Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Хоровое пение"
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Хоровое пение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа "Хоровое пение" | 123.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хоровое пение»
(базовый уровень)
Итатский
2017
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Итатский детско-юношеский центр»
Утверждена приказом № от «» 2017 г.
с учётом мнения педагогического совета
(протокол № от «» 2017 года)
Директор центра _____________Н. Е. Воронов
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хоровое пение»
(базовый уровень)
Педагог дополнительного образования
Черткова Полина Владимировна
Возраст учащихся: 7-14 лет
для детей с умственной отсталостью 10-15 лет
Срок реализации: 3 года
Итатский
2017
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Задачи
- Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
- Ожидаемые результаты
- Учебный план
- Содержание учебного плана
- Календарный учебный график
- Методическое обеспечение
- Материально-техническое оснащение
- Литература
- Приложения
Приложение № 1. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня
Приложение № 2. Оценка результатов освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня базового уровня
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Дополнительная общеразвивающая программа «Хоровое пение» (далее – программа) составлена в соответствии с
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- уставом учреждения;
- Положением о порядке разработки, принятия, утверждения и единых требованиях к содержанию и оформлению документации, обязательной для ведения педагогами дополнительного образования.
- Программа является дополнительной общеразвивающей программой художественной направленности.
- Программа первого года обучения относится к стартовому уровню сложности освоения образовательных результатов, второго и третьего – к базовому уровню. Программа первого года обучения предусматривает освоение учащимися общих сведений об интересующем их виде деятельности, помощь им в составлении представления о выбранной деятельности и оценке своих возможностей в её освоении. Она является переходной к базовой общеразвивающей программе обучения. Программа второго и третьего года обучения предназначена для учащихся, имеющих выраженный интерес к её содержанию. Она предполагает возможность осмысления учащимися имеющегося у них опыта в выбранной деятельности, углубления теоретических знаний и практических умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию.
- Актуальность программы связана с ростом числа учащихся, желающих заниматься вокальным пением и участвовать в концертно-исполнительской деятельности. Для того, чтобы дети, наделенные способностью и тягой к творчеству и развитию своих вокальных способностей, могли овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана настоящая программа.
- Назначение программы:
первого года обучения:
- дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
- сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
- рассказать о конкретном виде деятельности;
- выполнять основные действия;
- объяснить причины выбора данного вида деятельности.
второго года обучения:
- дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;
- сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщённые умения уровня функциональной грамотности:
- систематизировать информацию;
- выбрать и совершить самостоятельные необходимые действия для выполнения задания
- довести начатую работу до конца (с помощью педагога);
- общаться;
- задать вопрос специалисту.
третьего года обучения:
- дать учащимся возможность для углубленного изучения предмета, совершенствования полученных умений, самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
- сформировать у учащихся кроме обобщённых умений уровней элементарной и функциональной грамотности, следующие обобщённые умения уровня предпрофессиональной грамотности:
- умение изготовить продукт (изделие) самостоятельно;
- умение творчески подойти к собственной работе;
- способность найти себе применение в жизни;
- уверенность в своих силах и возможностях;
- социальная адаптация во внешней среде.
- Цель – формирование и развитие у учащихся художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части культуры духовной, их потребностей в культуротворческой деятельности через приобщение к вокально-хоровому искусству, обучение пению, развитие их певческих и творческих способностей.
- Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы вокально-хоровой кружок «Капельки» Сорокиной Н. Б., адаптированные к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
- По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
- По содержанию деятельности программа является познавательной и содержит элементы развивающей творческие способности деятельности.
- По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности, нацеленной на получение сведений по предусмотренному виду деятельности и формирование предметных учебных умений и универсальных учебных действий в этом виде деятельности, на совместную и самостоятельную деятельность в процессе обучения.
- Исходной теоретической основой программы являются положения о
- роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном становлении;
- развитии творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся разных возрастных групп соразмерно их личной индивидуальности;
- вокально-хоровом искусстве как источнике раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и гармонизации личности.
- Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем увидеть способности каждого учащегося, развить их и помочь показать ему его возможности, учитывая физиологические и вокальные особенности детского голоса, соответствующие возрастным особенностям; научить учащихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающими мышечные и психологические «зажимы».
- Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
- Срок реализации программы:
- программа рассчитана на 3 года обучения;
- общая продолжительность обучения составляет 432 учебных часа (144 учебных часов в год).
- Режим занятий:
- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут с перерывом (переменой) продолжительностью 15 минут для снятия напряжения и отдыха.
- На освоение программы стартового уровня принимаются все желающие без предъявления требований к уровню их образования и без вступительных испытаний (процедур отбора). Оценка готовности к освоению программы осуществляется на вводном занятии в форме беседы, позволяющей выявить уровень полученных учащимися знаний в рамках общего образования и осуществлять корректировку и индивидуализацию процесса её освоения. Учащиеся, освоившие программу стартового уровня, допускаются к освоению программы базового уровня без оценки их изначальной готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня.
- Возраст учащихся: 7 – 14 лет, для детей с умственной отсталостью – 10 – 15 лет.
- Количество учащихся в группе: не менее 15 человек, для детей с умственной отсталостью – не менее 10 человек.
- Организационные формы обучения – групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
- Формы занятий: практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: участие в концертах Центра, посёлка т муниципального района.
- Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
- Формы подведения итогов реализации программы:
- текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на формирование и закрепление учебных умений;
- оценка результатов освоения программы стартового уровня проводится педагогом в конце учебного года без специально отведённого времени по методике, изложенной в приложении № 1, базового уровня – в приложении № 2.
Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов.
- Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с предоставлением следующих специальных условий:
- учёт нарушений в сфере отношений, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
- использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
- привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
- создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
- Задачи программы
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
в течение всего периода освоения программы:
- личностные:
- формировать у учащихся собственной системы мотивов и направленности деятельности;
- формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
- формировать у учащихся стремление к самореализации;
- обеспечить получение учащимися теоретических знаний и практических умений, необходимых для развития активной жизненной позиции личности;
- способствовать обогащению гуманитарного и социального опыта учащихся.
- метапредметные – формировать у учащихся умения:
- самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- самостоятельно находить методы решения научно-практических задач;
- продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- работать с информацией и использовать информационные технологии в своей деятельности.
- образовательные (предметные):
- формировать у учащихся умение воспринимать различные виды искусства как специфическую форму познания и преобразования мира;
- расширить и углубить знания учащихся о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры посредством её изучения и осмысления;
- формировать у учащихся готовность беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
- формировать у учащихся потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности;
- способствовать воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни.
первого года обучения:
- познакомить состроением артикуляционного аппарата, особенностями, возможностями и гигиеной певческого голоса;
- сформировать представление обосновах музыкальной грамоты, различных манерах пения;
- формировать пониманиеэлементарных дирижерских жестов и умение правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- научить:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- уметь делать распевку; к концу года спеть выразительно, осмысленно.
- способствоватьразвитию музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
- приобщать к концертной деятельности (участие в праздниках, конкурсах).
второго года обучения:
- продолжить совершенствование знаний и умений, полученных в ходе освоения программы первого года обучения;
- научить:
- точно повторять заданный звук;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе.
3) способствоватьактивному участию в творческой жизни хорового коллектива;
4) воспитывать у учащихся эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе.
третьего года обучения:
- продолжить совершенствование знаний и умений, полученных в ходе освоения программы первого и второго лет обучения;
- сформировать представление об основных типах голосов, жанрах вокально-хоровой музыки.
- научить:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- исполнять произведения выразительно, осмысленно;
- исполнять двух- и многоголосные произведения.
- способствовать активному участию во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
- воспитывать настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
- Формируемые предметные знания, учебные умения
и универсальные учебные действия
Инвариантные предметные знания:
- о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
- о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
- о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
- о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
- по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).
в вокально-хоровом искусстве:
- о музыкальной и исполнительской культуре;
- о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах вокально-хорового искусства;
- о технике сольного и хорового пения.
Инвариантные учебные умения:
- в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества;
- в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
- в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).
в вокально-хоровом искусстве:
- в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
- в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;
- во владении техникой сольного и хорового пения.
Специальные предметные знания:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиена певческого голоса;
- основные типы голосов;
- особенности хорового пения;
- жанры вокально-хоровой музыки;
- образцы вокально-хоровой музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
- основы музыкальной грамоты;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
Специальные учебные умения:
- правильно дышать, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь легким звуком, без напряжения, четко выговаривая слова песни;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь двух- и трехголосные произведения;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- правильно вести себя на сцене;
Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:
- личностных универсальных учебных действий,обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
- умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- регулятивных универсальных учебных действий,обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров;
- познавательных универсальных учебных действий,включающих:
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, поселка и др.;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формированиедоброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, этических чувств;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
- коммуникативных универсальных учебных действий,обеспечивающих социальную компетентность:
- учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- Ожидаемые результаты
Инвариантными предметными результатами освоения программы являются:
- учащиеся расширят и углубят знания:
- о художественной деятельности как специфической форме познания и преобразования мира;
- о выразительных средствах языка различных направлений творчества;
- о прекрасном в действительности, труде, общественной жизни;
- о творчестве деятелей отечественной и мировой культуры;
- по программам эстетических курсов школьного образования (музыка, ИЗО и другие).
в вокально-хоровом искусстве:
- о музыкальной и исполнительской культуре;
- о выразительных и изобразительных интонациях, характерных чертах вокально-хорового искусства;
- о различных жанрах вокально-хорового искусства;
- о различных жанрах вокально-хоровой музыки в творчестве русских и зарубежных композиторов;
- об основных понятиях музыкальной грамоты (ноты, ритм, лад, тональность, интонация, интервалы, аккорды);
- о технике сольного и хорового пения.
- у учащихся продолжится формирование умений:
- в моделировании и воплощении собственного художественно-творческого замысла с использованием выразительных средств художественного творчества, различных художественных материалов;
- в передаче средствами художественного образного языка своего отношения к шедеврам российского и мирового искусства, изображающим различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- в восприятии произведений художественного творчества, высказывании аргументированного суждения об их содержании, сюжете и выразительных средствах;
- в использовании дополнительных источников информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете).
в вокально-хоровом искусстве:
- в соблюдении требований музыкальной и исполнительской культуры;
- в реализации творческого потенциала при осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов;
- во владении техникой сольного и хорового пения.
- у учащихся будет осуществляться воспитание:
- ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
- готовности беречь, охранять и преумножать культурные ценности;
- потребности в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.
Специальными предметными результатами освоения программы являются:
- учащиеся расширят и углубят знания:
первого года обучения:
- о строении артикуляционного аппарата;
- о технике правильного дыхания и пения;
- о правилах хорового пения;
- о начальных понятиях музыкальной грамоты.
второго года обучения:
- о технике правильного дыхания, певческой установке;
- об основных понятиях музыкальной грамоты;
- о жанрах вокально-хоровых произведений;
- о правилах поведения до, во время и после выступления на сцене.
третьего года обучения:
- о типах дыхания;
- о правилах гигиены голоса;
- о вокально-хоровых жанрах в творчестве отечественных и зарубежных композиторов, народном творчестве.
- у учащихся продолжится формирование умений:
первого года обучения:
- правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения;
- воспроизводить несложные ритмические рисунки хлопками;
- понимать дирижерские жесты.
второго года обучения:
- свободно интонировать разученные мелодии;
- слышать себя и других в хоровом пении;
- держать свою партию в 2х-голосных произведениях;
- уверенно держаться на сцене;
- эмоционально передавать характер музыкального произведения.
третьего года обучения:
- исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом;
- слышать и держать свою партию в 2-х и 3-х- голосном пении;
- правильно распределить дыхание в длинной фразе, используя цепное дыхание;
- исполнять и определять характерные черты музыкального образа;
- импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности.
- Учебный план
№ п/п | Название учебных разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
всего | теоретические занятия | практические занятия | ||||
1 год обучения | ||||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | ||
2. | Певческий вдох и выдох. Формирование гласных | 8 | - | 8 | наблюдение | |
3. | Мелодия и ее запись нотами | 8 | - | 8 | наблюдение | |
4. | Подбор репертуара | 12 | - | 12 | наблюдение | |
5. | Артикуляция, ритм, интонация | 12 | - | 12 | наблюдение | |
6. | Подготовка к праздникам | 18 | - | 18 | выступление на праздниках, посвящённых Дню матери, Новому году | |
7. | Подготовка к праздникам. Работа над музыкальным спектаклем | 24 | - | 24 | показ музыкального спектакля | |
8. | Подбор репертуара | 20 | - | 20 | наблюдение | |
9. | Подготовка к праздникам | 24 | - | 24 | выступление на праздниках, посвященных 23 февраля, 8 марта, Дню Победы | |
10 | Практические занятия | 12 | - | 12 | наблюдение | |
11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | выступление на отчётном концерте | |
Итого | 144 | 4 | 140 | |||
2 год обучения | ||||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | ||
2. | Темп, динамика, артикуляция | 8 | - | 8 | наблюдение | |
3. | Подбор репертуара | 16 | - | 16 | наблюдение | |
4. | Лад, тональность | 12 | - | 12 | наблюдение | |
5. | Подготовка к праздникам | 16 | - | 16 | выступление на праздниках, посвящённых Дню матери, Новому году | |
6. | Двухголосие | 20 | - | 20 | наблюдение | |
7. | Работа с солистами | 16 | - | 16 | наблюдение | |
8. | Подбор репертуара | 12 | - | 12 | наблюдение | |
9. | Подготовка к праздникам | 16 | - | 16 | выступление на праздниках, посвященных 23 февраля, 8 марта, Дню Победы | |
10 | Понятие интервалов и аккордов | 24 | - | 24 | наблюдение | |
11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | выступление на отчётном концерте | |
Итого | 144 | 4 | 140 | |||
3 год обучения | ||||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | ||
2 | Слушание музыки. Подбор репертуара | 40 | 2 | 38 | наблюдение | |
3 | Подготовка к праздникам | 36 | - | 36 | выступление на праздниках, посвящённых Дню матери, Новому году | |
4 | Пение в два и три голоса. Подбор репертуара | 40 | 2 | 38 | наблюдение | |
5 | Слушание музыки. Подготовка к праздникам | 24 | 2 | 22 | выступление на праздниках, посвященных 23 февраля, 8 марта, Дню Победы | |
6 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | выступление на отчетном концерте | |
Итого | 144 | 10 | 134 | |||
Всего | 432 | 18 | 414 |
- Содержание учебного плана
1 год обучения
Вводное занятие (2ч) Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа об устройстве и гигиене голосового аппарата.
Певческий вдох и выдох. Формирование гласных (8ч) Вокально-певческая постановка корпуса. Дыхание и дыхательная гимнастика. Разминка артикуляционного аппарата. Скороговорки. Распевание.
Мелодия и ее запись нотами (8ч) Нота и нотоносец. Нотная запись. Высота звука. Практические занятия.
Подбор репертуара (12ч) Работа над правильным дыханием, чистотой интонации. Знакомство с дирижерскими жестами. Подбор песен с учетом пожеланий учащихся.
Артикуляция, ритм, интонация (12ч) Понятие ритма. Знакомство с простыми ритмическими рисунками. Правильное произношение гласных и согласных звуков при пении. Практические занятия на основе выбранного репертуара.
Подготовка к праздникам (18ч) Подбор песен к праздникам. Практические занятия. Репетиции. Выступления.
Подготовка к праздникам. Работа над музыкальным спектаклем (24ч) Знакомство с музыкальным спектаклем «Дюймовочка». Распределение ролей. Практические занятия, репетиции.
Подбор репертуара (20ч) Подбор репертуара с учетом пожеланий учащихся. Закрепление дыхательно-певческих навыков. Работа над интонацией. Практические занятия.
Подготовка к праздникам (24 ч) Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия, репетиции.
Практические занятия (12ч) Работа над выбранным репертуаром. Повторение пройденного. Выступления.
Итоговое занятие (2 ч) Выступление на отчетном концерте.
2 год обучения
Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа о красоте и подвижности голоса. Слушание музыки.
Темп, динамика, артикуляция (8ч) Повторение пройденного за первый год обучения. Певческая установка, артикуляция. Понятие музыкального темпа. Динамика звука.
Подбор репертуара (16ч) Подбор песен с учетом пожеланий учащихся. Работа над выбранным репертуаром с учетом приобретенных за первый год обучения навыков.
Лад, тональность (12ч) Мелодия и ее лад. Два основных лада в музыке. Основной тон, понятие тональности.
Подготовка к праздникам (16ч) Работа над репертуаром. Знакомство с музыкальным спектаклем «Муха-Цокотуха». Распределение ролей, репетиции.
Двухголосие (20ч) Простейшие виды двухголосия. Упражнения. Практические занятия.
Работа с солистами (16ч) Подбор соответствующего репертуара. Выбор солистов. Практические занятия.
Подбор репертуара (12ч) Работа над выбранными произведениями. Практические занятия.
Подготовка к праздникам (16 ч) Практические занятия, репетиции. Участие в праздничных мероприятиях.
Понятие интервалов и аккордов (24ч) Понятие интервала. Виды интервалов. Понятие аккорда. Практические занятия.
Итоговое занятие (2 ч) Выступление на отчетном концерте.
3 год обучения
Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы объединения. Прослушивание голосов. Беседа о видах певческих голосов. Слушание музыки.
Слушание музыки. Подбор репертуара (40ч) Вокально-хоровые жанры в творчестве русских и зарубежных композиторов. Слушание музыки. Подбор песен с учетом пожеланий учащихся. Закрепление приобретенных певческих навыков. Практические занятия.
Подготовка к праздникам (36ч) Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия, репетиции. Выступления.
Пение в два и три голоса. Подбор репертуара (40ч) Упражнения на закрепление навыков пения на два голоса. Обучение трехголосному пению. Подбор соответствующего репертуара. Практические занятия.
Слушание музыки. Подготовка к праздникам (24ч) Народное творчество. Эстрадное творчество. Пение acapella. Подбор репертуара, репетиции. Выступления.
Итоговое занятие (2 ч) Выступление на отчетном концерте.
- Календарный учебный график
1. | Период освоения программы | 15 сентября – 31 мая |
2. | Продолжительность учебного года | 36 недель |
3. | Нерабочие праздничные дни | 1-8 января – новогодние каникулы 7 января – Рождество Христово 23 февраля – День Защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник весны и труда 9 мая – День Победы 12 июня – День России 4 ноября – День народного единства |
4. | Продолжительность освоения программы | 3 года |
5. | Общая продолжительность обучения | 432 учебных часа (144 учебных часов в год) |
6. | Время проведения учебных занятий | Ежедневно, включая выходные дни, с 8.00 до 20.00 по расписанию, утвержденному директором Центра |
7. | Режим занятий | занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут и перерывом (переменой) между ними продолжительностью 15 минут для снятия напряжения и отдыха |
8. | Основная организационная форма обучения | индивидуально-групповые и групповые аудиторные учебные занятия с индивидуальным подходом |
Формы проведения | аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний | |
Система и форма обучения | безоценочная система, очная форма обучения | |
Формы подведения итогов реализации программы |
Оценка личностных и метапредметных результатов самостоятельным объектом оценки результатов образовательной деятельности не является. Они учитываются в контексте оценки предметных результатов. |
- Методическое обеспечение
Программа учебного курса строится в соответствии со следующими основными методами:
- обучения – словесными, наглядными, практическими, объяснительно-иллюстративными, репродуктивными;
- воспитания – убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;
Формами организации образовательного процесса являются индивидуально-групповые и групповые аудиторные занятия с индивидуальным подходом и созданием творческой атмосферы, стимулирующей повышенную работоспособность учащихся и возможность активизации их индивидуального участия.
Формы занятий: аудиторные практические занятия с изучением основ теоретических знаний.
В процессе реализации программы используются технологии индивидуализации обучения, группового, дифференцированного и развивающего обучения, направленные на развитие у учащихся:
- самостоятельности и креативности мышления;
- исследовательских умений в теоретической и научно-практической деятельности;
- коммуникативной культуры (умений участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты творческих работ);
- умений рефлексии и саморефлексии, волевых качеств;
- потребности в непрерывном образовании.
Основная учебная единица, в которой реализуется программа, – учебное занятие, являющееся:
- моделью деятельности педагога и ученического коллектива;
- ограниченной временными рамками формой организации учебного процесса, предполагающей не только передачу предметных знаний, учебных умений и универсальных учебных действий учащимся по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но и, прежде всего, развитие;
- временем, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Его цель – формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании в ходе реализации программы.
Задачей учебного занятия является формирование предметных знаний и учебных умений и универсальных учебных действий, предусмотренных программой.
Содержание учебных занятий определяется программой.
Учебное занятие должно:
- быть динамичным, соответствовать современным научным достижениям, возрасту и уровню развития учащихся, новым педагогическим и информационным технологиям;
- обеспечивать учащимся условия для развития познавательных возможностей и творческих способностей их личности и информационную безопасность в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
- предоставлять учащимся право на свободу выбора и добровольность в творческой деятельности.
Для повышения эффективности учебного занятия педагог должен:
- создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности учащихся;
- целесообразно расходовать время занятия;
- применять разнообразные педагогические средства обучения;
- осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие с учащимися;
- чётко продумывать практическую значимость полученных предметных знаний и учебных умений.
Учебное занятие должно представлять собой последовательность организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного этапов.
В ходе учебного занятия неукоснительно соблюдаются требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии, гигиены, пожарной охраны, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями.
Объектом деятельности на учебных занятиях должно быть певческое искусство как форма проявления жизнедеятельности учащегося. Вокально-эстетическое воспитание учащихся должно происходить через вовлечение их в процесс художественного созидания.
Большую роль в качественном усвоении учебного материала играет оборудование и оснащение учебного кабинета. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебными и раздаточными материалами, необходимыми для выполнения учебной программы: задания и памятки, тексты и ноты песен, наглядные пособия (нотный стан и т.п.), музыкальные инструменты и приспособления.
Содержательными принципами построения учебных занятий как занятий творчества являются:
- создание у учащихся целостного представления о певческом искусстве;
- целостность теоретической и практической творческой деятельности. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творчеству создаёт условия, включающие особые психические механизмы, которые обеспечивают способность учащихся к преобразовательной деятельности.
- построение занятий на основе принципов доступности, индивидуального и дифференцированного подхода, что позволит создать благоприятную для учащихся обстановку, располагающую к творчеству, стимулировать их творческую активность.
Тематика учебных занятий предусматривает:
- поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей певческого искусства, этико-эстетических богатств его художественных образов;
- постепенное накопление опыта хорового пения;
- воспитание внутреннего слуха, понимаемого как умение услышать партнёра и интонации автора.
Так как положительную роль в активизации творческих устремлений учащихся играют подготовка и проведение концертов, праздничных мероприятий и участие в конкурсах, необходимо всячески поощрять их активность, желание участвовать в этих конкурсах.
- Материально-техническое оснащение
- Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
- Наличие репетиционного зала (сцена).
- Фортепиано.
- Музыкальный центр, ноутбук.
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
- Зеркало.
- Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
- Нотный материал, подборка репертуара.
- Аудиозаписи, формат CD, MP3.
- Записи выступлений, концертов.
- Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
- Доступ к информационно-коммуникационным сетям.
- Литература
- Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,5 Мб). – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Емельянов, В. В. Развитие голоса. [Электронный ресурс] / текстовые данные (3,1 Мб). - СПб,2002.
- Как научиться петь. Основы вокальной техники. [Текст] – М.: Благо, 2002. – 128 с.
- Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. [Текст] / К. Никольская-Береговская. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 192 с.: ил.
- Работа с детским хором. Под редакцией В.Г.Соколова. [Электронный ресурс] / текстовые данные (5,2 Мб) - М., 1981.
- А.В. Свешников [Текст]: [Сборник статей] / Сост. В. Подольская; общ. ред. К. Птицы. – М.: Советский композитор, 1970. – 152 с.: ил.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. [Текст] - М.: Педагогика, 1985. – 416 с.: ил.
Приложение 1
Оценка результатов освоения учащимися
дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества | Количество баллов | Методы диагностик |
I. Теоретическая подготовка: | ||||
1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | Наблю-дение |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 2-5 6-10 | Наблю-дение |
II. Практическая подготовка: | ||||
1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие учебных умений программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | Наблю-дение |
2.Владение специальным оборудованием и оснащением | Уровень использования специального оборудования и оснащения |
| 1 2-5 6-10 | Наблю-дение |
3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 2-5 6-10 | Наблю-дение |
III. Общеучебные умения: | ||||
1. Учебно-интеллектуальные умения: | ||||
1.1 Умение использовать дополнительную литературу | Самостоятельность в использовании дополнительной литературы |
| 1 2-5 6-10 | Наблю-дение |
1.2. Умение давать доказательные ответы на вопросы основных разделов учебного плана программы | Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебного плана программы |
| 1 2-5 6–10 | Наблю-дение |
2. Учебно-коммуникативные умения: | ||||
2.1.Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
| 1 2-5 6–10 | Наблю-дение |
2.2.Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации |
| 1 2-5 6–10 | Наблю-дение |
3. Учебно-организационные умения: | ||||
3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
| 1 2-5 6–10 | Наблю-дение |
3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям |
| 1 2-5 6–10 | Наблю-дение |
3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе |
| 1 2-5 6-10 | Наблю-дение |
Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:
Список учащихся | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | |||
Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Соответствие учебных умений программным требованиям | Владение специальным оборудованием и оснащением | Креативность в выполнении практических заданий | |
Список учащихся | Общеучебные умения | ||||||
Самостоятельность в использовании дополнительной литературы | Самостоятельность в подготовке доказательных ответов на вопросы основных разделов учебно-тематического плана программы | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Свобода подачи подготовленной информации | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования | Аккурат-ность и ответственность в работе | |
Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –
из них достигли:
- максимальный уровень – 61 – 120 баллов
- средний уровень – 24 – 60 баллов
- минимальный уровень – до 23 баллов включительно.
Приложение № 2
Оценка результатов освоения
учащимися дополнительной общеразвивающей программы базового уровня
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности у учащегося оцениваемого качества | Количество баллов | Методы диагнос-тик |
I. Теоретическая подготовка: | ||||
1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
II. Практическая подготовка: | ||||
1.Учебные умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) | Соответствие учебных умений программным требованиям |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
2.Владение специальным оборудованием и оснащением | Уровень использования специального оборудования и оснащения |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
III. Творческая активность | ||||
1. Всероссийские, региональные и муниципальные конкурсные мероприятия | Участие и уровень достижений |
| 1 2-5 6-10 | мониторинг |
2. Соревнования, выставки, открытые занятия, спектакли, экскурсии, слёты, походы, поездки и другие | Участие и уровень достижений |
| 1 2-5 6-10 | мониторинг |
3. Проектная деятельности | Участие |
| 1 2-5 6-10 | мониторинг |
IV. Общеучебные умения: | ||||
1. Учебно-интеллектуальные умения: | ||||
1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
2. Учебно-коммуникативные умения: | ||||
2.1.Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
2.2.Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи учащимся подготовленной информации |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
3. Учебно-организационные умения: | ||||
3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
3.2. Умение соблюдать в процессе деятельности правила безопасности | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требованиям |
| 1 2-5 6–10 | наблюдение |
3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе |
| 1 2-5 6-10 | наблюдение |
Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета результатов образовательной деятельности учащихся:
Список учащихся | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Творческая активность | |||||
Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Соответствие учебных умений программным требованиям | Владение специальным оборудованием и оснащением | Креативность в выполнении практических заданий | Всероссийские, региональные и муниципальные конкурсные мероприятия | Соревнования, выставки, спектакли, экскурсии, слёты, многодневные походы, экспедиции, поездки и другие | Участие в проектной деятельности | |
Список учащихся | Общеучебные умения | |||||||
Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Свобода подачи подготовленной информации | Самос-тояте-льность в построении выступления | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его за собой | Соответствие реальных умений соблюдения правил безопасности программным требования | Аккурат-ность и ответственность в работе | |
Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –
из них достигли:
- максимальный уровень (от 81 балла до 160 баллов) –
- средний уровень (от 33 баллов до 80 балла) –
- минимальный уровень (до 32 баллов включительно) –