Общие закономерности речевого общения педагогического работника

Шнайдер Любовь Викторовна

Культура речи - это владение нормами устного и письменного литературного языка (произношение, ударение, грамматика), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_ritorika.docx26.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Общие закономерности речевого общения педагогического работника»

План

1. Понятие «Культура речи».

2. Язык, речь, речевая деятельность.

3. Устная и письменная речь.

4. Психологические основы общения.

5. Специфика речи преподавателя.

6. Стиль педагогического общения. Ролевая установка.

7. Речевой этикет.

8. Культура речи преподавателя.

1. Понятие «Культура речи»

Понятие «Культура речи» - это 2 связанных денотата:

        а) качество речи;

        б) наука о пользовании языком.

Так  Д.Э. Розенталь и М.А.Теленкова дают следующее толкование этого термина:

а) Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей;

б) Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном количестве, в определённый исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений, а также включает в себя такие её качества, как точность, ясность, чистота.

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, уровня овладения человеком законами речевого поведения и использования языка как средства общения.

Профессор Л.И.Скворцов пишет, что культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (произношение, ударение, грамматика), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Он различает две ступени освоения литературного языка: Правильность речи и Речевое мастерство.

Правильность речи – это соблюдение норм современного русского литературного языка.

Речевое мастерство – это умение выбирать из разных вариантов наиболее точный, уместный, выразительный, доходчивый и т.п.

При восприятии двух основных форм речи – говорения и письма – имеют значение такие факторы:

        а) техническая сторона (дикция, владение речевым аппаратом);

        б) графическая оформленность (почерк, правила правописания);

        в) формально содержательная сторона (соответствие композиционных форм речи её содержанию).

Хорошей речью может быть признана такая, которая в наибольшей степени удовлетворяет потребности общения, способствует формированию, выражению и восприятию информации.

2. Язык, речь, речевая деятельность.

Язык – это система знаков, единиц различного уровня (фонетика, лексика, грамматика), которая предназначена для общения между людьми и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Речь – это процесс говорения (письма), использования, реализации языка в целях общения, способ формирования и формулирования мысли.

Речью также называют и речевые произведения, т.е. устные и письменные тексты (книги, статьи, лекции, письма, рассказы и т.д.).

Речь разделяют на внутреннюю и внешнюю.

Речевые жанры чрезвычайно многообразны. Выбор зависит от многих факторов:

        а) частный или публичный характер общения;

        б) положение и взаимоотношения его участников;

        в) цель;

        г) уровень владения языком вообще;

3. Устная и письменная речь.

Публичная речь существует в двух формах – устной и письменной.

Специфичность устной формы книжной речи в том, что в её основе часто лежит письменная форма (конспект, тезисы, план, развернутый текст)

Использование письменной формы речи позволяет человеку обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя.

Речь представляет собой единый феномен реализации, употребления языка, который может проявляться в двух разных и одновременно взаимообусловленных и связанных формах: устной и письменной.

Важно заметить, что устная речь преподавателя далеко не всегда является разговорной. Хотя устная публичная речь может принимать некоторые черты разговорности.

Выделяются 3 языковые особенности такой речи:

а) наличие звукового канала связи (интонация, произношение);

б) базирование на нормах кодифицированного литературного языка (полный стиль произношения, нейтральная и книжная лексика);

в) рассчитанность устной речи на контакт со слушателями (жесты, мимика).

Отбор языковых средств (письменная форма и устная речь) не является результатом «устности», а происходит под влиянием ситуации общения, содержания речи.

Устная речь связана с её звуковым оформлением, поэтому существенным элементом выступает техническая сторона (дыхание, голос, дикция), а для письменной речи весьма важно графическое и орфографическое оформление.

Также в устной речи используются невербальные средства общения (жесты, мимика, взгляд, интонация и др.)

Результативность публичной речи обеспечивается рядом факторов:

а) психологический, т.е. настроенность говорящего на речь, на общение со слушателями, умение установить контакт с аудиторией, готовность слушателей воспринимать речь;

б) информационная, т.е. умение находить источники информации, получать и отбирать её в соответствии с целями речи;

в) речевая культура, т.е. знание норм литературного языка, закономерностей функциональных стилей, владение речевым аппаратом и выразительностью речи, умение построить речь на основе собранной информации.

4. Психологические основы общения.

В процессе речевого общения важную роль играет психологическая сторона взаимодействия двух основных участников: говорящего и слушающего.

Общая психологическая атмосфера, особенности личности преподавателя с одной стороны и обучающихся с другой – всё это определяет результаты общения.

Коммуникативная ситуация, т.е. ситуация общения характеризуется наличием определенной структуры. Основными элементами являются говорящий, слушающий (аудитория), предмет речи, язык (средство общения), текст ( информация), восприятие информации.

Суть ситуации общения заключается в следующем: предмет речи воспринимается говорящим как некая объективно существующая реальность. В сознании говорящего формируется представление о предмете речи. Текст воспринимается и дешифруется слушателем, в сознании которого, в свою очередь, также формируется своё представление о предмете речи.

К говорящему предъявляются как интеллектуальные (ум, эрудиция), так и психологические требования:

1) экстраверсия (т.е. открытость), т.е. умение установить контакт с другими людьми;

2) уравновешенность, уверенность, подвижность характера, чувство юмора и самоирония.

Также важную роль играют и специальные речевые качества:

а) речевое мастерство (технические и языковые);

б) понимание задач;

в) специфика речи.

Всё это находит выражение в психологической установке – ориентации говорящего на общение с аудиторией, на убеждение слушателей.

Основными компонентами являются:

        а) твёрдое знание предмета речи;

        б) чёткая формулировка цели речи;

        в) желание общаться и вызвать интерес у аудитории.

Говорящий должен обладать таким качеством, как кредитность, т.е. степень доверия слушателей.

Существуют следующие пути кредитности:

1) говорящий высказывает вначале своей речи суждения, близкие данной аудитории;

2) в начале разговора высказываются взгляды, которые якобы противоречат интересам говорящего;

3) источник информации называется не в начале речи, а после проведённого доказательства.

Чем выше кредитность, тем легче устанавливается контакт, тем эффективнее происходит убеждение.

Для успешного общения следует специальным образом воздействовать на аудиторию.

Существуют следующие способы организации слушателей:

а) заражение (передача психологического настроения);

б) внушение (некритическое, бездоказательное восприятие материала);

в) подражание (повторение образца поведения);

г) убеждение (логически обоснованное внедрение информации).

Эффективность усвоения материала определяется составом аудитории, её образовательным уровнем, настроенностью на контакт.

Количественный состав аудитории оказывает некоторое влияние на усвоение материала.

Важным является и размещение слушателей.

5. Специфика речи преподавателя.

Публичная речь преподавателя служит для передачи информации слушателям, при этом одновременно решаются задачи обучения.

Педагогическое обучение есть общение воспитателя и воспитанника.

Воспитательная направленность речи преподавателя предполагает особый подход к отбору информации и её интерпретации.

Речь преподавателя является образцом, который воспринимает учащийся и по которому он строит свою речь, поэтому особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, её нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но и для подражания.

6. Стиль педагогического общения. Ролевая установка.

Стиль педагогического общения – это совокупность поведенческих реакций, где проявляются качества личности учителя, манера общения с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.

Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя. Наиболее распространены такие стили:

1) общение – устрашение (преподаватель подавляет учащегося, диктует свои условия);

2) общение – заигрывание (преподаватель не уверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве. Как бы заключает «сделку» с учащимся)

3) общение с чётко выраженной дистанцией (преподаватель постоянно подчёркивает разницу между собой и учащимся);

4) общение дружеского расположения (преподаватель выступает в роли старшего друга, приятеля);

5) общение совместной увлечённости (преподаватель и учащийся коллеги).

7. Речевой этикет.

Речевой этикет – это совокупность правил речевого поведения в устойчивых ситуациях общения: прощания, встречи, представления, извинения, благодарности и т.д.

Речевой этикет находит своё выражение в исторически сложившихся формулах.

Для каждой ситуации существует целый ряд формул с приблизительно одинаковым значением. Их выбор зависит от характера общения, положения и взаимоотношений участников речи, конкретного функционального стиля.

Непосредственное отношение к речевому этикету имеет и форма общения на «ТЫ» или на «ВЫ».

8. Культура речи преподавателя.

Каковы же требования, предъявляемые к хорошей профессиональной речи педагога?

1) Каждый говорящий определяет содержание и форму выражения своих мыслей в соответствии с уровнем развития мышления, общей и языковой культурой, целями и условиями общения, жанрово-композиционными формами, существующими в речевой практике.

2) Речь – это реализация, воплощение языка, следовательно язык определяет законы, нормы, правила, обязательные в практическом говорении и письме, т.е. качества, регулирующие нормативную сторону речи.

3) Речь обладает своими законами, вытекающими из её специфики как средства реализации языка.

Требования, предъявляемые к речи преподавателя, обусловливаются сферой, задачами и особенностями педагогического общения. Речь преподавателя должна облекаться в композиционные формы, наиболее точно соответствующие содержанию и целям общения; должна строго соответствовать требованиям основных коммуникативных качеств, а также определённым техническим характеристикам.

Преподаватель обязан овладеть навыком корректировки устной и письменной речи обучаемых, при этом должен быть учтён ещё один момент: при работе над технической стороной речи (дикцией), и при изучении норм литературного языка следует отталкиваться от особенностей системы норм языка, артикуляционной базы.

Литература

  1. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика./М. 2007.
  2. Баитова Н.И. Сложные педагогические ситуации. /Курган. 2007.
  3. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя./Минск. 2005.
  4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования./М. 2006.