Евстафьева А.С.- музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №14 Мастер-класс для музыкальных руководителей "Здоровьеформирующие компненты в музыкальной деятельности дошкольников"
Мастер-класс для музыкальных руководителей "Здоровьеформирующие компненты в музыкальной деятельности дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2018.docx | 29.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер-класс по теме:
«Здоровьеформирующие компоненты в музыкальной деятельности дошкольников»
Евстафьева Александра Сергеевна
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №14» г. Ярцево Смоленской области
Вступительное слово
Всем известно, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие целого общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. И мы видим, что ситуация не улучшается, а наоборот, на сегодняшний день практически в каждой возрастной группе есть дети с серьезными отклонениями в здоровье.
Музыкальные руководители могут активно участвовать в оздоровительной работе детского сада, внедряя в привычные виды музыкальной деятельности ребенка здоровьеформирующие компоненты. Ведь развивать творческие способности, можно с пользой для здоровья. Благодаря использованию здоровьеформирующих компонентов в музыкальной деятельности у детей происходит:
- улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, уверенность в себе; стимулируются двигательные функции; снижается утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; стимулируется речевая функция.
Здоровьеформирующий компонентов и технологий множество. Я применяю некоторые из них:
• Валеологические песенки и распевки
• Дыхательная и артикуляционная гимнастики
• Фонопедические упражнения
• Пальчиковые игры
• Речевые игры с движениями (логоритмика)
• Самомассаж
• Музыкотерапия
• Ритмопластика
• Коммуникативные игры
• Релаксация
Методические пособия, используемые мною:
- Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» Марины Картушиной.
- «Дыхательная гимнастика» Александры Стрельниковой.
- «Речевые игры» Татьяны Тютюнниковой.
- Логопедическая ритмика Екатерины Кузнецовой.
- «Музыка здоровья» Марины Анисимовой.
- «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» и «Цикл познавательно-музыкальных занятий с детьми 5-7 лет 2Приключения в Здравгороде» Ольги Арсеневской и др.
Здоровьеформирующие компоненты – это всегда весело, позитивно и полезно.
Для начала давайте разомнемся и споем веселую песенку «Лучше всех!».
Я буду исполнять текст, а вы в нужных местах будете мне отвечать: «Лучше всех!» и показывать движения согласно тексту.
- «Лучше всех!»
Рада видеть вас друзья,
Дорогие дети!
Как дела у вас друзья?
Лучше всех на свете!
Как проснулись?
Лучше всех!
Потянулись?
Лучше всех!
Как умылись?
Лучше всех!
Закалились?
Лучше всех!
Чистим зубки…
Лучше всех!
Моем ручки…
Лучше всех!
Будем бегать …
Лучше всех!
Будем прыгать…
Лучше всех!
Чтоб день прошел удачно,
Чтоб сопутствовал успех,
Пожелаем всем здоровья,
Улыбнемся …
Лучше всех!
Мы с вами исполнили валеологическую песеню. Это один из здоровьеформирующих компонентов. С них можно начинать пение на музыкальных занятиях. Несложные добрые тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению, настраивают на доброжелательный лад.
Все мы знаем, что пальчиковая гимнастика очень полезна. Давайте поиграем в
пальчиковую игру.
«Утром рано я встаю»
Утром рано я встаю,
Свою песенку пою,
И со мною дружно в лад
Подпевают…
Дети: 100 ребят (поднимают руки вверх, расставив пальцы).
Подпевают 100 ежей (складывают руки в замок)
Подпевают 100ужей(волнообразные дв. ладонями )
И поют ее зайчата (ушки)
И поют ее лисята (лисьи лапки)
Под землею старый крот
Эту песенку поет (прищуривает глаз, руки перед собой)
А в берлоге – медвежата (вперевалочку идут)
А в болоте лягушата ( пальцы растопырены , руки согнуты в локтях)
Очень важный бегемот
С удовольствием поет (гладят живот)
Даже страшный крокодил
Эту песню разучил (пасть крокодила)
Промурлыкала нам кошка (кошачьи лапки)
Песню сидя на окошке (кладут голову на лапки)
Слышишь как под нашей крышей («крыша» над головой)
Эту песню поют мыши (мышиные лапки)
Утром рано мы встаем
Хором песенку поем
А чем же в ней поется?
Как нам весело живется! (разводим руки в стороны).
- Самомассаж
Как вы думаете, почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? «Погладь мне спинку!» - это произносит каждый ребенок. Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу и всем органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы. Кроме того массаж поднимает настроение и улучшает самочувствие. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или ритмодекломируется, или музыка звучит фоном. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
«Волшебный сундучок»
Это упражнения для самомассажа с использованием различных предметов (автор Филиппова): поролоновые губки, грецкие орехи, шишки, карандаши, пластиковые крышки от бутылок, бусинки. Мы с вами поиграем с прищепками. Берем бельевые прищепки и прищепляем поочередно ногтевые фаланги пальцев (корме большого) на каждый ударный слог. Конечно, предварительно нужно проверить силу зажатия на себе.
Левая рука:
Жил веселый старый гном,
Был у гнома старый дом.
Правая рука:
А за печкой спал сверчок,
Клал он лапку на бочок.
4.Речевая игра (логоритмика)
Основой для логоритмики служит детский фольклор. В речевых играх текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
«Дидили, дидили…»
1 группа Дидили, дидили, где вы Машу видели? (играют на палочках) Дидили, дидили, где вы Катю видели? Дидили, дидили, где вы Дуню видели? Дидили, дидили, Ваню вы не видели? | 2 группа Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот. (играют на «маракасах») Заглянули в зелен сад – Катя щиплет виноград. (щелкают пальцами) Заглянули под крылец– грызет Дуня огурец. (хрустят жесткой бумагой) На полянке у колодца Ваня с курицей дерется. (толкаются шутливо с соседом) |
Речевые игры позволяют овладеть всеми выразительными средствами музыки. Улучшают дикцию детей; укрепляют голосовой аппарат; развивают звуковую культуру речи.
- Фонопедические упражнения
А теперь перейдем к оздоровлению горла и голосовых связок. Для этого можно использовать различные оздоровительные упражнения. Одной из форм профилактики заболеваний горла и голосового аппарата являются фонопедические упражнения. Упражнение «Динозаврик»
Четыре динозаврики, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
(На экране изображен динозаврик и с помощью гласных «У-о-а-э-ы-и-скрип» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина интонация поднимается вверх и т. д. Пение всех гласных.)
Игра для горла
«Лягушка» (автор О.Арсеневская)
Все встают в круг. В центре сидит «Лягушка» (в маске)
На лесной опушке –
Ква-ква! Глиссандо вверх-вниз.
Прыгала лягушка:
- Ква-ква-ква-ква! Отрывисто пропевают то вверху, то внизу.
То увидит комара:
- З-з-з-з! Произносят звук «з», держа руку на шее.
То мохнатого шмеля:
- Ж-ж-ж-ж! Произносят звук «ж», держа руку на груди.
То камыш под камень спрячет:
- Ква-а-а! Штро-бас.
Потеряет и заплачет:
- Ква-а-а! Имитируют плач.
- Ах ты, рева! Утирированно проговаривают звуки.
Ай-яй-яй!
Лучше с нами поиграй! Хлопают в ладоши, прыгаю, квакают.
Лягушка их догоняет.
- Коммуникативная танец-игра «Помахали ручкой маме! »
Коммуникативные игры и танцы дают чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снимают телесные барьеры. Развивают умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Создают благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
В результате применения здоровьеформирующих компонентов в музыкальной деятельности у дошкольников повышается уровень музыкальных и творческих способностей; стабилизируется эмоциональное благополучие; повышается уровень речевого развития и снижается уровня заболеваемости.