Выявление одарённости детей посредствоммузыкально-ритмических движений, танцев.
Диагностика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnost.docx | 28.44 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 365.08 КБ |
diagnostika.docx | 16.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Выявление одарённости детей посредством музыкально-ритмических движений. Диагностика»
Актуальность
«Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.
Одной из главных задач в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. Не случайно ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в жизни.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и титаническая работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.
Музыкально - ритмические упражнения - универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. С первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать развитие в нём "мышечного чувства", оно, в свою очередь, способствует... более живой и успешной работе мозга".
Сам процесс занятий должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены". Именно музыку, поскольку в ней заложен идеальный образец организованного движения; музыка регулирует движение и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Цель:
- Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
- Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту.
- Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
- Обогащать музыкально-двигательные представления, активизировать музыкальное мышление.
- Развивать у ребенка в процессе занятий танцевально-игровое творчество, инициативу и самостоятельность.
- Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку.
- Обеспечивать эмоциональное благополучие и здоровье ребенка.
- Выявить детей с предпосылками одаренности.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
.
Модель работы с одаренными детьми
- Выявление одаренных детей
- Разработка индивидуальной программы и программно-методического обеспечения для ее реализации
- Диагностика личностного и творческого развития воспитанника (индивидуальная карта, тестирование, наблюдение, практические задания)
- Демонстрация творческих достижений воспитанников
- Поощрение одаренных детей. Поддержка высокой самооценки ребенка
- Формирование системы самообучения одаренного ребенка
- Регулярное ознакомление с практикой проведения занятий с одаренными детьми
Какие существуют сегодня подходы к диагностике музыкальных способностей дошкольников?
К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.
Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.
- Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:
- в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
- в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
- в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, "укладывать" во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
- в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, "сочинении" отдельных элементов игры.
3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:
- в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
- в оценке качества движений у себя и у своих сверстников.
Критериями оценок стали следующие показатели:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях.
Опираясь на программу М.А. Васильевой, в диагностике были использованы следующие показатели уровней развития музыкально-ритмических навыков [15].
Критериями оценок в развитии навыков детей в упражнениях стали:
·слушает музыку, не равнодушно;
·участвует в музыкальных движениях;
·выполняет движения в соответствии с ритмом музыки.
Диагностика достижения результатов:
В процессе работы с одаренными детьми проводится диагностика: начальная, и заключительная. В итоге воспитанник будет знать и уметь:
- правила поведения в хореографическом классе
- требования к внешнему виду на занятиях
- музыкальные размеры, темп и характер музыки
- хореографические названия изученных элементов
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками
- владеть корпусом во время исполнения движений
- ориентироваться в пространстве
- координировать свои движения
- исполнять хореографический этюд в группе
- корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога.
Чувство ритма (Диаграмма 3).
Задание № 1:
Прохлопать ритмический рисунок (Русская народная песня «Василек»; муз. Карасевой «Солнышко – ведрышко»).
20% - точное выполнение ритмического рисунка.
50% - не совсем точное.
30% - невыполнение задания, нет заинтересованности.
Задания № 2:
Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.
30% - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.
60% - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.
10% - малая двигательная реакция на музыку.
Задание № 3:
Самостоятельно инсценировать песню (Песня «Про меня и муравья»; Русская народная песня «А я по лугу гуляла»). Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.
0% - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.
80% - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.
20% - мала двигательная реакции на музыку, нет желания выполнять задание.
Задание № 4:
Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.
0% - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.
90% - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняются правильно, не может придумать свои.
10% - малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.
Мы провели диагностику музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально-ритмических движений:
упражнения;
танцы и пляски;
хороводы;
игры;
танцевальное творчество.
Критериями оценок стали следующие показатели:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях.
Опираясь на программу М.А. Васильевой, в диагностике были использованы следующие показатели уровней развития музыкально-ритмических навыков [15].
Критериями оценок в развитии навыков детей в упражнениях стали:
·слушает музыку, не равнодушно;
·участвует в музыкальных движениях;
·выполняет движения в соответствии с ритмом музыки.
Диагностика музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально-ритмических движений:
упражнения;
танцы и пляски;
хороводы;
игры;
танцевальное творчество.
Показатели уровней развития навыков детей в упражнениях.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении, решает предложенную ритмическую задачу вне ритма музыки, действует фактически вне ее.
Средний уровень (2 балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку. Не очень ярко проявляет себя в музыкальном движении, решает ритмическую задачу, только воспроизводя метрическую пульсацию.
Высокий уровень (3 балла): ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Очень эмоционален в движении, воспроизводит ритмический рисунок.
Критерии оценок в развитии навыков детей в танцах и плясках стали:
·эмоциональность;
·соблюдает темп музыки;
·умение выполнять перестроения.
Показатели уровней развития навыков детей в танцах и плясках.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не передает эмоционально-образное содержание произведения, не реагирует на смену частей музыки, темпа, не умеет выполнять перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Средний уровень (2 балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку ориентируется в пространстве, но не может самостоятельно выполнять перестроения, изменяет движения в соответствии с 2-х, 3-х частной формой произведения, но не меняет движения со сменой музыкальных фраз. У него нет навыка изменения темпа в движении.
Высокий уровень (3 балла): ребенок через движение передает эмоционально-образное содержание музыкального произведения. У него развито чувство ритма. Он свободно ориентируется в пространстве выполняет самостоятельно перестроения, меняет движения в соответствии с изменениями темпа, 2-х, 3-х частной формой произведения, со сменой музыкальных фраз.
Критерии оценок развития навыков детей в хороводах:
·ориентация в пространстве;
·эмоциональность в плясках;
·умение инсценировать.
Показатели уровней развития навыков детей в хороводах.
Низкий уровень (1 балл): ребенок плохо ориентируется в пространстве, не эмоционально выполняет плясовые движения, не может самостоятельно инсценировать сюжет.
Средний уровень (2 балла): ребенок ориентируется в пространстве, но не совсем уверенно, не достаточно эмоционально исполняют плясовые движения, им не хватает творческой активности.
Высокий уровень (3 балла): ребенок свободно ориентируется в пространстве, ярко, эмоционально исполняет плясовые движения. Самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни.
Критерии оценки в развитии навыков детей в играх:
·умение действовать самостоятельно;
·выразительно выполнять движения;
·использование знакомых элементов танцевальных движений.
Показатели уровней развития навыков детей в танцевальном творчестве.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, не умеет импровизировать под музыку движения разных персонажей, не проявляет инициативы при инсценировки песен, хороводов.
Средний уровень (2 балла): ребенок умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны и одноплановы, не достаточно выразительно инсценирует под музыку движения разных персонажей. Слабо проявляет инициативу при инсценировке песен и хороводов.
Высокий уровень (3 балла): ребенок самостоятельно придумывает движения к пляскам, танцам, составляет танцевальную композицию, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировки песен, хороводов. Для того, чтобы проверить уровень сформированности музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы им были предложены задания по всем видам музыкально-ритмических движений, которые оценивали выразительность движений, ритмичность, правильность выполнения, самостоятельность, умение импровизировать, творческую активность.
Низкий уровень: до 8 очков. Средний уровень: от 8-11 очков. Высокий уровень: от 12-15 очков.
Исходя из результатов данной таблицы, можно выявить уровень сформированности навыков музыкально-ритмических движений в процентном соотношении.
Таблица 2
Таблица уровня сформированности навыков музыкально-ритмических движений в %
Список литературы
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000 г.
- Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем! Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2002 г.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
- Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М., 2013г.
- Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004г.
- Горшкова Е.В. О соотношении обучения и творчества дошкольников в музыкальном движении и особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2007г.
- Буренина А.И., Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши! (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет). – СПб. ЛОИРО, 2000 г.
- Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2013г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность «Одаренность» - это системное, развивающееся в течение жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.
Цель: Приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства. Задачи: Обогащать музыкально-двигательные представления, активизировать музыкальное мышление. Развивать у ребенка в процессе занятий танцевально-игровое творчество, инициативу и самостоятельность. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку. Обеспечивать эмоциональное благополучие и здоровье ребенка. Выявить детей с предпосылками одаренности. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Модель работы с одаренными детьми Выявление одаренных детей Разработка индивидуальной программы и программно-методического обеспечения для ее реализации Диагностика личностного и творческого развития воспитанника (индивидуальная карта, тестирование, наблюдение, практические задания) Демонстрация творческих достижений воспитанников Поощрение одаренных детей. Поддержка высокой самооценки ребенка Формирование системы самообучения одаренного ребенка Регулярное ознакомление с практикой проведения занятий с одаренными детьми
Пример диаграммы
Список литературы Буренина А.И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб.: ЛОИРО, 2000 г. Зимина А.Н. Мы играем, сочиняем! Музыкальное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Издательство « Ювента », 2002 г. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г. Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М., 2013г. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004г. Горшкова Е.В. О соотношении обучения и творчества дошкольников в музыкальном движении и особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2007г. Буренина А.И., Сауко Т.Н. Топ-хлоп, малыши! (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет). – СПб. ЛОИРО, 2000 г. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). – М.: Просвещение, 2013г.
Предварительный просмотр:
Диагностика музыкально-ритмических навыков перед его апробацией по следующим видам музыкально-ритмических движений:
упражнения;
танцы и пляски;
хороводы;
игры;
танцевальное творчество.
Показатели уровней развития навыков детей в упражнениях.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается. Без настроения участвует в музыкальном движении, решает предложенную ритмическую задачу вне ритма музыки, действует фактически вне ее.
Средний уровень (2 балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку. Не очень ярко проявляет себя в музыкальном движении, решает ритмическую задачу, только воспроизводя метрическую пульсацию.
Высокий уровень (3 балла): ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Очень эмоционален в движении, воспроизводит ритмический рисунок.
Критерии оценок в развитии навыков детей в танцах и плясках стали:
·эмоциональность;
·соблюдает темп музыки;
·умение выполнять перестроения.
Показатели уровней развития навыков детей в танцах и плясках.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не передает эмоционально-образное содержание произведения, не реагирует на смену частей музыки, темпа, не умеет выполнять перестроения, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Средний уровень (2 балла): ребенок достаточно спокойно слушает музыку ориентируется в пространстве, но не может самостоятельно выполнять перестроения, изменяет движения в соответствии с 2-х, 3-х частной формой произведения, но не меняет движения со сменой музыкальных фраз. У него нет навыка изменения темпа в движении.
Высокий уровень (3 балла): ребенок через движение передает эмоционально-образное содержание музыкального произведения. У него развито чувство ритма. Он свободно ориентируется в пространстве выполняет самостоятельно перестроения, меняет движения в соответствии с изменениями темпа, 2-х, 3-х частной формой произведения, со сменой музыкальных фраз.
Критерии оценок развития навыков детей в хороводах:
·ориентация в пространстве;
·эмоциональность в плясках;
·умение инсценировать.
Показатели уровней развития навыков детей в хороводах.
Низкий уровень (1 балл): ребенок плохо ориентируется в пространстве, не эмоционально выполняет плясовые движения, не может самостоятельно инсценировать сюжет.
Средний уровень (2 балла): ребенок ориентируется в пространстве, но не совсем уверенно, не достаточно эмоционально исполняют плясовые движения, им не хватает творческой активности.
Высокий уровень (3 балла): ребенок свободно ориентируется в пространстве, ярко, эмоционально исполняет плясовые движения. Самостоятельно, творчески подходит к инсценировке сюжета песни.
Критерии оценки в развитии навыков детей в играх:
·умение действовать самостоятельно;
·выразительно выполнять движения;
·использование знакомых элементов танцевальных движений.
Показатели уровней развития навыков детей в танцевальном творчестве.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не умеет самостоятельно придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, не умеет импровизировать под музыку движения разных персонажей, не проявляет инициативы при инсценировки песен, хороводов.
Средний уровень (2 балла): ребенок умеет придумывать движения к пляскам, танцам, но они не выразительны и одноплановы, не достаточно выразительно инсценирует под музыку движения разных персонажей. Слабо проявляет инициативу при инсценировке песен и хороводов. Высокий уровень (3 балла): ребенок самостоятельно придумывает движения к пляскам, танцам, составляет танцевальную композицию, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Умеет импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, активно проявляют инициативу при инсценировки песен, хороводов. Для того, чтобы проверить уровень сформированности музыкально-ритмических навыков у детей старшей группы им были предложены задания по всем видам музыкально-ритмических движений, которые оценивали выразительность движений, ритмичность, правильность выполнения, самостоятельность, умение импровизировать, творческую активность.
Диагностическая таблица ____________________________________________Ф.И.О.
на период________________________________
Музыкально-ритмическая деятельность
Формы работы | Виды танцевальной деятельности | Результативность | |||
Высокий | Средний | Низкий | Итого | ||
Развитие навыков | упражнения | ||||
танцы и пляски | |||||
хороводы | |||||
игры |
Результаты оценки уровня развития музыкально- ритмической одаренности
Показатели | Высокий | Средний | Низкий |
Музыкально-ритмическая деятельность | |||
Эмоциональность | |||
Пластичность движений | |||
Координация |
Составил ________________________
- Мне нравится (1)