Зачем учить ребенка музыке?
Социокультурные условия малых городов не отличаются разнообразием и богатством выбора: у нас нет театра, филармонии, концертного зала. Бытовой уклад располагает к неспешности, нетребовательности и успокоенности.
Где в маленьком провинциальном городке ребенку можно сформировать духовные и эстетические потребности, если в семье об этом не позаботятся? Где сможет он хотя бы познакомиться с огромным и многоликим миром искусства? А это знакомство нужно обязательно! Психологами давно установлена прямая зависимость личностного роста человека от степени его вовлеченности в детстве в мир искусства. В развитых странах это поняли давно. В Японии на уроки музыки в общеобразовательных школах отводится 6 часов в неделю! В США практически в каждом провинциальном городке есть симфонический оркестр, в Израиле в каждой школе есть музыкально-художественное отделение и т.д. А вспомним русское дворянское воспитание: в числе главных предметов – муз.инструмент, бальные танцы, пение, рисование, предметы гуманитарного цикла. И ведь лучшие люди России воспитаны в этих традициях!.. Человек, не получивший в детстве своей дозы общения с культурой и искусством, ничего не приобретает, а теряет, прежде всего, возможность личностного роста…
О том, как влияет музыка на развитие ребенка, пойдет речь в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зачем учить музыке ребенка | 16.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО г. Тулуна «Детская музыкальная школа»,
преподаватель Е.Р. Фисенко
Зачем учить ребенка музыке?
Социокультурные условия малых городов не отличаются разнообразием и богатством выбора: у нас нет театра, филармонии, концертного зала. Бытовой уклад располагает к неспешности, нетребовательности и успокоенности.
Где в маленьком провинциальном городке ребенку можно сформировать духовные и эстетические потребности, если в семье об этом не позаботятся? Где сможет он хотя бы познакомиться с огромным и многоликим миром искусства? А это знакомство нужно обязательно! Психологами давно установлена прямая зависимость личностного роста человека от степени его вовлеченности в детстве в мир искусства. В развитых странах это поняли давно. В Японии на уроки музыки в общеобразовательных школах отводится 6 часов в неделю! В США практически в каждом провинциальном городке есть симфонический оркестр, в Израиле в каждой школе есть музыкально-художественное отделение и т.д. А вспомним русское дворянское воспитание: в числе главных предметов – муз.инструмент, бальные танцы, пение, рисование, предметы гуманитарного цикла. И ведь лучшие люди России воспитаны в этих традициях!.. Человек, не получивший в детстве своей дозы общения с культурой и искусством, ничего не приобретает, а теряет, прежде всего, возможность личностного роста…
Что дает музыкальная школа городу, его инфраструктуре? Вопрос риторический. Думаю, все и так понимают, что вопросы воспитания детей, вопросы их духовной культуры – аксиома. Городу нужны просвещенные образованные люди, а самые надежные инвестиции – в образование детей: они обеспечат нам будущее.
А кстати, знаете ли вы, что стоит на первом месте по силе влияния на душу человека? Музыка… А знаете, на каком месте оказалось самое прекрасное чувство – любовь? На шестом…
Но в наше прагматичное время у музыки проявилось еще одно существенное преимущество – обучение музыкой с детства закладывает прочные основы дисциплины и воли, целеустремленности и ответственности, стрессоустойчивости и хладнокровия, креативности и оперативности мышления. Именно то, что востребовано современным обществом.
Бывшие музыканты отправляются в свободное плавание: они идут в бизнес, в банковское дело, в менеджмент, торговлю и т.п. Что интересно – они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми чревато новое дело, их не сбивают с толку неизбежные трудности, они легко приспосабливаются к другим условиям, быстро меняя и адаптируя собственное мышление, для них не является проблемой общение с новыми людьми и т.д. Почему? Ответ очевиден: с детства они учились самостоятельно (!) преодолевать возникающие трудности, где не поможет ни мама, ни папа, ни подсказка, ни шпаргалка, ни третья попытка – на сцене. Ты должен здесь и сейчас с первого раза и абсолютно самостоятельно показать все, чему научился. При этом на тебя пристально смотрят десятки внимательных оценивающих глаз. И так – несколько раз за учебный год. Не слабо?
Могучую силу воздействия музыки на организм человека люди заметили ещё в древности. Воздействуя эмоционально на душу и настроение человека, она способствует внутренней организации всех физиологических процессов в организме.
Энцефалограмма детей, занимающихся музыкой, отличается от тех, кто не занимался ею. Благодаря музыкальным занятиям у детей правое и левое полушария головного мозга. работают, как бы прислушиваясь и согласовываясь друг с другом. При измерении мозговых импульсов поющего ребенка обнаружили, что во время пения происходят два параллельных процесса: мелодический и текстовой, и они друг с другом не смешиваются, т.е. песня не является неким третьим синтетическим образованием, а наоборот, прекрасно существует в нашем мозгу, как бы в двух параллельных измерениях – мелодия и текст. Получается, что люди много поющие становятся своего рода Цезарями, умеющими делать два дела одновременно. Пение улучшает речевые способности человека, словесную и зрительную память.
Музыканты – самый гармоничный тип человека. У женщин-музыкантов несколько выше, чем обычно, уровень тестостерона в крови, поэтому в критических ситуациях они отличаются мужеством. Мужчины же музыканты отличаются мягкосердечием, терпеливостью, сочувствием, у них нет злости, они не вскипают гневом так легко, как немузыканты.
Дети, которые занимаются музыкой, не склонны намеренно задевать ближних. Те, кто поют в хоре, читают с листа и знают ноты, подолгу работают с музыкальными инструментальными произведениями, преступниками не становятся никогда. Это доказано давно. Видимо, мышление этих детей не настроено на криминал. Более того, люди, любящие классическую музыку, гораздо более терпимы к музыке других стилей – джазу, року, народной музыке, поп-музыке и чему угодно еще, нежели любители перечисленных типов – к классической музыке.
Известно так же, что музыка очень развивает математическое мышление. Среди выдающихся математиков очень много музыкантов. Дирижер Э.Ансерме и композитор Э.Денисов по первому образованию – математики. Физик А.Эйнштейн и знаменитый сыщик Ш.Холмс любили играть на скрипке. А композитор И. Стравинский утверждал, что музыкальное и математическое мышление более чем родственны.
Только во время занятия музыкой можно получить первые уроки эмоционального и глубоко позитивного... стресса, ведь музыка полезна еще и как воспитатель стрессоустойчивости.
Музыканты – очень сильные люди и потому, что все время работают в условиях дефицита времени (отведенного им сценическими условиями). Они прекрасно работают в команде. Среди них наибольший процент тех, кто мыслит креативно, нестандартно.
Чтение с листа по нотам учит далеко видеть и сравнивать мелкие пространственные фигуры (ноты и знаки), мгновенно «схватывать» их и так же мгновенно переводить увиденное и понятое в физические действия (т.е. исполнять на инструменте) – и все это в условиях крайних временных ограничений. Одним словом, сразу четыре действия: вижу-думаю-делаю-слышу музыкант учится выполнять одновременно и мгновенно, сохраняя при этом постоянный слуховой контроль. Объем пространственной памяти, контроль и анализ, скорость реакции – все это характерные качества музыкантов. Разве не нужны эти качества операторам сложных машин, авиадиспетчерам, пилотам и прочим специалистам, вынужденным мгновенно реагировать на большой поток информации?
Вот, собственно говоря, для чего надо учиться музыке: не только для того, что бы стать музыкантом, а для того, что бы стать лучшим в своей профессии, и музыкальная школа – хорошая база для закладывания в человеке качеств, нужных в любой отрасли. Мы помогаем с помощью искусства и музыки подготовить детей к жизни.
Всё преходяще, искусство – вечно!