теорией и практикой.

Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – дома, в магазине, кинотеатре, на улице, на дискотеке, - везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир и внешнее его выражение - поведение.

Ни для кого не секрет, что музыка занимает немаловажное место в нашей жизни. Но обычно мало кто отдаёт себе отчёт в том, что, она предназначена не только для развлечения и воспитания. Музыка также обладает способностью оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Если сравнивать музыкальную сферу искусства с другими ее отраслями, можно сказать, что это одна из самых вдохновенных его форм. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые разные чувства, побуждения и желания. Она может расслаблять, успокаивать, бодрить, раздражать и т.д.

Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Цель данной работы :

          выяснить, как влияет музыка на организм человека;

          уметь воспользоваться оздоровительными возможностями музыки;

сформировать общечеловеческие духовные ценности через музыкальную культуру

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. Подобрать и изучить литературу о происхождении музыки и ее видах.

2. Разобраться в механизме воздействия музыки на человека, попытаться раскрыть и объяснить особенности реакции человеческого организма от прослушивания музыки.

3. Путём опроса учащихся нашей школы выявить музыкальные вкусы сегодняшней молодёжи.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

• поисковый метод;

• метод наблюдения;

• метод анализа и синтеза;

• метод беседы и опроса;

• метод обобщения.


Ожидаемые результаты обучения:

После завершения проекта обучающиеся смогут:

  • Применять свои знания на практике, продолжать заниматься исследовательской деятельностью, использовать информационные технологии. 
  • Использовать полученные результаты  для успешной самореализации в учебной деятельности.
  • Использовать в своей жизни и жизни друзей оздоровительные возможности музыки

После завершения проекта преподаватель сможет:

  • Использовать результаты исследований для проведения классных часов, родительских собраний. 
  • Использовать результаты исследований для выступлений на методических объединениях, конференциях.
  • Использовать в своей жизни  оздоровительные возможности музыки.
  • Использовать оздоровительные возможности музыки в организации учебного процесса.

Участники исследовательского проекта:

Преподаватель Пудовкина И.О.

Учащиеся класса:

Кропотина Роза

Дуркина Виктория

В наблюдениях и анкетированиях исследовательского проекта принимали участие одноклассники и друзья Кропотиной Розы и Дуркиной Виктории в возрасте от 14 до 18 лет.

Сроки проведения исследовательского проекта:

Апрель – Май - Июнь 2013г

II. Оздоровительные возможности музыки


1. Происхождение музыки и ее виды.

Существует ряд гипотез о происхождении музыки – мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса.

На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма. Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К.Бюхер) также отдает первенство ритму, который лежал в основе появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Теория Ч.Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное соперничество.

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г.Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент.

Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Этому способствовал ряд начавшихся в 20 в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи и технического воспроизведения музыки, возникновение электромузыкальных инструментов, синтезаторов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами (музыкальные программы на радио, телевидении, гастроли музыкальных коллективов, международные музыкальные фестивали, продажа аудио-визуальной продукции, использование Интернета и др.); признание музыкальных интересов и вкусов разнообразных социальных групп в обществе.

В 20 веке возникает видовое и стилистическое разнообразие музыки Появляются представления о различных «музыках», охватывающие более или менее широкий круг бытующих сегодня музыкальных явлений:

• классическая (или серьезная);

• популярная;

• внеевропейская (неевропейская);

• этническая (и традиционная);

• эстрадная (или легкая);

• джаз;

• рок – музыка;

• авангардная (экспериментальная);

• альтернативная.

Многие виды музыки определяются по среде их обитания и функциям: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т.д. А также – по характеру исполнения: вокальная, инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др.; по отличительным свойствам музыкальной фактуры и композиторской техники: полифоническая, гомофонная, монодическая, гетерофонная, сонорная, серийная и т.п.

Внутри каждого из видов музыки в свою очередь могут возникать и развиваться собственные стили и направления, отличающиеся устойчивыми и характерными структурными и эстетическими признаками. Например: классицизм, романтизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм, серийность, авангард – в классической музыке; рэгтайм, диксиленд, свинг, би-боп, куул – в джазе; арт, фолк, тяжелый металл, хип-хоп, рэп, грандж – в рок-музыке и т.п.

2. Механизм воздействия музыки на человека.

2.1. Восприятие звука человеком.

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Уже с незапамятных времён человека окружали они. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц… Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве. Он даже научился воспроизводить их, чтобы приманивать птиц и зверей. На основании врождённого и приобретённого опыта, человек воспринимает звуки по-разному. Например, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум дождя, свист ветра.

Звуковые волны - это физическое явление, происходящее в различных агрегатных состояниях вещества.

Но звуки сами по себе - еще не музыка. В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить в них свои мысли и чувства, - возникла музыка.

Можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

Орган слуха человека состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. В месте соединения наружного слухового прохода и среднего уха находится барабанная перепонка, вибрирующая под действием звуковых волн (см. приложение № 1 – схема).

Орган слуха позволяет различать все основные свойства звука: высоту, силу (интенсивность, громкость), тембр.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки с частотой 20 - 20000 колебаний в секунду. Ухо человека наиболее чувствительно к звукам с частотой 1000 - 2000 колебаний в секунду. В этом диапазоне ухо чрезвычайно чувствительно. Сравнение энергии звуковых и световых волн, необходимой для возникновения ощущения, показывает, что ухо в 10 раз чувствительнее глаза. В музыке используются не все звуки, которые человек может слышать. В музыке всего 8 полных октав, а число простых музыкальных звуков равно 57 (8х7+1). Все эти звуки могут быть полностью воспроизведены только на одном инструменте - органе. Фортепиано и пианино имеет до 7 октав.

Нельзя себе представить более эффективного слухового прибора, чем ухо человека. Подобно глазу, оно дошло в своем развитии до такого уровня, что всякое дальнейшее увеличение чувствительности было бы бесполезным. Если бы чувствительность уха была еще выше, то оно улавливало бы беспорядочное движение молекул воздуха, и мы непрерывно слышали бы шипение или жужжание.

Возможно с такой высокой чувствительностью слухового аппарата, способного различать оттенки звука, и связано то, огромное воздействие, которое оказывает на человека музыкальное искусство.

 

2.2. Слуховой путь человека.

В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути.

Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Если мы слышим звуки духового оркестра, который исполняет марш, то нам хочется идти, двигаться или хотя бы двигать ногой или рукой в такт музыке. Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как И.Бах, Л.Бетховен, В.Моцарт, Н. Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд - это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения (см. приложение № 2. Таблица «Музыкальные произведения для гармонизации различных состояний человека»).

 

3. Влияние музыки на человека

О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию...

Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Такая музыка снимает напряженность во время деловых переговоров, ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко.

Минорная же музыка, как ни странно, активизирует физиологические процессы. Есть музыка (главным образом симфоническая), которая изменяет кислотность желудка. Так что желательно принимать пищу в сопровождении любимой музыки. Специалисты свидетельствуют, что музыкотерапия, или мелолистика, помогает человеку вернуться к ощущениям, которые он давно забыл, — например, к тем, что были у него в момент рождения.

Религиозная музыка дарит чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие. Она анальгетик в мире звуков и помогает справляться с болью, облегчая ее. Она поднимает нас над уровнем повседневного сознания в те высшие сферы, где царствует свет, любовь и радость. Музыка Баха не только поднимает глубочайшие религиозные чувства, но оказывает более глубокое влияние. Она вызывает в воображении религиозные символы, особенно символ храма, гармоничные пропорции которого напоминают беспредельность Вселенной. Подобное действие имеют также оратории Генделя.

В средние века во время эпидемии чумы в городах не переставая звонили колокола: считалось, что колокольный звон помогает справиться с этой страшной болезнью. Тот же эффект производило и хоровое пение во время непрестанных молебнов. Неизвестно, откуда об этом знало средневековое духовенство, но уже в наше время опытным путем было доказано, что активность микробов, наслушавшихся колокольного звона и церковных песнопений, падает на 40 процентов. И значит, святая вода становится таковой не столько благодаря ионам серебра, насыщающим ее при погружении креста, сколько слаженному и многоголосому пению во время молебна.

О том, что колокольный звон убивает микробы и бактерии, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, но только теперь ученые поняли, что это происходит благодаря излучаемому инструментом ультразвуку. Облучение малыми дозами ультразвука сейчас используется в пищевой промышленности, для стерилизации космических аппаратов перед их полетами на другие планеты и т. д.

Ультразвуковой спектр (более 25 кГц) ускоряет лечение инфекционных болезней и повышает иммунитет человека. В будущих исследованиях необходимо иметь в виду, что, если звук отдельного колокола уникален, то голос звонницы из нескольких колоколов представляется целой атмосферой звуков, часто трудно предсказуемой в силу сложного взаимодействия отдельных спектров. Колокольная звонница — это миниоркестр, который по православной традиции условно делится на 3 группы колоколов: малые (зазвонные), средние (подзвонные) и большие (благовестники). Используя в композиции звона преимущественно колокола той или другой группы можно создавать соответствующие эмоциональные настроения, что отчасти и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и Богослужения.

Растения тоже “чувствуют” музыку. У одного фермера из Канады под скрипичные сонаты И. Баха пшеница дает полуторный урожай. Американец Карлсон создал фирму "Озвученный цветок" – ее "музыкальными рецептами" пользуются во многих странах. Китайский биофизик Хоу Тяньчжэнь изобрел "звукочастотный генератор", который с учетом "вкуса" растений может передавать разные звуковые волны, способные стимулировать их фотосинтез и рост.

Нужно лишь подобрать в соответствии с уровнем температуры и влажности воздуха необходимый частотный диапазон, который подойдет для тех или иных видов посевов. В Америке, Франции издаются даже альбомы пластинок для растений — рекордные урожаи под музыку получают. "Озвученные" растения содержат во много раз больше витаминов и питательных веществ. От мажорных мелодий мимоза и петуния растут много быстрее и даже расцветают на две недели раньше. Под микроскопом отчетливо видно, что протоплазма растительных клеток ускоряет движение под воздействием музыки.

В прошлом веке в монастыре Бриттани монахини исполняли музыкальные произведения для домашних животных. Они заметили, что прослушав серенаду Моцарта, коровы давали вдвое больше молока. Даже собаки неравнодушны к музыке. Например, у пинчеров в зависимости от мелодии кровяное давление может меняться на 70 миллиметров ртутного столба. Японцы выяснили, что когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в 10 раз быстрее. В Канаде струнные квартеры играют Моцарта на городских площадях, чтобы упорядочить уличное движение и снизить количество аварий.

Но музыка может также и разрушать. В Японии провели эксперимент, в котором участвовали 120 кормящих матерей. Одни мамы слушали классику, другие — поп-музыку. В первой группе количество молока у мамаш увеличилось на 20 процентов, а у поклонниц современных ритмов — уменьшилось наполовину. Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью и "бешенностью" своих ритмов. Она олицетворяет собой современный ум и его состояние стресса и напряжения, сочетает перевозбуждение с угнетающим влиянием. А это вредно отражается на психике.

В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая «рок-обработке» с одновременным миганием света, погибает. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.

Музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в победе. Она выражает радость победы и помогает пережить скорбь о погибших в бою.

Особое влияние на человека могут оказывать звуки государственного гимна. Звучание гимна торжественное. Он часто начинается с интервала в 2,5 тона - с кварты. Гимн вызывает чувство гордости. Музыка способна сплотить людей в едином эмоциональном порыве, внушить уверенность в победе.

Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Дальнейшие исследования в этой области, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом.

 

4. Оздоровительные возможности  музыки

Многие дpевнейшие yчения содеpжат в себе различные yтвеpждения и опыт, накопленный тысячелетиями, воздействия мyзыки на животных, pастения и человека. В дpевности выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм:

1) на дyховнyю сyщность человека;

2) на интеллект;

3) на физическое тело.

Считается, что мyзыка может yсиливать любyю pадость, yспокаивать любyю печаль, смягчать любyю боль и даже изгонять болезни. Всем наyкам и изощpениям, котоpые пpидyмало человечество, дpевние мудрецы пpедпочитали пpостые звyки мелодии, котоpые они ставили пpевыше всего.

Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику.

Пифагор, которого, помимо прочих лестных титулов, называют “первым музыкотерапевтом”, создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр.

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненноважных сведений о воздействии мyзыки на человека и живые оpганизмы, полyченных в pезyльтате экспеpиментальных исследований. Эксперименты велись в нескольких напpавлениях: влияние отдельных мyзыкальных инстpyментов на живые оpганизмы; влияние мyзыки великих гениев человечества; индивидyальное воздействие отдельных пpоизведений композитоpов; воздействие на оpганизм человека тpадиционных наpодных напpавлений в мyзыке, а также совpеменных напpавлений.

Постепенно накапливаются наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних мудрецов о том, что мyзыка - мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Еще в XIX веке yченый И.Догель yстановил, что под воздействием мyзыки меняются кpовяное давление, частота сокpащений сеpдечной мышцы, pитм и глyбина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость.

Музыка и, в особенности, ритм широко использовались при проведении обрядов и иных культовых действий. Достаточно ярким примером этому может служить шаманская практика, известная у разных народов мира. Специально подобранные и отшлифованные опытом поколений ритмичные удары шаманского бубна способствовали вхождению в особые состояния сознания как самого шамана, так и зрителей-участников.

5. Результаты наблюдений исследовательского проекта.

В нашем сложном земном мире любое явление можно направить и в положительную и в отpицательнyю стороны. Музыка - не исключение.

Наблюдение 1.

Мы выяснили, что классическая музыка благотворно влияет на человека.

Специалисты в области музыкотерапии составили перечень музыкальных произведений для гармонизации различных состояний человека.

Для наблюдения мы выбрали «Маленькую ночную серенаду» В.А.Моцарта и фрагмент сюиту №2 И.С. Баха.

Ученые утверждают, что музыка Моцарта – это отличная «гимнастика» души, чудесное средство для улучшения самочувствия после эмоционального напряжения. Музыка Баха способна уменьшить состояние агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром.

Участниками наблюдения стали друзья и одноклассники (всего 20 человек). Наблюдение было проведено после последнего урока в общеобразовательной школе. Перед учащимися была поставлена задача:

 выбрать из семи основных цветов цвет, который соответствует их настроению и состоянию после прослушивания музыкальных фрагментов.

Получились следующие результаты:

В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

И.С.Бах Сюита № 2

красный

25% (5 человек)

20%(4 человека)

желтый

20% (4 человека)

30% (6 человек)

синий

15% (3 человека)

10% (2 человека)

зеленый

15% (3 человека)

20% (4 человека)

коричневый

15% (3 человека)

10% (2 человека)

черный

10% (2 человека)

10% (2 человека)

Психологи утверждают, что:

Красный цвет означает – активность, жизненная энергия, стремление к успеху;

Желтый – ожидание, расслабление, стремление к новому, неопределенное или мечтательное настроение;

Синий – покой, гармония, эмоциональная стабильность, нейтральное настроение;

Зеленый – настойчивость, уверенность в себе, спокойное или пассивное настроение;

Коричневый - тревога, взволнованное настроение;

Черный – отвержение, протест, недоверие, неприятие, унылое настроение.

Таким образом, мы видим, что предлагаемые музыкальные примеры оказали благоприятное воздействие на душевное состояние большинства учащихся.

Наблюдение 2.

Многие направления современной музыки действуют pазpyшительно на человеческий организм.

«Сила звука, которую может выдержать человек, обратно пропорциональна его умственному развитию», - сказал один мудрый человек.

Сила звука измеряется в децибелах. Продолжительный звук свыше 80 децибел вреден для здоровья. Ну, а максимальный порог для человека – 120 децибел.

Как же определить эти самые децибелы? Возьмем для сравнения: шепот, шелест листьев – это 20-30 децибелов. Это идеальная сила звука для того, чтобы прийти в себя, восстановить утраченное спокойствие духа. Но чтобы послушать подобную «тишину» вам придется отправиться в лес.

Обычная разговорная речь (или разговоры в классе) составляет 40-60 децибел. (Хорошо, если на перемене всему классу не захочется от души покричать).

Громкая речь и шум улицы днем – 60-70 дец.

Громкая музыка в исполнении ансамбля и шум несущего грузовика – 70-80 дец.

Сильный крик, стук колес поезда – 80-90 дец.

Шум авиамотора, концерт рейва или тяжелого рока – 100-120 дец.

Шум взлетающего «Боинга» - 120-140 дец.

Участникам анкетирования «Музыка в жизни молодежи» стали друзья и одноклассники. В опросе участвовали 20 человек. Рассмотрим результаты анкетирования.

Анкета на тему «Музыка в жизни молодежи»

(Вопросы для анкеты придумали ученики)

1.Что для вас есть музыка?

Варианты ответов

Процент

Количество человек

отдых, вдохновение, настроение, отвлечение от проблем

50%

10

Жизнь, все

25%

5

Хобби, увлечение

5%

1

Люблю слушать музыку

10%

2

Люблю танцевать

10%

2

2.Какую музыку Вы слушаете для поднятия настроения?

Варианты ответов

Процент

Количество человек

Спокойную

10%

2

Энергичную

20%

4

Хип-хоп, рэп

20%

4

Клубную, поп-музыку

40%

8

Классическую

10%

2

3. Какой жанр музыки Вам больше нравится?

Варианты ответов

Процент

Количество человек

Современная, популярная музыка

60%

12

Классическая музыка

5%

1

Электронная

25%

5

Джаз

10%

2

Духовная музыка

0%

0

4. Как любите слушать музыку?

Варианты ответов

Процент

Количество человек

Громко

30%

6

Тихо

0%

0

Умеренно

10%

2

В наушниках

60%

12

5. Играете ли Вы на музыкальном инструменте?

Варианты ответов

Процент

Количество человек

Да

30%

6

нет

70%

14

 

Анализ результатов анкетирования показал, что музыкальные предпочтения многих учащихся могут привести к серьезным нарушениям слуха и значительным изменениям в психике: напряженности, конфликтности, агрессивности, ухудшениям общего самочувствия. Кроме того, многие любят слушать музыку громко, или в наушниках. Это также отрицательно влияет на состояние здоровья человека.

III. Заключение.

Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.

Процесс отбора основополагающих музыкальных ценностей включает в себя оценочное познание, в ходе которого сопоставляются и выбираются ценности, особо значимые для личности. Понять - это значит почувствовать, пережить эмоционально, а не пойти на поводу у моды сегодняшнего дня. Любое общество нуждается в сохранении и овладении опытом культурного наследия прошлого. В общении с классическими музыкальными произведениями высокого искусства внутренний мир каждого человека меняется в лучшую сторону, обогащается. Вот некоторые высказывания выдающихся людей о влиянии музыки на человека.

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этническую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». (Аристотель, древнегреческий философ).

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». (В.Г. Белинский, русский писатель).

«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». (В.А. Сухомлинский, педагог).

Изучив оздоровительные возможности музыки, ее полезное воздействие на человека, можно использовать эти знания, например в организации школьной жизни и значительно улучшить здоровье окружающих.

Так, умело подобранное содержание «музыкальных переменок» поможет преодолеть гиперактивность, развить самоконтроль учащихся, а, следовательно, избежать случаев травматизма и нарушения дисциплины.

Музыкальные «пятиминутки» на уроках могут развить активное внимание, способность к сосредоточению, моторно-слуховую память, способствовать эффективности умственного труда или, наоборот, успокоить, снять состояние стресса.

Музыка, звучащая в медицинском кабинете, поможет преодолеть чувство страха, утешить боль, улучшить сердечно-сосудистую деятельность и процессы обмена.

Занятия в детской школе искусств будут стимулировать центры положительных эмоций, вызывать подъем духа и творческую активность.

Подводя итог вышеизложенному, хочется верить, что многие люди поймут: музыка предназначена не только для развлечения и отдыха, но и для гармонизации психоэмоционального и физического состояния человека.

Поскольку процесс формирования общечеловеческих духовных ценностей через музыкальную культуру находится в прямой зависимости и от общеобразовательного уровня всего населения, необходимо объединить усилия музыковедов, социологов, педагогов, всей общественности для того, чтобы открыть «большой музыке» дорогу в школьные стены.

Верим, что в XXI веке целительные свойства музыки будут служить во благо человечества.

IV. Список использованной литературы

1. Блаватская Е.П. Из пещеp и дебpей Индостана. - М.: Автоp, 1991. - с.218.

2. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. т.1, гл.XIV.

3. Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000;

4. БЭС; "Советская энциклопедия", Москва, 1978

5. Вилли К., Детье В., Биология; "Мир", Москва, 1974;

6. Ефимов В.А., Элементарная теория музыки; "Государственное Издательство БССР", Минск, 1948;

7. Жаров А., Песни великого подвига. М.: Художественная литература. 1985;

8. Журнал "Бyдь здоpов" 1/95;

9. Журнал "Семейный доктоp" 6/96;

10. Журнал "Целительные силы" 1/96;

11. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988

12. Монpо Д. 21 ypок Меpлина. Магические знания дpyидов. - Киев: София, 1996. - с.277-286.

13. Чеpедниченко Т.В. Мyзыка в истоpии кyльтypы. - Долгопpyдный: Аллегpо-пpесс, 1994. -с.199.

14. Хамель П.М. «Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку.» – М. Издательский дом «Классика-XXI», 2007