Применение современных педагогических технологий в области вокального творчества в МБУДО ЦДОД г. Тамбова

Дынник Лариса Викторовна

В статье представлен опыт педагогов МБУДО ЦДОД по обучению детей искусству вокального пения, основанном на сочетании различных методик, позволяющих добиваться результатов как в предметной области, так и в личностном развитии учащихся системы дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_primeneniya_novyh_tehnologiy_v_vok_razvitii.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение современных педагогических технологий

в области вокального творчества в МБУДО ЦДОД г. Тамбова

Л.В. Дынник,

методист МБУДО ЦДОД, г.Тамбов

Главная задача дополнительного образования - обеспечить интеллектуальное и социальное развитие личности учащегося, содействовать его саморазвитию. Решение этой задачи методическая служба МБУДО ЦДОД видит, в том числе, и в эффективном использовании современных образовательных технологий в педагогической практике, целью которой является содействие становлению ребенка как личности. 

Сегодня перед каждым  педагогом стоит задача: как среди  различных педагогических технологий выбрать свою и перенести её в условия своего творческого объединения, сделать процесс обучения современным, привлекательным и результативным, как привить ребенку стремление к творчеству, пробудить желание мыслить? Ответ на вопрос – в предложении различных способов достижения цели и помощи ребенку ее достичь.

Понятие «технология» в переводе с греческого techne означает мастерство, а logos - учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». На практике за педагогическую технологию часто принимают только ее дидактическую составляющую - технологию обучения.

Педагогическая технология всегда комплексна, потому, что она использует много факторов, методов, принципов.  

Все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по идеям, которые лежат в основе их создания.

I группа – личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность личности, ее целостность, способность на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности, игровые, клубные и другие.

II группа – это технологии управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие программированные, информационные технологии (Шаталов В.Ф., Эрдниев П.М., В.И. Занков, В.И. Давыдов, Кэролл и Блум).

III группа – технологии «свободного воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное обучение, семейная школа, технология автодидактики и витагенного обучения (Ш.А. Амоношвилли, А.С. Белкин, др.).

IV группа – технологии, преодолевающие формализм школы. Это дистанционное и концентрированное обучение, парковая технология, артпедагогика и др.

V группа – техногенные технологии, которые мало изучены: суггестия, аутотренинги и.др.

Принципами отбора педагогических технологий для нас являются:

природосообразность, развивающий характер, деятельностный подход,  высокая эффективность в педагогической практике, соответствие возрастным особенностям учащихся, целям и задачам воспитания, развития, обучения, систематичность и доступность применения, культуросообразность.

Основными характеристиками любой образовательной технологии являются:

- педагогическая обоснованность;

- воспроизводимость;

- гарантированность результата.

Воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными изменениями в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.

Ещё Я.А. Коменский сформировал важнейшую идею образовательных технологий – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к результатам, он назвал «дидактической машиной» для которой важно: отыскать цели; средства достижения этих целей и правила пользования этими средствами. Таким образом, вырисовывается своеобразная модель – ядро любой образовательной технологии: цель – средства – правила их использования – результат.

Особенности применения педагогических технологий в системе дополнительного образования детей обусловлены рядом причин. В образовательных организациях данного типа обычно работают высококвалифицированные специалисты по профилю, которые не имеют педагогического образования, следовательно, полезно вооружить таких педагогов именно готовой технологией, ориентированных на получение гарантированного образовательного результата. Кроме того, при разнообразии содержания дополнительного образования, целесообразно искать такие способы организации деятельности детей, которые обеспечивают им комфортные условия развития, а не расширять и без того огромное количество образовательных программ. Учреждение дополнительного образования - это не столько место обучения детей, сколько пространство разнообразных форм их общения. Именно поэтому, главный акцент в дополнительном образовании делается не  столько на содержание преподаваемого предмета, сколько на способы организации различных видов деятельности обучающихся и формы организации образовательного процесса.

Дополнительное образование детей  базируется прежде всего на применении новых образовательных технологий, которые направлены на изменение содержания и смыслов в отношениях между педагогом и учащимися, в которых педагог выступает как направляющий. Однако внедрение в практику современных образовательных технологий совсем не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания.

Перед педагогами, обучающих детей искусству вокала, также стоит вопрос эффективности использования инновационных методов и приёмов, соединения традиционных и современных образовательных технологий и форм работы.  

Традиционная (репродуктивная) технология обучения, применяемая на начальном этапе обучения вокалу, ориентирована на передачу базовых знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания изучаемого материала, проверку и оценку качества знаний на репродуктивном, без которого невозможно дальнейшее творческого развитие обучающихся.

Технология развивающего обучения из всех существующих отечественных технологий обучения на наш взгляд,  является сегодня одной из наиболее признанных и используется на последующих этапах обучения. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, является эффективной на последующих этапах обучения, соответствующих углубленному уровню содержания осваиваемых учащимися программ. На данном уровне активно применяются

технологии модульного и концентрированного обучения, которые  имеют в своей основе довольно известный в педагогической практике метод «погружения в предмет». Активно применяются в обучении вокалу технологии дистанционного и разноуровневого обучения, обучения, технологии коллективного взаимодействия, проектного обучения, и, конечно, авторские технологии и методики обучения:

  • концепция музыкального развития Д.Б. Кабалевского,
  • система музыкального развития Карла Орфа,
  • методика Георгия Александровича Струве,
  • технология  (методика) Марии Струве – состоящая из универсальных техник, которыми можно спеть красиво и технически правильно практически всё и не навредить голосовому аппарату,
  • методика Дмитрия Ерофеевича Огородного, которая своей главной, принципиальной задачей ставит прежде всего  бережное воспитание голоса каждого учащегося, постепенное выявление и обогащение его естественного тембра и на этой основе — комплексное развитие всех музыкальных и всех творческих способностей человека,
  • фонопедический метод развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова, и многие другие авторские методики.

Невозможно отрицать, что высоких результатов в области обучения вокалу невозможно добиться без применения личностно ориентированных технологий, в центр которых поставлена  индивидуальность детской личности, методическую основу которых составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Отличительной особенностью  данных технологий является обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализации её природного потенциала.

В работе с учащимися творческих вокальных объединений, освоившимися значительный объем учебного материала программ, педагогами МБУДО ЦДОД  активно применяются исследовательская (проблемно-поисковая технология), характерной чертой которой является  реализация педагогом модели "обучение через открытие",

дискуссионная  (коммуникативная) технология, особенностью которой являются дискуссии, характеризующиеся различными точками зрения,  сопоставляя которые, учащиеся осуществляют поиск истинной точки зрения.

Технологии имитационного моделирования учат детей осуществлять поиск путей решения жизненно важных затруднений в смоделированном образовательном пространстве. Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. В процессе музыкального развития игровые технологии обеспечивают детям радость и эмоциональный подъём, способствуют освоению  сложнейших приёмов вокального творчества – импровизации, а лёгкость усвоения различных навыков способствует преодолению тревожности и неуверенности в себе, что позитивно влияет на детей с низкой самооценкой, делает их деятельность в игровом процессе неизменно успешной.

Характерной чертой самоопределенческой  (психологической)

технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной учебной деятельности. Окончив обучение по образовательным программ, реализуемым в учреждении, наши выпускники продолжают обучение в образовательных учреждениях по специальности «руководитель вокального коллектива».

Деятельностная технология  развивает способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

Особенностью рефлексивной технологии является осознание учащимся того как получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология, ярким представителем которой является проектная деятельность, посредством применения которой  решается сразу несколько задач: развитие личностных компетентностей учащихся; интегрированность процесса обучения; экономия времени на самом занятии.

Как уже было отмечено, современный подход в обучении  предполагает не только освоение определенного объема знаний и информации, но и в большей степени направлен на развитие познавательных способностей, стимулирование мышления учащегося.

Учащийся должен овладеть не только системой теоретических и практических знаний в рамках изучаемого предмета, но и научиться применять современные технические средства обучения, поэтому необходимость активного использования информационно–коммуникационных технологий очевидна. В нашем учреждении  имеется доступ к сети интернет, уникальной по своим возможностям общения и коммуникаций, гигантскому объему информации. Это позволяет разнообразить процесс обучения, пополнить его новым содержанием.

На занятиях осуществляется интерактивное общение педагога и учащегося с помощью компьютера, обеспечивается возможность дистанционного обучения, включение в проектную деятельность. Для педагога, обучающего детей искусству вокала, открываются новые возможности: компьютер помогает в создании фонограмм, обновлении репертуара, подборе различных средств обучения - репродукций по искусству, презентаций к песням; становится доступным просмотр лучших видео-занятий, создание клипов, электронных портфолио.

Невозможно вообразить работу педагогов по вокалу без применения здоровьесберегающих технологий, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранение здоровья обучающихся, создание условий для их развития, формирования необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни. Большую роль играет умение педагога правильно распределить время на различные виды деятельности, чередование  мыслительной деятельности  и физической нагрузки. Важно также обеспечить соблюдение санитарно-гигенических норм, а главное – научить детей бережно относиться к своему голосу, как к самому совершенному, но самому хрупкому музыкальному инструменту.

Эффективность занятий искусством, качество образовательного процесса  зависит прежде всего от личности  педагога, его мастерства, таланта в выборе методик, технологий, которые помогут вырастить творчески мыслящих людей. Методика музыкального воспитания детей складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов, вместе с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики.  

Источники: open-lesson.net

                     infourok.ru

www.nauka-pedagogika.com

www.lritm.edusite.ru

www.cyberleninka.ru

www.elar.uspu.ru