Методические рекомендации "Некоторые приемы по развитию дикции на занятиях вокального ансамбля "Радость"

Мироненкова Надежда Михайловна

Процесс работы в младшем хоре над произведением всегда связан с кропотливой работой над формированием основных певческих навыков, среди которых большое значение имеют дикция и артикуляция. Основой хорошей дикции является спланированная работа над произношением гласных и согласных, начинать которую нужно с первых же дней работы с коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktsiya.docx30.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации

«Некоторые приемы по развитию дикции на занятиях вокального ансамбля «Радость»

Составитель:

Мироненкова Н.М.

педагог дополнительного образования

Информационная карта

Объединение – вокальный ансамбль «Радость»

Педагог   - Мироненкова Надежда Михайловна

Стаж педагогической деятельности – 38 лет

Категория - высшая

Возраст детей – 6-9 лет

Образовательная программа –

«Образовательная программа для вокального ансамбля «Радость»

Тема – «Некоторые приемы по развитию дикции на занятиях вокального ансамбля «Радость»

Раздел – вокально-ансамблевая работа

Пояснительная записка

Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка, в нем объединяется музыка и слово в одно целое. Музыка, сопровождаемая поэзией, ещё глубже воздействует на психику ребёнка, на художественное развитие, воображение и чуткость.

Дикция является основным средством донесения слов поэтического текста хорового произведения до слушателей. Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения.

«Критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией» ( Г.П. Стулова)

.

Некоторые приемы по развитию дикции на занятиях вокального ансамбля

Процесс работы в младшем хоре над хоровым произведением всегда связан с кропотливой работой над формированием основных певческих навыков, в числе которых  большое значение имеют  дикция и артикуляция.

Сколько работаю, я всегда уделяла артикуляции, дикции очень большое внимание – потому что всегда помню, что мне лично скучно слушать хор с вялой невнятной дикцией,  как бы замечательно он ни звучал.

Восприятие  хора с хорошо, внятно, выразительно произносимыми словами совсем другое. Я считаю, не говоря уже о смысле произведения, что при вялой артикуляции, плохой дикции, страдает не только смысл, страдает звук, интонация, характер произведения. C плохо работающим ртом не будет высокой певческой позиции, не будет выразительности при исполнении произведения.

Хорошая дикция придает певцам даже какой-то кураж, они как будто просыпаются, включаются в работу. А интонация становится более точная. На индивидуальных занятиях с детьми я обращаю внимание тех, кто подвирает интонационно, не на мелодию, а на активную работу рта и произношение согласных. Самое интересное, что как только ребенок начинает активно произносить согласные, значительно улучшается интонация.

Я начинаю работу над дикцией и артикуляцией с первых занятий на первом году обучения. Для многих первоклассников характерно слабое развитие артикуляционного аппарата, скованность, зажатость языка и нижней челюсти, медленный темп речи, неясное произношение фонем Самое главное - приучить детей работать ртом, четко произносить согласные, чтобы это вошло в привычку, т.е. стало навыком, тогда потом уже не будет проблем.

Сначала на занятиях мы учимся хорошо открывать рот.

Я обычно спрашиваю, что нужно сделать, чтобы выйти из класса. Дети отвечают – открыть дверь. Я говорю, что и звуку нужно открыть «дверь», т.е. рот. Не всегда даже это получается сразу, потому что внутренне дети ощущают это иначе, им кажется, что они рот открыли - ведь они же сделали это движение,  хотя, на самом деле, там может быть только щелочка. Тогда я подношу зеркало, ребенок поет перед зеркалом и уже сам видит, насколько открыт у него рот.         

Можно поставить указательные пальцы перед верхнечелюстными суставами. При хорошем открытии рта, когда опускается нижняя челюсть, пальцы как бы проваливаются. Если рот открыт мало, пальцы не провалятся.

Некоторые упражнения, которые я использую для работы над дикцией:

  • проговариваем гласные в разном порядке с хорошо открытым округлым ртом.        
  • потом поем на одной высоте  (а, э, и, о…)
  • затем добавляем согласный (да, ма…)
  • проговариваем по нескольку раз парные согласные – звонкие и глухие, например:

- для работы языка – «д» - «т»

- для работы губ – «б» - «п»

  • затем поем :

- для языка – «да, дэ, ди, до, ду;

- для губ – «ма, мэ, ми, мо, му»;

- для губ и языка – «бра, брэ, бри, бро, бру». (Дети очень любят это упражнение)

При разучивании песен, упражнений я сразу обращаю внимание на следующие правила произношения слов в пении:

         - шипящие окончания произносятся в последний момент и очень коротко;

- согласный звук в конце слога в середине слова примыкает и произносится со следующим слогом. Над этим удобно работать на попевке  «Скок, скок, по-скок, молодой дро-здок по води-чку пошел, молоди-чку нашел, молодиче-нька, невеличе-нька, сама с ве-ршок, голова с го-ршок»

И, конечно, скороговорки. Начинаю с простой и удобной -  «От топота копыт пыль по полю летит». Здесь я использую  много разных приемов – меняем темп, ускоряя с каждым разом, меняем громкость – начинаем громко, затем с каждым разом тише, доходим до  шепота, затем беззвучно, одними губами и опять громко. Все это дети делают, следя за моими жестами, без словесных указаний. Таким образом, я приучаю их и к дирижерскому жесту.

Труднее дается «На дворе трава, на траве дрова». Трудность там в чередовании «В» и «Р», чтобы не запутаться, нужно подключать голову, внимание.

Когда-то я читала книгу вокального педагога Е.М.  Малининой «Вокальное воспитание детей», где она предлагала следующий прием работы над этой скороговоркой: написать на доске по порядку эти чередующиеся согласные для концентрации внимания. Я же сделала карточки с этими согласными и показала детям - результат налицо, все пошло гораздо проще, без  ошибок и с большим интересом. Дети восприняли это как игру. Это было давно, с тех пор я все время пользуюсь этим приемом при работе над скороговорками.

Екатерина Михайловна Малинина, вокальный педагог, работала в нашем тогда еще Дворце пионеров им. Жданова на Невском проспекте с 1934 по 1964 г. Вот, как пишет Е. Малинина о работе над этой скороговоркой:

«Для концентрирования внимания на доске пишутся четыре согласных В, Р, Р, Р. Привыкнув сосредоточивать внимание на этих выделенных согласных звуках, дети легко осуществляют и эту скороговорку сначала в медленном темпе, а затем в ускоренном. Подобные упражнения необычайно растормаживают артикуляционные органы детей, не говоря уже о том, что приучают их к дисциплине».

И правда, когда детям трудно произносить текст, тем более в быстром темпе, они напрягают губы, рот становится малоподвижный, зажатый. Когда я показываю карточки, они про рот не думают, сосредоточивают внимание на буквах. Т.о. артикуляционный аппарат становится более свободным.

Постепенно осваиваем и другие скороговорки, задач много. Очень любят дети скороговорку про цаплю (Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла). Эта скороговорка очень сложная, требует сосредоточенности, внимания. Здесь вместо карточек я помогаю рукой, как бы «раскладываю по полочкам» – цапля в одну сторону, глагол – в другую.

В заключение еще раз хочу сказать, что активная артикуляция, хорошая  дикция позволяют не только донести смысл, придать выразительность исполняемому произведению, но и помогает в работе над чистотой интонации, формированием звука, развитием внимания.

Литература

  1. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. – Л.: 1967.
  2. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М, 2002.