Сценарий тематического концерта "Время перемен". Русская музыка на рубеже эпох (конец 19 века -1 половина 20 века).
Тематический концерт "Время перемен". Этот концерт был составлен из произведений русских композиторов конца 19 века и первой половины 20 века. Представлен материал - исторический обзор времени, интересная информация композиторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kontserta_vremya_peremen_1_dekabrya.docx | 40.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОНЦЕРТА «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»
Учащихся фортепианного и хорового отделений
1 декабря 2017г
Начало в 18.30
Поводом для нашего концерта стал юбилей революции 1917г,коренным образом повернувшей историю нашей страны.
Время, предшествующее революции, по праву называют русским Возрождением или Серебряным веком - Время борьбы с духовной ленью, время пробуждения волевой активности .Все было пронизано ожиданием грядущих перемен. Активно развивались и взаимодействовали между собой все виды искусств. Только перечисление имен Врубеля, Рериха, Коровина , Блока ,Ахматовой дает представление о степени эмоционального накала искусства этого периода. Объединяющей основой их творчества было религиозно-филосовское представление об очистительной миссии искусства, как источнике рождения нового человека. А внутренний закон музыки: от хаоса к мировой гармонии, определил её ведущее положение в процессе духовного возрождения нации.
Музыкой был пронизана городская и усадебная культура. Домашнее и салонное инструментальное, камерно- ансамблевое, вокальное музыцирование ,танцевальные вечера, большое количество императорских и частных муз.театров, общедоступные симфонические концерты, развитие жанра духовной музыки, появление новых музыкальных учебных заведений. Возрождение традиций древне-русского искусства,обращение к фолклору,глубинные слои которого поднял Стравинский. Не прерывался интерес и к западной музыки : Баху, романтикам ,Вагнеру.Большую помощь в поддержании как народных традиций, так и новаторских начинаний играли русские купцы-меценаты: Морозовы,Мамонтовы,Рябушинские.
Концентрация творческой активности проявлялась в том, что в это время одновременно творили композиторы 4-х муз. поколений.
1.Представители революционного народничества Балакирев, Кюи , Римский –Корсаков
2.Продолжатели традиций русской и зарубежной музыки 19 века Лядов , Глазунов,Гречанинов.
3.Компазиторы-основоположники нового русского исполнительского стиля Скрябин . Рахманинов, Метнер.
4.Новаторы,бросившие вызов устоявшимся нормам, определившие лицо не только русской, но и всей мировой музыки 20 века.Прокофьев, Стравинский. Ритм в их творчестве ста л главным олицетворением жизненной энергии.
Разнообразие в культурный процесс вносило противостояние москвичей как представителей искусства переживания и петербуржцев как представителей искусства представления .
Революция перетряхнула всю страну. Её руководители в своих интересах воспользовались освободившейся энергий масс. С лозунгами свободы и равноправия пришли вседозволенность ,
вместо соборности, духовного единения жестокость , нравственный беспредел толпы, оторванной от национальных и нравственных корней.
Антон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.
- А.Рубинштейн «Серенада», испол. Агаджанян Виктория, преп. Баграмова Э.Т.
Цезарь Кюи
После окончания местной гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию в Петербурге, с которой связана большая часть его жизни. В 1891 г. получил здесь должность профессора. В числе его учеников были императоры Александр III и Николай II, полководец М. Д. Скобелев и многие другие знатные люди.
Музыкой занимался ещё в Вильно под руководством польского композитора С. Монюшко. Завершил музыкальное образование самостоятельно. Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которой он стал.
- Ц.Кюи «Испанские марионетки», испол. Калугина Полина, преп. Альтерман С.С.
- Ц.Кюи « Прелюдия», испол. Лигай Ирина, преп. Ленько В.А.
Милий Балакирев
В эти годы Милий Балакирев познакомился с Цезарем Кюи, Модестом Мусоргским, Николаем Римским-Корсаковым и Александром Бородиным. В 1862 году они образовали кружок «Новая русская музыкальная школа», который критик Владимир Стасов прозвал «Могучей кучкой». Композиторы Балакиревского кружка изучали фольклор и церковное пение, чтобы использовать народные мотивы в сочинениях.
Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало. Кюи, Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование, а Бородин был ученым-химиком, имел степень доктора медицины. Милий Балакирев оценивал сочинения своих товарищей и давал рекомендации. Римский-Корсаков писал: «...критик, именно технический критик, он был удивительный». Балакирев в то время считался опытным композитором и был руководителем кружка.
- М.Балакирев «Полька», испол. Гайворонская Арина, преп. Полетаева Е.В.
Сергей Ляпунов
Русский композитор. Пианист, дирижер. Был дружен с М. Балакиревым.В 1908-1917 г.г. директор Бесплатной музыкальной школы, а с 1910-1923- профессор Петербургской консерватории.
- С.Ляпунов «Пьеса», испол. Черных Ангелина, преп. Лебедева И.В.
Анатолий Лядов
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, рос в артистическом мире.Личность яркая и самобытная. Он сочинил не так уж много произведений, но зато каких! Русский эпос в музыке - основное направление в его творчестве. Современники говорили, что он превзошёл Римского-Корсакова.
Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность.
Одна из причин этого — материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, — писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим...
- А.Лядов «Мазурка», испол. Мишура Евгений, преп. Баграмова Э.Т.
Генрих Альбертович Пахульский( рус. пианист, композитор, педагог. т, где учился у Р. Штробля (фп.), . С 1876 концертировал и преподавал. С 1880 занимался в Моск. консерватории у Н. Г. Рубинштейна; после его смерти в 1881 прервал занятия (был домашним учителеммузыки в семье H. P. фон Мекк), с 1882 учился у П. А. Пабста (фп.) и у А. С. Аренского (сочинение); окончив консерваторию в 1885, преподавал там же (класс спец. фп., 1886-1921; с 1916 профессор). Выступал как пианист, исполняя и собств. соч., в к-рых продолжал традиции рус. классиков, в т. ч. П. И. Чайковского,
- Г.Пахульский « Фантастическая сказка», испол. Макухин Николай, преп. Лебедева И.В.
Александр Гречанинов
"Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом". Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил вМосковскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большимисобытиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение смузыкой П. Чайковского. "Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях "Евгения Онегина" и"Пиковой дамы". На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы". В1890 г.
В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывалконцерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако
в 1925 г. композитор уехал заграницу и на родину больше не вернулся.
- А. Гречанинов « Прелюдия», испол. Киршина Мария, преп. Шемякина Л.А.
- А. Гречанинов «Ночные звезды» (ноктюрн) из цикла «Пастели», испол. Калинина Екатерина, преп. Лебедева И.В.
Владимир Ребиков
Ребиков принадлежит к тому поколению композиторов, которые остались почти неизвестными в тени огромных фигур классиков русской музыки. Однако Ребиков — автор десяти опер, двух балетов, множества инструментальных пьес и романсов. В его творчестве простота и наивность русской бытовой музыки сочетаются с утонченностью импрессионистических красок, а также элементами экспрессионизма.
В 1897 году Ребиков переезжает в Кишинев. Там, благодаря его усилиям, открывается отделение РМО и музыкальное училище. Там же, в Кишиневе, композитор заканчивает самое известное свое произведение — оперу «Ёлка», задуманную еще в 1894 году.
- В.Ребиков «Паяц», «Китайская фигурка» из цикла «Игрушки на елке», испол. Чеснокова Мария, преп. Лепилина Ю.В.
- В. Ребиков «Меланхолический вальс», испол. Декельман Аля, преп. Олейник Т.Ф.
Василий Сергеевич Калинников
Талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е годы XIX века. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры Чайковский, одна за другой появлялись оперы Римского-Корсакова, произведения Глазунова, Танеева, Лядова, на музыкальном горизонте появились сочинения Рахманинова, Скрябина. В октябре 1900, за 4 месяца до смерти композитора в издательстве Юргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием. Но упоение творчеством, вера в жизнь, любовь к людям как-то поднимали его над унылой прозой житейских будней. Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре — таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.
- В. Калинников «Киска», испол. Веселова Мария и Сущев Степан, преп. Лебедева И.В.
- В.Калинников «Русское интермеццо», испол. Титов Анастасия, преп. Ленько В.А.
- В. Калинников «Ноктюрн», испол. Суркова Влада, преп. Шемякина Л.А.
В начале XX в. через русскую музыку, как и через все искусство, проходит тема ожидания великих перемен, которые происходили и влияли на искусство.
Остановимся на творческих судьбах некоторых композиторов чуть подробнее.
Александр Глазунов
Октябрьская революция застала Александра Глазунова всецело поглощенным педагогической и общественной деятельностью. Несмотря на трудности первых революционных лет, он отдавал всю энергию делу музыкального просвещения. Глазунов привлек к работе в консерватории новые силы, стремясь обновить и пополнить состав профессуры. Вместе с ними он боролся против охватившего консерваторию в 1920-х годах пагубного увлечения формалистической западноевропейской музыкой. Осенью 1928 года Глазунов выехал за границу лечиться. Там, в Париже, он провел свои последние годы. В письмах тех лет он часто жаловался на усталость, много говорил о болезнях. Все же и тогда Глазунов продолжал композиторскую и дирижерскую деятельность, хотя условия для творчества были, по его словам, "далеко не благоприятны", а концертные турне очень утомительны.
- А.Глазунов « Миниатюра», испол. Шадрина Полина, преп. Шемякина Л.А.
Александр Скрябин
Пианист он был особенный. Он не был таким феноменальным виртуозом, как Сергей Рахманинов,этому препятствовала его физическая хрупкость. И тем не менее он обладал редким даром захватывать и не отпускать внимание слушателей. Никто не мог соперничать с автором-исполнителем собственных произведений. Как и Шопена, его можно назвать поэтом фортепиано.
Композитор остро ощущал противоречия своего времени, жаждал перемен, верил в них. В зрелый период творчества Скрябин ставил себе не только музыкальные задачи, он был поэтом, философом, он хотел охватить мыслью весь мир: природу, человеческое общество, мир человеческой души. Он мечтает, чтобы музыкальное произведение стало синтетическим художественным действом. Это сближало его творчество с идеями символистов.
Остались легенды о его стиле исполнения собственных произведений, в котором сочеталась необычайная чуткая, гибкая и нервная ритмика, поразительное владение звуком, достигаемое тончайшим использованием педали, подлинно творческое горение и вдохновенность.
Цитата А.Н.Скрябина: "Иду сказать им (людям) - чтобы они... ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать... Иду сказать им, что горевать - не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его."
- А.Скрябин «Поэма», испол. Кравченко Александр, преп. Шемякина Л.А.
- А.Скрябин « Две прелюдии» соч. 11, № 4, № 10, испол. Жильцова Александра, преп. Лебедева И.В.
В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все.
Николай Метнер
Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов — к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева. С 1921 г. Метнер живет за рубежом, концертирует в странах Европы и в США. Последние годы жизни вплоть до своей кончины он прожил в Англии. Все годы, проведенные за рубежом, Метнер оставался русским художником. «Мечтаю попасть на родную почву и поиграть перед родной аудиторией», — писал он в одном из последних своих писем.
- Н.Метнер «Сказка», испол. Васильева Василиса, преп. Шемякина Л.А.
Игорь Стравинский
Балет "Петрушка" (1911), один из самых популярных, навеян гуляниями на масленицу и традиционными кукольными представлениями с участием Петрушки, Балет близок к реальности народного гуляния, здесь звучат темы песен "Вдоль по Питерской", "Ах вы сени, мои сени", гармошечные наигрыши. Эти балеты Стравинским создавались по инициативе Сергея Павловича Дягилева для "русских сезонов" в Париже, который хотел показать западной публике настоящее русское искусство. Так балет "Петрушка" стал одним из самых примечательных спектаклей "Русского сезона" 1911 г. В связи с "Русскими сезонами" Стравинский часто уезжал из России, а начало 1-й мировой войны совсем оторвало его от родины, которую он посетил только в 1962 г., на пороге 80-летия.
Цитата И.Ф.Стравинского: "Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе"
- И.Стравинский « Вальс» из балета «Петрушка», испол. Бахтина Мария, преп. Олейник Т.Ф., Михеев Святослав, преп. Лебедева И.В.
Сергей Рахманинов
Февральскую революцию Рахманинов приветствовал радостно. Он выступал с благотворительными концертами, заработанные деньги передавал сиротам, потерявшим родителей в годы войны.
После октябрьской революции наступила душевная тревога, ему казалось, что музыкальная жизнь надолго замерла. И он принимает приглашение из Швеции выступить с концертами в Швеции, Норвегии, Дании. В декабре 1917 г. Рахманинов отправился в концертную поездку вместе с женой и детьми. Начались годы скитания. Из Скандинавии он отправился в Америку. Оттуда ежегодно уплывал в Европу. Пробовал обосноваться во Франции, в Швейцарии, снова возвращался в США. Много работал, чтобы сохранить репутацию музыканта-виртуоза. Жизнь проходила в бесконечных концертах, выступлениях и подготовке нового репертуара. Вскоре Рахманинова начали называть "фортепианным Шаляпиным", к нему пришла слава первого пианиста мира, никто не мог соперничать с русским артистом. Где бы он не выступал, после концертов за его машиной по улицам бежала толпа. Но его раздражала бесцеремонность американских газет. Однажды, скрываясь от фоторепортеров, он закрыл лицо руками. На другой день в газетах появились огромные снимки с подписью: "Эти руки стоят миллионы".
Цитата С.В.Рахманинова:
"Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире."
- С. Рахманинов «Русская песня», испол. Шадрина Полина, Суркова Влада, преп. Шемякина Л.А.
- С.Рахманинов «Полишинель», испол. Широкая Екатерина, преп. Шемякина Л.А.
ВЕНИАМИН ИОСИФОВИЧ ШЕР
советский скрипач, композитор и музыкальный педагог
Окончил Петроградскую консерваторию по классу скрипки Сергея Коргуева. С 1927 г. преподавал в Ленинградской консерватории. В средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории у Шера занимался Владимир Спиваков.
- В.Шер «Бабочки», испол. Ржевская Екатерина, преп. Гончарова О.Н, Макухин Николай, преп. Лебедева И.В.
Дмитрий Шостакович
Родился в Петербурге в семье пианистки и химика. Музыкой, которая в его семье была важной составляющей (отец – страстный любитель музыки, мама - преподаватель игры на фортепиано), увлекся с малых лет: неразговорчивый худенький мальчик, садясь за фортепиано, превращался в дерзкого музыканта. - Сегодня произведения Шостаковича, олицетворяющие ярко выраженную внутреннюю человеческую драму, передающие летопись ужасных душевных страданий – наиболее исполняемые во всем мире. Самые популярные - Пятая и Восьмая симфонии из пятнадцати написанных
- Д.Шостакович «Гавот», испол. Окользина Мария, преп. Альтерман С.С.
- Д.Шостакович « Романс», испол. Фасахов Дмитрий, преп. Дудин Д.А., Широкая Екатерина, преп. Шемякина Л.А.
- Старший хор хорового отделения
Хормейстер: Новодран Н.И.
Концертмейстер: Тремасова Д.А.
Муз. П. Чеснокова, на слова Г.Гейне «Лотос»
Обр. А Свешникова « Как по морю»
Муз. А. Гречанинова, на слова Е.Баратынского «Осень»