Тематическая разработка. Концерт - лекция "Его Величество - Менуэт!"
Важной составляющей музыкального репертуара, изучаемого начинающими пианистами становятся образцы старинной полифонической танцевальной музыки. Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох.
Для того чтобы заинтересовать учащихся исполнением старинной полифонической танцевальной музыки проводится концерт учащихся класса: «Его величество – «Менуэт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_razrabotka._ego_velichestvo_menuet.doc | 82.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖНЕСОРТЫМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Тематическая разработка
Концерт – лекция
«Его Величество – Менуэт»!
Выполнил: преподаватель
Сарачакова Валентина Викторовна
2018
Пояснительная записка
Художественное образование и эстетическое воспитание граждан Российской Федерации в области искусств осуществляются посредством реализации образовательных программ в области искусств. Реализация этих программ основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности. Реализация Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации направлена на повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования.
На основании приказа Министерства Культуры РФ от 12.03.2012г. №163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе», с целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности необходимо создавать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:
выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);
использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;
эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся.
Основной контингент обучающихся - это дети школьного возраста, их выбор художественной деятельности в целом, спонтанен. Движущая сила, которая приводит их в стены школы искусств – любопытство, возрастной интерес, родительские притязания. И общая задача формирования мотивации состоит в том, чтобы способствовать превращению праздного детского любопытства в зрелую стойкую потребность общения с искусством. Развитие художественного, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте - создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Поэтому для нас важна задача формирования музыкальной грамотности детей и родителей, их слушательной, зрительной культуры.
Неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству является работа над полифоническим произведением. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Важной составляющей музыкального репертуара, изучаемого начинающими пианистами становятся образцы старинной полифонической танцевальной музыки. Знакомство с музыкальным языком эпохи барокко служит основой для накопления интонационного словаря юного музыканта и помогает ему понять музыкальный язык последующих эпох.
Для того чтобы заинтересовать учащихся исполнением старинной полифонической танцевальной музыки проводится концерт учащихся класса: «Его величество – «Менуэт». Заранее, во время разучивания менуэта, учащиеся стараются нарисовать его и, во время проведения мероприятия, создается выставка рисунков, что дает возможность еще ярче и точнее представить стиль той эпохи.
Цель – расширение кругозора обучающихся и родителей в области искусства и развитие познавательного интереса учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта, повышение интереса учащихся к исполнению старинной полифонической музыки.
Задачи:
- повышение художественной грамотности через освоение языка искусства в процессе сотворческого восприятия и практического музицирования;
- проследить историю развития этого жанра;
- совершенствование исполнительского мастерства и музыкального мышления обучающихся;
- пополнение репертуара;
- расширение кругозора обучающихся;
- активизация учебного процесса в детской школе искусств;
- повышения качества подготовки учащихся к самостоятельному творческому мышлению;
- вовлечение родителей в сотрудничество, укрепление семейных уз, взаимопонимания через совместные занятия искусством.
В подготовке данного мероприятия были привлечены обучающиеся класса, навыки исследовательской работы которых, были использованы на практических занятиях по специальности. На уроке уделялось на данный вид музицирования 10-15 минут и творческие домашние задания которые вызвали живой интерес у детей, и стремление в учебе для достижения хороших, и стабильных результатов развития.
Подготовительная работа и практическое применение этого мероприятия получилось очень насыщенное, интересное, дети делились своими впечатлениями, проблемами, многие дети поняли, что прилежание, стремление к учёбе - необходимая составляющая в достижении целей.
Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:
- конструктивному - большое место принадлежит конструированию мероприятия, а также домашнего задания, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого учащегося.
- организаторскому – включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения в ходе проведения мероприятия; организация деятельности детей; организация деятельности родителей; постоянная активизация их познавательной сферы.
- коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками и родителями. Именно отношение педагога к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.
Методы:
-информационно-репродуктивный;
-объяснительно-репродуктивный;
-словесный;
-практический;
-наглядно-демонстрационный;
- наглядно-слуховой
- аналитический.
Техническое обеспечение:
- фортепиано;
- компьютер (ноутбук)
- видеозаписи и аудизаписи;
- видеофайлы, презентация
- видеопроектор, экран.
Репертуарный блок:
- П. Мориа. Менуэт.
- В.А. Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан».
- В.А. Моцарт. Менуэт из симфонии №40 соль мажор. Ансамбль в 4 руки.
- Ж. Рамо. Менуэт в форме рондо соль мажор.
- Й. Гайдн. Менуэт соль мажор.
- С. Сперонтес. Менуэт ре минор.
- И.Кребс. Менуэт ми минор.
- И.С. Бах. Менуэт до минор из нотной тетради Анны Магдалены Бах.
- Л. Боккерини. Менуэт.
Менуэт – король танцев и танец королей.
Звучит фонограмма менуэта П. Мориа. На экране видеопроектора презентация с репродукциями изображений танца.
Когда двенадцать бьют часы в полночный час,
Мы будто оживаем.
Настроен клавесин.
Под менуэт сейчас давайте помечтаем.
Я вижу снова в блеске зал,
Улыбки дам, как яркий свет.
Оркестр пленительно играл
Красивый модный менуэт.
Гавот и ригодон, бурре и полонез
Во Франции ценили,
Но при дворе один имел лишь танец вес,
Его всегда любили.
Движения просты – два шага и присесть,
Изящно повернитесь.
Танцуйте менуэт.
Ведь, если захотеть,
Вы в прошлое умчитесь.
Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир прекрасной музыки.
В.А. Моцарт. Менуэт из симфонии №40 соль мажор. Исполняют преподаватели Круглова Е.И., Сарачакова В.В.
Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет назад, встречаются изображения пляшущих людей.
Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать. Вероятно, что танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян. Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные), военные, сценические, общественно-бытовые.
Сегодня, благодаря волшебству музыки, мы с вами побываем в далеких-далеких временах, когда только появились прекрасные танцы, которые танцевали во дворцах королей и попытаемся хоть на некоторое время почувствовать себя маленькой принцессой или смелым рыцарем.
Ж. Рамо. Менуэт в форме рондо соль мажор. Исполняет Чавдар Л.
В конце XVI века в европейской культуре возникло направление, которое впоследствии получило название «барокко». В переводе с итальянского - барокко означает - странный, причудливый. Для искусства барокко характерны грандиозность и пышность. Человек эпохи барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Вычурная одежда надолго становится одним из основных элементов женской неотразимости. Необходимыми аксессуарами дам становятся перчатки, веера, зонтики, муфты ювелирные украшения. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - от англ. gentle «мягкий», «нежный», «спокойный». Мужчины тоже не отстают пышностью костюма от дам. Здесь и высокие кудрявые парики, и многочисленные оборки и воланы на камзолах, и туфли на каблуках, и громадные шляпы. Очень популярными становятся увеселительные мероприятия с фейерверками, пышными балами, прогулки в парках у фонтанов.
Й. Гайдн. Менуэт соль мажор. Исполняет Кульмухаметова К.
Излюбленными музыкальными инструментами барокко становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи. Прямым предшественником клавесина был клавикорд. Звук клавикорда тихий, с металлическим призвуком. Однако музицирование при больших дворах европейских королей и в гостиных, подражающих им вельмож, требовало звук сильный, яркий, полетный. И тогда взор музыкантов обратился к клавесину, известному уже с середины XIV века, но получившему широкое распространение лишь в эпоху барокко. В эту эпоху творили Антонио Вивальди, Жан Батист Люлли, Жан Рамо, Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн…
В.А. Моцарт. Менуэт из оперы «Дон Жуан». Исполняет Сарачакова В.В.
В XVII веке Франция была законодательницей танцевальной моды. В 1661 году в Париже была создана единственная в Европе «Академия танца». В это же время стали открываться первые танцевальные залы для народных балов. Сам король Людовик XIV был страстным любителем музыки, в некоторых балетах он сам исполнял сольные партии. При Людовике XIV был создан первый ансамбль скрипачей – знаменитые «24 скрипки короля».
Кребс. Менуэт ми минор. Исполняет Сарачаков А.
Самым популярным танцем того времен был менуэт. Название танца происходит от французского слова menu – маленький, так как он исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно с поклонами и приседаниями. Пишется в трёхдольном размере (3/4). Изначально это был сельский танец. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. С середины XVII века менуэт распространился в Европе как бальный танец.
С. Сперонтес. Менуэт ре минор. Исполняет Дарменова Г.
Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становясь величественным и торжественным. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — знатные дамы. Существовал «Менуэт короля», «Менуэт королевы», «Менуэт двора». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания. Мода на этот танец продержалась в музыке несколько столетий.
И.С. Бах. Менуэт до минор из нотной тетради Анны Магдалены Бах. Исполняет Наримбаева Л.
Заключение
Идеалы эпохи барокко и его музыкальные формы были настолько приятны для комфортной жизни избранных, что продержались несколько столетий, вплоть до конца XVIII века. Но и по прошествии еще многих лет танцевальная музыка того времени была популярной. Сейчас интерес к искусству барокко снова возрождается. Да и само наше время чем - то напоминает ту эпоху: стремлением к роскоши, изяществу, увеселительному образу жизни. Композиторы современности часто обращаются к форме менуэта. Все мы знаем прекрасный менуэт французского композитора П. Мориа. Во многих городах открываются школы старинных бальных танцев, в которых обучают исполнению и менуэта, и экосеза, и контрданса и многим другим танцам эпохи барокко. Устраиваются грандиозные балы, проводятся турниры и фестивали “живой истории”, снимается много исторических кинофильмов. Огромное количество людей состоит в клубах исторической реконструкции и с увлечением занимается старинными танцами. Интересно ведь почувствовать себя благородной дамой или доблестным рыцарем. Романтика! А ведь именно её нам так часто и не хватает в современной жизни! Вот и мы сегодня на мгновение окунулись в романтический мир галантного танца менуэта, насладились приятной музыкой. Пусть это волшебное настроение не покидает нас и создает ощущение праздника и радости!
Л. Боккерини. Менуэт. Исполняет Сарачакова В.В.
А сейчас я попрошу родителей и ребят ответить на несколько вопросов:
- Было ли Вам интересно на данном мероприятии?________________________
- Было ли Вам комфортно? ____________________________________________
- Как вы оцениваете выступление своего ребенка?_________________________
- Полезна ли полученная информация? __________________________________
- Пожелания по проведению мероприятий _______________________________
Дорогие и уважаемые гости нашего музыкального вечера. Любите вальс, и он принесет вам много радости. Пусть он не только украшает вашу жизнь, делает ее наряднее, веселее, праздничнее, но пусть делает ее и содержательнее, богаче, лучше.
Список используемой литературы:
- Музыкально - энциклопедический словарь /под редакцией Келдыша Г.В./- М. «Сов. Композитор» . 1990.
- Энциклопедический словарь юного музыканта /составители: Медушевский В.В., Очаковская 0.0./ М. - Педагогика, 1985.
- М.Давыдова, И. Агапова. Музыкальные вечера в школе. Айрис- Пресс Рольф. М: 2001.
4. Музыкальный словарь в рассказах. М. 1987.
5. Музыкальная литература /составитель А. Островская - учебное пособие для первого года обучения ДМШ - Санкт-Петербург; изд-во «Валери СПД», 1998.
- Интернет сайты: http://tancprise. *****/pages/history; http://polonez. /publ/o_starinnykh_tancakh/1-1-0-3; http://*****/dance-5.html.
Итоги проведенного мероприятия:
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь исполняя произведения для родителей, он ощущает себя настоящим артистом. Такой вид работы, расширяет творческие способности, способствует:
приобретению знаний и творческого опыта в неформальной обстановке, оптимальному психологическому комфорту у обучающихся, созданию ситуации совместного успеха.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
- четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;
- музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка;
- активизация слухового контроля;
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
- самоанализ учащимися исполняемых произведений;
- метод интеграции.
Все этапы мероприятия были взаимосвязаны между собой, являясь логическим продолжением одного к другому. Время распределено рационально.
Прослеживается использование межпредметных связей: музыкальная литература, теория музыки, ансамбль, специальность.
Приобретаемые навыки:
- вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;
- вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего;
- умение работать над полифоническим произведением, анализировать;
- использовать теоретические знания и практическое их применения, используя для этого музыкальную терминологию.
Родители выступали в ходе мероприятия как «наблюдатели» и как участники»
Анализ опроса показал, что и родителям и участникам было интересно на данном мероприятии. Обучающиеся и родители были организованы и сосредоточены. С интересом принимали участие в мероприятии, с увлечением слушали рассказ преподавателя. Охотно принимали участие в диалоге, положительно реагировали.
В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Раскрепощенность и хорошее настроение, непосредственное участие ребят и родителей в роли слушателя и исполнителей произведений, дают каждому возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.
Прозвучали пожелания родителей чаще организовывать такие мероприятия.