Общие закономерности речевого общения педагогического работника
Культура речи - это владение нормами устного и письменного литературного языка (произношение, ударение, грамматика), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_ritorika.docx | 26.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Общие закономерности речевого общения педагогического работника»
План
1. Понятие «Культура речи».
2. Язык, речь, речевая деятельность.
3. Устная и письменная речь.
4. Психологические основы общения.
5. Специфика речи преподавателя.
6. Стиль педагогического общения. Ролевая установка.
7. Речевой этикет.
8. Культура речи преподавателя.
1. Понятие «Культура речи»
Понятие «Культура речи» - это 2 связанных денотата:
а) качество речи;
б) наука о пользовании языком.
Так Д.Э. Розенталь и М.А.Теленкова дают следующее толкование этого термина:
а) Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей;
б) Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном количестве, в определённый исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений, а также включает в себя такие её качества, как точность, ясность, чистота.
Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, уровня овладения человеком законами речевого поведения и использования языка как средства общения.
Профессор Л.И.Скворцов пишет, что культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (произношение, ударение, грамматика), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения. Он различает две ступени освоения литературного языка: Правильность речи и Речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение норм современного русского литературного языка.
Речевое мастерство – это умение выбирать из разных вариантов наиболее точный, уместный, выразительный, доходчивый и т.п.
При восприятии двух основных форм речи – говорения и письма – имеют значение такие факторы:
а) техническая сторона (дикция, владение речевым аппаратом);
б) графическая оформленность (почерк, правила правописания);
в) формально содержательная сторона (соответствие композиционных форм речи её содержанию).
Хорошей речью может быть признана такая, которая в наибольшей степени удовлетворяет потребности общения, способствует формированию, выражению и восприятию информации.
2. Язык, речь, речевая деятельность.
Язык – это система знаков, единиц различного уровня (фонетика, лексика, грамматика), которая предназначена для общения между людьми и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.
Речь – это процесс говорения (письма), использования, реализации языка в целях общения, способ формирования и формулирования мысли.
Речью также называют и речевые произведения, т.е. устные и письменные тексты (книги, статьи, лекции, письма, рассказы и т.д.).
Речь разделяют на внутреннюю и внешнюю.
Речевые жанры чрезвычайно многообразны. Выбор зависит от многих факторов:
а) частный или публичный характер общения;
б) положение и взаимоотношения его участников;
в) цель;
г) уровень владения языком вообще;
3. Устная и письменная речь.
Публичная речь существует в двух формах – устной и письменной.
Специфичность устной формы книжной речи в том, что в её основе часто лежит письменная форма (конспект, тезисы, план, развернутый текст)
Использование письменной формы речи позволяет человеку обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя.
Речь представляет собой единый феномен реализации, употребления языка, который может проявляться в двух разных и одновременно взаимообусловленных и связанных формах: устной и письменной.
Важно заметить, что устная речь преподавателя далеко не всегда является разговорной. Хотя устная публичная речь может принимать некоторые черты разговорности.
Выделяются 3 языковые особенности такой речи:
а) наличие звукового канала связи (интонация, произношение);
б) базирование на нормах кодифицированного литературного языка (полный стиль произношения, нейтральная и книжная лексика);
в) рассчитанность устной речи на контакт со слушателями (жесты, мимика).
Отбор языковых средств (письменная форма и устная речь) не является результатом «устности», а происходит под влиянием ситуации общения, содержания речи.
Устная речь связана с её звуковым оформлением, поэтому существенным элементом выступает техническая сторона (дыхание, голос, дикция), а для письменной речи весьма важно графическое и орфографическое оформление.
Также в устной речи используются невербальные средства общения (жесты, мимика, взгляд, интонация и др.)
Результативность публичной речи обеспечивается рядом факторов:
а) психологический, т.е. настроенность говорящего на речь, на общение со слушателями, умение установить контакт с аудиторией, готовность слушателей воспринимать речь;
б) информационная, т.е. умение находить источники информации, получать и отбирать её в соответствии с целями речи;
в) речевая культура, т.е. знание норм литературного языка, закономерностей функциональных стилей, владение речевым аппаратом и выразительностью речи, умение построить речь на основе собранной информации.
4. Психологические основы общения.
В процессе речевого общения важную роль играет психологическая сторона взаимодействия двух основных участников: говорящего и слушающего.
Общая психологическая атмосфера, особенности личности преподавателя с одной стороны и обучающихся с другой – всё это определяет результаты общения.
Коммуникативная ситуация, т.е. ситуация общения характеризуется наличием определенной структуры. Основными элементами являются говорящий, слушающий (аудитория), предмет речи, язык (средство общения), текст ( информация), восприятие информации.
Суть ситуации общения заключается в следующем: предмет речи воспринимается говорящим как некая объективно существующая реальность. В сознании говорящего формируется представление о предмете речи. Текст воспринимается и дешифруется слушателем, в сознании которого, в свою очередь, также формируется своё представление о предмете речи.
К говорящему предъявляются как интеллектуальные (ум, эрудиция), так и психологические требования:
1) экстраверсия (т.е. открытость), т.е. умение установить контакт с другими людьми;
2) уравновешенность, уверенность, подвижность характера, чувство юмора и самоирония.
Также важную роль играют и специальные речевые качества:
а) речевое мастерство (технические и языковые);
б) понимание задач;
в) специфика речи.
Всё это находит выражение в психологической установке – ориентации говорящего на общение с аудиторией, на убеждение слушателей.
Основными компонентами являются:
а) твёрдое знание предмета речи;
б) чёткая формулировка цели речи;
в) желание общаться и вызвать интерес у аудитории.
Говорящий должен обладать таким качеством, как кредитность, т.е. степень доверия слушателей.
Существуют следующие пути кредитности:
1) говорящий высказывает вначале своей речи суждения, близкие данной аудитории;
2) в начале разговора высказываются взгляды, которые якобы противоречат интересам говорящего;
3) источник информации называется не в начале речи, а после проведённого доказательства.
Чем выше кредитность, тем легче устанавливается контакт, тем эффективнее происходит убеждение.
Для успешного общения следует специальным образом воздействовать на аудиторию.
Существуют следующие способы организации слушателей:
а) заражение (передача психологического настроения);
б) внушение (некритическое, бездоказательное восприятие материала);
в) подражание (повторение образца поведения);
г) убеждение (логически обоснованное внедрение информации).
Эффективность усвоения материала определяется составом аудитории, её образовательным уровнем, настроенностью на контакт.
Количественный состав аудитории оказывает некоторое влияние на усвоение материала.
Важным является и размещение слушателей.
5. Специфика речи преподавателя.
Публичная речь преподавателя служит для передачи информации слушателям, при этом одновременно решаются задачи обучения.
Педагогическое обучение есть общение воспитателя и воспитанника.
Воспитательная направленность речи преподавателя предполагает особый подход к отбору информации и её интерпретации.
Речь преподавателя является образцом, который воспринимает учащийся и по которому он строит свою речь, поэтому особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, её нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но и для подражания.
6. Стиль педагогического общения. Ролевая установка.
Стиль педагогического общения – это совокупность поведенческих реакций, где проявляются качества личности учителя, манера общения с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности.
Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя. Наиболее распространены такие стили:
1) общение – устрашение (преподаватель подавляет учащегося, диктует свои условия);
2) общение – заигрывание (преподаватель не уверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве. Как бы заключает «сделку» с учащимся)
3) общение с чётко выраженной дистанцией (преподаватель постоянно подчёркивает разницу между собой и учащимся);
4) общение дружеского расположения (преподаватель выступает в роли старшего друга, приятеля);
5) общение совместной увлечённости (преподаватель и учащийся коллеги).
7. Речевой этикет.
Речевой этикет – это совокупность правил речевого поведения в устойчивых ситуациях общения: прощания, встречи, представления, извинения, благодарности и т.д.
Речевой этикет находит своё выражение в исторически сложившихся формулах.
Для каждой ситуации существует целый ряд формул с приблизительно одинаковым значением. Их выбор зависит от характера общения, положения и взаимоотношений участников речи, конкретного функционального стиля.
Непосредственное отношение к речевому этикету имеет и форма общения на «ТЫ» или на «ВЫ».
8. Культура речи преподавателя.
Каковы же требования, предъявляемые к хорошей профессиональной речи педагога?
1) Каждый говорящий определяет содержание и форму выражения своих мыслей в соответствии с уровнем развития мышления, общей и языковой культурой, целями и условиями общения, жанрово-композиционными формами, существующими в речевой практике.
2) Речь – это реализация, воплощение языка, следовательно язык определяет законы, нормы, правила, обязательные в практическом говорении и письме, т.е. качества, регулирующие нормативную сторону речи.
3) Речь обладает своими законами, вытекающими из её специфики как средства реализации языка.
Требования, предъявляемые к речи преподавателя, обусловливаются сферой, задачами и особенностями педагогического общения. Речь преподавателя должна облекаться в композиционные формы, наиболее точно соответствующие содержанию и целям общения; должна строго соответствовать требованиям основных коммуникативных качеств, а также определённым техническим характеристикам.
Преподаватель обязан овладеть навыком корректировки устной и письменной речи обучаемых, при этом должен быть учтён ещё один момент: при работе над технической стороной речи (дикцией), и при изучении норм литературного языка следует отталкиваться от особенностей системы норм языка, артикуляционной базы.
Литература
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика./М. 2007.
- Баитова Н.И. Сложные педагогические ситуации. /Курган. 2007.
- Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя./Минск. 2005.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования./М. 2006.