Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Игрушки в музыке"

Доминантное музыкальное занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста "Игрушки в музыке". На примере пьес из "Детского альбома" П.И. Чайчовского.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ В МУЗЫКЕ

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки для детей старшеподготовительной группы

Подготовила Литошко Мария Владимировна, музыкальный руководитель ГБДОУ №51 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Цель: Создать условия для развития эмоционального восприятия музыки.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомить с музыкальными средствами выразительности.

- Формировать умение передавать характер музыки через движение.

- Познакомить с новыми музыкальными произведениями.

- Обогащать словарный запас эпитетами (музыка взволнованная, бодрая, энергичная, радостная, печальная, спокойная, лёгкая, нежная).

- Формировать умение составлять развёрнутое описание.

Развивающие:

- Развивать эмоциональную отзывчивость к музыке.

- Развивать ассоциативное мышление и воображение.

- Развивать зрительную и слуховую память.

- Развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательная:

- Воспитывать интерес к слушанию классических музыкальных произведений.

- Воспитывать активность, желание высказать своё мнение.

Пересечение образовательных областей:

- Художественно-эстетическое развитие (развитие предпосылок понимания произведений музыкального искусства, восприятие музыки, стимулирование сопереживания персонажам музыкальных произведений).  

- Познавательное развитие (развитие любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности, формирование представлений об объектах окружающего мира – форме, размере, материале, звучании, темпе)

- Речевое развитие (обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи).  

- Социально-коммуникативное развитие (развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам творчества).

Методы и приёмы:

- Словесные: наводящие вопросы, объяснения, беседа.

- Наглядные: иллюстрации, игрушки, видеоматериал.

 - Практические: дидактическая игра «Музыкальный поезд», слушание музыки, движение под музыку.  

Используемый материал:

Сундучок с игрушками (кукла, солдатик, лошадка)

Дидактические пособия «Музыкальный поезд» (паровоз с вагончиками) и «Музыкальный словарик» сост. Л.В. Жданова (иллюстрации для изображения настроения, темпа, громкости музыки).

Аудиозаписи произведений П.И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков» (в исполнении ансамбля «Виват» и оркестра п/у В.Спивакова).

Видеозапись с иллюстрациями под музыку «Игра в лошадки» и «Болезнь куклы» П.И. Чайковского.

Мольберт, фланелеграф, видеопроектор, музыкальный центр, фортепиано.

Ход занятия

Здравствуйте, дети! Вы знаете, что музыка изобразительна. Она может изобразить всё, что угодно: и разные явления природы, и любого сказочного персонажа. Назовите сами, что может изображать музыка? (Ответы детей). А ещё музыка может изобразить то, что вы все очень любите…  – это игрушки.

Как же звучит музыка про игрушки? Сегодня на нашем занятии мы такую музыку и услышим. У меня есть необычная коробочка, в которой лежат разные игрушки. Какую игрушку достанем – такая музыка и прозвучит.

Вызываю одного ребёнка достать любую игрушку.

Кукла

Посмотрите, какая красивая кукла! Представьте, как радуется девочка, которой подарили новую куклу. Сейчас послушайте музыку, которая называется «Новая кукла» и попытайтесь представить и саму куклу (какое у неё красивое платье, какая красивая причёска), и как радуется девочка (кружится от счастья или играет со своей куклой). Слушаем пьесу «Новая кукла».

Исполнение пьесы «Новая кукла» П.И. Чайковского на фортепиано.

Давайте заполним музыкальный поезд. Как называется эта пьеса?

Какое здесь музыкальное настроение? Почему?

В каком темпе звучит пьеса «Новая кукла»? Почему?

На каком музыкальном инструменте исполнялась эта музыка?

Подвести итог – рассказать о музыке связно (Пьеса «Новая кукла» радостная и быстрая, потому что девочка очень рада красивому подарку и постоянно танцует и быстро кружится со своей новой куклой).

Прослушать музыку ещё раз, можно девочек попросить покружиться под музыку.

        

Дети, а вы знаете, что кукла может заболеть? Как вы думаете, от чего? (ответы детей).  

А если музыкой надо рассказать, что кукле плохо, грустно, что она болеет, то какая будет музыка: весёлая или грустная? Быстрая или медленная? Громкая или тихая? Почему?

Точно так, как вы и сказали, звучит пьеса, которая называется «Болезнь куклы». Послушайте эту музыку и представьте, как плохо кукле, которая болеет.

  • Звучит пьеса «Болезнь куклы» П.И.Чайковского (видеозапись)

Дети, вы услышали, как музыка будто плачет? Вы бы хотели, чтобы ваши игрушки так себя чувствовали? Как нужно обращаться с игрушками, чтобы они не болели?  (Играть аккуратно, не бросать, убирать на место…). И тогда ваши игрушки будут радостные, как в музыке «Новая кукла» (наиграть начало).

Солдатик

Посмотрите, это солдатик! Давайте представим, что одному мальчику по имени Стёпа сказали, что ему на День Рождения подарят целый отряд солдатиков! Но… не сказали точно – каких: больших или маленьких, тяжёлых или лёгких, бодрых или уставших. Но дали подсказку: если послушать одну музыку, то сразу можно точно понять. Давайте поможем Стёпе понять, какие это солдатики. Слушайте внимательно.

Звучит аудиозапись «Марша деревянных солдатиков»                       П.И. Чайковского в исполнении ансамбля «Виват».

Может быть, кто-то из вас узнал эту музыку? Как она называется?

Значит, мы уже можем подсказать мальчику Стёпе, что солдатики будут деревянные. Они лёгкие или тяжёлые? Дети, скажите, а музыка нам подсказывает, какого размера эти солдатики – большие или маленькие? Как вы это поняли? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами изобразим именно таких солдатиков, каких услышали в музыке: маленьких, лёгких и энергичных.

Дети маршируют под музыку.

        Посмотрите, как доволен мальчик Стёпа (показываю изображение радостного мальчика). Он говорит вам «большое спасибо» за то, что вы ему помогли.

Дети, а если эта музыка будет звучать по-другому (на других музыкальных инструментах), она изобразит точно таких же солдатиков или немного других? Давайте послушаем «Марш деревянных солдатиков» в другом исполнении.

Звучит аудиозапись «Марша деревянных солдатиков»                       П.И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра п/у В.Спивакова.

Обсуждение с детьми, каких солдатиков можно представить под музыку в этом исполнении.  

Лошадка

Кто же это вдалеке,
Скачет быстро налегке?
Слышен цокот всех копыт,
Лошадка к нам сейчас спешит!

Представьте, что вы сейчас играете в лошадки с кем-нибудь из ваших друзей. Подойдёт ли такая музыка к вашей игре? Послушайте пьесу «Игра в лошадки».

  • Звучит «Игра в лошадки» П.И.Чайковского (видеозапись).

А теперь разойдитесь парами по залу, и под музыку изобразите, что вы играете в лошадки.

-возвращаются на стулья-

Давайте заполним наш музыкальный поезд.

Как называется эта пьеса?

Какое у неё настроение? Почему?

Какой темп? Почему?

На каком музыкальном инструменте звучала «Игра в лошадки»?

Какая история представилась?

Объединить описание музыки.

А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили музыку, которую мы сегодня слушали. Я вам буду говорить название, а вы лицом покажете, какая была музыка: радостная или печальная. Если правильно покажете, то эта музыка зазвучит. (Наигрывать только начало).

Марш деревянных солдатиков

Новая кукла

Болезнь куклы

Игра в лошадки.

        Молодцы! Всё правильно показали. Значит, мы можем с вами поиграть в одну интересную, но сложную игру. Вставайте в круг.

Теперь названия я вам говорить не буду. Я буду играть эти пьесы по очереди, а вам нужно показать:

- если услышите марш деревянных солдатиков, то помаршировать, как солдатики,

- если услышите «Новую куклу», то покружиться,

- если «Болезнь куклы» - то показать, как кукла болеет (грустно присесть, схватиться за животик, плакать и т.п.),

- если услышите «Игру в лошадки»  - то сесть на ковёр парами и изобразить весёлую игру в лошадки.

Молодцы, дети, все пьесы узнали и не запутались!

Давайте вспомним, с какой музыкой мы сегодня познакомились? … Про что она? … Про какие игрушки?...

И мы в очередной раз убедились, что музыка может изобразить всё что угодно, и даже игрушки. Про что ещё может быть музыка – мы услышим на следующих занятиях.

А теперь нашим игрушкам пора на место, в свою необычную музыкальную коробочку. (Складываем игрушки). И нам пора прощаться.

 До свидания!

Конец занятия.