Испанская гитара в творчестве Маттео Каркасси
Задачей классного часа было познакомить учеников с выдающимся итальянским гитаристом и композитором Маттео Каркасси. С его биографией, его творчеством. Дать возможность услышать его самые известные и выдающиеся произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispanskaya_gitara_v_tvorchestve_matteo_karkassi.docx | 310.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Сафоновская детская школа искусств № 1"
Классный час
«Испанская гитара в творчестве Маттео Каркасси»
Преподавателя
Поповой А.В.
г. Сафоново
2016
Дорогие ребята! Сегодня у нас классный час, посвящённый итальянскому гитаристу и композитору Маттео Каркасси. Как часто изучая очередную пьесу, мы не задумываемся, кто ее автор, когда и где он жил, чем занимался, кроме гитары и т.д. Мы ограничиваемся очень краткими сведениями: годы жизни, страна, вот, пожалуй, и все. Но, если задуматься, эти композиторы были, прежде всего, людьми. Они жили, писали музыку, гастролировали, заставляли слушателей переживать и чувствовать, восхищаться чудесным исполнением и замечательным инструментом – гитарой. Многие из них незаслуженно забыты и произведения, написанные ими, уже не удастся восстановить. Но осталось и дошло до нашего времени огромное наследие композиторов классиков гитары, живших в XIX-начале XX вв. С их произведениями мы знакомы, каждый обучающийся класса гитары воспитывается на их музыке.
В XIX выдвигается целый ряд выдающихся исполнителей-виртуозов и композиторов, поднявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической музыкальной литературы для неё. В числе первых новаторов подъёма гитарного искусства века девятнадцатого были испанские гитаристы – блестящие виртуозы – Фернандо Сор и Дионисио Агуадо.
Ф. Сор Д. Агуадо
Благодаря возросшим техническим и выразительным возможностям гитара в первые десятилетия века становится предметом повсеместного увлечения. Вся Европа охвачена “гитароманией”. Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики. Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, в большинстве своем выходцы из Испании или Италии, вынужденные покинуть родную страну из-за войн. Фердинандо Карулли, Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Луиджи Леньяни.… Этим музыкантам удается поднять гитару на уровень профессионального инструмента.
Ф. Карулли М. Джулиани
М. Каркасси
Маттео Каркасси – итальянский классический гитарист и композитор. С детских лет он упорно занимался гитарой. Каркасси начал концертировать в 1810 году, благодаря своим исключительным способностям, уже после первых выступлений завоевал славу очень хорошего гитариста. Не смотря на широкую известность Маттео Каркасси как гитариста и композитора в мире гитарной музыки, сведения его о его жизни крайне скудны. Известно, что Каркасси родился в 1792 году на Севере Италии в чудесном городе Флоренция в городе, ставшем в XIV веке центром итальянского Возрождения.
С ранних лет Каркасси начал обучаться музыке, играя сначала на фортепиано, а затем успешно осваивая гитару. Первые публичные выступления состоялись в 1810 году и прошли с большим успехом.
Он часто выступает за рубежом и добивается неизменного успеха в Германии, Франции, Англии. Увенчанный лаврами за границей, он возвращается в Италию, желая завоевать сердца своих соотечественников, и после многочисленных концертов добивается этого, что укрепляет его в желании поехать в центр всеобщего музыкального притяжения – в Париж.
Парижский период жизни Маттео Каркасси
Париж XVIII века город, ставший признанным законодателем мод и центром развлечений. Парижане хорошо знают и любят гитару здесь уже творят и выступают с концертами неаполитанец Фердинандо Карулли и испанец Фернандо Сор. Приехав в 1815 году в Париж, Каркасси преподаёт гитару и фортепиано. Гастроли по городам Германии 1819 года принесли не только известность, но и знакомство с французским гитаристом Месонье к тому времени открывшем в Париже своё издательство. Именно издательство Месонье выпустит в свет большинство произведений для гитары написанных Маттео Каркасси. С 1820го по 1822й Маттео в Париже занят написанием новых произведений, а так же подготовкой к следующим гастролям, намеченным в Лондон. Английская публика была покорена искусством молодого итальянца с этого времени успех Каркасси постоянен, он работает по контрактам как исполнитель, чередуя концерты в Англии и Германии. В 1827 году Каркасси удаётся добиться в Лондоне выступления в «Королевской опере», где он был единственный гитарист, выступающий по контракту. Летом следующего года Маттео выступает в «Эрджил румз» вместе со знаменитой певицей мадам Штокхаузен. Четыре года с 1824 по 1828 Каркасси работает на концертных площадках Европы и добившись признания своего таланта с триумфом возвращается в Париж. В столице Франции всё это время итальянскую исполнительскую школу с успехом представлял Фердинандо Карулли, но Карулли уже за 50 и его произведения более просты и менее виртуозны, чем у представителей новой школы к которым относится и Каркасси сочиняющий и играющий более сложные и интересные гитарные произведения. Как исполнитель и композитор, Каркасси превосходит Карулли, звезда которого постепенно закатывается, на что повлияло введение Маттео Каркасси новых для гитарной техники приемов. Для Маттео Париж стал, тем городом, в котором его талант засверкал подобно брильянту. В 1836 году Каркасси ненадолго вернулся в Италию и выступает во многих городах, где ему повсюду сопутствует успех, имя его звучит во всех местах полуострова. Но местом его постоянного жительства, вплоть до самой смерти 16 января 1853 года, остался Париж.
Созданная Маттео Каркасси «Школа игры на гитаре» выпущенная в Париже в 1836 году, хорошо известна во всём мире. Несколько раз эта книга переиздавалась в Советском Союзе. Также Каркасси был издан «Опус 60» включивший в себя 25 великолепных гитарных этюдов в порядке возрастающей сложности. Кроме этих широко известных трудов сохранилось большое количество произведений для гитары вышедших в издательствах Шотта (Германия) и Месонье (Франция).
Каркасси становится артистом аристократических салонов знати, стремящейся овладеть искусством владения гитарой. Многочисленные его сочинения входят в репертуар современных исполнителей. Его этюды для гитары сохранили свою актуальность и художественную ценность до наших дней, считаясь классическими.
Музыка Каркасси преимущественно не полифоническая, а мелодическая, спонтанная и всегда приятная, с правильнейшей структурой с соблюдением канонов гармонии. В развитии его тем нет расплывчатости, музыкальной широты Н.Коста.
Программа выступлений учеников:
- Сергеев Федор М. Каркасси «Андантино»
- Римкус Сергей М. Каркасси «Аллегретто»
- Черкалов Андрей М. Каркасси «Прелюд»
- Киреев Артём М. Каркасси «Полька»
- Докторова Анастасия М. Каркасси «Прелюд»
- Петров Илья 1) М. Каркасси «Модерато»
2) М. Каркасси «Этюд №7» op. 60