«ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ…» тематический концерт, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война, Победа, её место и значение в современной жизни, «горячие точки» последних десятилетий, память поколений – все эти темы никогда не потеряют актуальность, они часть нашего бытия.
Вехи истории страны, отраженные в песнях современных и написанных почти 70 лет назад, вызовут несомненный интерес у школьников, занимающихся музыкой, а также у зрителей разных возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voyna.docx | 378.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение СОШ №1959 «Дети мира»
Музыкальный руководитель, создатель идеи и разработчик сценария – учитель музыки Мартыненко Е.Е.
«ПОКЛОНИМСЯ
ВЕЛИКИМ
ТЕМ
ГОДАМ…»
тематический концерт, посвященный
70-летию Победы в Великой Отечественной войне
МОСКВА 2015 г.
Актуальность:
Великая Отечественная война, Победа, её место и значение в современной жизни, «горячие точки» последних десятилетий, память поколений – все эти темы никогда не потеряют актуальность, они часть нашего бытия.
Вехи истории страны, отраженные в песнях современных и написанных почти 70 лет назад, вызовут несомненный интерес у школьников, занимающихся музыкой, а также у зрителей разных возрастов.
Цели:
- воспитание у подрастающего поколения духовно-нравственных и патриотических чувств;
- пропаганда художественными средствами героической истории и воинской славы Отечества.
Задачи:
- воспитание добра, сочувствия и отзывчивости к людям и окружающему миру;
- воспитание у детей уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, народным традициям, а также к ветеранам ВОв и людям старшего поколения;
- творческое развитие личности ребенка - его эстетического и эмоционального познания мира;
- формирование у детей интереса к песенному творчеству России второй половины ХХ в. и начала XXIв;
- знакомство учащихся с жизнью и творчеством выдающихся поэтов и композиторов, создававших песни о войне;
- развитие у детей творческой инициативы, образного мышления и воображения, артистизма, познавательной активности;
- подготовка к творческой деятельности.
Этапы подготовки и проведения мероприятия.
Предварительный этап (4-6 недель) включает в себя долгий и тщательный подбор песенного материала и фонограмм, прослушивание, нацеленное на определённого исполнителя, учитывающее именно его индивидуальные исполнительские, психологические и возрастные особенности. Так, во время поиска музыкального материала были прослушаны более 100 песен военных лет, написанных после войны, но о войне, об Афганской войне, о современном восприятии войны, о Победе. Самое трудное в этой работе - найти разные по содержанию, по настроению и даже по аранжировке песни для детей от 7 до 17 лет, чтобы концерт - главная цель совместной деятельности педагога и учеников, был интересен как исполнителям, так и зрителям. В итоге в концерте прозвучали 16 песен.
Организационный этап (4-6 недель) направлен на развитие всех видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества и музыкального образования и включает в себя несколько видов индивидуальной работы, которые идут параллельно:
1. Отобранные песни многократно прослушиваются вместе с детьми, выбираются понравившиеся. Главное в выборе песни, чтобы она чем-то «зацепила» исполнителя - лирикой или героическим напором, всенародной скорбью или юмором, гордостью за свою страну, семью или волнующим ощущением грядущей победы. Если песня и будущий исполнитель чувствуют друг друга - работать будет радостно. Но не исключены ошибки, и кто-то «свою» песню найдет не сразу. Далее определяется тональность фонограммы и начинается творческая работа.
2. На этапе разучивания мелодии и слов песен, у детей продолжают формироваться певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению, а именно: развивается музыкальный слух, слушается правильное и неправильное пение, высота звуков, их длительность, направление движения мелодии, собственный слуховой контроль во время пения, исправление ошибок, а также развивается голос, формируется, укрепляется и расширяется певческий диапазон. Очень важная часть работы направлена на четкое и разборчивое произнесение слов и буквосочетаний, связанное с осознанием сюжетного развития в тексте.
3. Творческое самовыражение на сцене во время исполнения песни очень важно как для певца, так и для слушателя. Каждый исполнитель вкладывает в песню свое понимание и чувствование музыки, пытаясь донести до зрителя все то, что заложили в свое произведение авторы. Здесь соединяется все: музыкальные данные, эмоциональность, артистизм, физическая выносливость, интеллект и неизменное творческое волнение. Ребенок, сумевший донести и показать на сцене все, чему он научился, создать образ песни, создать небольшой рассказ о жизни другого человека - несомненно достоин поощрения и поддержки публики. Развитие творческих способностей детей на этапе формирования личностных качеств очень трудоёмкий и важный процесс и его значение нельзя недооценивать.
4. Музыкально-образовательная деятельность связана с расширением кругозора, поиском информации об авторах песни, о времени ее создания, об особенностях исполнительства. Учащиеся самостоятельно знакомятся с жизнью и творчеством композиторов и поэтов, подбирают интересные стихотворные композиции к знакомым песням, смотрят видеофильмы и делятся впечатлениями о них, читают публикации в прессе и в сети Internet. Кроме того, ребята занимаются сбором интересных фактов биографии песни, военных фотографий из домашнего альбома, подготовкой рассказа о самой любимой песне, созданием небольших информационных сообщений для своих одноклассников, с последующим выступлением на классном часе. Также учащиеся получают задание побеседовать со своими родителями и старшими родственниками и расспросить их о военных событиях, о детстве и юности, о песнях, которые тогда звучали, об их эмоциональных впечатлениях. Затем ученики пишут небольшие сочинения на тему «Война в жизни моей семьи», «Военные песни, звучащие в моем доме».
Подготовка к данному мероприятию вызовет у детей дополнительный интерес к музыке и таким школьным предметам как история, литература и русский язык. Знакомство с военной поэзией, знания об исторических событиях, важных датах в жизни своей страны, её народа, своей семьи, полученные через песню, умение красиво и искренне написать об этом - несомненное приобретение для любого учащегося.
Репетиции (промежуточный этап), рекомендации по полученным результатам (4 недели).
С выученными песнями учащиеся выходят на звуковые репетиции, где главное внимание уделяется работе на сцене с фонограммой и микрофоном. Продолжается работа над чистотой интонации при пении в унисон и над дикцией, красотой и яркостью звука, динамикой, настроением и образом песни.
Далее выстраиваются репетиции по движению сценария, с добавлением фоновой музыки и звуковых эффектов, с точным вступлением музыки во время чтения связующих стихов, выходом на сцену, передачей микрофонов, выстраиванием всех участников концерта на финал и представлением. Каждый учащийся получает свои индивидуальные рекомендации по исполнению, сценическому поведению, костюму, а также общие замечания по проведению концерта.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - КОНЦЕРТ
Оборудование: музыкальный центр, радиомикрофоны, мультимедийный проектор, сопровождающий концерт презентацией, состоящей из слайдов-иллюстраций к звучащему материалу.
На концерт приглашаются родители, родственники, учителя, учащиеся школы.
Накануне украшается зал учащимися старших классов: на заднике висят шары цветов Российского флага и цифры - 70. На сцене стоят флагштоки с флагами России и Москвы, а также флаг СССР «За Родину».
По залу расставлены мольберты с рисунками детей о войне и плакатами «Родина-мать зовет!» и другими военной тематики.
ВИДЕОЗАПИСЬ концерта.
ФОТООТЧЕТ о подготовке и проведении концерта.
После концерта идет представление исполнителей, солистов и участников концерта, руководителей студии, создателей проекта, технических помощников, а также обмен впечатлениями, выступление зрителей, фотографирование.
В финале мероприятия, как символ Победы, взрывается праздничный салют (заранее приготовленные гигантские хлопушки).
Успешным результатом проведения мероприятия можно считать отзывы зрителей , а также выступления учащихся с приготовленными номерами на различных конкурсах и фестивалях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, получение ими грамот и дипломов различных степеней.
ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ…
Сценарий тематического концерта, посвященного
70-летию Победы в Великой Отечественной войне
(Под звуки военных песен участники и зрители входят в актовый зал школы).
(На экране – фотографии ветеранов в День Победы.)
Звучат торжественные фанфары.
Ведущий:
Давно окончилась война
Но в нашем сердце не забыты
Героев павших имена
Что навсегда с Победой слиты
Давно окончилась война
Другое время у штурвала
Но не тускнеют ордена
Не рядовых, не генералов
Звучит песня «Безымянный солдат»(1)О. Полякова
Ведущий:
Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Броня во вмятинах глубоких,(начало вступления песни)
И дали пройденных дорог,
И ордена на гимнастерках,
Где пот нещадно ткань прожег.
Глаза сирот и вдовьи слёзы,
От них сердца солдат дрожат…
Могилы братские, в которых
Друзья погибшие лежат.
И. Дашков. «Победа».Звучит песня «Тишина»(2)Л.Гуров
Звучит музыка танго «Рио-Рита».(На её фоне слова ведущего)
Ведущий:
Всё впереди, всё пока, всё пока накануне:
Двадцать рассветов осталось счастливых:
Год сорок первый, начало июня.
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.Звучит песня «Любимый город»(3)
Н. Богословский - Е. Долматовский
Гаснет свет
Звучит фонограмма боя, песня «Темная ночь»(4)Н. Богословский – В. Агатов
Включить свет
Ведущий:
Этот маленький белый листок посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог часто думать в бою обо мне,
Ветер песню мою унесет, чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет и любовь, и победу твою!
Звучит песня «Катюша»(5)М. Блантер - М. Исаковский
Ведущий:
Что где случилось - срочно узнать, съездить, увидеть и написать.
Фото и очерк быстро в печать. - Свежая «Правда»? - Можно читать.
Звучит «Песенка военных корреспондентов»(6)М. Блантер - К. Симонов
Ведущий:
Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты,—(Начало вступления песни)
А по ночам вам до сих пор
Бои под Бугом где-то снятся,
И «мессеры» строчат в упор,
И из ложбинки не подняться.
Зовет в атаку лейтенант,
Но тут же падает, сраженный...
А дома долго будут ждать,
Но лишь дождутся похоронной.
Звучит песня «Солдатка»(7)В.Резников - С.Островой
Ведущий:
Еще не зная дня и часа, когда наступит торжество,
Над Волгой и в степях Донбасса, мы свято верили в него.
Сквозь дни утрат, печали, скорби в пределы вражеской земли,
Не отступаясь, плеч не горбя, мы эту веру пронесли.
Мы так неистово хотели приблизить долгожданный час,
Что ни снаряды, ни метели остановить не смели нас.
Звучит песня «Дорога на Берлин»(8)М. Фрадкин - Е. Долматовский
Ведущий:
Еще стояла тьма немая, в тумане плакала трава,
Девятый день большого мая уже вступал в свои права.
Не рокотали стайки «Яков» над запылавшею зарей,
И кто-то пел, и кто-то плакал, и кто-то спал в земле сырой.
Вдруг тишь нахлынула сквозная, и в полновластной тишине
Спел соловей, еще не зная, что он поет не на войне.
И. Рядченко. «В день окончания войны».
Звучит песня «Соловьи»(9)В. Соловьев-Седой – А. Фатьянов
Ведущий:
Вам всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну, —
Поклон и память поколений.
Звучит песня «Снегири»(10)Ю. Антонов – М. Дудин
Ведущий:
Отгремела война, залечила земля свои раны,
Лишь окопов следы кое-где, словно шрамы видны.
Кто в сраженьях мужал, те сегодня уже ветераны.
И в солдатском строю их места занимают сыны...
Звучит песня «Та самая девчонка»(11)
Муз. и сл. Юты
Звучит песня «Бескозырка»(12)
В. Модель – З. Александрова
Ведущий:
Ветераны войны, не забыть им былые походы,
И могилы друзей, и покрытые пеплом поля.
Не забыть никогда гимнастерок, пропавших от пота,(начало вступления песни)
И фашистских знамен, что бросали под стены Кремля.
Все — любовь и мечты, наши светлые, мирные планы,
Их бессмертья залог, их Победы Великий Залог.
Я ваш вечный должник, дорогие мои ветераны,
Что живем мы, не зная забот и тревог.
Звучит песня «Маки»(13)Ю.Антонов – Г.Поженян
Ведущий:
Горячие точки планеты,
Где кровью решается спор.
Там дышат тревогой рассветы,
Там ночи как выстрел в упор,
Меня ваша боль убивает,
Горячие точки земли.
Страданий чужих не бывает
И все ваши слёзы – мои!
Звучит песня «19 лет»(14)Муз. и сл. А.Глызина
Ведущий:
Помните!
Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!(начало вступления песни «Ты помни»)
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, — помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
(отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского)
Звучит песня «Ты помни»(15)Л. Остапенко – О. Ткач
Ведущий:(на фоне вступления к песне «Победа»)
Давно окончилась война
Но в нашем сердце не забыты
Героев павших имена
Что навсегда с Победой слиты
Звучит песня «Победа»(16)А.Арутюнов - В.Семерин
Представление исполнителей, солистов и участников концерта, руководителей студии, создателей проекта, технических помощников.
Обмен впечатлениями, выступление зрителей, фотографирование.